Материал был взят из учебников по истории России для вузов. Вот несколько авторов: А.С.Орлов, В.А. Георгиев, А. Сахаров, Т.А. Сивохина, И.П. Ермолаев

Материал был взят из учебников по истории России для вузов. Вот несколько авторов: А.С.Орлов, В.А. Георгиев, А. Сахаров, Т.А. Сивохина, И.П. Ермолаев

30. Опричнина Ивана Грозного: споры о сущности опричнины в русской исторической науке, опричные мероприятия во второй половине 1560-начале 1570 годов.

Накануне опричнины

1. Реформы государственного управления 50-х годов укрепили центральную власть и подорвали политическую силу боярства. Высшей властью обладал царь, которому помогали Боярская дума и Земский собор, что ограничивало самодержавие. В 1560 г. Иван IV избавился от Избранной рады. Но длительные и тяжелые войны, новые налога разоряли страну, было много недовольных среди дворян, священников и посадских людей. Еретики призывали к уничтожению икон, самой церкви, проповедовали равенство всех людей, общность имущества.Сам Иван Васильевич во всех своих подданных видел только холопов. Их обязанностью, по убеждению царя, было беспрекословное подчинение его воле. В 1553 г. Иван IV серьезно заболел и составил завещание в пользу младенца Дмитрия (первого сына, рожденного от Анастасии). Однако близкие бояре и многие удельные князья не захотели поддержать его наследника Дмитрия. По слухам, они хотели «на государство» старицкого князя Владимира Андреевича, двоюродного брата Ивана IV. Царь выздоровел, но его душевное равновесие было надломлено. Царь опасался князя Владимира Старицкого, имевшего большой авторитет в стране. К тому же многие бояре, имея крупные вотчины, сохранили экономическую независимость, В 1564 г., опасаясь казни, бежал в Литву бывший друг Ивана IV князь Андрей Курбский. Царь везде искал измену, подвергал казням бояр. В стране создалась очень напряженная обстановка. Тогда Иван IV предпринимает крупный политический маневр: он решил добровольно оставить трон и покинуть царствующий град Москву.

Б. События начала января 1565 г.

1. В начале декабря 1564 г. царь с семьей под охраной и в сопровождении огромного обоза выехал из Москвы в Александровскую слободу. В январе 1565 г. Иван направил две грамоты: первая, «гневная», грамота была адресована митрополиту Афанасию, вторая, «слезная», — «посаду, всем людям» и читалась «в собрании народа велегласно». В первом послании царь обвинял бояр, приказных людей в изменах, а митрополита и духовенство — в зловредном пособничестве боярам; в другом послании — заверял посадский люд, что на них не гневается и опале не подвергнет. Бояре оказались как бы между двух огней — царем и народом. Народ единодушно поддержал государя. Бояре, духовенство, дворяне, приказные люди, купцы и посадские направили делегацию в Александровскую слободу просить государя вернуться на престол. Иван IV согласился вернуться в Москву, но на определенных условиях. В общем виде они сводились к тому, что отныне царь будет по своему усмотрению казнить изменников «опалою, смертию, лишением достоинств»...

Г. Последствия опричнины и ее воздействие на жизнь страны

1. Иван IV, вводя опричнину, преследовал прежде всего главную цель — укрепление своей самодержавной власти. Нельзя также не признать, что объективно опричнина способствовала централизации страны, так как нанесла удар по остаткам феодальной раздробленности. Однако цель и средства в данном случае оказались несоизмеримы. Последствия опричнины для России были трагичными:

> опричнина способствовала становлению деспотического характера русского самодержавия, фактически она превратила в холопов и феодалов, и крестьян;

> была подорвана экономика страны, многие земли были разорены, крестьяне бежали из вотчин и поместий. В 1581 г. Иван Грозный ввел «заповедные годы» — временно запретил крестьянам уходить от феодала даже в Юрьев день, т. е. в России на время вводилось крепостное право;

> опричная политика привела к ухудшению положения России в Ливонской войне.

Развитие русской культуры в рамках единого Русского государства (конец 15-16 век).

А. Русское народное творчество. Литература. Летописи.

1. С XIV в. начинается возрождение русской культуры, обусловленное освобождением русских земель от ордынского ига, образованием Русского централизованного государства и успехами хозяйственного развития. Постепенно начинает складываться общерусская культура.

