Духовная жизнь общества. Общественное сознание и его структура

 
 
Д

уховное бытие является одним из важнейших структурных элементов общественного бытия. Связь духовной жизни с другими сферами общественного бытия порождает

их общность в сфере деятельности, ведущей к конечному результату. Прежде всего, следует отметить, что приоритетную роль здесь играют духовные потребности, иными словами, - желание людей и общества в целом создавать и осваивать духовные ценности. Человеку присуща потребность в нравственном совершенствовании, удовлетворении чувства прекрасного, познании окружающего мира. В литературе деятельность, направленная на удовлетворение духовных потребностей, именуется духовным производством. Такой терминологии придерживается, в частности, Л.Н.Коган, В.И.Толстых и ряд других авторов.

Есть основания полагать, что на первоначальной стадии развития, элементарные духовные потребности не могли существовать в отрыве от потребностей материальных. Впоследствии, с развитием материального производства, которое способствовало созданию общественных условий для развития духовных потребностей, а удовлетворение последних породило нескончаемую череду новых потребностей духовного плана, — возникает духовное производство, как самостоятельная и все более значимая отрасль человеческой деятельности. Общественные условия для появления, развития и удовлетворения духовных потребностей определены характером общественного строя и его отношением к гражданскому обществу, уровнем общественного сознания, культурным уровнем и т.д. Поэтому сводить такие общественные условия только к материальным нецелесообразно.

Для производства и потребления духовных ценностей индивиду необходимо наличие свободного времени, величина которого как раз и зависит от степени развития общественных условий. Причем, духовные потребности не возникают непосредственно из материальных. Их не следует рассматривать как причину и следствие. Хотя элементарные материальные потребности и предшествуют духовным, они не порождают их, а лишь служат условием для их появления, развития и потребления. Духовному производству присущи свои специфические функции.

Пожалуй, наиболее значимой функцией духовного производства следует назвать деятельность, направленную на совершенствование всех остальных сфер жизни (экономика, политика и т.д.), и на этой основе, развитие человека. Под духовным производством следует понимать производство определенных идей. Причем, идеи эти могут носить как прикладной (одухотворяющие процесс ежедневного совершенствования общественной жизни), так и фундаментальный характер (выводящие ту или иную сферу общественной жизни на новый уровень). В этом плане можно рассмотреть идеи мессианства в религиозном сознании, теорию относительности в естествознании, идею разделения властей в правовом и политическом сознании. Процесс духовного производства (так же как и материального) носит непрерывный характер. Так же как в материальном производстве продукт (идея) должен дойти до потребителя. То есть люди (потребители) должны получить знания об этих идеях - через школу, техникум, ВУЗ, культурно-просветительные учреждения, религиозные учреждения, средства массовой информации. Таким образом, можно говорить о функции производства знания. В этой связи нельзя не назвать такой функции, как производство общественного мнения. Данная функция неразрывно связана с функцией производства и распространения знаний. Самостоятельность ей придает присутствующий в ней идеологический момент. Любой процесс распространения знаний носит идеологический характер. Поскольку его распространитель — писатель, художник, учитель и т.п. вольно или невольно проявляет свои симпатии к тем или иным философским концепциям, политическим взглядам или религиозному мировоззрению. В некоторых случаях, а именно тогда, когда процесс специально направлен на формирование общественного мнения (выборная агитация), идеологический момент приобретает приоритетное значение.

Таким образом, духовное производство, являясь отраслью целостного общественного производства, представляет собой (наряду с материальным производством) производство отношений между людьми.

Общественное сознание следует рассматривать как необходимую составную часть исторического процесса. В то же время оно является функцией общества. Если бы не существовало сознания, невозможно было бы течение общественной жизни. Это было бы существование безликих существ без прогресса, без каких бы то ни было возможностей. Общественное сознание представляет собой самостоятельное явление. Вместе с тем, данная самостоятельность в современной литературе рассматривается в рамках воздействия материального общественного бытия. В то же время общественное сознание реагирует на внешние импульсы и развивается по собственным внутренним законам. Среди внутренних законов, по которым развивается общественное сознание, следует назвать:

1. Закон об определяющей роли общественного бытия по отношению к общественному сознанию;

2. Закон об относительной самостоятельности общественного сознания;

3. Закон взаимодействия, обусловленности различных форм общественного сознания;

4. Закон сохранения преемственности в развитии;

5. Закон об обратном воздействии общественного сознания на общественное бытие.

Мы уже говорили в предыдущих лекциях об отношении общественного бытия к общественному сознанию.

Иными словами, пока общество развивается, общественное сознание не регистрирует тенденций, подталкивающих общество к развитию. Осознание это наступает уже как осознание результата развития по восходящей или нисходящей. Вместе с тем имеются примеры опережения общественным сознанием развития общественного бытия. Примером здесь может служить развитие теоретического (научного) и религиозного сознания.

