Объект, предмет, методы политологии. Роль и значение политологии.

План:

1. Объект и предмет политологии

2. Основные подходы к определению предмета политологии

3. Законы, категории, методы и функции политологии

4. Методы политологии

Список литературы:

1.Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учебник. – М., 1996.

2. Гаджиев К.С. Политическая наука: Уч. пособие. – М., 1995.

3. Васильев Н. Политология. – М., 2004

4. Мухаев Р.Т. Теория политики: Учебник. – М., 2005.

5. Хрестоматия по политологии /под ред. М.Василика. – М., 2004.

Лишь немногие могут творить политику,

но судить могут о ней все.

Перикл

Цель – формирование общего представления о политологии и политике. Определение значения и роли политологических знаний в будущей профессии.

Современное общество обречено быть политическим. Оно отличается от традиционного двумя главными признаками: фактом промышленной индустрии, направленной на преобразование природы и социальной индустрии, направленной на преобразование общественных отношений. Мир общественных отношений и составляет основу политики.

Современным политическим процессам особую динамику придает неравномерность социальной жизни. Причем это касается практически всех ее сфер. Например, неравномерность социокультурной жизни, которая в частности может проявляться в несоответствии социального статуса и роста доходов от роста образования и культуры. Особую остроту в обществе приобретает неравномерность групповой динамики: выделяются социально престижные и преуспевающие группы – с одной стороны, и группы, чувствующие себя социально невостребованными – с другой стороны. Для современного общества, лишенного сословных перегородок, характерно, что данные группы активно обмениваются информацией, что становится источником межгруппового сравнения, порождающих у одних чувство превосходства, а других – чувство социального лишенства и жажду социального реванша.

Таким образом, переходному состоянию нашего общества соответствует и переходное состояние общественных наук. Сегодня перед общественными науками стоит задача освоения новой картины мира. Политология также покидает «гарантированную», подчиненную «неизменным историческим закономерностям» и «линейной исторической перспективе» социальную вселенную и постигает открытую историю, богатую альтернативами и неопределенностями. Трудность положения политолога состоит в том, что он вносит знание, устраняющее веру в предопределенно-счастливый финал истории.

В политологии сложились две традиции: одна их которых идет от Аристотеля, другая от Макиавелли. Аристотелевская традиция задается вопросом, какой политический режим является соответствующим природе человека, служит его благу. Другая традиция делает акцент на проблемах эффективности политических систем. Если эти две традиции приложить, к примеру, к большевистскому режиму, то согласно первой – большевистский режим рухнул, потому что нарушал права человека. Согласно же традиции, идущей от Макиавелли, причина в экономической, технологической неэффективности социалистического управления. Аналогичная дифференциация складывается и в современной политологии. С одной стороны – ценностно-нейтральный системно-функциональный подход, определяющий политику как «мир долженствования», не зависящий от расовых, национальных, религиозных и иных предпочтений, и гражданский, ориентированный на человеческое измерение политики. Эти два подхода не исключают друг друга, а вместе составляют эффективную систему двух полюсов, напряжение между которыми обеспечивает высокий творческий тонус политический решений.

Все эти вышеуказанные причины и ряд других обеспечивают политологии как учебной дисциплине значимое место в системе высшего образования, задачами которой являются активизации познавательной самостоятельности студента, формирование гражданской ответственности, активной жизненной позиции, формирование политического сознания - умение понимать и объяснять политические события, творчески оценивать политические события прошлого, использовать знания в профессиональной деятельности. Главное, чему учит современная политология – это ориентация в многокачественном и высокомобильном мире, требующая диалоговых стратегий, как в области теории, так и в сфере общественно-политической практики.

С конца прошлого века идет спор о том, является ли политология самостоятельной научной дисциплиной или эта прикладная наука, стоящая на стыке множества наук. Во второй половине 19 века спор этот решен в пользу политологии, вследствие чего возникают первые научные центры. Начало преподавания этой учебной дисциплины относится к 1857 году, когда в Колумбийском колледже в США немецким ученым – эмигрантом Ф.Либером была создана кафедра истории и политической науки. В 1871 в Париже начала работу «Свободная школа политических наук». В 1903 году начинает работу Американская ассоциация политических наук.

