Билет 2. Основные политические теории Древнего Мира

Билет 2. Основные политические теории Древнего Мира

Политическая мысль каждой древней цивилизации своеобразна, но одна черта роднила все политические мысли древности как на Западе, так и на Востоке: личность не рассматривалась как самостоятельная ценность.

В развитие политической мысли Запада исключительный вклад внесла Древняя Греция. Там сложился «античный способ производства» со значительным распространением рабовладения. Политический строй представлял полную противоположность восточным деспотиям. Формой политической организации служил полис (город-государство). Царская власть уступила место аристократии и рабовладельческой демократии.

На Востоке особо крупный вклад в развитие представлений о государстве и праве внесли Индия и Китай. Обе системы отразили общественный и политический строй, покоящийся на так называемом азиатском способе производства. Для него характерны верховная собственность государства на землю и эксплуатация свободных крестьян-общинников посредством налогов и общественных работ.

Цель государства - общее благо, царь - отец подданных, которые не в праве предъявлять ему какие-либо требования. Правитель ответствен не перед людьми, а перед богами.

Фундаментальную роль во всей истории этической и политической мысли Китая сыграло учение Конфуция (551-479 гг. до н.э.). Его взгляды изложены в книге «Беседы и высказывания», составленный его учениками:

Государство – это большая семья. Власть императора - власть отца, а отношения правящих и подданных – семейным отношениям, где младшие зависят от старших. Изображаемая Конфуцием социально-политическая иерархия строится на принципе неравенства людей. Конфуций выступал за аристократическую концепцию правления. Конфуций призывал правителей строить свои взаимоотношения на началах добродетели, и был противником насильственных методов правления. Основная добродетель подданных состоит в преданности правителю, в послушании и почтительности ко всем «старшим». Отвергая бунты и борьбу за власть, Конфуций высоко оценивал блага гражданского мира.

В целом добродетель в трактовке Конфуция – это обширный комплекс этико-правовых норм и принципов, в который входят правила ритуала, человеколюбие, заботы о людях, почтительного отношения к родителям, преданности правителю. Ключевое, не законы, а нормы и принципы.

Билет 6. Теория разделения властей (Локк, Монтескье) и теория «сдержек и противовесов» (Джефферсон)

Разделение властей — политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена на независимые друг от друга ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Предложена Джоном Локком. Термин введён Монтескьё.

Формируется в 17-18 веке. Новое время – эпоха Возрождения, снижение влияния церкви на государства, отделение церкви, реформация, секуляризация.

Джон Локк (1633-1704) - британский педагог и философ, представитель эмпиризма и либерализма. Сторонник конституционной монархии и теории общественного договора Руссо.

Его теория: Два трактата «О государственном правлении».

Догосударственное состояние людей – состояние неограниченной свободы и равенства, наличие неотчуждаемых человеческих прав. Тот, кто хочет лишить другого свободы, вовлекает их обоих в состояние войны. Для обеспечения неотчуждаемых прав на жизнь, равенство, свободу и собственность люди добровольно заключают договор. Главная цель государства – сохранение частной собственности.

Для этого сперва необходим закон, который бы служил мерилом для всех.

Затем, необходим судья, чтобы разрешать споры с помощью закона.

Затем, нужна силы, которая будет приводить закон в исполнение.

Таким образом, несмотря на преимущества естественного состояния, человек в государстве получает защиту частной собственности.

Предложил принцип разделения властей на законодательную, исполнительную (здесь: судебная) и федеративную. Законодательная – высшая, представлена парламентом. Исполнительная – король и кабинет министров, имеет право вето на решения парламента (взаимное ограничение). Федеративная – представляет государство во внешнем сообществе.

Эта теория политических систем Истона не смогла объяснить разрушение этих самых политических систем.

