Способы использования оффшорных центров
В экономической науке, правоведении и повседневной практике обычно выделяют четыре способа использования оффшорных центров. Они включают как вполне легальные способы с точки зрения налогового законодательства, так и административно запрещены и даже преступные.
Во-первых, оффшорные центры могут использоваться без любых мотиваций фискального характера, когда речь идет об операциях, которые не влияют на выплату национальных налогов. Примером может служить функционирования в оффшорном центре американского банка (или его отделения), который полностью остается плательщиком налогов в казну США. Разумеется, такое использование оффшорного центра полностью укладывается в рамки закона.
Во-вторых, возможно использование оффшорных центров с выгодой для налогоплательщика и одновременно в полном соответствии с законом. Примером может стать освобождение от налогов, предоставленное в оффшорных центрах компании на определенный период с целью инвестирования ими в промышленное производство экономически отсталых стран, в которых чаще всего и функционируют эти центры.
В-третьих, можно говорить об использовании таких центров в процессе реализации международного налогового планирования, который применяется с целью поиска оптимальных решений в сфере налогообложения для корпораций, финансовых групп или физических лиц. Такие действия опираются на использование дыр в налоговом или административном законодательстве или осуществляются в расчете на трудности передачи власти разных стран налоговой информации, а также запутанность и волокиту при проведении такой процедуры.
В-четвертых, как особый способ использования оффшорных центров признается налоговое мошенничество, которое является преступным деянием. Это акт, с помощью которого плательщик незаконным путем стремится уклониться от возложенной на него обязанности уплаты налогов, например, путем недекларирования своих доходов. Такие действия преследуются законом.
Вышеизложенное относится к классификации использования оффшорных центров с юридической и моральной точки зрения.
С организационно-правового и финансово-экономической стороны, а также с практически-юридической точки зрения обычно выделяют 4 основных способа использования оффшорных центров:
1. трансферт прибыли за счет снижения или завышения цен
2. использование ротационных компаний
3. манипулирования международными соглашениями
4. смена места жительства путем переселения в оффшорный центр с целью неуплаты индивидуального подоходного налога.
5. Характеристика типичных оффшорных центров.
Остров Мэн
Наиболее типичным примером европейской традиционной налоговой гавани является остров Мэн. Это самоуправляющаяся территория, принадлежащая Великобритании. Остров Мэн расположен в Ирландском море, между Ирландией и побережьем Англии. Столицей территории является город Дуглас. На острове проживает 70 тыс. жителей, говорящих на английском языке. Близость к крупнейших промышленных центров Европы, наличие современных средств связи, политическая и экономическая стабильность делают эту территорию исключительно привлекательной для размещения здесь оффшорных предприятий и филиалов. Несомненным преимуществом является и то обстоятельство, что остров Мэн - член ЕС, хотя с ограниченными правами.
К важнейшим преимуществам юрисдикции острова необходимо также отнести:
- низкий уровень подоходного налога (20%) на прибыль резидентных компаний;
- отсутствие налога на дарение и наследование;
- строгое (даже по сравнению с другими оффшорными центрами) соблюдение банковской тайны
- возможность регистрации оффшорных компаний нескольких типов.
Последняя из перечисленных преимуществ имеет исключительно важное значение для оффшорного бизнеса. Зарегистрированные на острове компании могут получить статус резидентных, нерезидентных и освобожденных компаний. Первые из названных относятся, как правило, местным владельцам, а нерезидентные и освобождены от налогов создаются иностранцами для ведения оффшорного бизнеса. По договоренности с налоговой властью, им предоставляется льготный режим - налоговые ставки от 0 до 20%, а на оффшорные операции таких компаний налог минимальный или не накладывается совсем.
Закон 1986 вообще освободил нерезидентные компании от подоходного налога. Этот же закон требует, чтобы все акционеры нерезидентной компании проживали за рубежом. Там же должны проводиться заседания совета директоров компании и общее собрание акционеров.
Освобождение от налогов компаниям острова Мэн предоставляется при соблюдении ряда условий. Освобожденной от налогов компании запрещено заниматься торговой или иной коммерческой деятельностью на острове Мэн. Не допускается участие в банковской и страховой делах. Закон обязывает, чтобы секретарь компании или один из ее директоров буи и резидентами острова.
К другой: важных преимуществ следует отнести и то, что остров Мэн пользуется таможенными привилегиями Общего рынка и несет обязательства, связанные с регулированием торговли в рамках Европейского Экономического Сообщества.
Особо нужно отметить привлекательность острова для клиентов с точки зрения сохранения банковской тайны. Закон о банки (1975 г.) с дополнениями 1986 г. не позволяет предоставлять информацию о банковских вкладчиков ни своему правительству, ни правительству зарубежных стран. Приговором британского Верховного суда от 1981 г. определено, что даже британская налоговая власть не имеет права проверки банковских документов граждан острова. И хотя финансовый контроль над банками острова осуществляет банк Англии, однако и ему не разрешено проводить проверку счетов и разглашать информацию, полученную в ходе его контрольной деятельности. В случае нарушения банковской тайны предусмотрено судебное наказание.
Время законом не предусмотрена экстрадиция лиц, подозреваемых в осуществлении налоговых преступлений.
Все эти обязательства сделали остров Мэн одним из самых известных и популярных для клиентов оффшорных центров. Зарегистрированы здесь иностранные компании специализируются в сфере внешней торговли, операций с землей и недвижимостью - главным образом в Англии и других странах Европы. На острове Мэн действуют многочисленные международные холдинговые компании, инвестиционные компании, компании по управлению интеллектуальной собственностью, финансовые компании, которые занимаются внутрифирменным кредитованием, а также судовладельческих компании.
Однако в последнее время, вместе с мировым сообществом, власти острова Мэн активно проводит в жизнь политику «знай своего клиента», что во многом затрудняет основания и ведения бизнеса зарубежными предпринимателями, поэтому многие компании (особенно с сомнительной репутацией) вынуждены либо прекратить свое существование, или «переезжать» в другие, более привлекательных, юрисдикций.