Соотношение государства и права предполагает: единство, различия, взаимодействие, противоречия.

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА

1. Понятие, предмет, методы, функции науки теории государства и права, место в системе общественных и юридических наук.

2. Соотношение государства и права.

3. Основные теории происхождения государства.

4. Правовое государство и гражданское общество.

5. Понятие, основные признаки государства.

6. Понятие типологии государства и типа государства. Общая характеристика основных типов государства (восточного, рабовладельческого, феодального, буржуазного).

7. Форма правления: понятие, виды.

8. Форма государственного устройства: понятие, виды.

9. Политический режим: понятие, виды.

10. Государство и иные организации, входящие в политическую систему общества.

11. Понятие, признаки государственной власти. Легитимность государственной власти: понятие, виды.

12. Функции государства: понятие, виды.

13. Механизм государства и государственный аппарат.

14. Органы государства: понятие, признаки, классификация.

15. Ветви государственной власти: соотношение, взаимодействие, система «сдержек и противовесов».

1. Понятие, предмет, методы, функции науки теории государства и права, место в системе общественных и юридических наук.

Предмет ТГП составляют явления и категории, сформировавшиеся и выработанные на основе понимания единства и взаимодействия государства и права.

К ним относятся:

§ государство и право как явления цивилизации и культуры

§ основные понятия государства – формы государства, функции государства, механизм государства, орган государства, государственная власть и т.д.

§ основные понятия права – норма права, нормативный правовой акт, юридические факты, правоотношения, акты реализации права, законность, правопорядок, правовое регулирование и т.д.

§ основные правовые принципы – законности, разделения властей, презумпция невиновности, презумпция вины, уважения прав и свобод человека и гражданина и т.д.

§ основные ценности государства и права – верховенство закона, демократическая организация государственной власти, права и свободы человека и гражданина и т.д.

§ основные закономерности функционирования, взаимодействия и развития государства и права

Методология теории государства и права – это выбор определенного подхода, совокупности принципов, методов и приемов в исследовании государственно-правовых явлений и процессов.

Методы теории государства и права:

Всеобщие методы, отражающие философский, мировоззренческийподходы к действительности:

· метафизический, рассматривающий государство и право как неизменные, вечные институты;

· диалектический (материалистический и идеалистический), связывающий существование государства и права с социально-экономическими изменениями в обществе (появлением частной собственности и разделением общества на антагонистические классы) и божественной силой, объективным разумом либо с сознанием человека, с согласованием воли людей, насилием и др.

Общенаучные методы – это приемы, которые применяются на отдельных этапах научного познания. К ним относятся:

· системный подход, ориентирующийся на выявление многообразных типов связей исследуемого объекта;

· функциональный подход, нацеленный на выяснение отдельных функций явления, процесса.

Методы логического исследования явлений:

· анализ – мысленное расчленение исследуемого объекта на части;

· синтез – процесс объединения в единое целое свойств, частей, выделенных посредством анализа;

· индукция – опытное изучение явлений, когда от отдельных фактов переходят к общим положениям;

· дедукция – выведение из общих положений частных, конкретных знаний, суждений;

Частнонаучные методы – приемы, которые заимствованы из других технических, естественных и гуманитарных наук. Это, в частности:

· конкретно-социологический метод позволяющий с помощью анкетирования, интервьюирования, наблюдения и других приемов получить данные о фактическом поведении субъектов в государственно-правовой сфере;

· статистический метод, с помощью которого получают количественные показатели того или иного государственно-правового явления;

· кибернетический метод, помогающий с помощью системы понятий, законов и средств кибернетики познать явления и процессы в государстве и праве.