Билет 14. Формы правления

Форма государственного правления – способ организации власти в государстве. В зависимости от двух способов различают две формы правления:



  • Монархия – власть передается по наследству. 15% государств в мире – монархии.
    • Неограниченная (абсолютная) (тирания). Вся полнота государственной (законодательной, исполнительной, судебной), а иногда и духовной (религиозной) власти юридически и фактически находится в руках монарха. (Бруней, Саудовская Аравия, Оман, Катар)
    • Ограниченная монархия - власть монарха (главы государства) ограничена конституцией. При конституционной монархии реальная законодательная власть принадлежит парламенту.
      • Парламентарная (исполнительная власть – правительству) (Великобритания, Канада, Австрия)
      • Дуалистическая (исполнительная власть (+законодательная) – у монарха) (Иордания, Марокко, Кувейт)

· Республика– власть передается по выборному критерию. Источником власти является народ, который передает управление государством выбранному им лицу.

o Парламентская (ФРГ). Парламент формирует правительство. Президент – глава государства (избирается парламентом), но не глава правительства (канцлер, у которого намного больше полномочий).

o Президентская (США, Россия). Президент – глава государства и правительства. Формирует правительство (исполнительная власть). Президент утверждает законы путём подписания, имеет право отправить правительство в отставку, но он лишён права роспуска парламента, а парламент лишён права выразить недоверие правительству, но может сместить президента (процедура импичмента).

o Полупрезидентская (Финляндия, Франция, Болгария). Президент – глава исполнительной власти. С одной стороны, парламент смешанной республики имеет право вынести вотум недоверия правительству, сформированному президентом. С другой стороны, президент имеет право распустить парламент и назначить внеочередные выборы.

o Суперпрезидентская (Беларусия, Туркменистан) – вся власть у президента, разделение властей только номинальное.

o Советская (до 1989) – вся власть у представительных органов – Советов.

Система выборов в республике – представителями народа или всем народом.

Дополнительно: США: 538 выборщиков, которые выбирают президента (косвенные выборы). Парламент (Конгресс) состоит из Сената (избираются всенародным голосованием штата на 6 лет) и палата представителей (прямые выборы на 2 года).

Системы престолонаследия в Европе:

· салическая– только мужская линия (Япония);

· полусалическая – мужчин нет, тогда женщины (Австрия, Россия, Греция, Бавария);

· кастильскую (английскую): женщины устраняются от наследования лишь в пределах одной линии, например, младший брат устраняет старшую сестру, но дочь старшего брата исключает дядю (Великобритания, Испания, Дания, Монако, ранее также Португалия).

· шведскую, то есть наследником является старший ребёнок монарха независимо от пола (Швеция, Норвегия, Бельгия и Нидерланды).

Эмпирические данные

Екатеринбург, 2006. Данные исследования показывают, сегодня интерес к политике проявляют 37% опрошенных, равнодушных существенно больше – 62%.

Чаще всего источником политических новостей выступают передачи центрального телевидения (88%), на втором месте – местное телевидение и газеты, затем в порядке убывания следуют радио, рассказы знакомых и родственников. Получение информации о событиях политической жизни идет в фоновом режиме – вперемешку с прочими новостями.

Исследование различных форм политического участия. Сегодня в России сложились те же формы, что и на Западе: участие в выборах, в деятельности политических партий, общественных организаций и т. д. 55% опрошенных считают участие в выборах одним из средств, с помощью которого можно способствовать изменению политики. На втором месте – участие в политических партиях, далее – участие в митингах, демонстрациях (26%). Однако 47% не принимают участия в политике и не считают это возможным.

Политические ценности современного российского общества, в % от числа опрошенных: 44% - свобода, 41% - сильная власть. Вот он, раскол и сосуществования авторитаризма и демократизма.

Москва, ВЦИОМ, 2006.

Наша ПК самобытна, она сильно отличается от ПК других развитых стран, – считает большинство респондентов (67%, с ними не согласны 24%). Для нее характерны пассивность, равнодушие и нежелание людей участвовать в политической жизни (68%), неумение и нежелание соблюдать законы (56%), всеобщее неверие в идеалы и принципы (52%) и, в то же время, – уважение людей к государственным символам (54%); открытость и восприимчивость к опыту других народов (53%), коллективизм, стремление решать все основные вопросы сообща (51%).

В качестве характерных черт политической культуры современной России исследователи выделяют следующие:

- ценности коммунитаризма – приоритет групповой справедливости перед принципами индивидуальной свободы;

- индифферентное отношение к политическому участию;

- персонализированное восприятие власти;

- предрасположенность к конформизму;

- подданническое отношение к власти;

- правовой нигилизм;

- нетерпимость к другим мнениям, принципам;

- некритическое восприятие зарубежного опыта, копирование его сомнительных образцов;

- предрасположенность к силовым методам разрешения конфликтов\

Геостратегия Россия-Европа

Восточная Европа – слабое место. Слабые отношения с Чехией и Румынией. Лучшие отношения с Белоруссией. Худшие с Украиной, которая заняла проамериканскую позицию.