2. Устное народное творчество XIV—XV вв. — былины, песни, пословицы, сказки и пр. — отражало представление русских людей о своем прошлом. Окончательно складывается киевский былинный цикл о Владимире Красное Солнышко, Илье Муромце, богатырях. Ведущей темой произведений устного народного творчества в этот период становится борьба против монголо-татарского нашествия и ордынского ига. Среди них особенно выделяются сказания о рязанском богатыре Евпатии Коловрате, о битве на Калке, о Куликовской битве. Расцветает новый жанр устного народного творчества — исторические песни. В них, в отличие от былин, герои и события были взяты из реальной жизни.

Фольклорных записей XVI в. не сохранилось, но о народных песнях, сказках упоминают документы, например Стоглав, соборные послания. В «Сказке о Барме-Ярыжке» простой человек добывает для царя Ивана Грозного знаки царского достоинства. В сказках «Умный мальчик-судья», «Мудрая дева» прославляются ум и смекалка простого народа. Большое число сказок и песен идеализирует образ Ивана Грозного — борца с боярами и защитника бедных.

Летописные повести XVI в. также посвящены главной теме — борьбе русского народа с иноземными захватчиками. Наряду с изображением реальных событий они содержат элементы фольклора. Например, в «Сказании о царстве Казанском» говорится о взятии Казани русскими в 1552 году, но царь Иван IV изображается совершенно идеальным человеком. Вопреки литературным канонам автор повести прославляет героизм врагов-казанцев. В популярной повести «О прихождении Стефана Батория в Псков» рассказывается, как король «лютый зверь» обложил город со всех сторон, но Бог услышал молитвы псковичей, они отбили много атак, и поляки отступили от Пскова. Некоторые сказания рисуют родословную московских правителей от вавилонских, византийских и римских императоров. В них явственно прослеживается идея преемства власти московских князей от князей владимирских и киевских, обосновывается право московских князей на самодержавную форму правления.

3. В литературе главными темами были героическая и биографическая (жития). В повести «Житие святого Александра Невского» князь изображен идеальным правителем; немало повестей посвящено князьям, погибшим в Орде. В конце XIV в. во многих произведениях говорится о борьбе с Ордой: «Задонщина», «Тохтамышево разорение 1382 года» и др. Автор «Задонщины» образно сравнивает Куликовскую битву с походом князя Игоря против половцев (1185). В «Сказании о Мамаевом побоище» автор поэтически описывает саму битву.

В житиях митрополитов Петра, Алексея прославляется деятельность этих сторонников возвышения Москвы, описываются их подвиги. Русская литература затрагивает и вечную тему — любви к Богу и к ближнему. В конце XV в. на основе муромских сказаний возникает замечательное произведение «Повесть о Петре и Февронии». Крестьянская девушка Феврония исцелила муромского князя Петра от тяжелой болезни, стала его супругой. Они претерпели много испытаний, но любили друг друга и умерли в один день.

4. В конце XIII в. возобновляется местное летописание в Ростове Великом, Рязани, Твери, Пскове, Новгороде. Летописи составляются при дворах князей, митрополитов, в монастырях. В них находят отражение жизнь, быт и взгляды бояр, духовенства и даже простых людей. Например, новгородские летописи часто описывали восстания «меньших» людей против «больших». В XIV—XV вв. больше всего летописей составляется в московских монастырях, переписываются Евангелия, жития святых, поучения.

В. Живопись

1. Русская живопись в XIV—XV вв. достигла невиданного расцвета. Образы святых стали средством передачи человеческих чувств. Человек и его духовный мир — центральная тема русской живописи.

2. Великим художником был Феофан Грек, приехавший из Византии в 70-х годах XIV в. в Новгород. Здесь он расписал церковь Преображения на Ильиной улице, а в Москве — церковь Рождества Богородицы, Архангельский и Благовещенский соборы. На фресках Феофана Грека лики святых полны внутренних переживаний, сомнений, отражают стремление к возвышенному. До нашего времени дошли лишь иконы «Деисус» в Благовещенском соборе.

3. В росписи Благовещенского собора участвовал и яркий представитель московской школы живописи Андрей Рублев. Сначала он был монахом в Троицкой лавре, потом перешел в московский Андроников монастырь (где и похоронен). Из его работ сохранилось немногое. Со своим другом Даниилом Черным он расписывал Успенский собор во Владимире, потом работал над фресками Троицкого собора Троице-Сергиева и собора Спасо-Андроникова монастырей.