Среди частнонаучных особое место занимают частноправовые методы:

· формально-юридический, позволяющий дать определения юридических понятий, выявить их признаки, проводить классификацию, толковать содержание правовых предписаний, показать противоречивость правовых актов и т.д. Этот метод стремится выразить правовое знание четко и вполне определенным образом;

· сравнительно-правовой метод – мощный инструмент познания государственно-правовых явлений, процессов. Он позволяет сопоставить различные правовые системы либо их отдельные элементы – законы, прецеденты и другие для выявления их общих и особенных свойств. Сравнительный метод породил компаративистику – науку, определяющую требования к отбору понятий, юридических конструкций и других для сравнения. В условиях стремления к образованию единого правового пространства компаративистика и лежащий в ее основе сравнительно-правовой метод приобретают исключительную значимость;

· правовой эксперимент. Современная методология стремится возродить экспериментальную основу правотворчества. Положения ряда указов Президента РФ «до принятия соответствующего закона» позволяют экспериментально проверить ряд подзаконных актов и учесть результаты их «деятельности» при подготовке и принятии соответствующих законов.

Функции ТГП:

Ø Онтологическая – познание сущности правовых явлений

Ø Гносеологическая – развитие правового познания

Ø Политическая – разработка принципов управления государством, осуществления государственной власти

Ø Идеологическая – обоснование и приведение в систему идей о праве, создание основы для формирования политической и правовой культуры

Ø Прогностическая – научное прогнозирование развития государственно-правовых процессов

Ø Организаторская – выработка рекомендаций для решения конкретных государственно-правовых проблем

Ø Методологическая – определение направлений исследований отраслевых юридических дисциплин.

Место ТГПв системе юридических наук определяется её предметом, методом и социальной ролью.

ТГП фундаментальная юридическая наука, обобщающая юридические знания, имеющая методологическое значение для других юридических наук – формирует основные государственно- правовые категории, которые впоследствии используются другими правовыми науками.

2. Соотношение государства и права.

Патриархальная теория

Время появления: 354-320 г. до н. э.

Основоположники и последователи: Аристотель, М.Н. Покровский

Ø Государство – естественная форма человеческой жизни

Ø Как существа общественные все люди стремятся к объединению – созданию семей

Ø Увеличение числа семей приводит к образованию государства

Ø Государственная власть – есть продолжение и развитие отцовской власти.

Теологическая теория

Время появления: 4 в.

Основоположники и последователи: Августин, Фома Аквинский, Ж. Маритен.

Ø Бог - творец всего сущего на Земле, в том числе и государства.

Ø Поникнуть в тайну божественного замысла и постичь природу и сущность государства невозможно.

Ø Подчиняясь божественному непознаваемому, но непреложному замыслу, но непреложному замыслу любой подданный государства должен подчиняться ему, а значит не преступать государственные законы и действовать во благо этого государства.

Учение Г.В.Ф. Гегеля

Время появления: 19 в.

Ø В основе возникновения государства лежит абсолютное, разумное начало – «мировой дух»

Ø Государство – высшая форма реализации нравственности, высшая и абсолютная цель человечества

Ø Государство имеет высшее право в отношении личности

Ø Быть достойным членом государства – высшая обязанность личности

Ø Государство не служит, а господствует. Верховная власть не может выражать интересы народа, так как народ не знает даже того, чего он хочет.

Марксистская теория

Время появления: 19 в.

Основоположники и последователи: К. Маркс и Ф. Энгельс, В. И. Ленин

Время появления:

Ø Причинами возникновения государства являются: возникновение частной собственности, разделение общества на классы и возникающий классовый антагонизм

Ø Основой для государства являются экономические отношения

Ø Государство – аппарат насилия, машина для поддержания господства одного класса над другим.

Теория насилия

Время появления: 19 в.

Основоположники: Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг

Ø Государства появляются в результате войн и завоеваний из необходимости порабощения завоеванного населения, осуществления оккупации завоеванной территории.

Органическая теория

Время появления: 19 в.

Основоположники: Г. Спенсер, Р. Вормс

Ø Государство появляется вместе с людьми естественным образом, как результат естественного развития человеческого общества.

Ирригационная теория

Время появления: 20 в.

Основоположник: К. Виттфогель

Ø Государство возникает в связи с необходимостью строительства и эксплуатации гигантских ирригационных сооружений в Месопотамии, Египте, Индии, Китае.

