Характер и особенности революции

4.1. Характер революции. Февральская революция носила буржуазно-демократический характер. Она решала задачу свержения самодержавия, введения конституционного строя и открывала путь для развития капитализма в сельском хозяйстве и промышленности, обеспечения политических свобод граждан, уничтожения национального гнета.

4.2. Особенности революции. Революция представляла собой сложное взаимодействие стихийных и сознательных сил революционного процесса. Она поднялась стихийно на базе массового недовольства войной и была осуществлена главным образом силами рабочих и солдат. Участие в революции политических партий, профсоюзов, фабзавкомов, отрядов Красной гвардии явилось важным организующим началом в период революционного подъема. Развернувшаяся деятельность партий и организаций широкого политического спектра способствовала углублению предреволюционного кризиса.

Крупные предприниматели и либеральная интеллигенция, получившие к тому времени определенный опыт участия в политической борьбе, в результате поддержки революции пришли к власти (на периферии общественные исполнительные комитеты возникли раньше Советов). Своеобразие революции заключалось в возникновении в стране феномена двоевластия.

Итоги революции

5.1.Вторая в истории России буржуазно-демократическая революция завершилась победой. К 1 марта революция победила в Петрограде и Москве, затем она была поддержана по всей стране.

5.2. Падение самодержавия и установление двоевластия. Вторая русская революция завершилась падением института монархии и приходом к руководству страной новых социально-политических сил.

5.2.1. Первая власть - буржуазно-демократическая, была представлена Временным правительством, его органами на местах (общественные исполнительные комитеты или комитеты общественной безопасности), местным самоуправлением (городским и земским). В правительство вошли представители либеральных партий кадетов и октябристов. Временное правительство опиралось на поддержку значительных социальных и социально-профессиональных слоев (интеллигенции, предпринимателей, студенчества, офицерства, чиновников), а также Советов.

5.2.2. Вторая власть - революционно-демократическая, олицетворялась Советами рабочих и солдатских депутатов, солдатскими комитетами в армии и на флоте, фабзавкомами, другими местными демократическими организациями. Советы не являлись органами государственной власти, однако, обладая поддержкой народных масс, они осуществляли контроль за деятельностью правительства, делегируя им доверие, оказанное рабочими и солдатами руководителям Советов.

5.3. Демократизация общественно-политического строя. После победы Февральской революции Россия превратилась в одну из самых демократических стран Европы.

В стране были провозглашены политические права и свободы (слова, собраний, совести, печати, союзов, манифестаций); всеобщее и равное избирательное право; были отменены сословные, национальные и религиозные ограничения, смертная казнь, военно-полевые суды, объявлена политическая амнистия. На легальной основе создавались тысячи политических, общественных, культурных обществ и объединений, профсоюзов, фабрично-заводских комитетов и т.д.

5.4. Возникновение феномена двоевластия не консолидировало, а еще более раскололо российское общество. В условиях раскола политических сил важнейший вопрос о властине получил законченного решения. Определение формы государственного строя было отложено до Учредительного собрания, сроки созыва которого не назывались.

В результате затягивания решения основных задач буржуазно-демократических преобразований происходило дальнейшее углубление революционного процесса в послефевральский период.

32. Версальско-вашингтонская система и международные отношения в 1919-1939.

Версальско-Вашингтонская система международных отношений — мировой порядок, основы которого были заложены по завершении Первой мировой войны 1914—1918 Версальским мирным договором 1919, договорами с союзниками Германии, а также соглашениями, заключёнными на Вашингтонской конференции 1921—1922.

Европейская (Версальская) часть этой системы в значительной степени была сформирована под влиянием политических и военно-стратегических соображений стран-победительниц в Первой мировой войне (главным образом, Великобритании, Франции, США, Японии) при игнорировании интересов побеждённых и вновь образованных стран (Австрия, Венгрия, Югославия, Чехословакия, Польша, Финляндия, Латвия, Литва, Эстония), что делало эту структуру уязвимой из-за требований её преобразования и не способствовало долговременной стабильности в мировых делах.