После Второй мировой войны политическая наука начинает развиваться быстрыми темпами. Основными причинами явились необходимость научно обоснованной разработки технологий мирного урегулирования военных конфликтов, наступление эры холодной войны и вместе с тем понимание глобальной опасности неразрешенных противоречий между государствами.

В 1948 году в Париже по инициативе ЮНЕСКО состоялся Международный коллоквиум по вопросам политической науки. На нем был принят документ, определивший содержание политологии. Были подведены итоги ее развития, на основании которых был принят документ, согласно которому политическая наука стала считаться самостоятельной наукой. Политология была введена в ВУЗы Европы и Америки.

Положение политологии в СССР менялось же в худшую сторону. Политология разделяла судьбу кибернетики, генетики и как самостоятельная научная дисциплина не признавалась. И только с распадом СССР и образованием независимых государств политология заняла достойное место в ряду социально - гуманитарных наук.

Масштабы затрагиваемых политологией проблем огромны. Например, в США существует более 26 областей специализации политической науки. На Западе и на Востоке трудно назвать какой-либо крупный университет, где нет центра или кафедры политологии.

В 1948 году в Париже по инициативе ЮНЕСКО состоялся Международный коллоквиум по вопросам политической науки. На нем был принят документ, определивший предметное содержание политологии. Были подведены итоги ее развития, на основании которых был принят документ, согласно которому политическая наука стала считаться самостоятельной наукой. Политология была введена в ВУЗы Европы и Америки.

Масштабы затрагиваемых политологией проблем огромны. Например, в США существует более 26 областей специализации политической науки. На Западе и на Востоке трудно назвать какой-либо крупный университет, где нет центра или кафедры политологии.

Более того, во многих школах и учебных заведениях индустриально развитых стран, равно как и у нас в Казахстане учащиеся реализуют первоначальные политологические знания в повседневной учебной и внеучебной жизни. Например, выборы классного старосты, руководителя организации бойскаутов, президентов школьных парламентов проводятся по всем правилам избирательной компании.

Что же является предметом политологии. На Международном коллоквиуме в Париже была предпринята попытка определения основных элементов политической науки. Были выделены четыре блока этих элементов:

1. политическая теория (теория политики и история политических идей);

2. публичные (государственные) институты, их структура и функционирование (конституция, центральное управление, региональное и местное самоуправление);

3. политической участие и давление граждан (партии, движения, участие граждан в управлении и администрации, общественное мнение);

4. система международных отношений (деятельность международных организаций, тенденции мировой политики, система международного права).

Если попытаться конкретизировать предметное поле политологии, то следует подчеркнуть, что политология дает обобщающие, системные знания о мире политическом, фокусируя внимание на механизмах и институтах политической власти и отношениях людей в обществе по поводу власти. Таким образом, главными объектами исследования политологии являются государство, власть и властные отношения, составляющие осевой стержень политического. Политическая наука призвана анализировать государство и властные отношения в первую очередь как социальные феномены, как институты политической организации общества, имеющей главной целью реализацию всеобщего интереса.

В современной зарубежной литературе можно встретить следующие определения политики:

1. способ осуществление власти и влияния (на примере США);

2. способ осуществления господства (с помощью политики осуществляется господство определенного класса, личности);

3. способ разрешения конфликтов (переговоры);

4. способ достижения единых коллективных целей;

5. социальная активность по распределению ценностей внутри общества.

В современной отечественной литературе существуют самые различные подходы к определению политики. Большая часть их сформировались под влиянием идей Вебера и Парсонса, то есть западной идеологии. Можно выделить следующие:

1. политика – сфера деятельности государства, партий, общественных движений;

2. политика – деятельность, направленная на согласование интересов всего общества, группы (проведение референдума);

3. политика – сфера взаимодействия, общения различных социальных групп (выборы, дискуссии, форумы);

4. политика – это профессия, связанная с принятием решений (политика предприятия).

