Соотношение права и государства (единство, различие, взаимодействие)

Проблема соотношения государства и права, по существу, сводится к вопросу о том, что первично в отношении этих явлений. Соответственно, приоритет отдается либо государству, либо праву. Одни исследователи полагают, что именно государство посредством законотворчества «дает праву жизнь», способствует реализации его норм на практике. Другие – утверждают, что право первично по отношению к государству, поскольку его истоки в системе общественных отношений, а государство только протоколирует, выражает правовые требования в законодательных актах.

Кроме названных подходов представляется необходимым рассмотреть соотношение государства и права с позиции их единства, различия и взаимодействия.

I. Единство (сходство) государства и права.

Наиболее определенно такое единство раскрывается с учетом той роли, которую играют государство и право как средства управления общественными процессами.

1. Они возникают одновременно в силу одних и тех же причин (экономические, политические и др.).

2. Государство и право едины в типологии. Имеется в виду то, что определенному типу государства всегда соответствует определенный тип права.

3. И государство, и право основаны на едином базисе, предопределяются социально-экономическими условиями общества, духовными факторами (особенностями общественного сознания, культуры населения и др.).

4. Государство и право выступают средствами управления процессами, происходящими в обществе. Их назначение быть своеобразными инструментами упорядочения общественных отношений.

5. И государство, и право призваны сочетать и обеспечивать интересы личности, социальных групп, общества, разрешать социальные конфликты.

6. Государство и право обладают однотипными способами воздействия на поведение граждан, организаций (убеждающие, стимулирующие, поощрительные средства, меры правового принуждения).

7. Государству и праву свойствен исторический динамизм. Существенные изменения в обществе ведут к соответствующим изменениям в государстве и праве.

II. Различия государства и права.

В научной и учебной юридической литературе различия между этими явлениями объясняются их природой, социальным назначением, выполняемыми функциями.

1. Судя по всему, государство – это особая организация политической публичной власти, обладающая суверенитетом, монополией на применение государственного принуждения. Ключевое положение в характеристике права, в том, что оно есть система установленных государством и охраняемых им норм.

2. Если государство концентрированно выражает материальную силу (чиновники, здания, в которых они осуществляют свою деятельность, транспорт, связь, оружие и т.д.), то право закрепляет, «преломляет» волю народа, социальных групп, главы государства, его администрации, волю членов законодательного собрания, правительства, и т.д.

3. Первичным элементом государства является государственный орган, а первичным элементом права – юридическая норма.

4. Различна структура (строение) государства и права. Государство состоит из органов, наделенных специальной компетенцией, образующих его механизм. Особенность строения права, как системы в том, что оно включает отрасли права, правовые институты и юридические нормы.

5. Различны формы государства и права. Форма государства включает такие элементы, как форма правления, форма государственного устройства, государственный режим. К формам права относятся нормативные правовые акты (законы и др.), договоры нормативного содержания, правовые обычаи, юридические прецеденты и др.

III. Взаимодействие государства и права:

В юридической литературе традиционно отмечаются два направления встречного воздействия государства и права.

1. Воздействие государства на право состоит в том, что именно оно формирует, изменяет, отменяет правовые нормы, организует их исполнение, обеспечивает и охраняет от нарушения с помощью специального аппарата, правоохранительных звеньев.

2. Право упорядочивает деятельность государства, закрепляет его внутреннюю организацию, форму, ограничивает произвол чиновников, обеспечивает оптимальные взаимоотношения между личностью и государством, верховенство закона в обществе. Посредством права осуществляются задачи и функции государства. Очевидно, никакая государственность немыслима вне права. В этой связи уместно следующее образное суждение: право и государство напоминают две стороны одной медали.

53. Социальные нормы: понятие, классификация (нормы морали, нормы права)

Общество не может существовать без регулирования, под которым понимается упорядочение поведения людей в различных сферах жизнедеятельности. Упорядочение (регулирование) осуществляется с помощью социальных норм, которые в совокупности оказывают регулирующее воздействие на общественные отношения.

Социальные нормы - это правила, регулирующие поведение людей в обществе. Они регулируют не любые, а наиболее типичные, массовые общественные отношения, которые фактически утвердились в жизни. Несмотря на разнообразие социальных норм, у них есть общие черты:

1) все они регулируют общественные отношения;

2) все социальные нормы адресуются людям или их объединениям;

3) преследуют одну и ту же цель – упорядочение общественных отношений.

Отметим следующие наиболее существенные особенности социальных норм:

1) предмет регулирования здесь социальный - общественные отношения;

2) субъектный состав – люди как участники социальных отношений, их объединения.

Признаки социальных норм:

- являются правилами (образцами) поведения;

- отражают достигнутую ступень экономического, социального и духовного развития общества;

- отличаются общим характером, не содержат указания на конкретного субъекта, а регулируют наиболее типичные отношения (трудовые, семейные и др.);

- характеризуются многократностью действия, способны направлять поведение людей во многих, заранее не фиксированных случаях;

- определяют границы возможного и должного поведения;

- подкрепляются возможностью реализации организационных и иных санкций в отношении тех, кто нарушил соответствующие «предписания».

