Государственная политика в религиозной сфере

Под "конфессиональной политикой" понимается:

1)комплекс стратегий и шагов светского государства по отношению к различным конфессиям, находящимся в равном поло­жении, направленный на урегулирование отношений между ними, между ними и государством, а также между религиозной и нерелигиозной частями общества в целом;

2)политические меры по обеспечению прав и свобод граж­дан на исповедание любой религии или неисповедание никакой;

3)сознательная деятельность государства, его аппарата с целью достижения желаемых результатов в религиозной сфере власт­ными инструментами.

Сфера конфессиональной политики включает политику государ­ства в отношении религиозных организаций, политическую активность религиозных организаций и участие общества в развитии отношений государства и религиозных организаций.

Статус религиозных организа­ций близок к статусу общественных организаций. Со стороны государ­ства религиозные организации получают разнообразную поддержку. Одновременно государство осуществляет контроль за их деятельностью. Создается новая модель политики по отношению к религии, включающая три элемента: а) теоретико-идеологическое обоснование; б) юридический базис; в) специальные органы, предназна­ченные обеспечивать связь между государственными структурами и религиозными организациями. Эта модель дает наиболее полное пред­ставление о характере государственно-конфессиональных отношений и статусе отдельных конфессий. Изменения в сфере религии и государственно-конфессиональных отношений нашли отражение в законодательстве. В 1992 году в Рес­публике Беларусь был принят демократический закон "О свободе веро­исповеданий и религиозных организациях", сыгравший свою роль в правовом обеспечении новых отношений между государством и рели­гиозными организациями. Вместе с тем этот закон был принят без серьезной теоретической подготовки, которой объективно не могло быть, учитывая долгие годы научного и законодательного забвения по отно­шению к религиозным институтам.С принятием Конституции Республики Беларусь 1994 года (с измене­ниями и дополнениями), а в 1998 году Гражданского кодекса Республи­ки Беларусь, ряд положений закона Республики Беларусь "О свободе вероисповеданий и религиозных организациях" (1992) вошли с ними в противоречие. Необходимо было реформировать этот закон в соответствии с современной законодательной системой и практикой. Наряду с позитивными переменами в религиозной среде нарастали негативные процессы, связанные с политизацией религиозных организа­ций, посягательством на личность, права и здоровье граждан. Пользуясь несовершенством закона, под видом религиозных организаций стали создаваться и регистрироваться псевдорелигиозные организации, зани­мающиеся коммерческой деятельностью, доставкой и перепродажей гу­манитарной помощи, целительством, различными единоборствами. Закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О свободе вероисповеданий и религиозных организациях" (далее - закон) был принят 27.06.2002 г. Палатой представителей На­ционального собрания Республики Беларусь. Одобрен Советом Респуб­лики 2 октября 2002 года. 31 октября 2002 года он подписан Президен­том Республики Беларусь. Данный правовой акт легализует законодательным путем бело­русский религиозный плюрализм и одновременно упорядочивает дея­тельность религиозных организаций. На государстве лежит обязанность обеспечить, прежде всего, право­вой статус личности по отношению к религии, т.е. обеспечить право личности на свободный выбор вероисповедания и свободное отправле­ние религиозного культа. Государство должно не­укоснительно обеспечить юридическое равенство религий и рели­гиозных организаций перед законом. У государства есть право выбирать себе партнеров для сотрудничества среди религиозных организаций с учетом их роли в формировании культуры страны. Конфессиональная политика нашего государства должна быть на­правлена на поддержание традиций толерантности в межконфессио­нальных отношениях. Но при этом надо учитывать, что Православие является генетически первичной христианской конфессией, было и остается ведущим вероисповеданием в республике. Государство не возлагает на рели­гиозные организации выполнения каких-либо государственных функ­ций, не вмешивается в деятельность религиозных организаций, если она не противоречит законодательству Республики Беларусь. В учреждениях образования не допускаются создание и анонимная или иная деятельность религиозных организаций, проти­воречащая законодательству. Создание у нас республиканского органа государственного управле­ния по делам религий - беспрецедентное явление в истории взаимоот­ношений между религиозными организациями и белорусским госу­дарством. Среди функций этого органа можно назвать: координационные, кон­сультативные, информационно-аналитические, методические, конт­рольные (причем контроль должен осуществляться как за соблюдени­ем законодательства о свободе совести, так и за уставной деятельнос­тью религиозных организаций), а также необходимость повышения уровня религиоведческой и правовой подготовки специалистов, работа­ющих в области государственно-религиозных отношений.



Наши рекомендации