Любая общественно-экономическая формация обладает характерным уровнем общественного сознания. Причем, каждая новая ОЭФ впитывает то, что было накоплено до нее. Великие мыслители Вольтер, Дидро, Смит и т.д., конечно же, испытали на себевоздействие материального бытия своего времени, но становление их как мыслителей не состоялось бы, если бы они не впитали (не опирались) гуманистическое наследие своих предшественников эпохи Возрождения.

Различные формы (философское, религиозное, нравственное, научное, правовое, политическое и т.д.) сознания оказывают влияние друг на друга.Причем ни одну из них нельзя выделить в качестве приоритетной, если речь идет о демократическом обществе. В тоталитарных обществах все формы общественного сознания находятся под давлением какого-то господствующего политического сознания. Все, в том числе нравственные и общечеловеческие ценности, приносится в жертву политическим целям.

Общественное бытие реализует себя посредством общественного сознания. Иными словами, бытие посредством сознания содержит в себе отражение себя самого в качестве необходимого внутреннего элемента общественной деятельности. Сознание влияет на развитие общества через деятельность людей, которые руководствуются обыденными или теоретическими взглядами.

Воздействие на бытие (причем достаточно активное) могут оказывать как прогрессивные, так и консервативные, даже реакционные идеи и взгляды. Таким образом, сознание может ускорять развитие общества, консервировать его развитие и даже обращать развитие вспять.

Своеобразное место в жизни социума занимают общественная идеология и психология, представляющие собой два уровня общественного сознания.

Общественное сознание

Духовная жизнь общества. Общественное сознание и его структура - student2.ru

Духовная жизнь общества. Общественное сознание и его структура - student2.ru

Духовная жизнь общества. Общественное сознание и его структура - student2.ru

Под общественной психологией следует понимать систему обычаев, настроений, чувств, традиций и побуждений, характерных как для данного общества в целом, так и для больших социальных групп.

Конкретные исторические условия оказывают влияние на формирование общественной психологии. Причем для каждой социальной группы эти условия различны, а коль скоро так, то и социально-психологические комплексы этих групп также будут различными. Причем в любой нации, государстве имеются и общие черты, характерные для всей исторической эпохи и специфические, национальные традиции. Например, российская мечтательность и романтизм, немецкая пунктуальность, американская деловитость.

В свою очередь, общественная идеология - суть система взглядов, отражающая степень познания обществом мира в целом и отдельных ее сторон. По сравнению с психологией это более высокий уровень общественного сознания, поскольку - это образец теоретического отражения мира. Психология, в том числе, и общественная, формируется стихийно под воздействием жизненных обстоятельств. Идеология выступает как продукт деятельности идеологов данной группы. Отношения между общественной психологией и идеологией весьма сложные. Психология — суть эмоциональный, чувственный уровень, а идеология — рациональный уровень общественного сознания.

Идеология использует в качестве базы определенные черты психологии данной социальной группы. В то же время идеология способствует усилению одних черт и ослаблению других черт психологического характера.

Наряду с категорией «общественное сознание» существуют понятия «обыденное сознание» и «массовое сознание», «индивидуальное сознание». Обыденное сознание характеризует уровень научности сознания, а массовое сознание дает ответ на вопрос какова степень распространенности данного сознания. Обыденное и массовое сознания совпадают по объему и содержанию. Их можно определить как эмпирическое, стихийно возникающее в процессе повседневной житейской практики, и характерное для основной массы членов общества сознание.

Индивидуальное сознание — отражение общественного бытия отдельным человеком через призму конкретных условий его жизни и его психических особенностей.

Сознание индивида содержит ряд различных слоев, взаимодействующих и противоречащих друг другу. Индивидуальное сознание может быть рассмотрено как совокупность общего, особенного и единичного в сознании личности.

Мир отражается в общественном сознании в различных образах и формах. Вполне естественно возникает вопрос - чем вызвано такое многообразие? Безусловно, сложностью окружающего нас мира, который в данном случае является объектом познания. Для всех сложных объектов характерно то, что они не могут быть познаны в единой форме.

Различные формы действительности отражаются различными формами общественного сознания, которые имеют свои специфические особенности.

Поэтому духовно-практическое освоение действительности имеет не только специфическое содержание, но ему также присущи специфические формы отражения. Формы общественного сознания отличаются также друг от друга по характеру связи с экономическим базисом общества и по своей социальной функции в жизни общества.

Следует отметить, что в историческом плане общественное сознание прошло ряд этапов. Одной из древнейших форм общественного сознания считается нравственное сознание, возникшее еще в условиях первобытнообщинного строя. В это же время возникают и такие формы духовно-практического освоения социальной действительности, как экономическое, эстетическое, а затем религиозное сознание. С развитием социума и возникновением различных социальных слоев появляются политическое, правовое и экономическое сознание.