Балтика вступила в НАТО. Литва важна как транзит для Калининграда. Территориальные споры с Латвией и Эстонией.

Западная Европа – «бархатный занавес культуры» в 90-х. Важны Германия и Франция, т.к. они определяют европейскую политику. Италия также.

С Великобританией все плохо, они в коалиции с США. Они не выдают нам наших преступников, мы их уличает в шпионаже на нашей территории.

Скандинавские страны. Шпионский скандал со Швецией. Территориальные споры в Баренцевом море с Норвегией. С Финляндией нормальные, ввиду близости.

· Либералы-западники – за хорошие отношения с Западом.

· Прагматичные националисты – за отстаивание национальных интересов и демократию.

· Националисты-фундаменталисты – за цивилизационное своеобразие, политическую изоляцию.

Геостратегия Россия-Азия

1990-е – отношения резко изменились. Были развитые отношения с Индией, сейчас нет.

Стремление к формированию многополярного мира.

Важный партнер – Китай. 2007 – год Китая в России. Экспорт энергоносителей. Урегулировали территориальные проблемы. Не урегулировано – массовая иммиграция китайцев на Дальний Восток, опасность территориальных претензий.

«Азиатская пятерка» (Шанхайская организация сотрудничества): РФ, Казахстан, Китай, Киргизия, Таджикистан (2001). + Узбекистан. Общая экономическая зона, безопасность, борьба с терроризмом, культурное сотрудничество.

Япония – территориальные претензии с 1950-х гг. А так – активное экономическое сотрудничество.

Рост интереса к странам АТР – Юго-Восточная Азия, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Океания, Дальний Восток. Главное – безопасность. Мы потеряли бывших союзников. Опасность – экономическая экспансия. Военная мощь флота ослабла (атомные подлодки списаны).

Отношения с КНДР (Сев, соц) – плохие после распада СССР, влияние уменьшилось.

США

Нужно дружить. В 2002 со многими странами США заключили соглашение о борьба с терроризмом (но вмешательство во внутренние дела). Декларация о стратегических рамках российско-американских отношений в Сочи в 2008. После августа 2008 ухудшились. Сейчас хотят помириться.

Они не распустили НАТО, как обещали. Мы не знали, как реагировать. Путин пытался наладить отношения. Особенно после 11.09.01. 2003 – мы вместе с Францией и Англией против войны в Ираке. 2004 – против оранжевой революции (которая направлена на нас).

К основным проблемным вопросам между Россией и США относятся помощь России Ирану в осуществлении ядерной программы, энергобезопасность, ситуация в Грузии, Украине и Палестине, а также развёртываемая США в Европе система противоракетной обороны. Под предлогом развития демократии США финансируют некоторые российские неправительственные организации и политические партии.

В начале 2007 между США и Россией с новой силой разгорелся конфликт по поводу намерения США разместить в Польше и Чехии элементы своей системы ПРО. По словам руководства США, этот шаг направлен на защиту Европы от северокорейских и иранских ракет.

В августе 2008 весь западный мир трубил о том, что мы бомбим Россию, мол, мы захватчики.

Зато развитое экономическое и культурное сотрудничество.

Структура ООН

Генеральная Ассамблея ООН – главный совещательный, директивный и представительный орган. 1 страна – 1 голос. Решения принимаются большинством в 2/3 голосов или абсолютным.

У Генеральной Ассамблеи сессионный порядок работы. Она может проводить ежегодные (сентябрь-декабрь), специальные и чрезвычайные специальные сессии.

Имеет Генеральный Комитет и еще 6 Комитетов (по всяким разным вопросам).

Специальные сессии созываются в течение 15 дней по требованию СБ. Чрезвычайные – в течение 24 часов.

Председатель Генеральной Ассамблеи. Открывает и закрывает каждое пленарное заседание Генеральной Ассамблеи ООН, полностью руководит работой Генеральной Ассамблеи и поддерживает порядок на ее заседаниях. Мигель д`Эското Брокман (Никарагуа).

Совет Безопасности – несет главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности; его решениям обязаны подчиняться все члены ООН. Пять постоянных членов Совета Безопасности (Российская Федерация, США, Великобритания, Франция, Китай) обладают правом вето. Россию представляет постоянный представитель России при ООН (Василий Чуркин).

