Соотношение государства и права. Соотношение государства и права можно охарактеризовать через единство, различия и взаимосвязь этих понятий
Соотношение государства и права можно охарактеризовать через единство, различия и взаимосвязь этих понятий.
Единство состоит в том, что государство и право:
· возникают и развиваются совместно;
· выступают средствами управления, инструментами власти;
· призваны сочетать и обеспечивать личные, групповые и общественные интересы;
· основаны на едином базисе, определяются социально-экономическими, духовными и другими факторами.
Различия между государством и правом:
· если государство есть особая организация политической власти, то право есть социальный регулятор;
· если первичным элементом государства является государственный орган, то первичным элементом права является норма;
· государство и право не совпадают по формам, по функциям.
Взаимодействие государства и права:
· воздействие государства на право состоит в том, что государство формирует, изменяет, отменяет право (правотворчество), а также реализует и охраняет его (правоприменение);
· право воздействует на государство, упорядочивая деятельность государственного аппарата, устанавливая компетенцию его органов.
Выделяют два основных типа взаимоотношений между государством и правом:
· когда государство стоит «над правом» и в случае, если это диктуется государственной целесообразностью, может правом пренебречь (примат государства над правом в условиях режима тоталитарной законности);
· когда право стоит «над государством», выступая его ограничителем (примат права над государством в условиях режима правозаконности)
10.9. Теория различения права и закона.
Соотношение права и закона является центральной проблемой правоведения и правопонимания. Актуальность данного вопроса заключается как в теоретическом, так и прикладном, практическом значении.
В разрешении проблемы соотношения права и закона, как и в решении вопроса о соотношении государства и права, имеются различные взгляды или подходы.
Один из них ориентирован на то, что государство является единственным и исключительным источником права, все то, что записано в оформленном как закон документе (акте) и есть право.
Стремление отождествить право и закон имеет определенные основания: в этом случае рамки права строго формализуются, правом признается лишь то, что возведено в закон; вне закона права нет и быть не может. Если под правом понимать только формально-закрепленные нормы общеобязательного поведения, то вывод о тождестве права и закона неизбежен, поскольку вне источников права юридические нормы не существуют.
Однако право нельзя сводить только к юридическим нормам. Поэтому в научной, юридической литературе существует другой более распространенный подход к разрешению проблемы соотношения права и закона, который основывается на том, что право как регулятор общественных отношений считается «по меньшей мере относительно независимым от государства и закона или даже предшествующим закону».
Государство – исключительный творец и источник законов, но отнюдь не права. Формула «Право создается обществом, а закон – государством» наиболее точно выражает разграничение права и закона. Одним из сторонников данного подхода является академик В.Н. Кудрявцев. Он выделяет три аспекта различения права и закона.
Первый, наиболее элементарный, - различие понятий по объему. Право – более широкое понятие. Кроме закона т.е. акта высшей представительной власти, существуют указы, постановления, распоряжения и другие нормативные предписания., нормы международного права, явно не сводимые к законам. Если право включает не только нормы, но и правовые отношения, и правосознание, то отличие его (т.е. права) от понятия закона становится еще более определенным.
Второй аспект – различие права и закона по происхождению. Закон издается государством, а право – предшествует закону, оно непосредственно возникает из общественных потребностей.
Наконец, третий аспект – различие права и закона по содержанию. В отличие от закона, праву присущи признаки равенства и свободы. Принципы права вечны, неизменны, демократичны и гуманны. Следовательно, если закон может быть всяким – хорошим или плохим, удачным или неудачным, человечным или террористическим, то право мыслится только как нечто хорошее, гуманное, справедливое, возвышающее человека и общество.