4. Самая известная работа Рублева — «Троица» (икона из Троицкого собора). На иконе изображены три прекрасных юноши -ангела. Фигуры как бы вписаны в восьмиугольник, а число «8» означало «вечную жизнь». Икона выражает идею согласия и человеколюбия, нравственной чистоты и совершенства.

5. В XV в. на иконах помимо традиционных сюжетов из Библии, житий святых все чаще появляются пейзажи (леса и горы), портреты, батальные сцены.

6. Из XVI в. до нас дошли фресковые росписи храма Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, созданные знаменитым Дионисием и его сыновьями. Они отличаются утонченностью рисунка, красочностью и нарядностью. Преобладает иконопись новгородской и московской школ. Постепенно расширяется тематика живописного искусства, все активнее проявляется интерес к темам из всемирной и отечественной истории.

7. Стоглавый собор (1551), как известно, оформил единый для всего государства пантеон святых, признав общерусскими около 50 «местночтимых» угодников. Это, в частности, отразилось на тематике икононаписания. Икона «Церковь воинствующая» воспевает взятие Казани, русскую армию, молодого царя. Не сохранились (но описаны) фрески Золотой палаты кремлевского дворца (1552). Здесь были изображены сюжеты: «Выбор веры князем Владимиром», «Крещение киевлян», «Венчание Владимира Мономаха», композиции на темы Ветхого Завета. Особенно интересны росписи сводов: добро и зло, жизнь и смерть, времена года.

8. В конце XVI в. получают известность иконы «строгановского письма», они миниатюрны, тонки, изящны, праздничны. В этой манере работали Чирин, Савин.

Г. Зодчество

1. Средневековое зодчество было тесно связано с княжеской властью. Только у богатого и сильного князя находились деньги, чтобы строить каменные храмы и укрепления. В конце XIV в. в Москве насчитывались тысячи домов, особенно выделялись хоромы великого князя, бояр, дворян, высшего духовенства. Они частью располагались в Кремле, частью — вокруг него и в подмосковных селах. Москва строилась по традиционному для средневекового русского города радиально-кольцевому принципу. К началу XV в. город занимал территорию внутри нынешнего Бульварного кольца, а в XVI в. — в границах современного Садового кольца. При Дмитрии Донском в 1367г. Кремль обнесли стеной из белого камня, а при Иване III были возведены стены из красного кирпича. В 1485 г. была заложена первая кремлевская башня — Тайницкая. Завершилось строительство кремлевских укреплений и башен к 1516 г., они существуют и поныне. Строительство велось под руководством итальянских мастеров Пьетро Антонио Солари, Марко Руффо, Алевизе Миланце.

2. В 1475 г. итальянец Аристотель Фиораванти по приглашению Ивана III начал строить в Москве главный собор Российского государства — Успенский. За образец был взят Владимирский Успенский собор, но использовалась новая техника. В 1479 г. Успенский собор был закончен. Здесь находилась знаменитая икона Владимирской Божией Матери. Успенский собор воплотил в своих величавых формах мощь молодого Российского государства.

3. Псковские зодчие возвели замечательные церкви: Благовещения и Ризоположения. В 1481—1491 гг. архитекторы Руффо и Солари построили Грановитую палату для приема иностранных послов. А в начале XVI в. возведен был Архангельский собор — усыпальница русских князей и царей.

4. В XVI в. получает распространение строительство каменных церквей с шатровым завершением. Подлинным шедевром шатрового стиля стала церковь Вознесения в селе Коломенском(1532). она господствовала над местностью, была видна издалека, «чудна высотою и красотою» (построена в честь рождения будущего царя Ивана Грозного).

Выдающимся памятником этого периода является собор Василия Блаженного (Покровский собор) в Москве. Он был построен в 1561 г. по приказу Ивана Грозного на Красной площади в честь взятия Казани. Строили его зодчие Барма и Постник Яковлев. Храм представляет собой соединение девяти высоких храмов-башен, увенчанных куполами, все они связаны между собой внутренними переходами и окружены обходной галереей. Ни один купол не повторяет другой. Все купола как бы сливаются в одно целое. Девятиглавый собор увенчан шатром. Внутри храм невелик. Интересен Софийский собор в Вологде, который является упрощенным подражанием Успенскому собору в Москве.