Ø Эти работы требовали жёсткого, централизованного управления, распределения, учёта, подчинения

Ø Появился класс чиновников-управленцев обслуживающих хозяйственные объекты, постепенно поработивший всё общество.

4. Правовое государство и гражданское общество.

Идея правового государства:

Ø Идея единения силы и права в античности развивалась Платоном, писавшим об устройстве различных типов государств;

Ø Аристотель, рассуждал о том, что в правильно развивающемся государстве правят законы как уравновешенный разум. Цицерон рассматривал государство как определенное правовое образование, как некий правопорядок. Он сформулировал основополагающее требование такого государства: под действие закона должны подпадать все.

Ø Философское обоснование идее дал И. Кант, утверждавший, что правовое государство — это часовой, обязанности которого охранять права индивида от посягательств на них.

Ø Юридическое содержание феномена разрабатывалось представителями разных стран. В 1813 г. К. Велькер вводит в оборот понятие «rechtsstaat», которое рассматривал как высшую форму правления.

Ø Концептуальные положения правового государства были предложены Р. Молем в работах 1832–1834 гг.

Ø Русские юристы В.М. Гессен, С.А. Котляревский, Н.И. Полиенко и другие связывали сущность правового государства с гарантированностью прав личности, соединяли естественные права человека с государством как гарантом этих прав.

Ø В Советской России с принятием Конституции 1924 г. возникли вопросы о роли и месте государства и права, об отношении к правовому государству. Однако уже к началу 30-х гг. концепция правового государства оказалась чуждой социализму.

Ø Но эта идея проявилась в русле концепции социалистической законности. С середины 70-х гг. XX в. в научный оборот вводилось понятие «социалистическое правовое государство».

Ø С принятие Конституции 1993 г. идея правового государства нашла нормативное закрепление в ст. 1 КРФ.

Правовое государство — это такая форма народовластия, которая гарантирует реализацию прав личности, ее социальную и правовую защиту на основе нормального функционирования права.

Содержание правового государства включило в себя ряд концепций:

· народного суверенитета, в соответствии с которым народ — источник всей той власти, которой располагает государство. Суверенитет народа составляет основу государственного суверенитета;

· разделения властей в качестве гарантии безопасности населения от беззакония и злоупотребления властью со стороны кого бы то ни было;

·обеспечения приоритета права, ставшего выражением юридической связанности государства правом.

Признаки правового государства:

1.Осуществление подлинного народовластия, распространенного на все стороны организации и сферы гражданского общества и выступающего в качестве системы развития демократии.

2. Господство права, когда государство, подчинившись юридическим нормам, превращается в один из субъектов права. Связав себя правом как выразителем общей воли, государство обеспечивает себе легитимность.

3. Верховенство закона, когда различные правовые акты должны соответствовать законам, не противоречить им.

4. Разделение властей, когда государство организуется и функционирует в правовом режиме: государственные органы действуют в рамках своей компетенции, не подменяя друг друга, т.е. устанавливается взаимный контроль, сбалансированность, равновесие во взаимоотношениях государственных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и судебную власть.

В федеративном государстве наряду с «горизонтальным» разделением властей проводится и «вертикальное»: между федерацией и ее субъектами.

5. Соблюдение и гарантии прав и свобод человека. К числу гарантий относятся: материальные, политические, юридические и организационные.

Ø Материальные гарантии — это различные формы собственности.

Ø Политические гарантии – участие граждан в управлении делами государства и общества как непосредственно, так и через своих представителей; равный доступ к государственной службе; участие в отправлении правосудия.

Ø Юридические гарантии – Конституция занимает центральное место. В России она определила статус Президента в качестве гаранта прав и свобод человека и гражданина, предоставила парламенту и законодательным органам субъектов Федерации соответствующие полномочия, возложила на правительство осуществление мер по обеспечению прав и свобод человека и гражданина.

Ø Организационные гарантии: судебная защита прав и свобод, деятельность правоохранительных органов, осуществление прокурорского надзора.

К числу главных направлений формирования правового государства можно отнести:

1. Развитие и совершенствование законодательства, формирование эффективной правовой системы.

