Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама.
Разложение родоплеменного строя у восточных славян, явственно обозначившееся на переломе X–XI вв., резко усилило напряженность в обществе. Оказались подорванными устои родовой защиты, исчезли многие традиционные институты; множились насилия, произвол, преступления. В этих условиях возросла роль княжеской власти, взявшей на себя попечение о внутреннем мире и безопасности, что возвысило князя над обществом.
Но постепенно крепнет волостная община, земщина, которая претендует на верховную власть. К середине XII в. состязание князя и веча заканчивается победой земщины повсеместно. Правда, распри между ними продолжались, но при очевидном превосходстве городских общин.
Политические конфликты князя и вече – лишь одна из граней внутриобщинной борьбы. Нередко волнения городского и сельского люда вызывались социальными, религиозными и бытовыми противоречиями. Часто в одних и тех же событиях присутствуют различные элементы.
Сложный характер внутриобщинной борьбы усугубляли межобщинные распри – волостные и межволостные. К первым надо отнести стычки старших городов с пригородами, стремившимися к независимости и созданию собственной волости, а ко вторым – вражду соседних волостей друг с другом.
Все это нашло отражение в древнейшем своде законов Руси – «Правде Русской». Под этим названием известны три памятника: «Краткая Правда» – древнейшая, «Пространная Правда», которая относится ко второй половине XII в., и «Сокращенная Правда», основанная как на «Пространной», так и на некоторых, не дошедших до нас законодательных актах более раннего времени. В свою очередь, «Краткая Правда» делится на «Правду Ярослава» (около 1016 г.), «Правду Ярославичей» (вторая половина XI в.) и дополнительные статьи. «Пространная Правда», как считают некоторые исследователи, была составлена в началеXIII в. на основе «Краткой» с добавлением ряда статей. Такова принятая на настоящий день периодизация древнейшего русского законодательства. В то же время надо иметь в виду, что и «Краткая Правда», и «Пространная Правда» – цельные памятники и их деление достаточно условно.
«Правда Русская» основана на обычном праве, которое было вполне жизнеспособным в условиях древнерусской социально-экономической и политической жизни. В свою очередь «Правда» стала базой для последующего развития русского права.
В XI–XII вв. сохранялась идея восточно-славянского единства, но разобщенность политической жизни в рамках городов-государств также способствовала накоплению различий между восточнославянскими общностями. Определенные различия в языке, материальной культуре появляются еще в период расселения восточных славян по Русской равнине. Сильный импульс этому процессу был дан перипетиями бурного XIII столетия. Впоследствии земли будущих Украины и Белоруссии оказались в составе великого княжества Литовского. Здесь на основе древнерусского литературного языка сформировался старобелорусский язык, который стал государственным языком в Литовско-Русском государстве. Со временем, особенно после Люблинской унии, в результате проникновения в него оборотов живой народной речи формируются украинский и белорусский языки. Определенную роль в этом процессе играл и церковнославянский литературный язык.
Название «Украина» появляется уже в конце XII в. для обозначения древнерусских земель, непосредственно граничивших со степью. Термин употреблялся в значении край, «краина», окраина, земля. В значении «земля», «страна» Украина, Вкраина употребляются в устном народном творчестве, в думах и песнях, относящихся к XVI–XVII вв.
В XIV в. в источниках появляется название Великая Русь, а с конца XV в. – Россия. Тогда же появилось название Белая Русь, относившееся к землям, на которых формировалась белорусская народность. Одновременно в официальных документах и в литературных произведениях употреблялось название Малая Русь. В народных массах это название не привилось.
Помимо языка и названия постепенно складывается определенная общность экономической жизни, а также общность психического склада, культуры и быта. Естественно, что географический фактор играл здесь далеко не последнюю роль: на Украину большое влияние оказывала степная тюркская культура, а на Белоруссию более близкая польская. Итак, на протяжении XV–первой половины XVII вв. складываются украинская, белорусская и великорусская народности.