Десять непостоянных избираются Генеральной Ассамблеей на 2 года.

Решения принимаются большинством в 9 голосов (+вето постоянных членов).

Секретариат– административный орган. Международный персонал, работающий в учреждениях по всему миру и выполняющий разнообразную повседневную работу Организации. Он обслуживает другие главные органы ООН и осуществляет принятые ими программы и политические установки. Как PR-отдел. Во главе Секретариата стоит Генеральный секретарь, который назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности сроком на 5 лет с возможностью переизбрания на новый срок. Сейчас Пан Ги Мун.

Международный суд ООН– главный судебный орган ООН. Суд состоит из 15 независимых судей, действующих в личном качестве и не являющихся представителями государства. Они не могут посвящать себя никакому другому занятию профессионального характера. При исполнении судебных обязанностей члены Суда пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами.

Стороной дела данного Суда может быть только государство, а юридические и физические лица обращаться в Суд не в праве.

Экономический и Социальный Совет – осуществляет функции ООН в сфере экономического и социального международного сотрудничества. Состоит из 5 региональных комиссий. 45 членов.

Совет по Опеке – рассматривал процессы политического, экономического, социального прогресса народов, получивших независимость в процессе деколонизации. Приостановлен с 1994.

Вспомогательные органы: Всемирный Банк, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО), ЮНЕСКО.

Расчет бюджета ООН — это процесс, в который вовлечены все члены организации. Бюджет выдвигается Генеральным секретарем ООН, предложенный бюджет анализируется Консультативным комитетом по административным и бюджетным вопросам, состоящим из 16 членов, и Комитетом по программе и координации, состоящим из 34 членов. Рекомендации комитетов направляются Административно-бюджетному комитету Генеральной Ассамблеи, включающему все государства-члены, который еще раз тщательно анализирует бюджет. Наконец, он представляется Генеральной Ассамблее для окончательного рассмотрения и утверждения.

Главный критерий, используемый государствами-членами в Генеральной Ассамблее, — это платёжеспособность страны. Платёжеспособность определяется на основании величины валового национального продукта (ВНП) и ряда корректировок, в том числе корректировок на внешнюю задолженность и уровень дохода на душу населения. США и Япония по 20%, Россия 1% (2005).

Конвенции ООН. Носят рекомендательный характер. Сентябрь 2008 – Россия выразила протест против подписания договора между ООН и НАТО.

Деятельность ООН:

· Миротворческая миссия и урегулирование конфликтов

· Соблюдение прав человека

· Гуманитарная и чрезвычайная помощь

· Помощь палестинским беженцам

· Разоружение

· Экономическое и социальное развитие

ООН — лауреат Нобелевской премии мира (2001; премия «За вклад в создание более организованного мира и укрепление мира во всем мире» присуждена совместно организации и её Генеральному секретарю Кофи Аннану). Ранее, в 1988 году, Нобелевскую премию мира получили Миротворческие силы ООН.

Критика: неэффективность, недемократичность, игнор развивающихся стран, раздутость бюджета, бюрократизация, финансовые скандалы.

Структура НАТО

Высшим политическим органом НАТО является Североатлантический совет (Совет НАТО), который состоит из представителей всех государств-членов и проводит свои заседания под председательством Генерального секретаря НАТО. Североатлантический совет может проводить свои встречи на уровне министров иностранных дел и глав государств и правительств. Решения совета принимаются единогласно. В период между сессиями функции Совета НАТО выполняет Постоянный совет НАТО, куда входят представители всех стран-участниц блока в ранге послов.

Высшим военно-политическим органом организации с декабря 1966 года стал Комитет военного планирования, который собирается дважды в год на свои сессии на уровне министров обороны, хотя формально состоит из постоянных представителей.

Высшим военным органом НАТО является Военный комитетю К основным органам НАТО относится также Группа ядерного планирования, проводящая свои заседания обычно дважды в год на уровне министров обороны, обычно перед заседаниями Совета НАТО. Исландия представлена в Группе ядерного планирования гражданским наблюдателем.

Официальные языки НАТО — английский и французский.

Штаб-квартира совета НАТО находится в Брюсселе (Бельгия).

Совет Россия-НАТО

2002 год.

1993 – Лейк, помощник президента США по военным делам представил доклад в Университете «Новая стратегия США: от сдерживания к расширению».