5. В XVI в. получает большой размах крепостное строительство. Были построены кремли в Туле, Коломне, Зарайске, Серпухове, стены Нижегородского кремля, реконструированы стены Новгородского кремля. В это время в Москве создается вторая линия обороны, опоясавшая торгово-ремесленный район — Китай-город, и третья линия каменных укреплений, протянувшаяся вокруг Белого города (Бульварное кольцо). Зодчий Федор Конь построил крупнейшую крепость — Смоленский кремль.

Вооруженные силы в XVII в.

1. Весь XVII век для России прошел в тяжелых и длительных войнах. Дворянское ополчение утрачивало свои боевые качества, более сильное стрелецкое войско было малочисленным. Дворяне часто уклонялись от походов, стрельцы в мирное время занимались торговлей, ремеслом, а не военной подготовкой.

2. В 1630 г. началось создание «полков нового строя», которые формировались из добровольцев. Во время войны в «полки нового строя» набирали так называемых «даточных людей»: каждые 25 крестьянских и посадских дворов давали в армию одного «даточного», который служил пожизненно. Этим была заложена основа будущей системы петровских рекрутских наборов.

3. Были созданы пехотные, конные и конно-пешие полки. Их вооружали за счет казны, давали лошадей, платили жалованье. В качестве дополнительной военной силы использовались казаки Дона, Яика, Терека. К концу XVII в. в России было 40 солдатских, 26 конных полков, 4 тысячи орудий.

Подводя итоги, можно сказать, что в политическом отношении Россия в XVII в. постепенно превращается в абсолютную монархию, формируется профессиональный аппарат управления, вводятся новые законы (Соборное уложение 1649 года), которые направлены на защиту интересов высших сословий.

Б. Церковные реформы Никона

1. По поручению Алексея Михайловича в 1653 г. Никон начал проводить в жизнь церковную реформу. Ее основное содержание сводилось к следующему:

> устанавливался единый для всех церквей культ богослужения по греческому образцу;

> вводилось крестное знамение тремя перстами, двуперстие было предано проклятию;

> земные поклоны заменялись поясными;

> устанавливалось единоголосие во время церковной службы;

> во время крестного хода теперь двигались навстречу солнцу;

> иначе стали писать имя Христа — Иисус вместо старого Исус;

> «Аллилуйя» стали произносить трижды, а не дважды;

> заново были переведены с греческого богослужебные книги, в которые вносились исправления.

> для богослужения допускались иконы только греческого письма.

2. Фактически реформы Никона не затронули каноны Русской церкви, вводились лишь уточнения, единообразие. Изменились лишь обряды. Церковную реформу Никона поддержали царь, его окружение, представители высшего духовенства и православные патриархи. Вместе с тем реформа сразу же встретила жесткое сопротивление со стороны многочисленных противников. К ним относились разные группы людей. Одни были недовольны не столько содержанием реформы, сколько формой и методами ее проведения. Их раздражали высокомерие, жестокость и непримиримость Никона ко всем непослушным. Многочисленную группу недовольных составили малограмотные и неграмотные служители церкви. Они с трудом разбирались в старых книгах и тем более не были готовы для работы с новыми исправленными книгами. Были и идейные противники — упорные блюстители старины вообще, непримиримые защитники старой веры. Они требовали, чтобы исправления производились не по греческим образцам, а по старинным русским книгам.

3. Многие верующие выступали против нарушения старых догматов, троеперстие называли дьявольским. Никона обвиняли в «латинстве» и греческой ереси. Главным противником Никона стал протопоп Аввакум, человек фанатичный, нетерпимый.

4. В 1654 г. по требованию Никона церковный Собор одобрил все реформы, а Собор 1656 г. отлучил от церкви всех сторонников старых обрядов. Аввакум с женой и четырьмя детьми был сослан в Тобольск за «многое бесчинство». О своих страданиях и борьбе Аввакум написал в своем знаменитом «Житии...». В 1666 г. протопоп был привезен на Собор в Москву, где был расстрижен, проклят и сослан на север, в Пустозерск. Здесь он прожил 14 лет, но продолжал писать и обличать самого царя. В 1682 г. Аввакум был заживо сожжен «за великие на царский дом поношения».