Технические нормы - это правила наиболее рационального обращения людей с силами и объектами природы, техникой, орудиями и инструментами.

Имеются в виду правила проведения строительных работ, правила эксплуатации техники, нормы расходования сырья, топлива, технические условия, соблюдение режима природопользования и т.п.

Особенности этих норм:

1) специфический предмет регулирования (не только социальный);

2) «субъектный состав» - люди во взаимосвязи с внешним миром, природой, техникой;

3) создаются людьми, несмотря на то, что законы природы существуют объективно, не зависят от желаний и воли человека;

4) наиболее значимые из этих норм «преломляются» в нормах права и называются технико-юридическими;

5) за их нарушение устанавливается юридическая ответственность.

Мораль – это система норм и принципов, регулирующих поведение людей с позиции добра и зла, справедливого и несправедливого и т.п. Право – система общеобязательных, формально определенных, установленных и обеспечиваемых государством правил поведения, направленных на регулирование общественных отношений. Право и мораль имеют общие черты, различия, им свойственно взаимодействие.

Единство права и морали проявляются в нескольких аспектах.

1. Нормы права и нормы морали – это разновидности социальных норм. И тем, и другим норма свойственны общий характер, абстрактность адресата, ориентация на свободу воли индивидов;

2. Право и мораль – надстроечные категории, обусловленные экономическими, культурными и иными условиями жизни общества;

3. У права и морали один и тот же объект регулирования - общественные отношения, они ориентированы на индивидов, коллективы, социальные группы;

4. Право и мораль определяют границы возможных и должных поступков индивидов, организаций, включают меру требований общества к людям;

5. И праву, и морали свойственна определенная динамика, связанная с развитием, совершенствованием правовых отношений.

Различие права и морали можно провести по нескольким критериям.

1. По происхождению. Нормы морали складываются в обществе исторически в процессе жизнедеятельности людей на основе их представлений о добре и зле, справедливости, долге и т.д. и становятся обязательными по мере их осознания и признания большинством членов общества. Правовые нормы устанавливаются государством и после этого официально приобретают общеобязательную силу для тех, кому адресованы.

2. По сфере действия. Нормы морали по сравнению с правом регулируют более широкую сферу общественных отношений (отношения дружбы, товарищества, доверительности и др.), т.е. распространяются на поведение, которому можно дать нравственную оценку. Право не может воздействовать на эти группы отношений, поскольку в силу своего характера они не подлежат формальному юридическому закреплению. Право регулирует наиболее важные отношения, находящиеся в сфере правового регулирования (экономические, управленческие, политические и др.).

3. По критериям оценки. Нормы морали регулируют общественные отношения с позиции добра и зла, справедливого – несправедливого и других подобных категорий. Нормы права упорядочивают общественные отношения с точки зрения законного и незаконного, правомерного и неправомерного.

4. По форме выражения. Нормы морали, возникая в процессе развития общества, постепенно осознаются людьми и «живут» в их сознании, т.е. представляют собой неписанные правила. Нормы права закрепляются в официальных документах, юридических актах (законах, декретах, указах, постановлениях), т.е. имеют четкие письменные формы своего внешнего выражения.

5. По степени детализации. Нормы морали не содержат точных, детализированных положений, носят общий характер и выступают как принципы поведения людей (быть честным, справедливым, милосердным). Нормы права выступают в детализированной форме как четко сформулированные права и обязанности участников регулируемых общественных отношений.

6. По способам обеспечения. Реализация норм морали обеспечивается внутренним убеждением людей и средствами общественного мнения (осуждение, порицание и др.). Реализация правовых норм обеспечивается не только в силу убеждения людей, но и возможностью использовать средства правового воздействия по отношению к тем, кто отступает от требований права.

7. По структурной организации. Нормы права представляют систему норм, включающую институты права, подотрасли права, отрасли права. Нормам морали не свойственна подобная логически стройная структура, основанная на связи определенных элементов, поскольку они представлены в виде принципов поведения.

8. У норм права и норм морали есть общая сфера правового воздействия, к которой подключается мораль и есть социальные сферы, которые регулируются только правом или только моралью (сфера дружбы, взаимопомощи и т.п.).

1. Право и обычаи. В центре внимания здесь правила поведения, сложившиеся исторически, закрепляющие элементы социального опыта. Обычаи занимают особое положение в системе социальных норм. Они представляют собой правила поведения, сложившиеся в сознании людей стихийно естественным путем и в результате многократного применения в повседневной действительности. Обычаи – стереотипизированная форма деятельности, соблюдаются в силу привычки, прежде всего, потому, что органически связаны с образцами конкретного поведения, практической деятельности людей. Они передаются из поколения в поколение в устной форме, отличаются высокой детализированностью предписаний, подробным описанием самого поведения (организация свадьбы и т.п.).

