Особенности культурного развития России в первой половине 19 века.

Основа развития образования реформа 1803 года.Учреждались 4 типа учебных заведений:приходские школы для детей крестьян,уездные училища для горожан,губернские гимназии для дворянских детей,университеты.Страна была поделена на 6 образовательных округов,в ккаждом из которых имелись учебные заведения всех типов,а их центрами стали университеты отвечающие за уровень преподавания в гимназиях и училищах.Московскому,Харьковскому,Дерптскому ,Виленскому,Петербургскому университетам уставом 1804 года была представлена автономность в решении внутриуниверситетских дел.Ведение нового устава отражало общую тенденцию николаевского царствования к повсеместному контролю,искоренению свободомыслия,бюрократизации. Успехи в сфере образования не заставили себя ждать.Центрами развития науки были университеты и научные общества.Благоприятствовал научным открытиям рост промышленности ,предьявлявшей спрос на технические новинки и изобретения.В.В.Петров (явления электрической дуги)заложил основы электрохимии и электрометаллургии. 1834г.Б.С.Якоби сконстуировал электромотор(отк.гальванопластику) П.П.Аносов дал начало новой отрасли науки- металлографии Н.Н.Зинин сумел синтезировать анилин К.М.Бэр создал новую науку - эмбриологию. 1839г. В.Я.Струве основал первую в россии обсерваторию. Н.М.Карамзин 12-томник "ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО" ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА 19 ВЕКА-ЗОЛОТОЙ ВЕК РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.произошла смена трёх ведущих худ.стилей.Сентиментализм ,романтизм,реализм("Евгений Онегин""Повест Белкина") живопись прошла свой путь от классицизма к романтизму и рализму.Творчество К.П.Брюлова (Последний день Помпеи)сочетало традиции аккадемической школы с романтическим восприятием мира.Всю жизнь посвятил созданию картины "Явление Христа народу"А.А.Иванов. Прекрасно наследие русской монументальной скульптуры.Александровская колонна на дворцовой площад в Петербурге,"Укрощение коней"на Аничковом мосту. АРХИТЕКТУРА.ВЛаствовал поздний классицизм(ампир).Надежность,монументальность,гражданственность и простота.(казанский собор,большой театр) в первой половине 19 века родилось русское национальное музыкальное искусство,прдствавленное в первкю очередь творчеством М.И.Глинки.

Общ-пол движения 19в

Три основных течения: консервативно-охранительное, либеральное (западники и славянофилы) и радикально-демократическое.1. Задача правительства - противопоставить что-либо идеологии декабристов. противопоставление "гниющего Запада" - Постоянные революции -Республики -отсутствие крепостного права===россии- спокойствие- благодетельное влияние самодержца- попечительство самодержца = крепостное право - RuLeZ!!! но не поддержали

2.Главная идея: Россия "выпала" из мирового исторического процесса.Россия отстает в развитии от Европы. Ей нечем перед ней гордиться. Главная причина: православное миросозерцание. Уделяется внимание потусторонним сферам, а не преобразованиям реальной жизни.Чаадаев объявлен сумасшедшим; "Телескоп" закрыт; Н.И.Надеждин, редактор, отправлен в ссылку; цензор отправлен в отставку."Философские письма" ускорили вызревание крупных идейных течений.

западники(соловьев, грановский боткин) Единство исторических путей России и Европы *Европейский путь России*Конституционная Монархия*Политические свободы (совести, слова, печати)*Индивидуализм, конкуренция*Развитие предпринимательства*Петр Mu$Die!!!

славянофилы(аксаков хомяков киреевский) Власть монарха неограниченна, но народ получает право выражать свое мнение в печати и на земских соборах, получает свободу совести. Общинность, коллегиальность, «соборность»Преобладание традиций над новшествами;Первые собиратели русского фольклора и его публикаторы Преобладающая роль религии и церкви Петр RuLeZ!-Абсолютизация насилия- резкость разрыва с прошлым+ историческая закономерность+ высокие побуждения Петра Iобщее-- защита прав личности, общественной свободы- против деспотизма и бюрократизма, крепостничества- неприятие революции3.рад-соц теч.белинский и герцен.

Отделились от западников, т.к. считали, что уклад современной им Европы предоставлял людям политические свободы, не спасая тысячи людей от нищеты.Надо, чтобы был социализм: отсутствует частная собственность и эксплуатация человека человеком.

Аграрная реформа

Состовлял - московский митрополит Филарет Дроздов -“Филька”. – Помещичьи крестьяне (23,1 млн. чел.) получали личную свободу, а также усадьбу и полевой надел в постоянное пользованние (9 лет). В течение 9 лет крестьяне должны отрабатывать за надел барщину и платить оброк. Размеры надела и объём повинностей крестьян – в уставных грамотах.(Составляли-помещики, а проверяли – мировые посредники (помещики)).Уставные грамоты заключались не с отдельными крестьянами, а с сельским обществом, с “миром”. *Для установления надела должна была учитываться норма надельных участков – высшая и низшая. Помещичьи крестьяне получили 3,3 дес. на душу (крестьяне много потеряли из-за этого, т.к. если имели больше – отрезали, мньше – не прибавляли). Вся земля, которую крестьяне получали в постоянное пользование, юридически оставалась собственностью помещиков до заключения выкупной сделки.Пока сделка не осуществилась – крестьянин считался “временнообязанным”. 28 дек. 1881 г. – закон об обязательном выкупе; начал действовать с 1 янв. 1983 г. Юридическая ликвидация крепостного права длилась 22 г. (в отдаленных от центра на много дольше).*За пользование землёй крестьяне выполняли – барщину и оброк. Размер оброка зависил от места региона от 8 – 12 руб.; что касается барщины (до реформы: муж.- с 18 до 55 лет, жен. С 17 до 50 лет) за каждый высший надел 40 муж. и 30 жен. дней, не больше.

*Повинности временно обязанных почти ни чем не отличались от крепостных крестьян, точнее, регулировались законом. (58% крестьян не подписали уставные грамоты, т.к. боялись закрепощения). Реформа дала крестьянам право выкупить усадьбу и полевой надел. 544 млн. руб. стоила земля, а крестьяне платили 867 млн. (323 млн. – разница как компенсация помещикам). *Государство выступало в роли посредника: 20% - крестьяне должны были заплатить помещику сразу, 80% – государство. (с 1907 г. размеры выкупных платежей отменили.) Дворовые слуги (1,5 млн.) выходили на волю без выкупа через 2 года и не получали ни усадьбы, ни надела. Удельные крестьяне (26 июня 1863 “положение”) выкупали землю на таких же условиях, что и помещичьи, только через 2 года. Государственные крестьяне (24 июня 1866 г.) считались лично свободными и не платили в казну феодальную ренту (оброчную подать). Реформа существенно изменила правовое положение крестьян: крестьяне имели право владеть собственностью, заниматься торговлей и промыслами, заключать сделки, вступать в брак. Личное освобождение 23 млн. помещичьих крестьян, которые и образовали рынок наёмной рабочей силы. Экономический базис стал новым, капиталистическим, а внутри – феодально-крепостнический строй. Пережитки крепостничества тормозили развитие страны. [Для управления крестьянами были созданы особые органы “самоуправления”, сельский староста следил за порядком; несколько сельских обществ образовывали волость , где волостной сход – высший орган.]

Наши рекомендации