Государственная политика в сфере обороны: проблемы и перспективы

Политика – это искусство управления государством, ведение гос. дел, содержание деятельности гос. органов. Она всегда отражает определенные интересы правовые, социально-экономические, вытекает из экономического состояния общества и является эффективной , если соответствует потребностям развития.

В этой области отношения регулируются ФЗ от 31 мая 1996 «Об обороне» и от 28 марта 1998 «О воинской обязанности и военной службе». Основу оборонной системы страны составляют её ВС. Президент РФ является её верховным главнокомандующим. Непосредственно руководит ВС Министерство обороны. Оно несет ответственность за состояние ВС. Указом президента от 11 марта 2003 «О государственном Комитете РФ по оборонному заказу при Министерстве обороны РФ» образован Госкомоборонзаказ, который призван обеспечить проведение единой гос. политики в области разработки, производства, унификации и стандартизации вооружения и военной техники нового назначения. Генеральный штаб ВС – орган оперативного управления, осуществляющий планирование строительства, разведывательную деятельность в интересах обороны, мобилизационного плана, подготовке граждан к военной службе и т.д. Следующим звеном системы военного управления являются военные округа, флоты, которые могут не совпадать с административно-территориальным делением, т.е. являются межтерриториальным делением. Их командующие, штабы и военные советы осуществляют задачи оперативно-стратегического характера. В настоящее время существуют следующие проблемы: нарушены экономические связи; проведена конверсия, в результате которой военные предприятия сориентированы на выпуск гражданской продукции, а те предприятия, которые выпускают военную продукцию, часто не имеют гос. заказа, что влечет проблемы сбыта; проблема решения вопросов финансирования ВС, политико-социальных вопросов и соц. аспектов в ВС. В последнее время существует угроза безопасности не только внешняя, но и внутренняя (терроризм), отсюда возрастает роль ВС. Существует также ряд проблем, касающихся финансирования ВС, уход лучших кадров, профессионализм армии, отношение граждан к военной службе, климат в армии и т.п. Пути рушения проблем очевидны: необходимо выработать новые нормативно-правовые акты, регулирующие правовой статус и деятельность ВС, создать альтернативную гражданскую службу, необходимо поддерживать профессионализм армии, качество образования, делать упор на новые технологии ВПК, создать систему социальных гарантий и экономического обеспечения военнослужащих, сертификация военной техники по международным гостам, поиск путей продажи военной техники (Индия, Китай). Перспективы: 1. поставка новой техники в ВС; 2. разработка новой техники за счет государства; 3. интеграция со странами СНГ.

2. Петровские реформы государственного уместного управления: содержание, значение.

Это век Петра I, Екатерины II, происходит завершение процесса абсолютизации власти в России.

Петр I осуществляет реформу изжившей себя системы с целью догнать Европу. Изменяется система ОГУ (приоритет Прусской системы, но с особенностями): новая СУ с повышенной системой контроля, упорядоченности и регламентации деятельности, престиж госслужбы возрос.

ЦАРЬ – ИМПЕРАТОР (с 1721г., за победу в Северной войне), абсолютная власть, престолонаследие по завещанию. Аппарат (Кабинет царского величества).

СЕНАТ (вместо Боярской Думы) – высший законосовещательный орган – назначение императором (1711). Возглавляет генерал-прокурор (Ягужинский). Указ Сената – закон. Законы подписывает император.

БД – стала административно-управленческим органом – Ближняя канцелярия (министры) координация рабочих приказов, финансы.

КОЛЛЕГИИ (вместо приказов) – исполнительный орган, во главе Президент, решения принимаются коллегиально. СИНОД – орган управления делами церкви с 172 г., возглавляет Обер-прокурор.

Местное управление: Губернии (Губернатор) – 8, Провинции (воевода), Уезды (уездный исправник), Дистрикт (комиссар), Волость (волостной староста, старшина), Города и Села (городской воевода, комендант).

1722 – Табель о рангах (14 рангов) – формирование дворянства.

Завершение процесса оформления абсолютизма, Петр I, воля монарха во всех сферах гос. и общественной жизни – единственный источник закона, 1722 – утвердил правило передачи трона назначенному преемнику ( до него трон передавался старшему сыну). Император – глава гос. системы управления, верховный главнокомандующий, с 1721г. – глава русской православной церкви.

1711г. образован Правительствующий Сенат (Боярская дума официально упразднена), – постоянно действующий высший гос. орган управления, состав назначался царем. Указы Сената имели силу закона, за жалобы на Сенат установлена смертная казнь, общий контроль за деятельностью Сената – генерал-прокурор. Контрольные функции Сената – должности фискалов в губерниях, в войсках, система доносительства. Итог – Сенат не только орган управления, но и высший контрольный орган системы управления России.

Правительствующий Синод – орган управления церковью, высшей властью над ним обладал монарх, должность обер-прокурора Синода (око царево).

Вместо приказов система коллегий, – централизация и бюрократизация гос. аппарата. Положительным моментом в создании новой системы управления был её отраслевой принцип, деятельность коллегий охватывала всю территорию России, более высокая эффективность и оперативность работы, лучший контроль, четкое определение прав и обязанностей. Но система приказов не была ликвидирована, отраслевой принцип не соблюдался, волокита, казнокрадство, непрофессионализм чиновников.Реформа местного управления – участие вместе с назначенными воеводами выборных представителей дворянства. Разделение на губернии– сначала 8, потом 11, которые делились на провинции во главе которых губернаторы, вице-губернаторы или воеводы., провинции делились на округа. Администрация провинций подчинялась непосредственно коллегиям. Финансовые и административные полномочия в руках губернаторов (представители центральной власти), создана разветвленная иерархическая сеть бюрократических учреждений.

Городское управление – по европейскому образцу, создание гильдий.

Модернизация управления привела к расширению роли государства и усилению его контрольных функций, замена приказов коллегиями способствовала строгому распределению сфер гос. управления, разграничены функции центрального и местного аппарата управления, разделение трех ветвей власти (законодательная исполнительная судебная), церковь отделена от государства, единообразие общегосударственных рангов чиновничьей иерархии.

Все гос. учреждения обязаны исполнять решение монарха. Ему подчинялась вся система судебной власти – его решения отменяли любые другие, он утверждал смертный приговор, право помиловать, его воля – главный источник судопроизводства.

1722– Табели о рангах – новая классификация армейской, штатной и придворной службы с разделением каждой на 14 рангов (право на получение личного дворянства – низший 14 и потомственного – 14 военный, 8 –гражданский). Бюрократия распалась на три группы (1 – 4, 5 – 12, 13 – 14) Моральный престиж службы непрерывно повышался – безупречная работа давала возможность получить материальное благополучие и дворянство.

1699–рекрутская повинность – основной принцип формирования армии, распространялась на все сословия. Вначале набор осуществлялся по подворному принципу, с 1722– по подушному.

Петр I заложил основы будущего господства бюрократии.

Наши рекомендации