2. Создание рыночной экономики, где главными фигурами являются самостоятельный производитель, независимый потребитель и свободный гражданин. Наличие частной собственности формирует такое состояние общества, когда каждый его член в законных рамках может отказать государству в заключение правоотношения и не лишится при этом средств существования.

3. Формирование высокого уровня общей культуры вообще и правовой в частности. Построение правового и социального государства затруднено там, где имеются традиции правового нигилизма. Необходима выработка нравственных ценностей, которые позволят устранить произвол, насилие над личностью. Конкретно это выражается в демократических методах государственного управления, справедливости правосудия, защите прав и свобод личности во взаимоотношениях с государством, охране прав меньшинства, терпимости к различным религиозным воззрениям и т.п.

4. Развитие гражданского общества как своеобразного посредника между личностью и государством, в котором реализуется большая часть прав и свобод человека. Гражданское общество – это необходимое условие становления правового государства, а правовое государство необходимое условие существования гражданского общества.

Гражданское общество — это система внегосударственных общественных отношений и институтов, гарантирующая человеку совместно с государством удовлетворение его неотъемлемых политических и социальных прав и выражающаяся в стремлении передать их из поколения в поколение.

Предпосылки формирования гражданского общества:

·экономическая – это наличие самостоятельного производителя, независимого потребителя и свободного гражданина. Основа гражданского общества — «средний» класс.

·политическая – взаимодействие с государством. Гражданское общество не существует до государства и вне его. Государство оказывает воздействие на гражданское общество своей мощью, организованностью, единством. Важно, чтобы это воздействие не переросло в поглощение. В свою очередь поглощение государства обществом приводит к крайностям анархизма.

·духовная - приоритет общечеловеческих ценностей.

Признаки гражданского общества:

· самоуправление свободных граждан, организаций;

· разнообразие форм хозяйствования на основе многоукладной экономики;

· конкуренция образующих его структур и объединений граждан;

· свободно формирующееся общественное мнение, плюрализм;

· контроль за деятельностью ряда государственных структур;

· обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина.

Структура гражданского общества:

· негосударственные социально-экономические отношения и институты;

· совокупность независимых от государства производителей;

· политические партии и движения;

· общественные объединения и организации;

· система негосударственных средств массовой информации;

· сфера негосударственного образования;

· семья;

· религиозные конфессии.

Гражданское общество возникает в процессе и в результате отделения государства от социальных структур, обособления его как относительно самостоятельной сферы общественной жизни и одновременно «разгосударствления» ряда общественных отношений.

Становление гражданского общества в России связано с формированием ряда уровней общественных отношений.

Первый уровень обусловлен производством самого человека и охватывает сферу семьи, быта, культуры, образования.

Второй уровень охватывает область экономики, включая в себя производство, распределение, обмен и потребление.

На третьем уровне гражданского общества его члены цивилизованно участвуют в политической жизни. Субъектами политического процесса в современных его формах являются индивиды (граждане), их политические объединения и государство.

Проблемы внедрение идей правового государства в РФ:

· неразвитость демократии, отсутствие цивилизованного подхода к правовому управлению обществом;

· провозглашенное народовластие остается лишь идеей, за которой стоит достаточно авторитарная власть;

· конфронтация ветвей государственной власти;

· связанность государственных органов правом сталкивается с несовершенством законодательства, правовым беспределом, творимым самими органами;

·защита личности от произвола чиновников и засилья преступности не обеспечивается;

·низкий уровень правосознания, правовой культуры российского общества;

·низкая эффективность проводимых реформ.

5. Понятие, основные признаки государства

Государство – это политико-правовая организация общества, осуществляющая на определенной территории суверенную публичную власть, управление и регулирование общественных отношений.

Существуют два подхода к сущности государства: классовый и общесоциальный.

Классовый подходопределяет государство как машину, орудие для обеспечения диктатуры господствующего класса и построения бесклассового общества.

Соответственно сущность государства — это организация политической власти экономически господствующего класса.

Классовый подход выявил фундаментальные черты государства:

· необходимость властных мер, принуждения;

· существование различных социальных противоречий.

