Субъекты политики. Человек как первичный субъект политики.
Субъекты политики — носители политического действия. Очевидно многообразие субъектов политических отношений, в качестве которых могут выступать и отдельные люди, и социальные группы, и институты, и движения. Их общей чертой служит наличие интересов, сферой реализации которых являются политические отношения. Особенно велика роль таких субъектов политики, как классы (объединяющие людей с одинаковым типом отношения к собственности) и нации (группы людей, объединенные одним языком, культурой, психическим складом, территорией, общностью экономической жизни). Именно во взаимодействии между ними формируется тот круг проблем и интересов, которые, будучи восприняты или отражены отдельными личностями, движениями, партиями, институтами и организациями, требуют для своего решения обязательного вмешательства государственной власти.
Следует иметь в виду, что в политике, как и в любой иной сфере отношений, нет устойчивого закрепления атрибутов субъекта или объекта за постоянным носителем — все участники политических отношений обладают сознанием и волей и в зависимости от конкретной ситуации могут выступать в качестве объекта (когда политическое действие направлено на него) и в качестве субъекта (когда он сам служит источником, носителем политического действия). Так, государство служит объектом политики, когда на него, его политические институты направлено воздействие тех или иных политических сил, но оно может быть и субъектом политики, когда само активно вмешивается в регуляцию социальных отношений.
Группы субъектов
1) субъекты персональные, движимые заботой о реализации своих непосредственных, местных, повседневных интересов и не осознающие политическихпоследствий своего участия, своей политической роли;
2) субъекты-подданные, понимающие свою политическую роль и назначение,но не видящие возможности выйти за их пределы, самостоятельно воздействовать наполитическую жизнь;
3) субъекты-партиципанты (участники), ясно осознающие свои цели и путиих реализации и использующие для этого институциональные механизмы (партии,движения и т.п.).
Классификация субъектов политики
Классификация субъектов политики достаточно разнообразна. Наиболее широкораспространено их деление на два основных уровня:
1) социальный, включающий индивидов и различные социальные слои (в том числе профессиональные, этнические, демографические и др.). Сюда относятсяличность, профессиональная группа, нация, класс, элита и т.д.;
2) институциональный, охватывающий государство, партии, профсоюзы,политические движения, институциализировавшиеся группы интересов и т.д.Иногда выделяется и третий, «функциональный» уровень, включающийсоциальные институты, предназначенные для выполнения преимущественнонеполитических задач, хотя в действительности оказывающие заметное, а порою ивесьма существенное влияние на политику: церковь, университеты, корпорации, спортивные ассоциации и т.п.
Первичный субъект политики- личность (индивид). Как отмечали еще древние (Протагор), «человек есть мера всех вещей». Это полностью применимо и к политике. Именно личность, ее интересы, ценностные ориентации и цели выступают «мерой политики», движущим началом политической активности наций,классов, партий и т.д. Проблема личности имеет в политической науке по меньшей мере три главных аспекта:
1) личность как индивидуальные психо-физиологические(эмоциональные, интеллектуальные и др.) особенности человека, егоспецифические привычки, ценностные ориентации, стиль поведения и т.п. Прианализе личности под этим углом зрения основное внимание обычно уделяетсяполитическим лидерам, от индивидуальных особенностей которых часто зависитбольшая политика;