Процесс этот продолжает развиваться и сегодня. Под воздействием экологического кризиса формируется экологическое сознание. Причем все эти формы общественного сознания находятся в неразрывном единстве.

Духовная жизнь общества. Общественное сознание и его структура - student2.ru Духовная жизнь общества. Общественное сознание и его структура - student2.ru Духовная жизнь общества. Общественное сознание и его структура - student2.ru Духовная жизнь общества. Общественное сознание и его структура - student2.ru Духовная жизнь общества. Общественное сознание и его структура - student2.ru Духовная жизнь общества. Общественное сознание и его структура - student2.ru Духовная жизнь общества. Общественное сознание и его структура - student2.ru Духовная жизнь общества. Общественное сознание и его структура - student2.ru Духовная жизнь общества. Общественное сознание и его структура - student2.ru Духовная жизнь общества. Общественное сознание и его структура - student2.ru Духовная жизнь общества. Общественное сознание и его структура - student2.ru Духовная жизнь общества. Общественное сознание и его структура - student2.ru Духовная жизнь общества. Общественное сознание и его структура - student2.ru Духовная жизнь общества. Общественное сознание и его структура - student2.ru Духовная жизнь общества. Общественное сознание и его структура - student2.ru Духовная жизнь общества. Общественное сознание и его структура - student2.ru Духовная жизнь общества. Общественное сознание и его структура - student2.ru

Нравственное сознание — форма общественного сознания, в которой находят свое отражение взгляды и представления, нормы и оценки поведения отдельных индивидов, социальных групп, общества в целом.

Категории моральных норм: «добро» и «зло», «счастье», «честь» и «достоинство» и т.д. В отличие от правовых, нравственные нормы поддерживаются общественным мнением. Моральные нормы распространяются и на такие отношения, которые не регулируются правом, как дружба, любовь и т.д.

В классовом обществе мораль приобретает классовый характер. Но при анализе моральных норм одинаково вредно как возводить во главу угла их классовый характер, так и игнорировать его. Нормы морали и нравственность, прежде всего, носят общечеловеческий характер.

Политическое сознание — совокупность чувств, устойчивых настроений, идей, традиций, цельных теоретических систем, отражающих коренные интересы больших социальных групп, их отношение друг к другу и к политическим институтам общества.

Политическое сознание — результат расслоения общества на социальные группы со своими специфическими, порой абсолютно противоположными интересами. Немаловажным политическим фактором следует считать и появление многонациональных и многоконфессиональных образований со сложнейшими отношениями между народами. Недооценка этих факторов приводит к межнациональным конфликтам.

Политическое сознание - это система знаний и оценок, благодаря которым происходит осознание области политики субъектами, выступающими в виде индивидов, групп, классов, общностей. Политическому сознанию принадлежит ведущая роль, так как оно выражает материальные и политические интересы субъекта. Политическое сознание является необходимым элементом функционирования и развития политической системы в целом и призвано выполнять в обществе прогностическую, оценочную, регулятивную и познавательную функции.

Под правовым сознанием в философии принято понимать систему знаний и оценок, посредством которых осознается сфера права общественными субъектами. Правосознание общества способствует поддержке идеи регламентированных отношений между личностью и государством, оно необходимо для установления законопорядка, для защиты общества от произвола и анархии. На исторической арене правосознание появилось как социальный заказ на необходимость регламентации общественных отношений и служило средством политической стабильности общества.

Правосознание включает в себя право как свой структурный элемент. Право выражает, прежде всего, интересы той социальной группы, которая в настоящий момент находится у власти. Посредством права государство придает обязательный характер своим велениям, право есть система социальных норм и отношений, охраняемых государством. Право можно охарактеризовать и как регулятор общественных отношений. Первые проявления права - неписаное право, правовой обычай появляются еще до появления классового общества.

Право выступает как юридическая форма осуществления всех цивилизационных функций государства и других политических институтов.

Право воздействует на экономику, политику и культуру и, в свою очередь, испытывает их влияние на себе.

Правосознание по своей структуре более всего тяготеет к таким формам сознания, как нравственное и политическое. В то же время каждая политическая группа имеет свое самосознание. Нравственное сознание может не совпадать с правовым.

В своей работе «Путь к очевидности» известный русский философ А.А.Ильин писал: «...могут встречаться нецелесообразные или несправедливые законы, которые были неудачны с самого начала, или такие, которые с течением времени утратили свою жизненную полезность, но закон не отменен, он должен применяться и соблюдаться по римской формуле — «суров закон, но он закон» ... тот, кто умеет блюсти «суровый» закон вплоть до его отмены, — тот предотвращает анархию и бесправие, ограждает принцип права и воспитывает правосознание своих граждан».

