Влияние тоталитарной системы на культурны, нравственный потенциал общества, общественное сознание.
Одну из важнейших задач в области культуры советское правительство видело в ликвидации культурной отсталости населения. Была сформирована новая система управления культурой. Руководство всей духовной жизнью общества передавалось в руки Наркомата просвещения. Его возглавлял А. В. Луначарский. При местных Советах создавались отделы народного образования. Позднее был организован агитационно-пропагандистский отдел при ЦК РКП(б). В его обязанность входило партийное руководство развитием культуры.
С первых дней существования Наркомпроса одним из направлений его деятельности стала работа по охране художественных и исторических ценностей. Был создан Государственный совет по заведованию музеями и дворцами республики. Государственными музеями объявлялись Зимний дворец (Эрмитаж), Третьяковская галерея, Музей изящных искусств.
Революционные события 1917 г. и гражданская война не остановили процессы художественного развития. Они оказали глубокое и неоднозначное воздействие на все сферы творческой деятельности.
В области культуры появились новые тенденции. Ранее возникшие группы футуристов и имажинистов объявили себя представителями революционного искусства. Пролеткульт (пролетарская культура) представлял собой культурно-просветительную и литературно-художественную организацию, возникшую осенью 1917 г. В 1920 г. в пролеткультовском движении участвовали около 400 тыс. человек.
Заметным явлением в художественной жизни первых послереволюционных лет была монументальная пропаганда. Принятый в 1918 г. декрет о монументальной пропаганде предусматривал уничтожение сооруженных до 1917 г. памятников «в честь царей и их слуг» и возведение памятников революционерам, деятелям русской и мировой культуры.
Часть интеллигенции покинула Россию.
Руководители страны понимали необходимость совместной работы с деятелями науки и искусства и принимали меры по вовлечению их в органы государственной власти.
С завершением гражданской войны и переходом к нэпу наметились новые тенденции в развитии культуры. В условиях либерализации общественной сферы повысилась активность интеллигенции. Возникали новые общественные объединения — научные, творческие, культурно-просветительные. Тысячи людей участвовали в культурной жизни страны.
Была денационализирована часть зрелищных предприятий. Коллективам и частным лицам были переданы около 30% общего числа действующих кинотеатров, театров, художественных школ.
Процесс либерализации общественной жизни был непоследовательным и противоречивым. Руководители страны опасались, что свобода мнений может привести к расширению деятельности противников советского режима. С целью противостояния буржуазной идеологии были организованы политшколы.
Одним из центральных направлений политики в области культуры была работа по ликвидации неграмотности среди населения. Накануне Октября 1917 г. примерно 3/4 всею взрослого населения России не умели ни читать, ни писать.
С конца 1918 г. началась реорганизация системы народного образования, создавалась единая трудовая школа из двух ступеней.
Уделялось внимание восстановлению научного потенциала страны. были открыты новые научно-исследовательские институты.
Правительство предпринимало попытки по улучшению быт ученых путем введения натуральных пайков, повышенных окладов. Но, меры эти были эпизодичны и не могли изменить тяжелого положения научных кадров. Лишь после окончания гражданской войны появились условия для становления науки.
Литература и искусство. Художественная жизнь 20-х годов развивалась сложно, в борьбе художественных взглядов и систем.
В начале 20-х годов возникли российская и московская пролетарские писательские ассоциации
Идентичные процессы происходили в сфере музыкальной жизни, За отражение в творчестве композиторов тем, связанных с созданием нового общества, выступала Российская ассоциация пролетарских музыкантов
Входившие в состав пролетарских творческих групп музыканты, литераторы, художники стремились отразить в своем творчестве современную им действительность. На художественных выставках демонстрировались картины. В театрах ставилась политическая оперетта «Белые и черные» в. Шмидтгофа. Тема минувшей гражданской войны зааняла большое место в творчестве писателя М. А. Булгакова и драматурга К. А. Тренева
Внутренняя перестройка произошла в поэзии С. А. Есенина.
К концу 20-х годов в творчестве подавляющей части художественной интеллигенции твердо определилась новая тематика. Намечался отход от прежнего негативного отношения ко всему предшествующему искусству.
С конца 20-х годов усилился контроль со стороны органов государственной власти за развитием духовной жизни общества. Произошли изменения в структуре органов управления культурой. Новым наркомом просвещения был назначен А. С. Бубнов. Перспективы развития культуры стали определяться пятилетними народнохозяйственными планами.
В 30-е годы были репрессированы многие талантливые писатели, поэты, художники (П. Н. Васильев, О. Э. Мандельштам)
В то же врем велась и идеологическая работа, особое значение она приобретает во времена Сталина. Идеологическая работа в массах основывалась на положениях, сформулированных в партийных документах конца 30-х годов. На идеологическую политику влияли усложнение международной обстановки и реальная опасность приближавшейся войны. Продолжала развиваться «теория» обострении классовой борьбы и в период укрепления социалистического общества, оправдывавшая грубейшие нарушения законности. Массовым репрессиям подвергались многие тысячи советских людей, в том числе опытные государственные, хозяйственные и военные руководители. Была арестована пятая часть офицерских кадров.
Партийное руководство страны и сам И. В. Сталин уделяли особое внимание патриотическому воспитанию народа. Оно велось на основе возвращения к историческим и культурным ценностям отечественной истории. Широко пропагандировалась деятельность Александра Невского, Дмитрия Донского, Минина, Пожарского, Суворова, Кутузова и др. В 1937 г. было торжественно отмечено 125-летие Бородинской битвы и 100-летие со дня смерти А. С. Пушкина. Обосновывалась идея полнокровного расцвета всех наций и народностей при социализме, возрождался тезис о консолидирующей исторической роли русского народа.
Продолжали активно культивироваться моральные принципы, основанные на коммунистической идеологии. У руководства страны появилось новое понимание значения семейных отношений. Предпринимались меры, способствовавшие увеличению рождаемости, укреплению института брака.