5. Но главной целью всей жизни Никона было осуществление первенства «священства над царством», что означало подчинение царской власти власти патриаршей. Постепенно в боярской среде сложилась оппозиция Никону, которая сумела поссорить патриарха с царем. Алексей Михайлович перестал посещать службы, которые вел патриарх, не приглашал его на прием во дворец. В 1658 г. Никон отказывается от патриаршества и уезжает в Новоиерусалимский Воскресенский монастырь на реке Истре. Он рассчитывал вернуть расположение царя. Этого не произошло. Царь выжидал более восьми лет. В 1666—1667 гг. по инициативе царя в Москве заседал Собор с участием вселенских патриархов — Паисия Александрийского и Макария Антиохийского. На нем обсуждался вопрос о соотношении «царства» и «священства». В результате горячих прений было принято решение: «царь имеет преимущество в делах гражданских, а патриарх — в делах церковных». Церковный Собор вынес приговор о низложении Никона и ссылке его простым монахом в Белозерский Ферапонтов монастырь. Через 15 лет, при царе Федоре, ему было разрешено вернуться в основанный им подмосковный Воскресенский монастырь, но Никон был тяжело болен и по дороге скончался под Ярославлем.

*допинфа

К середине XVII в. церковь являлась одной из немногих политических организаций общества, нарушающих принцип централизации. Поэтому очередным вопросом было подчинение церкви государству, светской власти.

Образование патриаршества в Москве в 1589 г. подняло авторитет и усилило политическую роль церкви в государстве. Резкое возвышение церкви произошло при патриархе Филарете (1619-1633): в церкви появился патриарший двор (по образцу царского), суд, административно-финансовые приказы. Филарет принял даже титул «великого государя». При Филарете — отце царя — все это возвышало светскую власть, помогало проводимой политике централизации государства. Но при других патриархах такое положение могло еще более укрепить политическое влияние церкви. Это особенно ярко проявилось во время патриаршества Никона (1652-1667), когда проблема взаимоотношений светской и церковной властей вылилась в серьезный политический конфликт.

Никон, будучи много старше Алексея Михайловича, имел большое влияние на молодого царя и первоначально сумел убедить его признать приоритет церкви над государством.

Став патриархом по желанию царя, Никон приобрел такую власть, какой до него не имел ни один церковный деятель ни при одном русском государе. Он сразу же повел наступление на законы, ущемляющие права и привилегии церковных организаций, выступил против создания Монастырского приказа, передающего в руки светской власти управление церковными землями, потребовал прекращения посадской реформы (ибо от нее, в первую очередь, страдали именно церковные землевладельцы) и ликвидации Сыскного приказа (производящего сыск беглых людей, многие из которых скрывались в монастырских вотчинах).

Свою деятельность патриарха Никон начал с церковной реформы («Память о поклонах и троеперстии» 14 марта 1653 г.), необходимость которой признавалась всеми политическими деятелями. Суть реформы — в унификации богословской системы (прежде всего в исправлении богослужебных книг) и формально-обрядовой практики: замена обычая креститься двумя пальцами «троеперстием»; введение троекратного произношения слова «аллилуия» вместо двукратного, а также движения вокруг аналоя не по солнцу («посолонь»), а против него; замена земных поклонов поясными и т.д. В 1654 г. на церковном соборе было принято постановление исправлять богослужебные книги по древним греческим (византийским) и славянским рукописям.

О необходимости преобразований говорили уже давно. Правда «Стоглавый» церковный собор 1551 г., занимаясь проблемами церковных обрядов, принял постановление об их незыблемости в православном варианте. Но к середине XVII в. произошли большие изменения: Россия более активно входила в систему международных отношений, и все более проявлялись «искажения» как по форме осуществления обрядов, так и по существу используемых текстов. Разночтения в богослужебных книгах, используемых в обрядовой практике, с их древнегреческими оригиналами были настолько явными, что уже в 40-е годы обсуждался вопрос об их «исправлении» по греческим оригиналам. Тогда же при патриархах Иоасафе I (1634-40) и Иосифе (1642-1652) началась эта трудоемкая работа.

Однако формальные в своей основе реформы Никона встретили решительное противодействие не только в среде русского духовенства, в большинстве своем неграмотного и консервативного, но и среди его недавних сторонников. Тогда Никон в 1656 г. собрал новый церковный собор, на котором предал проклятию всех противников проводимых преобразований, наиболее активные из которых (протопопы Неронов, Аввакум, Логгин, Даниил) были подвергнуты ссылке или заточению.

Решительные, а зачастую и грубые действия Никона вскоре привели к расколу русской православной церкви на сторонников преобразований и их противников (их стали называть «старообрядцами» или раскольниками). Одновременно возникал и конфликт Никона со светской властью.