Общесоциальный подход определяет государство как правовую форму организации и функционирования публичной власти, призванную обеспечить свободное совместное бытие людей. Соответственно сущность государства – это преодоление общественных противоречий путем достижения социального компромисса.

С позиций общесоциального подхода государство призвано решать следующие задачи:

· оказывать населению необходимую поддержку в кризисных ситуациях;

· обеспечивать стабильность общественных отношений;

· гарантировать населению широкий спектр прав и свобод;

· защищать личность от негативного воздействия коллектива, различных организаций.

Наряду с этими подходами выделяют и иные: религиозный, национальный, расовый и другие, в рамках которых соответственно доминируют в политике конкретного государства религиозные, национальные, расовые интересы. Сущность государства изменчива. В зависимости от исторических условий на первый план может выдвигаться любой из названных подходов. Общая тенденция заключается в возрастании роли общесоциального подхода.

Признаки государства:

1) Территориальная организация населения включает территорию обозначенную границами и проживающее на ней население. Территориальное разделение населения порождает институты гражданства (подданства) иностранных граждан, лиц без гражданства. В республиках проживают граждане. В монархиях - подданные.

2)Наличие публичной политической власти, которая выступает от имени всего населения. Публичная власть воплощается в профессиональном сословии чиновников состоящих на государственной службе, работающих в государственных органах, которые в совокупности образуют государственный аппарат.

3) Суверенитет – независимость государства во внутренней и внешней политике. Государство решает все свои вопросы самостоятельно, независимо от любой другой власти, существующей как на территории страны, так и за её пределами. Суверенитет распространяется на всё население. Государственная власть вправе уничтожить проявление любой другой власти в государстве.

4) Связь с правом

Государство осуществляет правотворческую и правоприменительную деятельность, обеспечивает реализацию правовых норм посредством государственного принуждения.

Право юридически оформляет государственную власть и тем самым способствует ее легитимности, а также определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства. С помощью права определяется вид и мера государственного принуждения, вследствие чего, оно становится правовым и контролируемым

5) Система налогов и сборов для формирования общенационального бюджета – финансовая основа государства.

6) Монополия на принудительную власть в отношении всего населения, обеспечиваемая репрессивными органами (армией, полицией).

7) Целостность – единство составных частей государства как системы.

Современное международное право рассматривает целостность в качестве безусловного императива, возникающего исключительно из самого факта существования государства и не зависящего от иных причин.

Законодательство РФ и прежде всего Конституция РФ предусматривают единство территории РФ, включающей в себя территории ее субъектов; отсутствие у последних права свободного выхода из Федерации и права изменения своего статуса без согласия РФ; единое гражданство; единые Вооруженные силы РФ и др.

6. Понятие типологии государства и типа государства. Общая характеристика основных типов государства (восточного, рабовладельческого, феодального, буржуазного).

Типология государства — это его специфическая классификация, проводимая с позиции двух подходов: формационного и цивилизационного, раскрывающая социальную сущность государств в истории и современности.

В рамках формационного подхода главным критерием выступают социально-экономические признаки (общественно-экономическая формация). Именно базис (тип производственных отношений) — решающий фактор общественного развития, определяющий тип надстроечных элементов: государство, право и др. В зависимости от типов производственных отношений выделяются и типы государства.

Преимущества формационной типологии:

1) власть в государстве принадлежит тому классу, в руках которого находятся средства производства;

2) государства объединены в типы на основе характера власти (рабовладельческие, феодальные, буржуазные и социалистические);

3) выявлено общее и особенное в функционировании и развитии государств, входящих в различные типы;

4) сформулированы основные закономерности смены одного типа государства другим.

Слабые стороны формационной типологии:

· догматизация исторических типов государств, что проявилось в излишней запрограммированности развития человечества, в стремлении распространить европейский (средиземноморский ареал) путь на все регионы мира; многие государства не прошли всех стадий формационной типологии;

· отсутствие восточного государства, где первична политическая власть и возможность распоряжаться средствами производства производна от политического господства;

· недооценка, игнорирование ряда духовных факторов: религиозных, национальных, культурных и др.