Принципы: демократия и рыночная экономика; расширение влияния и присутствия НАТО вместо сдерживания мировой угрозы.

Польша, Венгрия, Чехия, Словакия получили материальную помощь для вступления в НАТО.

1997 – в Мадриде установлены границы расширения на Восток. НО! 2002 – приняты страны Балтии, нарушая договор 1997.

2004 – приняты Болгария, Румыния и т.д.

1999 – в Вашингтоне новая стратегия в связи с события в Косово – вторжение «с миротворческой миссией».

Четкое толкование угрозы НАТО – «нестабильность в евароатлантическом регионе, экономические и социальные трудности». Только силовые методы решения конфликтов! Бомбардировка Сербии, Косово – без санкций ООН.

Для вступления в НАТО необходимо определенное стратегическое положение (ценится лучше экономической выгоды).

В рамках контактов «Россия — НАТО» в настоящее время функционирует ряд рабочих групп по следующим направлениям сотрудничества:

· в воздушном пространстве

· в области тыла и материально-технического обеспечения

· в области противоракетной обороны

Участие в миротворческих миссиях. Совместные усилия по спасению экипажей подводных лодок.

19 августа 2008 года — по инициативе НАТО, в связи с грузино-югоосетинским конфликтом была приостановлена деятельность совета Россия-НАТО.

22 августа 2008 года — российской стороной было прекращено сотрудничество с НАТО. По заявлению постоянного представителя России при НАТО Дмитрия Рогозина: «Решение носит временный характер и будет оставаться в силе до принятия политическим руководством России особого решения на этот счет».

26 августа 2008 года — Генштаб Вооруженных сил РФ обеспокоен наращиванием группировки НАТО военно-морских сил в акватории Черного моря до 18 кораблей.

23 сентября 2008 года Россия выразила протест в связи с подписанием в этот день «декларации о сотрудничестве между секретариатами НАТО и ООН». Декларацию подписали Яап де Хооп Схеффер и Пан Ги Мун.

5 марта 2009 года министры иностранных дел стран—членов НАТО объявили о возобновлении отношений с Россией, прекращенных после августовского кризиса на Кавказе.

По мнению директора Центра международных исследований Института США и Канады Анатолия Уткина, Россия это единственная страна в мире, способная уничтожить НАТО за сорок минут с использованием ядерного оружия.

Билет 2. Основные политические теории Древнего Мира

Политическая мысль каждой древней цивилизации своеобразна, но одна черта роднила все политические мысли древности как на Западе, так и на Востоке: личность не рассматривалась как самостоятельная ценность.

В развитие политической мысли Запада исключительный вклад внесла Древняя Греция. Там сложился «античный способ производства» со значительным распространением рабовладения. Политический строй представлял полную противоположность восточным деспотиям. Формой политической организации служил полис (город-государство). Царская власть уступила место аристократии и рабовладельческой демократии.

На Востоке особо крупный вклад в развитие представлений о государстве и праве внесли Индия и Китай. Обе системы отразили общественный и политический строй, покоящийся на так называемом азиатском способе производства. Для него характерны верховная собственность государства на землю и эксплуатация свободных крестьян-общинников посредством налогов и общественных работ.

Цель государства - общее благо, царь - отец подданных, которые не в праве предъявлять ему какие-либо требования. Правитель ответствен не перед людьми, а перед богами.

Фундаментальную роль во всей истории этической и политической мысли Китая сыграло учение Конфуция (551-479 гг. до н.э.). Его взгляды изложены в книге «Беседы и высказывания», составленный его учениками:

Государство – это большая семья. Власть императора - власть отца, а отношения правящих и подданных – семейным отношениям, где младшие зависят от старших. Изображаемая Конфуцием социально-политическая иерархия строится на принципе неравенства людей. Конфуций выступал за аристократическую концепцию правления. Конфуций призывал правителей строить свои взаимоотношения на началах добродетели, и был противником насильственных методов правления. Основная добродетель подданных состоит в преданности правителю, в послушании и почтительности ко всем «старшим». Отвергая бунты и борьбу за власть, Конфуций высоко оценивал блага гражданского мира.

В целом добродетель в трактовке Конфуция – это обширный комплекс этико-правовых норм и принципов, в который входят правила ритуала, человеколюбие, заботы о людях, почтительного отношения к родителям, преданности правителю. Ключевое, не законы, а нормы и принципы.

Наши рекомендации