Сразу же после своего избрания патриархом (посвящен 25 июля 1652 г.) Никон стал решительно вмешиваться в светские дела, требовать участия церкви в решении всех государственных вопросов. Он открыто заявлял, что патриарх по своему значению стоит выше царя. «Священство царства преболее есть», — говорил он. Никон демонстративно принял титул «великого государя» (наподобие Филарета). Патриарший двор он старался наполнить царской пышностью. Решительно вмешивался в государственные дела (особенно в период отсутствия царя в Москве во время военных походов 1654-1658 гг.). В приговорах Боярской думы в это время стала часто появляться формула: «Святейший патриарх указал и бояре приговорили».

Вначале это привело к личному конфликту между Алексеем Михайловичем и Никоном (в 1658 г. произошел открытый разрыв отношений между ними), но вскоре это противостояние переросло в крупную государственную проблему. Итогом стало так называемое «дело Никона». В 1660 г. царь с помощью собора русских епископов попытался оформить отстранение Никона от власти и избрать нового патриарха, но это ему удалось далеко не сразу.

Напряженная борьба между царем и патриархом продолжалась в течение более чем восьми лет и завершилась лишь после созыва в Москве «вселенского» церковного собора (из четырех зарубежных патриархов на собор прибыли двое: александрийский и антиохийский с полномочиями от константинопольского и иерусалимского). Дипломатическими действиями царь сумел добиться согласия восточных патриархов со своей позицией. Собор осудил действия Никона и лишил его (в декабре 1666 г.) патриаршего сана.

Новым патриархом был избран архимандрит Троице-Сергиева монастыря Иоасаф II (1667-1672). Никон был сослан в Белоозерский край (Ферапонтов, затем Кирилло-Белоозерский монастырь), где провел 15 лет. В следующее царствование он был переведен в основанный им Воскресенский монастырь под Москвой, но умер (17 августа 1681 г.), не доехав до него.

Таким образом, попытка Никона поставить церковь над государством окончилась неудачей. Следующие патриархи уже не вмешивались в государственные дела. Это было большой победой светской власти и означало еще один крупный шаг в утверждении абсолютизма в стране. Еще ранее, в начале 50-х годов, правительство Алексея Михайловича запретило монастырям и архиерейским домам приобретать новые земли, что положило предел росту церковного землевладения.

Начало правления Петра I

Двоецарствие. Первые семь лет правления Петра I, начиная с 1689 г., были временем формального разделения власти между ним и его старшим братом Иваном Алексеевичем (Иваном V). Иван был слабым, болезненным человеком (он страдал цингою и болезнью глаз), совершенно неспособным к политической деятельности. С 1693 г. он был парализован, а в 1696 г. в возрасте 29 лет скончался.

Первое время после низложения Софьи Петр практически не принимает никакого участия в управлении государством. Фактическим главой правительства тогда являлся дядя Петра — Л.К.Нарышкин. Большую роль играли Т.Н.Стрешнев и Б.А.Голицын. Верховная власть в таком составе оставалась без изменений до 1699 г.

Занятия Петра в начале 90-х годов. Сам Петр I продолжает те же занятия, что и раньше, — «нептуновы и марсовы потехи». Но это уже не детские забавы, а серьезная подготовка к будущей военной деятельности. Вместе с Петром возмужали товарищи его детских игр, солдаты Преображенского и Семеновского полков, которые в дальнейшем стали ядром регулярной русской армии.

Вокруг Петра постепенно формируется круг его ближайших сподвижников: А.Д.Меншиков, Ф.М.Апраксин, Г.И.Головкин, иностранцы на русской службе: швейцарец Франц Лефорт, шотландцы Патрик Гордон и Яков Брюс.

Особое внимание Петр I уделяет флоту. В 1693 и 1694 гг. он осуществляет две поездки в Архангельск, результатом которых стало начало строительства морских судов: один корабль был построен в Архангельске, другой заказан в Голландии.

К середине 90-х гг. военные детские забавы, затем юношеские увлечения оборачиваются государственными делами 22-летнего царя Петра. Петр готовится к возобновлению войны с Турцией, которая началась в 1677 г. при его старшем брате («Чигиринские походы» 1677-1678 гг.) и продолжалась при Софье (Крымские походы 1687-1689 гг.). С этой целью осенью 1694 г. Петр проводит крупные (трехнедельные) маневры под деревней Кожухово (около Москвы) по осаде и штурму крепости, в которых два петровских полка были противопоставлены стрелецким полкам и одержали победу. После этого Петром принимается решение о походе против турок и крымцев в следующем 1695 г. Петру приписываются якобы сказанные по этому поводу слова: «Шутили под Кожуховым, теперь под Азов играть идем».

