Раздел 5. История Нового времени.

При изучении раздела записать в конспект

значение следующих понятий:

Новое время модернизация
Возрождение индивидуализм
Реформация Контрреформация
Великие географические открытия колониальная экспансия
метрополия колония
абсолютизм революция
коалиция протекционизм
опричнина внутренний рынок
промышленный переворот общественное сознание
кризис урбанизация
научная революция секуляризация
барокко классицизм
Просвещение «общественный договор»
«народный суверенитет» танзимат
сентиментализм мануфактура
фабрика конституция
право экстерриториальности гражданское общество
индустриальное общество партия
консерватизм либерализм
социализм «средний класс»
научная картина мира естественнонаучные знания
модернизм романтизм
реализм импрессионизм
символизм авангардизм
художественный стиль колониальная империя
доктрина антиколониализм
изоляция «восточный вопрос»
межцивилизационный диалог поликонфессиональность
многонациональность аракчеевщина
военные поселения общественное движение
декабристы национализм
космополитизм бюрократия
геополитическое положение легитимизм
автономия западники
славянофилы национально-политическая идентичность
теория «официальной народности» крестьянская реформа
Просвещённый абсолютизм народничество
марксизм менталитет
Смута закупы
изгои рядовичи
холопы казачество
Вестфальская система миропорядка Венская система миропорядка
геополитическое положение политика «баланса сил»

Подготовить ответы на следующие проблемные вопросы и задачи:

  1. Укажите хронологические рамки эпохи «Нового времени». Каково происхождение этого понятия?
  2. Какие изменения в экономике произошли на рубеже XV-XVII вв. в Европе?
  3. Что такое Великие географические открытия? Расскажите о главных открытиях. Каковы были их последствия?
  4. Что такое Возрождение? В чём состояли его основные идеи? Каковы достижения деятелей Возрождения?
  5. В чём причины Реформации? Какие течения были в Реформации? Как католическая церковь боролась с Реформацией?
  6. Охарактеризуйте основные положения протестантизма.
  7. Что такое абсолютизм и в чём причины его возникновения?
  8. Назовите сходства и различия в развитии революционных событий в Нидерландах и Англии.
  9. Каковы причины Великой французской революции? Почему говорят о всемирно-историческом значении этой революции?
  10. Как произошло образование США?
  11. Опишите основные стили и расскажите о главных достижениях западноевропейской культуры XVII-XVIII вв.
  12. Что такое Просвещение?
  13. Какие цели преследовали внутренние реформы Ивана Грозного в 1549-1563 гг., и какие области отношений они охватывали?
  14. Что такое опричнина? В чём смысл и последствия?
  15. Что такое смутное время?
  16. Как развивалась экономика России в XVII веке? Что нового появилось тогда в экономике?
  17. Какое значение имело освоение Сибири?
  18. Опишите народные восстания в XVII в.
  19. Какие перемены произошли в России в период правления Петра I?
  20. Что такое эпоха дворцовых переворотов? Как в эту эпоху развивались экономика и социальный строй России?
  21. Что такое «просвещённый абсолютизм»?
  22. Что стало главным содержанием внутренней политики Екатерины II?
  23. В чём состояли особенности развития Османской империи, Китая, Индии в XVI-XVIII вв.?
  24. Как происходила колониальная экспансия европейцев в XVI-XVIII вв.?
  25. Что такое промышленный переворот? Каковы его последствия?
  26. Каковы главные достижения европейской культуры XIX в.?
  27. Расскажите об основных событиях внутренней и внешней политики России в начале XIX в. Почему Россия победила Наполеона?
  28. В чём причины и цели движения декабристов?
  29. Раскройте основные направления политики Николая I. Почему Россия потерпела поражение в Крымской войне?
  30. Каковы направления общественной мысли в России во второй четверти XIX в.?
  31. Опишите реформы, проведённые в России в 60 – 70-х гг. XIX в.. Каково их значение?
  32. Расскажите об общественном движении в правление Александра II. Что такое народничество?

Решить следующие тестовые задания:

1. Великие географические открытия были начаты:

А) португальцами

Б) испанцами

В) англичанами

2. Великие географические открытия привели главным образом:

А) к мирному диалогу цивилизаций

Б) к развитию мировой торговли

В) к европейской колонизации цивилизаций Америки и Азии

3. Утверждение мануфактурного производства стало проявлением перехода:

А) от античности к средневековью

Б) от средневековья к Новому времени

В) от Нового времени к новейшему времени

4. Реформация сопровождалась крестьянской войной:

А) в Германии

Б) во Франции

В) в Англии

5. Первая в мире буржуазная революция произошла:

А) в Англии

Б) в Голландии

В) во Франции

6. В Голландии в эпоху Нового времени использовался следующий орган представительной власти:

А) Генеральные штаты

Б) Долгий парламент

В) Национальное собрание

7. К периферии развития мирового капитализма эпохи Нового времени относилась:

А) Западная Европа

Б) Восточная Европа

В) Северная Европа (Скандинавский регион)

8. Из данных стран к периферии развития мирового капитализма в ХVII-XVIII вв. относилась:

А) Голландия

Б) Англия

В) Германия

9. Самая поздняя классическая буржуазная революция состоялась:

А) в США

Б) во Франции

В) в Англии

10. Первая в мире конституция была принята:

А) во Франции

Б) в Англии

В) в США

11. Центром объединения Германии в ХIX в. стала:

А) Пруссия

Б) Саксония

В) Австрия

12. Наиболее часто попытки буржуазно-демократических революций ХIX в. происходили:

А) в США

Б) во Франции

В) в Англии

13. Когда началось формирование абсолютизма в России?

А) при Иване III

Б) при Иване IV

В) при Алексее Михайловиче

14. Как можно характеризовать государственную политику после Смуты?

А) как либеральную

Б) как консервативную

В) как демократическую

15. Благодаря какому документу выходцы из низших сословий могли рассчитывать на получение дворянского титула в России?

А) «Жалованной грамоте дворянству»

Б) Генеральному Регламенту

В) «Табели о рангах»

16. Чем были заменены приказы ХVI – ХVII вв.?

А) министерствами

Б) коллегиями

В) Государственным Советом

17. Какова была основная цель преобразований Петра I?

А) укрепление личной власти монарха

Б) стремление модернизировать русское общество

В) укрепление обороноспособности страны

18. Какое явление в российской истории получило название политики «просвещенного абсолютизма»?

А) реформы Петра I

Б) политика правительства Екатерины II

В) освобождение крестьян от крепостной зависимости Александром II

19. Кто назывался «временнообязанным» в пореформенной России?

А) солдат, увольнявшийся после срочной службы в запас

Б) арендатор земли

В) крестьянин

20. Какая из буржуазных реформ 60-70-х гг. ХIХ в. оказалась самой радикальной и последовательной?

А) земская

Б) военная

В) судебная

21. Выберите три противоборствующих общественно-политических течения, сложившихся в России на рубеже ХIХ - ХХ вв.

А) правительственное, либеральное, революционно-демократическое

Б) либерально-монархическое, народническое

В) реакционное, конституционное, анархическое

22. В ходе колонизации в ХVII – ХVIII вв. европейцы ставили перед собой цель:

А) установление политического господства

Б) экономическое подчинение

В) вывоз дешевой рабочей силы

23. Реакция Османской империи на влияние Запада в ХIХ в.:

А) изоляционизм

Б) открытая конфронтация

В) политика самоусиления

Наши рекомендации