Национализация средств производства.

Октябрьская революция произвела коренные изменения в социальном строе России. Генеральная их линия означала переход от прежней общественно–экономической формации к новой—социалистической. Коммунистическая партия, придя к власти, стала незамедлительно осуществлять свою программу, проводить в жизнь идеи Маркса и Ленина о переходе к социализму. Исходя из этого учения следовало обобществить средства производства, сделать их собственностью трудящихся, народа, его государства.

Обобществление средств производства проводилось в первую очередь путем их национализации, т.е. передачи имущества буржуазии и помещиков в собственность государства.

Исторически первым объектом национализации стала земля. Эта задача была решена Декретом о земле, который превращал в общенародную собственность не только имущество эксплуататоров, но и земли крестьян. Национализация удовлетворяла вековые чаяния крестьян о землице, облегчала коллективизацию сельского хозяйства, индустриализацию страны, укрепляла ее обороноспособность. Однако со временем в психологии пользователей земли сложилось отношение к ней как к вещи ничтожной, с которой можно обращаться безжалостно и бесхозяйственно.

Обобществление средств производства в деревне уже в первый послереволюционный период пошло и по линии производственного кооперирования. Наиболее распространенной формой колхозов в это время были коммуны.

Труднее происходило обобществление средств производства в городах. Однако переходный период к национализации промышленности оказался довольно коротким. Этот процесс развернулся уже в конце 1917 г. Самой первой была национализирована Липинская мануфактура близ подмосковного города Орехово-Зуево.

На первом этапе (осень 1917 г.–весна 1918 г.) национализации были подвергнуты предприятия, имеющие особое значение для республики, а также предприятия, владельцы которых эмигрировали или саботировали решения властей, как центральных, так и местных.

С весны 1918 г. начался второй этап—национализации не отдельных предприятий, а целых отраслей промышленности.

Третий этап национализации промышленности приходится на период гражданской войны. Во второй половине 1918 г. была завершена национализация крупных промышленных предприятий. Затем перешли к национализации средней промышленности, а в ноябре 1920 г. все частные предприятия с числом рабочих свыше пяти (при наличии двигателей) или десяти (без двигателей на предприятии) человек объявляются национализированными. Тем самым национализации подверглась не только вся средняя, но и значительная часть мелкой промышленности.

Уже в первый период существования Советского государства были национализированы и другие объекты—частные бани, железные дороги и пр.

Социалистический сектор с самого начала пополнился и таким имуществом, которое перешло Советскому государству, так сказать, в виде трофея революции. Оно стало правопреемником прежнего, получив в свою собственность казенные промышленные предприятия и землю, государственный банк, казенные железные дороги.

Управление национализированными предприятиями осуществлял Всероссийский Совет народного хозяйства (ВСНХ). ВСНХ действовал в качестве органа при правительстве. На него была возложена разработка планов и норм регулирования экономики страны.

Структура ВСНХ включала: Всероссийский Совет рабочего контроля, комиссию из представителей народных комиссаров, группу экспертов, отраслевые отделы. Руководящим органом было Бюро ВСНХ.

В компетенцию ВСНХ входили: конфискации (безвозмездное изъятие), реквизиции (изъятие по твердым ценам), секвестры (лишение прав распоряжения) предприятий и имуществ у частных лиц и организаций; проведение принудительного синдитирования отраслей промышленности и торговли; другие экономические и административные меры в сфере производства, распределения, финансов.

Местными органами ВСНХ стали областные, губернские, уездные совнархозы (СНХ), формировавшиеся при соответствующих Советах.

Рабочий контроль.

Сложное капиталистическое хозяйство нельзя было одним махом сделать социалистическим. Чтобы овладеть производством, рабочим нужно было научиться им управлять. Поэтому национализация проходила постепенно и поэтапно. Переходной ступенью к национализации стал рабочий контроль. Этот институт родился еще до Октября, вскоре после Февральской революции, и имел своей целью, прежде всего контроль над деятельностью предпринимателей в интересах правильного и разумного ведения производства. В декабре 1917 г. ВЦИК объявил рабочий контроль государственным институтом. Он сыграл большую роль в деле борьбы с саботажем предпринимателей. Одновременно органы рабочего контроля выполняли и еще одну важную функцию—они учили рабочих управлять производством.