Принятие такого решения вызывалось главным образом тем, что России был остро необходим свободный выход к Азовскому и Черному морям. Кроме того, Австрия и Польша (союзники России по антитурецкому Священному союзу) постоянно убеждали русских продолжить борьбу с Османской империей. Да и сам Петр мечтал о славе полководца, надеясь добиться победы там, где до него В.В.Галицин и сестра Софья потерпели поражения.

Азовские походы. В 1695 г. состоялся Первый Азовский поход. С целью скрыть истинную цель похода и отвлечь силы турок от Азова был распущен слух о новом походе на Крым. В низовьях Днепра были захвачены несколько турецких городков, но главный удар не получился. Несмотря на трехмесячную осаду, Азов не был взят русскими войсками. Гарнизон крепости получал все необходимое из Турции и Крыма.

Поняв, что без флота Азов взять не удастся, Петр решил незамедлительно создать его. Осенью и зимой 1695-1696 гг. под Воронежем было организовано грандиозное строительство флота, главным образом речного. За зиму было построено два крупных корабля (в том числе 34-пушечный корабль «Апостол Петр»), около 30 средних и сотни мелких судов.

Весной 1696 г. начался Второй Азовский поход. На этот раз город был блокирован с суши и моря, подвергнут орудийной бомбардировке и штурмам. Гарнизон крепости сдался русским войскам. В Москве состоялась торжественная встреча победителей во главе с царем, принимавшим участие в походе под именем бомбардира Петра Михайлова.

Подготовка к войне с Турцией. Взятие Азова сделало неизбежной дальнейшую войну с Турцией, которая продолжала упорно блокировать выход России в Черное море. Однако для этой войны нужен был, во-первых, морской флот, а во-вторых, — союзники.

Петр принимает решение о строительстве флота за счет духовных и светских феодалов. В ноябре 1696 г. издается указ о создании 52-х «кумпанств» из землевладельцев и верхов посадских людей, каждое из которых в течение двух лет должно было выделять деньги на строительство одного корабля. Из-за границы были выписаны опытные мастера-корабельщики. Одновременно в Европу для изучения морского дела было послано не менее 50 человек из среды придворной молодежи.

Вместе с тем необходимо было всемерно активизировать действия государств антитурецкой коалиции, существующей с 1686 г. в составе Австрии, Венеции, Польши и России. С этой целью, а также для знакомства с военным, политическим, экономическим уровнем развития зарубежных стран было решено послать посольство в Западную Европу.

Заговор Циклера. Но еще до выезда посольства произошло событие, известное как «дело Циклера». И.Е.Циклер (сын полковника из «кормовых иноземцев») вначале был одним из приверженцев Софьи. В 1689 г. перешел на сторону Петра I. Однако его надежды на приближенное положение к царю не оправдались. В феврале 1697 г. Петр получил известие о заговоре против него Циклера и двух его сообщников, якобы намеревавшихся поджечь дом, в котором находился царь, и во время пожара убить его. Один из сообщников Циклера оказался братом известных приверженцев старообрядчества княгини Евдокии Урусовой и боярыни Феодосии Морозовой.

Петр лично принял участие в аресте Циклера и следствии по этому делу. Под пыткой тот пытался оговорить Милославских и Софью, но вместе с сообщниками был казнен.

Великое посольство. Русское посольство находилось за границей с марта 1697 г. по август 1698 г. За это время оно посетило Курляндию, Пруссию (Восточный Бранденбург), Голландию, Англию, Данию, Австрию, Речь Посполиту. Во главе его находились три «великих посла»: Ф.Я.Лефорт, Ф.А.Головин и думный дьяк П.Б.Возницын, один из самых опытных дипломатов того времени. Свита посольства состояла из 250 человек. В ее составе находился и сам царь Петр под именем урядника Преображенского полка Петра Михайлова. Это посольство получило название «Великого».

Москву и государство Петр оставил на попечение Боярской думы, как это делал и раньше при отъезде в Архангельск и под Азов. Во главе управления находились дядя Петра Л.К.Нарышкин, князья Б.А.Голицын и П.И.Прозоровский. Сохранять спокойствие Москвы на случай каких-либо заговоров поручено было начальнику Преображенского приказа князю Ф.Ю.Ромодановскому.