Основу Версальско-Вашингтонской системы международных отношений в Европе составляли:

Версальский мирный договор (1919) и тесно связанные с ним

Сен-Жерменский мирный договор (1919),

Нёйиский мирный договор (1919),

Трианонский мирный договор (1920),

Севрский мирный договор (1920).

Отказ США от участия в функционировании Версальской системы, изоляция Советской России и антигерманская направленность превращали её в несбалансированную и неуниверсальную, тем самым увеличивая потенциал будущего мирового конфликта.

Вашингтонская система, распространяющаяся на Азиатско-Тихоокеанский регион, отличалась несколько большим равновесием, но тоже была неуниверсальной. Её нестабильность обусловливали неопределённость политического развития Китая, милитаристский внешнеполитический курс Японии, изоляционизм США и пр.

Версальская система — это система послевоенного устройства мира. Ее характерной чертой была антисоветская направленность. Самую большую выгоду от Версальской системы получили Великобритания, Франция и США. В это время в России шла гражданская война, победа в которой осталась за большевиками. Россия начала устанавливать дипломатические отношения с Афганистаном, Прибалтикой, Финляндией. Пыталась также установить дипломатические отношения с Польшей, но Пилсудский вместо этого подписал соглашение с одним из руководителей Центральной Рады и польские войска вступили на территорию Украины. Россия попыталась вновь присоединить Украину и Польшу, но поляки нанесли ей тяжёлое поражение, в результате которого большевистское руководство вынуждено было пойти на мир с Польшей. Польша также сохранила за собой Западную Украину и Западную Белоруссию.

Вашингтонские соглашения — конференция была созвана для того, чтобы рассмотреть вопросы о послевоенном соотношении сил в Тихоокеанском бассейне и об ограничении морских вооружений. Американская дипломатия стремилась взять реванш за поражение в Париже и добиться усиления своего влияния в решении важных международных проблем. 13 декабря 1921 — «Договор четырёх государств» (Великобритания, США, Франция и Япония) касался взаимных гарантий неприкосновенности островных владений её участников в бассейне Тихого океана (закрепление статус-кво); «Договор пяти государств» (Британия, США, Япония, Франция и Италия) запрещал строительство военных кораблей, тоннаж которых превышал 35 тыс. т., устанавливал соотношение между флотами этих стран за классом линкоров в пропорции 10:10:6:3,5:3,5, закрепив лидерство первых двух. «Договор девяти государств» (США, Британия, Франция, Япония, Италия, Бельгия, Голландия, Португалия и Китай) провозглашал принцип уважения суверенитета, территориальной и административной неприкосновенности Китая. Он обязывал всех участников придерживаться принципов «открытых дверей» и «равных возможностей» в торговле и развитии промышленности на всей территории Китая.

Договоры, заключённые на Вашингтонской конференции, дополняли систему договоров, подписанных в 1919—1920 между странами-победительницами и странами, которые проиграли мировую войну.

В 1919—1922 — сложилась Версальско-Вашингтонская система международных договоров, призванная формально закрепить итоги Первой мировой войны.

Особенности

Дискриминация положения побеждённых государств и Советской России. Так, Германия потеряла права на свои колонии, сильно ограничивалась во владении вооружёнными силами и подавлялась экономически через механизм репараций. Подобные условия были предусмотрены и для Турции и Болгарии, а Австро-Венгрия в целом прекратила существование. К тому же все побеждённые государства понесли значительные территориальные потери. Побеждённые государства на определённое время были «исключены» из ряда системообразующих элементов и преобразованы исключительно в объекты влияния Версальской подсистемы. Советская Россия, формально не будучи побеждённой, оказалась на начальном этапе также исключённой. Формальным признанием этого факта со стороны России считается Рапалльский договор 1922 года. После заключения договора начинается широкая кооперация между Германией и Советской Россией, которая по своей сути была «блоком оскорбленных», то есть держав, которые больше всего хотели пересмотра статус-кво системы.

Закрепление лидерства США, Великобритании и Франции, в новой системе. Значительное территориальное, политическое и экономическое (в разной степени для этих стран) развитие стран-победительниц дало им фактически право коллегиального изменения характеристик международной системы и формирования ее принципов. Другие победители (наподобие Италии) остались на втором плане.

