Античный этап развития мировой политической мысли

(5 ст.до н.э.- 2 ст.н.э.)

В отличие от доантичного, античный этап имеет свои особенности:

· Впервые политические теории выделились в отдельную отрасль;

· Выдвинулся принцип индивидуальной свободы и гражданских обязанностей вместо восточной коллективистской морали. Предоставили право писать законы и формировать политические институты людям;

· Впервые в политических теориях рассматривались вопросы о сути и форме государства, а также идеи частной собственности и права

Именно концепции античности заложили фундамент для западной политической традиции.

5 ст. до н.э.—софисты (платные учителя философии в Древней Греции).

Протагор, Гипий, Фрасемах и др.

Протагор: «Мера всех вещей–человек. Все люди от природы равны».

Сократ не написал ни одного научного труда. Его мысли за ним записывали его ученики (Платон, Аристотель). Сократ утверждал, что цари и правители не те, кто держат в руках скипетр, кто получили власть по жребию или путем насилия, а те, в ком есть искусство управлять людьми.

Значительный вклад в развитие политической мысли античности сделали греческие философы Платони и Аристотель, римский историк Полибий, римский политик Цицерон.

Платон—наиболее одаренный ученик Сократа. Он пояснял генезис государства как природное стремление людей к общественной жизни для обеспечения потребностей в существовании и совершенствовании. Одна из его работ- «Государство» (в 4 томах). Государство, по мнению Платона, должно служить прежде всего высокому идеалу—приближению людей к идее добра, спокойствия и счастья. Он разработал две концепции государства: идеальную и реальную.

Основными признаками идеального государства по Платону являются:

1)Всеобщность и постоянство государства. Всеобщность предполагает, что государство руководствуется всеобщим добром, а не отдельными интересами граждан, а постоянство заключается в том, чтобы граждане совместно продвигались к достижению цели государства.

2)В идеальном государстве все граждане должны быть поделены на 3 общественных слоя, каждый из которых должен жить и воспитываться в определенных условиях и обладать собственными добродетелями:

I (наивысший) слой – правители, которые должны быть философами (философы, которые управляют государством). Их добродетель–мудрость;

II- воины, которые заботятся про целостность государства, берегут его границы и внутренний порядок. Их добродетель–храбрость; III- ремесленники, купцы, хлеборобы, все те, кто заняты добычей материальных способов для существования. Их добродетель–умеренность, продуманность действий и поступков.

Первые два слоя должны жить по коммунистическим принципам—без частной собственности, семьи, а также должны пройти школы государственного воспитания.

Платон выделяет формы государства по степени их совершенства и регрессивной линии развития.

Аристократия -власть лучших, тимократия—власть военных, олигархия—власть богатых; демократия—власть, которая допускает равенство и нивелирует иерархические свойства людей; тирания—власть несправедливых и нерозумных людей, которые захватили её силой.

Таким образом, идеальная форма государственного правления, по мнению Платона, существовала в прошлом. Если в государстве нет философов, способных управлять, Платон предлагает в работе «Законы» проект законодательного государства, в котором мудрые законы заменяют мудрость философов. В этой работе Платон высказал уникальную догадку про гибель государства, в котором законы не имеют силы и находятся под чьей-то властью, напротив только то государство обеспечивает благо граждан, в котором закон—государь над правителями, а они—его рабы.

У Платона учился Аристотель.Его работа- «Полития». Аристотель, в отличие от Платона, не предлагал проект идеального государства, а сосредоточил внимание на такой государственной модели, которая была б наиболее приемлемой для определенных исторических условий. Он трактовал государство как объединение свободных граждан для осуществления управления делами общества. Аристотель не принимал идею Платона про обобществление собственности и семейной жизни исходя из того, что это приведет к лени и эгоизму.

Формы государства он классифицировал по двум критериям: количеству правителей и целью правления (служение общему благу или личным интересам). В соответствии с этими критериями Аристотель выделил правильные и неправильные формы государства.

К правильным формам он относил монархию (царскую власть), аристократию и политию, а к неправильным–тиранию, олигархию и демократию.

Наилучшей формой государства он считал политию–умеренную демократию, которая объединяет лучшие черты олигархического и демократического правления и базируется на законах. Полития должна опираться на средний класс, который поддерживал бы равновесие между богатыми и убогими.

Основной лозунг «Политии»: человек—животное политическое. (Т.е. каждый человек стремится к власти).

Полибий раскрыл логику возникновения и изменения шести форм государства в рамках одного цикла: монархии, аристократии, олигархии, демократии, охлократии, тирании. Монархия как единоличное правление царя или вождя базируется на разуме. Разлагаясь, монархия превращается в тиранию, а недовольство тиранией приводит к тому, что благородные мужи с помощью народа устанавливают аристократию. Аристократия, в свою очередь, постепенно перерождается в олигархию, где власть используется с целью наживы. Народ, недовольный роскошествами олигархии, свергает её власть и устанавливает свое правление–демократию. Её извращенной формой становится охлократия (власть толпы), при которой доминирует беззаконие и неразбериха. Неспособная управлять толпа снова выбирает себе царя. Для того, чтобы преодолеть круговорот политических форм, нужно установить смешанную форму государства, которая объединяла бы монархию, аристократию и демократию.

Марк Тулий Цицерон—представитель Древнего Рима. Заложил основы юридического понимания государства не только как проявления общественного интереса всех его свободных членов, а и, прежде всего, как упорядоченного правом их общения, «всеобщего правопорядка». Он обосновал республиканский принцип построения государства (res publlicus- дело общественное).

Идеальное государство–республика (такая, как Римская). Основная цель государственной власти–безопасность граждан, преодоление у них страха друг перед другом.

Цицерон, как и Полибий, выступал за смешанную форму государства по аналогии с государственным устройством Рима, в котором монархическая форма проявлялась в полномочиях магистрата (прежде всего власть консулов), аристократическая–в полномочиях сената, демократическая–в полномочиях народных собраний и народных трибунов.

Управление государством, которое, по мнению Цицерона, является объединением науки и искусства, требует знаний, честности и практических навыков. Мудрый государственный деятель должен предусмотреть ход политических событий, своевременно нейтрализовать нежелательные последствия, а в период опасности для государства быть способным диктаторским путем установить порядок.

СРЕДНЕВЕКОВЬЕ—ТЕОЛОГИЯ.

Упадок греко-римской цивилизации и образование феодальных государств средневековой Европы, где христианская церковь занимала главенствующее положение, привело к существенному изменению сути и содержания политической мысли. Политическая мысль средневековой Европы прибывала под влиянием теологии.

Догматы Церкви выступали одновременно и политическими аксиомами и правовыми нормами

Центральным пунктом средневековых доктрин был принцип «нет власти не от Бога, существующая власть Богом установлена». Наибольшее распространение в XII- XIII ст. приобрела доктрина «двух мечей», которыми владела Церковь. Один меч она сохраняла при себе, другой вручала правителям, чтобы те могли вершить земные дела и одновременно выполнять волю Церкви. Аврелий Августин.

Фома Аквинский «О граде Божьем и о Земле».

Наши рекомендации