Сознание окружающего нас мира в форме конкретно-чувственных образов, представляет собой эстетическое сознание. Эстетическое сознание тесно взаимосвязано с искусством, но не тождественно ему. Искусство суть деятельность по производству художественных ценностей (живопись, музыка, литература и т.п.), результатами такой деятельности следует считать художественные образы. А эстетическая деятельность человека присуща и быту, и общественной жизни, и не ограничивается только искусством.

Искусству присущи определенные функции как познавательная, воспитательная и гедонистическая.

Познавательная функция проявляется в том, что произведения искусства, отражающие мир целостно, образно, являются источником богатой информации. Причем искусство несет информацию о таких процессах и явлениях, которые не всегда охватывает наука.

Воспитательная функция формирует в человеке способность давать оценки определенным событиям и фактам — благородство, подлость, низость. Гедонистическая функция - это функция, которая направлена на удовлетворение потребностей в развлечении, в получении удовольствия.

Религиозное сознание является одной из старейших форм общественного сознания. Оно направлено на уяснение смысла жизни и социально-духовной роли человека в мире. Поиск пути спасения через общение с Абсолютом путем изучения священных текстов Библии, Корана и других источников. Способствует адаптации личности к сложным условиям современного бытия. Оказывает воспитательное воздействие, формирует нравственную и гражданскую позицию.

Экономическое сознание - это отражение в голове людей экономической жизни в форме экономических знаний, теорий, оценки социально-экономического состоянияи деятельности, реализации материально-экономических потребностей общества в целом и отдельного человека. В экономическом сознании отражаются, прежде всего, условия хозяйственной жизни людей, отношения определенных социальных групп к собственности, уровень благосостояния людей и материально-экономическое их положение в обществе по сравнению с другими. Специфика экономического сознания заключается еще и в том, что оно прогнозирует и проектирует новое осмысление экономической жизни, новые подходы и методы решения экономических проблем.

От большинства других форм общественного сознания, философия или философское сознание отличается тем, что в своей структуре она не имеет психологического уровня отражения окружающего мира. Философия исследует абстракции высшего порядка — «общество», «бытие», «материя», «пространство», «время» и т.д.

Любая философская система, какой бы сложной она не была, есть суть отражения бытия. Своеобразную характеристику давал философии Герцен в своей работе «Дилетантизм в науке»; «Положение философии в отношении к ее любовникам, не лучше положения Пенелопы без Одиссея: ее никто не охраняет - ни формулы, ни фигуры, как математику, ни частоколы, воздвигаемые специальными науками возле своих огородов. Чрезвычайная всеобъемлемость философии дает ей вид доступности извне. Чем всеобъемлемее мысль, и чем более она держится во всеобщности, тем легче она для поверхностного разумения, потому что частности содержания не развиты в ней, и о них не подозревают».

Свою оценку философии в работе «Опыт философии и общения» дает также Н.А.Бердяев: «Поистине трагично положение философа. Его почти никто не любит. На протяжении всей истории культуры обнаруживается вражда к философии и, притом, с самых разнообразных сторон. Философия есть самая незащищенная сторона культуры. Постоянно подвергается сомнению сама возможность философии, и каждый философ принужден начинать свое дело с защиты философии и оправдания ее возможности и плодотворности. Философия подвергается нападению сверху и снизу, ей враждебна религия, и ей враждебна наука».

Но, тем не менее, философия необходима миру, т.к. вооружает человека разумом, а науку — методологией.

Экологическое сознание - это форма общественного сознания, в которой отражаются взаимоотношения социума с природой и оценка общественной деятельности по его регулированию. Таким образом, предмет экологического сознания - это отношение к природе человека и общества, экологическое сознание отражает действительный мир в форме таких понятий, как «экологическая обстановка», «экологический баланс», «экологический кризис», «зона экологического бедствия» и другие.

Экологическое сознание вырабатывает ценности и нормы и выполняет познавательную, воспитательную и практическую регулирующую функции.

Критерием развитости экологического сознания является понимание человеком себя как частицы природного мира и на этой почве бережное, гуманное отношение к природе.

Вопросы для повторения

1. Что понимается под духовной культурой?

2. Какое место занимает в структуре духовной культуры общественное сознание?

3. Какова структура общественного сознания и на основе каких показателей она структурируется?

4. Раскройте особенности каждой из форм общественного сознания.

5. Чем объясняется возрастание роли духовного фактора в развитии общества?

Литература

1. Грушин Б.А. Массовое сознание. М.:1987.

2. УледовА.К. Духовная жизнь общества. М: 1990.

3. Общественное сознание и его формы. М., 1996.

Духовная жизнь общества. Общественное сознание и его структура - student2.ru

Глава III

Наши рекомендации