Политическая изоляция США от европейских дел. США после провала «14 пунктов» В.Вильсона взяли курс на изоляцию от международной политики в Европе, в то же время в качестве приоритетного средства внешней политики в этом регионе избрали экономический фактор. План Дауэса (1924 г.), а также в известной мере план Юнга (1929 г.), продемонстрировали степень экономической зависимости стран Европы от США, которые стали на 1918 год подавляющим кредитором, будучи до начала войны должником европейских стран.

Образование ряда новых суверенных субъектов и МО в Европе, внешняя политика которых на более поздних этапах развития системы оказала значительное влияние на развитие кризисных процессов.

Создание Лиги Наций — инструмента сохранения статус-кво в системе МО. Этот инструмент, фактически подконтрольный Франции и Великобритании, оказался неэффективным в исполнении своих стабилизационных функций. Это стало свидетельством отсутствия крепкой договорно-правовой базы системы.

Мир постепенно перестает быть евроцентристским, международная система начинает превращаться в глобальную.

Для Версальско-Вашингтонской системы характерной была определена асинхронность в трансформационных процессах в двух основных подсистемах (европейской и дальневосточной), что в свою очередь приводило к последующей дестабилизации системы, то есть системные изменения в одной из подсистем со временем вызывали новый всплеск трансформаций в другой.

Специфический тип контроля, характерный для данной системы, который можно охарактеризовать как эгалитарно-иерархичный. Тогда как в рамках системы существовала определенная иерархия средств и субъектов системного контроля, на практике основные элементы контроля были оформлены в эгалитарный способ (коллективная безопасность, Лига Наций, международно-правовые соглашения универсального характера, и т. п.)

33. Гражданская война

Причины войны

1.1. Гражданская война в России это вооруженная борьба между различными группами населения, имевшая в своей основе глубокие социальные, национальные и политические противоречия (Ю.А.Поляков), которая первоначально имела региональный (локальный), а затем приобрела общенациональный масштаб.

Особенностью Гражданской войны в России стало присутствие на ее территории крупной интервенционистской группировки войск, которая обусловила затягивание войны и умножила человеческие жертвы.

1.2. Среди причин Гражданской войны в России были следующие:

-изменение характера политической власти - свержение большевиками Временного правительства, что вызвало сопротивление не только правых и монархистов, но и либералов;

- отказ большевиков от идеи однородного социалистического правительства и принципов парламентаризма (разгон Учредительного собрания) привел к участию в борьбе с большевиками умеренных социалистов;

- иные недемократические меры большевиков (диктатура, репрессии, деятельность чрезвычайных органов, преследования оппозиции), вызывавшие недовольство не только интеллигенции и крестьян, но и рабочих. Так, запрещение в январе 1918 г. забастовок, начало огосударствления профсоюзов, подчинение им фабзавкомов привело к возрождению меньшевистского влияния в рабочей среде.

- заключение Брестского миравызвало недовольство широких слоев населения и послужило причиной выступлений против большевиков их бывших союзников - левых эсеров;

- экономическая политика советской власти в деревне, которая привела к фактической отмене Декрета о земле, установлениюпродовольственной диктатуры, организации продотрядов (число бойцов которых увеличилось за три месяца с 12 до 80 тыс.), процессам расказачивания, подтолкнула многомиллионное крестьянство к борьбе против большевиков и стала основным фактором, придавшим войне общенациональные масштабы.

1.3. Военная интервенциястран Антанты также была обусловлена рядом факторов:

- непризнание капиталистическими государствами новой формы политической власти в России;

- неприятие большевистского лозунга мировой революции и отсюда желание помочь свергнутым классам (хотя и небескорыстно);

- недовольство нарушением Россией союзнических обязательств и выходом ее из войны;

- протест против национализации иностранной собственности и отказа от выплаты иностранных долгов;

  • собственные экономические и геополитические интересы.

Составной частью интервенции явилась военно-экономическая блокада России, установленная Антантой после перемирия в ноябре 1918 г.

Наши рекомендации