За границей Петр впервые знакомился с западноевропейской цивилизацией. Он внимательно осматривал фабрики и мастерские, монетные дворы, музеи, аптеки, дороги, мосты, каналы и мельницы. Но особенно интересовался военным и морским делами. В Кенигсберге тщательно изучал артиллерийское дело, в Амстердаме четыре месяца работал простым плотником на верфях в Саардаме, в Англии два с половиной месяца — на верфи в Дептфорде, одновременно постигая теорию судостроения.

В то же время Петр проводил большую дипломатическую работу. В Митаве провел переговоры с курляндским герцогом; в Кёнигсберге — с бранденбургским курфюрстом; в Вене — с императором «Священной Римской империи». В Польше принял участие в выборах польского короля и добился победы саксонского курфюрста Фридриха-Августа (под именем Августа II).

Из Вены Петр намеревался посетить Венецию и Рим, но, получив из Москвы известие о новом бунте стрельцов, вынужден был прервать зарубежную поездку. По дороге в Москву, проездом через Польшу, в Раве-Русской (недалеко от Варшавы) он в августе 1698 г. встретился с польским королем Августом II, заключив с ним устное тайное соглашение о союзе против Швеции.

Важным результатом Великого посольства для России стало понимание реальной политической ситуации в Европе на конец XVII в. Выяснились, в частности, непрочность антитурецкой коалиции и отсутствие желания ее участников «ввязываться» в большую войну с Турцией. Правительства всех западноевропейских стран готовились к войне за «испанское наследство», которая должна была развернуться после смерти короля Карла II. Вместе с тем, наметились перспективы союза России с Польшей против ее давнишнего соперника Швеции.

Несомненные успехи были достигнуты в укреплении культурных связей России со странами Западной Европы. Множество русских «волонтеров» было оставлено там для обучения, более тысячи европейских мастеров и специалистов, ученых и медиков было привлечено на службу в России. Сотнями исчислялись закупленные образцы вооружения, техники и различных редкостей.

В целом посольство стало многосторонней школой для Петра и его сподвижников. Под впечатлением поездки в Европу он предпринимает первые шаги реформирования государственного управления в России.

Стрелецкий розыск. Получив неожиданное сообщение о новом стрелецком восстании в Москве, Петр срочно вернулся в Москву 25 августа 1698 г. Здесь он выяснил, что летом 1698 г. четыре полка московских стрельцов, направленных из Азова на службу в Великие Луки, восстали, сместили начальников и самовольно двинулись к столице. Восстание было вызвано рядом причин: тяготами походной жизни на окраинах государства, отрывом от привычной для стрельцов посадской жизни в Москве, где они могли заниматься торговлей и промыслами. Повлияло и отсутствие в столице царя, что порождало немало тревожных слухов и домыслов. Против бунтовщиков были направлены правительственные войска под командованием боярина А.С.Шеина и генерала Гордона. Под Москвой произошло сражение, на исходе которого стрельцы сдались. По результатам «розыска» (следствия), проведенного Шеиным, было казнено 57 чел., бито кнутом 140 чел.; остальные (около 2 тыс.) высланы в разные города.

Петр провел новое следствие («великий розыск» в с. Преображенском) и обнаружил связь бунта стрельцов с Софьей (стрельцы шли к Новодевичьему монастырю, где находилась бывшая правительница государства). Осенью начались новые казни, в которых он лично принял самое непосредственное участие. Было обезглавлено 799 человек (атмосферу казней хорошо передает известная картина художника В.И.Сурикова «Утро стрелецкой казни»).

Царевна Софья была пострижена в монахини. Одновременно Петр порвал с женой Евдокией Лопухиной. Женился Петр в 1689 г. по воле матери, но семейная жизнь не сложилась. Особенно это проявилось после смерти Наталии Кирилловны в 1694 г. Лопухины (новые родственники Петра) не поддержали его замыслы и первые преобразования, показали себя враждебно настроенными к нововведениям. В сентябре 1698 г. Евдокия была насильно отправлена в Суздальский монастырь, где состоялось ее пострижение в монашество.

Петр расформировал 16 московских стрелецких полков (окончательно стрелецкие полки в русской армии исчезли только к 1713 г.) и создал основы новой регулярной армии: в ноябре 1699 г. было образовано 30 пехотных полков для подготовки офицеров из дворян; в 1698 г. в структуре Преображенского полка создается бомбардирская школа; в 1699г. в Москве — Пушкарская школа.

Оформлени

Наши рекомендации