К признакам обычаев как разновидностей социальных норм можно отнести следующие:

- обычаи – это правила поведения, которые складываются стихийно в процессе повседневной жизнедеятельности людей;

- они складываются на уровне психологического восприятия целесообразных вариантов поведения. Известно, например, что восточные народы отличаются особым, ставшим обычаем, отношением к членам семьи, коллектива, достигшим преклонного возраста.

- обычаи не нуждаются в особых механизмах обеспечения, поскольку представляют собой усвоенную и признанную норму поведения людей;

- потенциально эти социальные регуляторы обеспечиваются силой общественного мнения;

Взаимодействие права и обычаев, по сути, означает отношение юридических норм к существующим в обществе обычаям. Такое отношение зависит от их содержания. Одни обычаи могут поддерживаться, санкционироваться государством, обретать характер правовых (правовые обычаи). Реализацию других необходимо предупреждать и пресекать посредством использования специальных правовых средств. Третью группу составляют обычаи, к которым право относится нейтрально. Примечательно, что таких обычаев большинство и связаны они в основном с межличностными отношениями (свадьба, день рождения, успешная защита диссертации и т.д.). Соблюдаются соответствующие обычаи или нет, - для права безразлично. Их соблюдение или несоблюдение никаких юридических последствий не влечет. Значит, есть обычаи, которые не предусмотрены правом и правовые обычаи. Имеется в виду то, что отдельные обычаи получают «фиксацию», закрепление в праве, называются правовыми.

Правовой обычай – специфическая форма, в которой выражается правило поведения, созданное самим обществом, вошедшее в привычку людей, и которому государство придало значение общеобязательной нормы. Заметим, ГК РФ признал возможным применения обычаев делового оборота, не противоречащих закону или договору (Ст. 5 и 6 ГК РФ).

2. Право и нормы общественных объединений (корпоративные нормы)

Корпоративные нормы (нормы общественных объединений) - правила поведения, создаваемые в объединениях, организациях, регулирующие отношения между их членами. Речь идет о нормах таких организаций, как профсоюзы, политические партии, кооперативы, добровольные общества (творческие, научные и др.), предпринимательские союзы. Особенности корпоративных норм: они распространяются на членов определенной организации; закрепляются в соответствующих документах (уставе, кодексе и т.п.); определяют не только права и обязанности членов организации, но и структуру ее органов, порядок их формирования, компетенцию; обеспечиваются определенными организационными мерами. Корпоративные нормы, следовательно, - это групповые нормы внутриорганизационного характера. По ряду признаков корпоративные нормы сопоставимы с юридическими: текстуально закреплены в официальных документах, принимаемых по определенной процедуре. Вместе с тем корпоративным нормам не свойствен такой признак права, как общеобязательность в масштабе страны или региона, поскольку их действие распространяется только на членов определенного объединения. К тому же, корпоративные нормы не обеспечиваются средствами государственного принудительного воздействия.

3. Право и религиозные нормы

Религия (от лат. religio) – набожность, святыня, предмет культа – мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основанные на вере в существование бога.

На ранней стадии человеческой истории религия означала форму практического и духовного овладения миром, в которой проявилось осознание людьми их зависимости от природных сил, стремление снизить степень такой зависимости (жертвоприношения и др.).

В более поздний исторический период формируются мировые, или наднациональные религии: буддизм, христианство и ислам. Их особенность в объединении людей общей веры независимо от их этнических, языковых или политических связей.

На основе религиозных представлений формируются религиозные нормы – правила, установленные различными религиозными конфессиями и обязательные для верующих. Эти нормы содержатся в таких священных книгах, как Библия (Ветхий и Новый Завет), Коран, Талмуд, религиозные книги буддистов и др., а также в актах, принимаемых церковными обществами, собраниями духовенства или высших служителей церкви, в комментариях религиозных книг.

Религиозные нормы регулируют отношения верующих к Богу, друг другу, отношения верующих с неверующими, организацию и функции религиозных объединений и других церковных органов. Они закрепляют правила отправления религиозных культов, порядок богослужения, совершения определенных действий (крещение новорожденного) или воздержания от них (например, от употребления некоторых продуктов питания в период поста).

Религиозные нормы с внешней стороны имеют определенное сходство с юридическими нормами. И те, и другие формализованы, содержательно определены, документально зафиксированы в письменных источниках. Религиозные нормы, также как и нормы права, могут предусматривать дозволения, исполнение обязанности, определенные запреты. Правовые и религиозные нормы нередко совпадают по морально-нравственному содержанию («не убий», «не укради» и др.). С этой точки зрения религиозные нормы обладают позитивным потенциалом, могут рассматриваться как своеобразный инструмент, способствующий поддержанию нравственного и правового порядка в обществе.

Наши рекомендации