В основе цивилизационного подхода – понятие цивилизации как определенного типа человеческих сообществ, вызывающего к жизни определенные ассоциации (союзы) в области религии, искусства, обычаев, т.е. в сфере культуры.

Цивилизационный подход исходит из того, что развитие государственности определяется множеством факторов:

а) характером господствующей идеологии;

б) уровнем духовности народа, его национальным складом;

в) географической средой;

г) международным окружением.

Эти факторы оказывают влияние на экономическое развитие общества выработкой определенных стереотипов поведения.

Достоинства подхода:

· выделение духовных факторов как существенных в конкретных исторических условиях;

· преодоление запрограммированности развития государства, когда прогресс определяет не борьба, а компромисс различных сил, интересов.

Слабые стороны:

· недооценка социально-экономических факторов;

· это типология не столько государства, сколько общества;

· не выделяется то главное, что характеризует государство — организация политической власти;

· слабая разработанность типологии.

Тип государства — это совокупность взаимосвязанных черт государства, порождаемых исторической эпохой.

В соответствии с формационным подходом выделяют следующие типы государств: рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое.

Рабовладельческое государство — это политическая организация экономически господствующего класса рабовладельцев. Большинство рабовладельческих государств существовало как города-республики, потому что только так можно было выявить классовую волю собственников средств производства. Потребность урегулировать интересы массы людей, равных по отношению к собственности, вызвала появление разработанных правовых систем, основным источником права в которых является закон.

Феодальное государство на всех этапах своего развития служит интересам класса феодалов. Частная собственность феодалов на землю определяет то обстоятельство, что эти государства возникают и существуют как монархии. Основной источник права — правовой обычай. В период феодальной раздробленности в каждой местности действуют свои обычаи, которые нередко кодифицируются.

Буржуазное государство в отличие от предшествующих, основанных на официальном закреплении классового неравенства, сословных привилегий, провозглашает всех людей равными и наделенными равными правами. Хотя государственная власть находится в руках класса буржуазии, постепенно повышается влияние на нее остальной части общества, поскольку всеобщее избирательное право дает возможность отдать предпочтение той или иной политической партии, тому или иному политическому деятелю. Все большее значение приобретают право и законность: идет продвижение к реальному формированию социального и правового государства. Несмотря на наличие классовых начал, возрастают объем и содержание общесоциальных функций: осуществляются социальные программы, растет уровень жизни населения.

При цивилизационном подходе на основе уровня организации государства выделяют первичные, вторичные и современные типы государств (цивилизации).

Первичный тип государства (древние Египет, Вьетнам, Иран, Япония и др.):

· основан на государственной и общественной собственности на основные средства производства (землю в первую очередь);

· обладает мощным чиновничьим бюрократическим аппаратом, который фактически является собственником средств производства;

· имеет централизованный иерархический механизм во главе с монархом;

· обладает такой правовой системой, которая закреплена в религиозно-нравственных догмах;

· носит застойный характер, очень медленно изменяется.

Вторичный тип (западноевропейская, североамериканская, восточноевропейская, латиноамериканская цивилизации) характеризуется:

· отчетливым различием между государственной властью и культурно-религиозным комплексом;

· ограничением всепроникающего воздействия государственной власти;

· зависимостью государства от культурно-религиозной системы;

· связанностью правителя религиозными принципами и заветами.

Современный тип цивилизации характеризуется переплетением традиционных и новейших политико-правовых систем.

В зависимости от решения вопроса о взаимоотношениях государства и личности различают традиционные и современные (конституционные) государства.

- Традиционное государство – это рабовладельческая или феодальная монархии.

- Под современными (конституционными) государствами понимаются в основном республики и конституционные монархии.

Появление социалистического государства связывалось с осуществлением социальной революции, сломом старой государственной машины, с организацией политической власти трудящихся во главе с рабочим классом. Предполагалось, что государство станет «полугосударством», а затем отомрет, будет заменено органами народного самоуправления.