Принятие христианства и распространение ислама
Под 986 г. летопись сообщает нам о «выборе вер». К Владимиру в Киев приходили посланцы соседних народов, каждый из которых предлагал и расхваливал свою религию. Первыми – волжские болгары магометанской веры (ислам). Из перечня особенностей этой религии Владимиру больше всего не понравилось воздержание от питья. Он заявил: «Руси есть веселие пить, не можем без того быть». Пришли к Владимиру и посланцы от папы из Рима. Им у Владимира тоже нашелся ответ: «Идите откуда пришли, ибо и отцы наши не приняли этого». Затем – хазарские евреи: хазарская знать исповедовала иудаизм. Их Владимир сразил следующим вопросом: «А где земля ваша?» «Разгневался бог на отцов наших и рассеял нас по различным странам». «Как же вы иных учите, а сами отвергнуты богом и рассеяны?» Только византийскому «философу» удалось произнести монолог о преимуществах его веры. Однако и после его пространного выступления Владимир сказал: «Пожду еще мало». Тогда в другие страны были направлены «мужи добры и смыслены, числом 10». Наибольшее впечатление на послов произвело византийское христианство.
Сама ситуация «выбора вер» несет на себе печать легендарности и фольклорности, но в основе ее могут лежать реальные исторические события, ведь Русь связывали со всеми этими народами давние и интенсивные контакты. Все они хотели оказывать и оказывали политическое и культурное влияние на Русь. Но первенство осталось за Византией. Главную роль сыграло не восприятие русскими византийского церковного обряда, который осознавался еще фактически через призму язычества, а ведущее положение Византийской империи на международной арене средневекового мира. Киевская Русь вовлекалась в контакты с Византией по двум причинам. С одной стороны, восточные славяне совершали частые набеги на территорию Византии, с другой – сама Византия втягивала Русь в свою внешнеполитическую деятельность. Политика временных союзов – одно из основных орудий византийской дипломатии. Записанные через столетие рассказы о крещении, обросшие легендарными подробностями, имели реальную почву. Летопись только спрессовала разновременные события.
Она изображает и политическую обстановку, предшествовавшую принятию христианства. Для решения вопроса о принятии веры Владимир собирает бояр и старцев градских. Однако бояре и старцы градские лишь предлагали решение вопроса, а утверждалось оно народным собранием – вечем. В скандинавской «Саге об ОлавеТрюгвассоне» говорится о том, что князь Владимир приказал созвать народное собрание, куда сошлись многие вельможи и множество народа. Население Русской земли поддержало своего князя в его решении.В прямой связи с преданиями о подготовке к принятию христианства стоит и рассказ о крещении Владимира – так называемая Корсунская легенда . В Византии в то время происходили драматические события: в 987 г. вспыхнуло восстание против императора Василия II. Возглавил его Варда Фока. Василий II обратился за помощью к Владимиру, и тот согласился с условием, что император отдаст за него замуж свою сестру Анну. Император вынужден был согласиться. Летом 988 г. с помощью русского корпуса войска мятежников были разбиты, но Василий не спешил выполнить свое обещание.
Тогда Владимир пошел с войском на византийский город Корсунь в Крыму и осадил его. После взятия города византийцы стали сговорчивее, а Владимир принял крещение. Вместе с Анной на Русь прибыли и священники, которые крестили киевлян. По приказу Владимира в Киеве закладывается Десятинная церковь Богородицы, куда были переданы иконы, книги и переведены греческие священники. На содержание церкви Владимир выделил десятую часть от своих доходов, что получило отражение в так называемом Уставе Владимира.Христианская религия на Руси принималась, по сути, в языческой оболочке, она стала лишь звеном процесса развития религиозных «реформ» X в. Причем сравнительно мирное и спокойное распространение христианства в Русской земле резко отличалось от того, что происходило в подвластных Киеву, но отдалённых восточнославянских землях, где христианство вводилось силой. Так было, например, в Новгороде, который долго и упорно сопротивлялся крещению. В целом, христианство в эпоху Киевской Руси лишь «скользило» по поверхности общества, не затрагивая основ древнерусской жизни. В то же время нельзя и преуменьшать значение введения христианства, уже тогда влиявшего на русскую культуру, во многом предопределившего дальнейший исторический путь нашей страны.Вместе с введением христианства на Руси утверждалась и церковная организация: митрополия, делившаяся на епископии, границы которых обычно совпадали с границами земель. Касательно древнейшей церковной истории на Руси взгляды историков расходятся. М. Д. Приселков в работе, опубликованной еще в началеXX в., пришел к выводу о том, что до 1037 г. русская церковь была подчинена болгарской Охридскойархиепископии, а затем оказалась в составе Константинопольской патриархии. Эта концепция повлияла на последующие исследования. Но есть и противоположная точка зрения, согласно которой Русь с самого начала стала митрополией Византийской патриархии. Как бы то ни было, известно, что за весь период Киевской Руси только два митрополита были из русских, а остальные присылались из Константинополя.Остаётся только добавить, что христианство на Руси утвердилось не сразу, и лишь в XV в. можно с определённой долей уверенности говорить, что со становлением независимой православной церкви оно укоренилось на территориях русского государства.Параллельно с принятием и расширением ортодоксального христианства на Руси, в Поволжье проникает мусульманство. Официальной датой принятия ислама тюркскими народами, живущими в сегодняшней России, считается 922 г., когда из Багдада на просьбу волжских булгар, искавших поддержки у халифа ал-Муктадира в борьбе с хазарами, прибыло посольство с духовными лицами для наставления в вере и строительстве мечетей. Дальнейший процесс распространения ислама связан с историей Волжско-Камской Булгарии, Золотой Орды (1312–1313) и Казанского ханства.
