Негласный комитет был распущен в 1803г., столкнувшись со стойким сопротивлением большинства дворянства и неготовностью императора к радикальным реформам.

Тем не менее ориентация на реформы продолжалась. Ближайшим помощником Александра I стал выдающийся чиновник-разночинец Михаил Сперанский (1772-1839). Являясь сторонником отмены крепостного права, он придерживался более уверенной ориентации, чем члены Негласного комитета. Сперанский считал, что к отмене крепостного права необходимо прийти в результате целой серии политических реформ. Это позиция оказалась близка либеральному и осторожному, императору.

Реформы в области просвещения

В основу системы образования были положены принципы бессословности учебных заведений, бесплатности обучения на низших его ступенях, преемственности учебных программ. Учебные заведения разделялись на четыре ступени: приходские, уездные и губернские училища, университеты.

Университетский устав 1804 года предоставлял университетам значительную автономию: выборность ректора и профессуры, собственный суд, право университетов назначать учителей в гимназии и училища своего учебного округа.

Министерская реформа

В 1802 году вместо прежних 12 коллегий было создано 8 министерств: военное, морское, иностранных дел, внутренних дел, коммерции, финансов, народного просвещения и юстиции. Коллегии были заменены новой формой исполнительной власти, где дела по каждому ведомству решались единолично министром, ответственным только перед императором.

Для обсуждения совместных дел был учрежден Коми­тет - министров. В 1810г. был создан Государственный совет для подготовки законопроектов, в него входили министры и высшие чиновни­ки, назначавшиеся царем. Модернизированная система высших государственных органов повысила эффективность управления страной и с некоторыми изменениями просуществовала до 1917г.

Реформы в области печати

В 1804 году был принят новый цензурный устав. Он гласил, что цензура служит «не для стеснения свободы мыслить и писать, а единственно для принятия пристойных мер против злоупотребления оною». Отменен был Павловский запрет на ввоз литературы из-за границы, началось - впервые в России - издание переведенных на русский язык сочинений Ф. Вольтера, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро, Ш. Монтескье, Г. Рейналя, которыми зачитывались будущие декабристы.

Сперанский М.М.

Сперанский Михаил Михайлович, государственный деятель.(1772-1839)

Михаил Михайлович Сперанский родился в семье сельского священника в селе Черкутине Владимирской губернии, в 1791 году окончил Петербургскую Духовную академию (главную семинарию) и остался там преподавать. В 1797 году Сперанский поступил секретарем в канцелярию генерального прокурора Сената и, благодаря выдающимся способностям, быстро выдвинулся и втерся в доверие Александру I.

Реформы Сперанского

В основу государственного устройства Сперанский положил принцип разделения властей - законодательной, исполнительной и судебной. Каждая из них, начиная с нижних звеньев, должна была действовать в строго очерченных рамках закона.

Создавались представительные собрания нескольких уровней во главе с Государственной думой - всероссийским представительным органом. Дума должна была давать заключения по законопроектам, представленным на ее рассмотрение, и заслушивать отчеты министров.

Все власти - законодательная, исполнительная и судебная соединялись в Государственном совете, члены которого назначались царем. Мнение Государственного совета, утвержденное царем, становилось законом. Ни один закон не мог вступить в действии без обсуждения в Государственной думе и Государственном совете.

Реальная законодательная власть, по проекту Сперанского, оставалась в руках царя и высшей бюрократии. Действия властей, в центре и на местах, он хотел поставить под контроль общественного мнения.

По проекту Сперанского избирательными правами пользовались все граждане России, владеющие землей или капиталами. Мастеровые, домашняя прислуга крепостные крестьяне в выборах не участвовали. Но пользовались важнейшими государственными правами. Главное из них звучало так: «Никто не может быть наказан без судебного приговора».

Осуществление проекта началось в 1810 году, когда был создан Государственный совет. Но затем дело остановилось: Александр все более входил во вкус самодержавного правления. Высшее дворянство, прослышав о планах Сперанского наделить гражданскими правами крепостных, открыто выражало недовольство. В марте 1812 года Сперанский был арестован и сослан в Нижний Новгород.

После этого наступил перерыв в реформах, в связи с начавшейся Отечественной войной, и возобновились в 1816 году, с созданием военных поселений. С помощью военных поселений император пытался уменьшить количество крепостных крестьян в западных и центральных губерниях. Скупая у разоренных войной помещиков земли и крестьян, правительство сужало граница распространения крепостного права, ведь военнопоселенцы должны были стать, по сути, государственными крестьянами.

Наши рекомендации