Однако на практике получилось иначе. Государство сформировалось на основе единой государственной собственности; реальным собственником средств производства стал партийно-государственный аппарат, приобретший широкую власть. Участие народа в осуществлении власти было достаточно формальным.

Социалистическое государство было классовым на всех этапах его развития. Основной закон РСФСР 1918 г. конституционно отразил классовую сущность, в результате чего громадное число лиц было лишено избирательного права (ст.65). С 1925 г. назначения на все важные государственные посты производились с согласия партийной власти. Конституция 1936 г. в ст.1 закрепила, что СССР есть социалистическое государство рабочих и крестьян. Конституция СССР 1977 г. обеспечила господство одной партии.

Реальная жизнь не отвергает идей социализма, некоторые из них реализуются в наиболее развитых странах Запада.

В ряде стран государственная власть принадлежит узкой социальной группе, которая не может рассматриваться в качестве социального класса, а также блоку различных сил. Поскольку объединение носит временный характер и постепенно приходит к одному из основных типов государств, то такой временный тип государства именуется «переходным».

Названные типы государств — только одна из разновидностей их классификации. Возможны и другие виды, основанные на других подходах.

7. Форма правления: понятие, виды.

Форма правления — это организация государственной власти, система высших государственных органов, порядок их образования, взаимоотношений между государственными органами и населением.

Конкретная форма государства обусловливается рядом факторов:

· историческим типом государства;

· уровнем экономического развития общества;

· соотношением, расстановкой сил в обществе;

· национальными и культурными традициями;

· международной обстановкой и т.п.

Изучение формы государственного правления позволяет уяснить:

· как создаются высшие органы государства и каково их строение;

· какой принцип лежит в основе взаимодействий высших и других государственных органов;

· как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны;

· в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы граждан.

Наиболее распространена классификация форм правления по числу правящих лиц, имеющая длительную историю. Соответственно сегодня речь идет о различии монархии и республики.

Государства каждого исторического типа облекаются во множество форм. Для рабовладельческого типа были характерны монархии и республики, для феодального — монархии и городские республики, для буржуазного — демократические республики и конституционные монархии, для социалистического типа — советские республики и республики народной демократии. Однако государства определенного исторического типа имеют некоторые формы, присущие только им.

Монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично главой государства, который не несет ответственности перед населением..

Признаки монархии:

· глава государства, имеющий бессрочную и пожизненную власть;

· наследственный порядок преемственности верховной власти:

§ эта власть отличается порядком своей легитимации (утверждения, принятия);

· монарх представляет государство по собственному праву, которое не производно от власти народа;

· юридическая безответственность монарха.

Виды монархий:

1. По историческому типу

Монархии в историческом плане подразделяются на восточные деспотии, опирающиеся на азиатский способ производства; античные, в число которых входят рабовладельческие государства (например, монархия рабовладельческого Рима); феодальные монархии. В развитии феодальной монархии выделяют три периода: раннефеодальный, отличающийся большей степенью децентрализованности; сословно-представительный, когда власть монарха ограничена тем или иным сословно-территориальным представительством; абсолютный, где власть монарха всецело принадлежит ему («Государство — это я». Людовик XIV). Разновидность абсолютной монархии — теократическая монархия, когда глава государства одновременно представляет светскую и религиозную власть.

Раннефеодальная и сословно-представительная монархии образуют ограниченную (конституционную) монархию, подразделяющуюся на дуалистическую и парламентскую.

2. По полноте власти

Абсолютные монархии – вся полнота власти принадлежит единоличному главе государства. (Катар, Бахрейн, Саудовская Аравии)

Дуалистическая монархия характеризуется: (Марокко, Таиланд, Иордания)

· наличием двухпалатной структуры (нижняя палата формируется выборным путем; верхняя — назначением монарха);

· формированием правительства монархом независимо от партийного состава в парламенте, а также правом вето монарха;

·полномочием представительного органа вотировать (голосовать) бюджет.

Признаки парламентской монархии: (Великобр

Наши рекомендации