Особенности культурного развития

России на пороге нового времени.

XVII век - переходный период русской истории от эпохи Средневековья к Новому времени, когда, по словам современников, старина и новизнаперемешались. Русская культура этого периода еще сохраняет основные черты средневековой культуры, но уже намечаются новые элементы, новые тенденции, четко обозначившиеся к концу столетия.

Главной отличительной особенностью культуры переходного периода стал бурный процесс ее обмирщения,т.е. роль церкви падает.

Значительно расширились культурные связи России с Западной Европой, с родственными украинским и белорусским народами.

ОБРАЗОВАНИЕ И КНИГОПЕЧАТАНИЕ

Развитие торговли и ремесла, рост аппарата власти, активизация международных связей России, потребности обороны страны требовали увеличения числа образованных людей и улучшения качества образования. Это обусловило рост системы образования,хотя оно и оставалось привилегией имущих слоев населения.

Расширялась система начального образования: открывались школы при монастырях, частные учебные заведения. Специальные школы готовили служащих для центральных учреждений. В 1687 г. в Москве была открыта первая высшая школа - Славяно-греко-латинская Академия. Академия готовила священников и чиновников.

Распространению грамотности способствовало развитие книгопечатания.

НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ

XVII век - эпоха великих русских географических открытий. Русские землепроходцы составляли карты, чертежи, обзоры, подробные описания. В 1648 г., за 80 лет до Витуса Беринга, экспедиция Семена Дежнева вышла к проливу между Азией и Северной Америкой. В 1649 г. Ерофей Хабаров составил карту Приамурья, где были основаны русские поселения (его имя носят город Хабаровск и поселок Ерофей Павлович). Андрей Булыгин обследовал побережье Охотского моря, а сибирский казак Владимир Атласов - Камчатку и Курильские острова.

Интенсивный процесс накопления знаний и первые попытки их теоретического осмысления создалиблагоприятныеусловия для становления российской науки в последующий период.

ЛИТЕРАТУРА И

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ

Литература XVII в. характеризуется усилением светского начала, тесной связью с общественно-политической мыслью.

Изживает себя традиция летописей. В 30-е годы XVII в. было создано последнее летописное сочинение - Новый летописец, в котором излагались события от смерти Ивана Грозного до окончания смутного времени и доказывались права династии Романовых на царский престол.

Появляются новые литературные жанры: драматургия, поэзия, демократическая сатира, бытовая повесть.

Родоначальником русской драматургии и поэзии считают белорусского ученого и просветителя Симеона Полоцкого (С.Е. Петровского-Ситниановича), написавшего первые оригинальные стихотворные пьесы на русском языке - О Навуходоносоре царе и Притча о блудном сыне. С его же именем связано и распространение в русской литературе силлабического стихосложения. Полоцкий переложил на стихи Псалтырь, ему принадлежат два стихотворных сборника Вертоград многоцветный иРифмологион, воспевающих Российское государство и его правителей.

Дальнейшее развитие получила публицистика,отражающая развитие общественно-политической мысли.

Все большую популярность приобретаетпереводная литература,проникавшая в Россию в основном из Польши и Чехии через Белоруссию, реже с Востока.

АРХИТЕКТУРА

Происходит обмирщениезодчества. Отказ от строгих церковных канонов приводит к постепенному сближению культового и гражданского каменного зодчества. Церкви становятся похожи на светские хоромы.

Архитектура характеризуется переходом от строгости и простоты к декоративности.

Здания XVII в. отличаются изобилием затейливых рельефных многоцветных украшений.

В 40-70-х годах усиливается творческий поиск, приведший в конце столетия к рождению нового стиля, получившего название московского барокко(по фамилии главных заказчиков этот стиль часто называют нарышкинским барокко). Характерные черты московского барокко - четкость и симметричность композиции, многоярусность, тщательная проработка деталей, декоративная резьба по белому камню, устремленность здания вверх, сочетание красного и белого цветов. К числу лучших сооружений этого стиля относится церковь Покрова в Филях - усадебный храм Л.К.Нарышкина.

ЖИВОПИСЬ

Обмирщение искусства наиболее ярко проявилось в живописи. Процессы становления и развития реалистической направленности, возрастающего интереса к человеческой личности коснулись всех ее видов.

В живописи, в том числе и в иконописи, усиливаются элементысвоеобразногореализма. Новое направление получило развитие в творчестве царских изографов Оружейной палаты. Одним из главных живописцев Оружейной палаты был Симон Федорович Ушаков (1626-1686). Наиболее известная работа Ушакова - икона Троица (хранится в Русском музее).Уже в последней четверти XVI в. в России зарождается жанр портретной живописи. Портреты реальных исторических лиц назывались парсунами(от лат. persona - личность).

ИТОГИ

Русская культура ХVII в. представляет собой переходный этап от Средневековья к Новому времени, подготовивший коренные преобразования ХVIII в.

Переходный период характеризуется острой борьбой новых идеологических и идейно-эстетических начал с устойчивыми средневековыми традициями. В то же время иногда новые тенденции мирно сосуществовали со старыми, светское начало переплеталось с традициями религиозного мировоззрения.

Переоценка ценностей, происходившая в этот период во всех сферах жизни, способствовала неслыханному ранее обмирщению искусства, которое проявились в стремление к реализму, возрастании интереса к человеческой личности, возникновении новых жанров и направлений. Наблюдается тенденция постепенного перехода к рациональному объяснению мира.

Несмотря на внутреннее своеобразие, русская культураразвивалась в рамках общеевропейской. В XVII в. воздействие Европы становилось все ощутимей. Рост международного авторитета России и активизация ее внешней политики способствовали обогащению русской культуры мировыми достижениями. В свою очередь, многие памятники архитектуры, произведения литературы и искусства, созданные русскими авторами, стали достоянием мировой культуры.

Основным содержанием историко-культурного процесса этого периода былоформирование русской национальной культуры.

Наши рекомендации