Таким образом, политика есть вид рисковой (не гарантированной) коллективной деятельности в области властных отношений, участники которой пытаются изменить свой статус в обществе и перераспределить сферы влияния в контексте сложившихся исторических возможностей.[1]

В процессе научного познания используются разнообразные методы. Метод в переводе с греческого означает «путь исследования, познания», т.е. форма практического и теоретического освоения действительности, конкретный способ приобретения знаний о политике. Методы политологии сложились постепенно. Среди многочисленных и весьма разнообразных методов, использование совокупности которых способствует превращению политологии в самостоятельную научную дисциплину, можно выделить следующие: институциональный, социологический, сравнительный, антропологический, психологический, бихевиористский, коммуникативный, метод политического моделирования.

Институциональный метод широко применим в политологии. Он ориентирует на изучение институтов, с помощью которых осуществляется политическая деятельность (государства, партий, других организаций и объединений и т.п.). Сторонниками данного метода были Локк, Монтескье, Джефферсон. Изучение сложившихся институтов действительно важно, поскольку политические институты, в отличие от текущих политических процессов, достаточно устойчивы и стабильны.

Социологический метод – представляет собой совокупность приемов конкретных социальных исследований, направленных на сбор фактов и практических материалов путем анкет, опросов и т.п. Он исходит из принципа зависимости политики от социальных процессов, в особенности от социально-экономической структуры общества. Задача социологического метода - проявить и объяснить разнообразные интересы соперничающих социальных групп в политике. Примером может служить марксистский подход, где содержание политики объясняется жесткой зависимостью от экономической основы.

Сравнительный метод – иначе его называют компаративный – известен еще со времен Платона и Аристотеля. Сущность его состоит в сопоставлении политических объектов или процессов, выявлении их подобия и отличительных черт. Сравнительный метод имеет большое значение, т.к. может использоваться не только на национальном, но и на международном уровне (сравнение сходных социальных явлений в разных странах). В соответствии с этим выделяют 2 вида сравнительных исследований:

Антропологический метод. Иной срез анализа политики открывает антропологический метод, который требует не ограничиваться определением влияния на политику социальных факторов (уровня жизни, формы собственности и т.д.), а предполагает выявление в политике роли инстинктов, устойчивых черт интеллекта, психики, национального характера, то есть качеств человека как биосоциального существа. Исследует влияние национального характера, типа ментальности, мышления на политическое поведение и развитие, тем самым, определяя границы возможных применений политического опыта.

Психологический метод заключается в изучении соотношения психологических особенностей личности и власти. Этот метод основан на необходимости учитывать в политике субъективные механизмы политического поведения. Мотивы, которые приводят людей в политику и заставляют участвовать в политических процессах, всегда индивидуальны, зависят от черт характера, воли, образования и т.д.

Коммуникативный метод разрабатывает кибернетическую модель политического процесса, рассматривая структуры как информационные потоки.

Метод политического моделирования основан на исследовании политических явлений путем переложения их на модели измерительные, описательные, предсказательные и др.

Политика выполняет целый ряд важных функций, ведущими среди которых, независимо от уровня принятия политических решений, являются:

- обеспечение целостности и стабильности определенной социальной общности (политика определяет проекты будущего, в которых находят реализацию все имеющие в обществе социальные потребности и притязания);

- мобилизация и эффективность общественной деятельности;

- управление и регулирование определенной социальной общностью;

- рационализация стратегии и тактики развития (зримо представляя групповые и индивидуальные интересы, политика рационализирует конфликты и противоречия, предупреждает и цивилизованно улаживает их);

- политическая социализация, решаемая в пределах конкретной социальной общности (политика включает личность в социальные отношения, наделяет ее опытом и навыками общественно-полезной деятельности).

Ключевые термины по теме лекции: политика, партии, парадигмы политологии, политическая философия, политическая история, политические процессы, власть, субъект политики, объект политики.

Тема 2 -3

Наши рекомендации