Организация муниципальной службы: правовые основы и ключевые проблемы

Муниципальная служба – профес. деятельность граждан, кот.осуществляется на пост. основе на должностях МС, не являющ. выборными, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

Наниматель - МО, его полномочия у представителя нанимателя - глава МО, руководитель ОМС, председатель избирательной комиссии МО или иное уполном.лицо.

МСий - гражданин РФ 18 лет (предел 65 лет), исполняющий в порядке, определенном уставом МО в соотв. с фед. законами и законами S РФ, обязанности по муниципальной должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

Лица, не замещающие муниципальные должности муниципальной службы и исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности ОМС, не являются муниципальными служащими.

НПА о муниципальной службе 131-ФЗ «Об общих принципах организации МСУ в РФ» от 06.10.2003, 25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ» от 02.03.2007 (далее – 25-ФЗ), др.фед. законами, конституциями, уставами и законами S РФ, законодательство РФ о труде с особенностями, предусмотренными 25-ФЗ.

Статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления 25-ФЗ не устанавливается.

НПА регулируют: поступление на МС, порядок прохождения, управление МС, требования к муниципальным должностям МС, аттестация права и обязанности, ограничения, связанные с МС, поощрение, ответственность, гарантии, денежное содержание муниципального служащего и др.

тесная связь с гос.гражданской службы РФ:

1) единства основных квалификационных требований к должностям МС и должностям гос. гр. службы;

2) единства ограничений и обязательств при прохождении МС и гос. гр. службы;

3) единства требований к подготовке, переподготовке и повышению квалиф-ии при МС и гос. гр. службы;

4) учета стажа МС при исчислении стажа гос. гр. службы и учета стажа гос. гр. службы при исчислении стажа МС;

5) соотносительности осн. условий оплаты труда и социальных гарантий мун. служащих и гос.гр.служащих;

6) соотносительности основных условий гос. пенсионного обеспечения граждан, проходивших МС, и граждан, проходивших гос. гр. службу, а также членов их семей в случае потери кормильца.

квалификационные требования (к уровню проф. образования, стажу МС (гос.службы) или стажу работы по специальности, проф.знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей) устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалифик.требований для замещения должностей МС, которые определяются законом SРФ в соответствии с классификацией должностей МС.

Основные принципы муниципальной службы:

1) приоритет прав и свобод человека и гражданина;

2) равный доступ граждан к МС

3) профессионализм и компетентность муниципальных служащих;

4) стабильность муниципальной службы;

5) доступность информации о деятельности муниципальных служащих;

6) взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;

7) единство основных требований к муниципальной службе, а также учет исторических и иных местных традиций при прохождении муниципальной службы;

8) правовая и социальная защищенность муниципальных служащих;

9) ответственность муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;

10) внепартийность муниципальной службы.

Ограничения, связанные с МС

1) недееспособность или огран. дееспособность; 2) осуждения его к наказанию; 3) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям; 4) наличия заболевания; 5) близкого родства или свойства, если предполаг непосред. подчиненность; 6) прекращения гражданства; 7) наличия гражданства ин. гос-ва 8) представления (под)ложных документов при поступлении на МС; 9) непредставления сведений или представления ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имуществ. характера.

Запреты, связанные с МС

1) состоять членом органа управления коммерческой организации;

2) избрания или назначения на гос.должности или на должности гос. службы, мун.должность; оплач. выборную должность в органе профсоюза, аппарате избирательной комиссии МО;

3) заниматься предпринимательской деятельностью;

4) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в ОМС, избирательной комиссии МО;

5) получать вознаграждения от физ.и юр.лиц

6) выезжать в командировки за счет средств физ.и юр. лиц, за искл..

7) использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического, финансового и иного обеспечения, другое муниципальное имущество;

8) разглашать сведения конфиденциального характера или служебную информацию;

9) допускать публичные высказывания, суждения и оценки в отношении ОМС, избир. комиссии МО;

10) принимать без письменного разрешения главы МО награды, почетные и специальные звания;

11) использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации

12) использовать свое должностное положение в интересах политических партий, религиозных и других общественных объединений;

13) создавать в ОМС, иных муниципальных органах структуры политических партий, религиозных и других общественных объединений или способствовать созданию указанных структур;

14) прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования трудового спора;

15) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов ин. неком. неправит. организаций;

16) заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств ин. государств, межд. и ин. организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства.

Основные проблемы:

- несоответствие муниципальных служащих квалиф.требованиям для замещения должностей по уровню образования;

- незначительный % конкурсного замещения вакантных должностей МС (в 2010 в УрФО 12 % по к-су, без конкурса - 64 %);

- невыполнение требований фед. законодательства об организации доп. профессионального образования муниципальных служащих (в 2009 г. во всех S, в основном из-за финанс.проблем)

Прочие

- совершенствование и приведение рег. и мун. НПА в соответствие с фед.зак-вом (приведение в соответствие квалиф. требований, нормативное закрепление вопроса присвоения классных чинов муниципальным служащим – нет в Св.обл., изъятие устаревших и изъятых из оборота терминов, а также формулировок норм, выходящих за пределы компетенции)

- недост. финансирование для введения классных чинов на МС (дотационные бюджеты МО)

- методическое сопровождение принятия программ развития муниципальной службы в МО,

- из-за кризиса приостановление действия рег.программ развития МС (формирование эффект.механизма подбора и расстановки кадров, создание и использование кадр. резерва и резерва упр. кадров, а также совершенствование кадр. состава и результативности профес. служебной деятельности муниципальных служащих

- повышение эффективности деятельности комиссий по урегулированию конфликта интересов на муниципальной службе

- соблюдение муниципальными служащими ограничений и запретов

- нарушений при проведении аттестации муниципальных служащих (несоблюдение сроков ознакомления муниципальных служащих с графиком проведения аттестации, отсутствие утверждения отзывов непосредственных руководителей, отсутствие независимых экспертов в составе аттестационной комиссии, а также включение в аттестационную комиссию в качестве независимых экспертов лиц, не являющихся специалистами в сфере муниципальной службы)

Билет №8

Наши рекомендации