Древняя Русь в Х-ХП вв.
именно в начале вышеозначенного периода – в конце IX– начале X вв. произошло зарождение самого русского государства, пришедшего на смену разрозненным союзам сообществ славян. Такое раннее государство было образовано в большой степени в связи с необходимостью защиты славянских сообществ от кочевых племен и представляло собой содружество мало зависимых друг от друга княжеств, подчинявшихся киевским князьям и своим правителям. Местные князья долго еще сохраняли независимость.
С X в. идет становление и развитие Руси как государства, начиная с того, что молодое государство решало только вопросы объединения страны, централизации власти, изживания племенного сепаратизма и архаичных форм отношений с подданными, вроде «полюдья». Слабость объединения княжеств требовала укрепления содружества.
Назрела необходимость в монотеистической религии, коя и была принята в конце IXв. И официально – во время правления князя Владимира. Несомненно, принятие христианства явилось переворотным моментом русской истории, давшим мощный толчок политическому, экономическому развитию страны, этническому объединению, но социальной дифференциации и определившим уникальное лицо русской культуры. По времени совпало и централизованное объединение русских земель киевскими князьями, сажавшимися на княжество своих сыновей, таким образом, вся Русь оказывалась под контролем княжеской фамилии.
Изменения в жизни страны привели к тому, что в X-XI вв. Русь резко улучшила свое экономическое положение, возросли обороноспособность и международное значение, Россия стала одной из сильнейших стран Восточной Европы. Но все преобразования и улучшения шли на фоне непрекращающейся борьбы князей за киевский престол, вплоть до братоубийства.
Кроме того, нарастание военной мощи, обороноспособности страны, экономическое развитие, в том числе, возросший экспорт, требовали большого количества производимых и добываемых товаров. Это в свою очередь привело к возрастанию ценности земли и производительного человеческого труда на ней. Российский народ прошел путь от свободного смерда, работавшего на земле, принадлежащей княжеству, и платившего ежегодное полюдье, а потом дань князьям, до полного наследственного распределения земель среди правящей верхушки – господствующего слоя и высокого уровня бесправия простого народа вплоть до лишения личной свободы в том числе и последующих поколений.
В началеXI в. начинается постепенное усиление значения роли городов в экономике страны, кроме того, города становятся средоточием административной, судебной, церковной, культурной жизни общества. Первым таким городом становится Киев при Мономахе, далее, однако, несколько растерявший свои качества параллельно с усилением значения других городов. Следствием такого высокого значения городов и непрекращающегося дележа власти среди князей становится возникновение городов-государств. К концу XI в. наступает закономерный исторический период раннефеодальной раздробленности. И нашествие монголо-татар страна встретит именно в таком состоянии, что обусловит тяжесть и продолжительность ига. Тем не менее, как феодальное общество, являющееся по сути своей угнетением одного класса другим, стало закономерным и необходимым этапом исторического развития Руси после общинного строя, так и раздробленность явилась следствием развития государства и соответственно рано или поздно вывела его на другой уровень цивилизации.