Рабочий контроль осуществлялся фабрично–заводскими комитетами и устанавливался на всех промышленных, торговых, банковских, сельскохозяйственных, транспортных, кооперативных предприятиях, использующих наемный труд. На местах создавались Советы рабочего контроля, центральным органом становился Всероссийский Совет рабочего контроля. Органы рабочего контроля имели право наблюдать за производством, устанавливать минимум выработки, выявлять себестоимость продукции, контролировать деловую переписку и документацию. Решение органов рабочего контроля были обязательны для владельцев предприятий, обжаловать их можно было только в вышестоящих органах рабочего контроля.

Преобразования классовой структуры общества.

Коренные экономические и политические изменения неизбежно влекли за собой и кардинальную перестройку классовой структуры общества.

Идея ликвидации частной собственности влекла за собой и упразднение эксплуататорских классов. Это не означало их физического уничтожения, а понималось лишь как экспроприация, т.е. лишение собственности на средства производства. Декрет о земле, отобравший имущество у помещиков, у помещиков, тем самым юридически ликвидировал и сам класс. Поэтапная национализация промышленности влекла за собой поспешное отмирание класса капиталистов. Несколько по–иному сложилась судьба купечества, сельской буржуазии. Оно было лишь потеснено, но не ликвидировано. Ликвидация кулачества как класса была осуществлена через полтора десятка лет.

Непросто сложилась судьба интеллигенции. Большая ее часть заняла выжидательную позицию, а ее элита, тесно связанная с бывшей властью, проявила открытую враждебность и посчитала для себя наилучшим выходом эмигрировать.

Советская власть, которая, как и любая другая, конечно, не могла обойтись без интеллигенции, скоро стала принимать меры к тому, чтобы привлечь ее на свою сторону. Впрочем, и сама жизнь заставила интеллигентов идти на службу новой власти.

Октябрьская революция не только сломала старую социальную структуру, но и внесла принципиальные изменения в ней, нашедшие отражение в праве. Новая власть уже в ноябре 1917 г. издала декрет о ликвидации всех прежних сословий и введении единого наименования россиян—гражданин Российской республики. Ликвидация сословий не привела, однако, к полному равенству и равноправию граждан нового государства. На смену прежнему делению пришло новое. Так, были лишены политических прав эксплуататоры и некоторые другие категории нетрудящихся. К этой категории было отнесено и духовенство, не только черное, но и белое. Сложилось определенное неравноправие, правда, только в избирательных правах, между городским и сельским населением, т.е. практически между рабочими и крестьянами.

Что же касается деления общества в национальном разрезе, то здесь уже в первые дни советской власти был решительно проведен принцип полного равноправия граждан, ничем не ограничиваемого. 2 ноября 1917 г. была подписана Декларация прав народов России, провозгласившая наряду с другими и этот принцип.

Наконец, Советское государство установило и равноправие полов. Хотя новая власть не издала какой-либо общей нормы, провозглашающей равноправие женщины с мужчиной, этот принцип стал последовательно проводится во всей системе законодательства—в избирательном, семейном, земельном и других отраслях права.

Продовольственная разверстка.

В области сельского хозяйства экономическая политика вылилась в форму продовольственной разверстки, введенной Декретом ВЦИК в январе 1919 г. Эта мера проводилась на фоне полной государственной хлебной монополии и запрета частной торговли продовольственными товарами. Размеры и пропорции продразверстки между производящими губерниями планировались централизованно. Внутри губернией разверстка осуществлялась по социальному принципу, с учетом экономического положения крестьянского двора. Продразверстка оставляла необлагаемыми потребительскую норму и семенной фонд двора, все остальное в качестве “излишков” изымалось по номинальным ценам, под расписку или безвозмездно и принудительно (в случае отказа сдать продукцию). Наркомпрод, возглавлявший систему продразверстки, мог использовать в необходимых случаях вооруженные продотряды

Политика “военного коммунизма”.

Состоявшийся в марте 1919 г. Восьмой съезд РКП(б) сформулировал основные принципы системы, позже получившей наименование “военный коммунизм”. Выдвигалась идея “военно-политического союза рабочих и крестьян”. Своеобразная экономическая политика военного времени была, главным образом, вызвана необходимостью мобилизовать все силы на борьбу с врагом. Однако и в коммунистической партии, и в руководящих кругах Советского государства была вера, что военный коммунизм и есть нормальный путь обобществления средств производства, путь к социализму. В истории страны военный коммунизм явился крайней формой полного отрицания товарно-денежных, рыночных отношений.

Максимальная централизация экономической политики (главкизм, продразверстка, трудовая повинность) сочеталась с рядом мер социального характера: в октябре 1920 г. СНК отменил плату за топливо, жилые помещения, воду, электричество, за пользование почтой, телеграфом, телефоном.

Наши рекомендации