Пути повышения эффективности деятельности органов государственной власти Российской Федерации.
За годы, прошедшие со времени принятия действующей Конституции РФ, законодательно отделившей местное самоуправление от государственной власти, в российских муниципальных образованиях накоплен богатый и разносторонний опыт управленческой деятельности в новых условиях. Вместе с тем, на практике остается нерешенным ряд проблем, связанных с обеспечением устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований вследствие дефицита финансовых и имущественных ресурсов, а также осуществлением реформирования системы муниципального управления. В настоящее время между муниципальными образованиями развиваются конкурентные отношения в сфере привлечения инвестиций, перераспределения финансовых средств, рабочей силы и т.д., в связи с чем повышается возможность органов местного самоуправления проявлять самостоятельность для обеспечения социально-экономического развития муниципального образования, но, одновременно, и увеличивается ответственность за принимаемые решения.
В настоящее время изучению проблем муниципального управления в России посвящен ряд обстоятельных трудов, однако, они, как правило, концентрируются на анализе формализованных сторон деятельности органов местного самоуправления (количественный состав муниципальных образований, формы функционирования органов местного самоуправления, положения городских уставов и т.п.), а такие важные аспекты, как планирование муниципального развития, внедрение новых управленческих инструментов, зачастую изучаются в недостаточной степени. Гридина А.В. Экономическая политика муниципального образования как инструмент его устойчивого экономического развития [Текст] / А.В. Гридина, Д.Р. Мамашев // Реформирование экономики: проблемы и решения: материалы второй межрегиональной научно-практической конференции. - Бийск: Изд-во Алтайского государственного технического университета, 2005. - 0,3 п.л. (в том числе - 0,2 л.а.)
В ХХI веке перед страной стоит проблема создания инновационной теории и практики государственного и муниципального управления, формирования профессиональных управленцев новой генерации, способных мыслить и действовать системно и эффективно на опережение в условиях динамического развития Российской Федерации, принимать превентивные и адекватные, единственно правильные решения, умело использовать современные управленческие приемы, методы, технологии и имеющиеся ресурсы в различных сферах общественной жизни.
Разрыв между непрерывно меняющейся жизнью и субъектом управления углубляется, что порождает кризис управления. Это сдерживает темпы социального прогресса, порождает социальные, политические, экономические, духовные, биологические и техногенные катастрофы, способные погубить жизнь на Земле. Нельзя забывать и о терроризме.
Следовательно, необходимо повысить эффективность государственного и муниципального управления. Каковы пути?
Во-первых, это повышение качества социальной связи общества и государства, выработка и последующая реализация корпоратизма. Он основан на принципах подлинно народного самоуправления, договорных отношениях между центральной и местной властью, своего рода общественного договора, базирующегося на столь необходимом нашему обществу единстве совести и разума.
Обществу нужно сильное государство, ибо национальная и личная безопасность граждан может быть обеспечена только сильным и умным, правовым и демократическим государством.
Только поставив деятельность государства под эффективный социальный, гражданский контроль со стороны общества, его демократических институтов путем расширения подлинной демократии самого народа, развития народного самоуправления ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (Закон о МСУ) от 06.10.2003 N 131-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.09.2003) (действующая редакция от 30.01.2014) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003 г. - № 40. - ст. 3822. можно решить эту задачу.
Во-вторых, принципиальное значение для российской государственности имеет гласность и публичность, понятность и предсказуемость государственного и муниципального управления. Его решение должно начинаться с выработки и предъявления обществу социальной доктрины развития как составной части развития общества в целом: экономической, социальной, политической (политический курс), духовно-культурной, национальной, муниципальной. Только в этом случае государство сможет опираться на большинство, рассчитывать на его активность и поддержку.
В-третьих, эффективность государственного и муниципального управления во многом зависит от хорошо обученных и талантливых организаторов- руководителей. Следовательно, необходимо принять меры по подбору, расстановке, подготовке и переподготовке, повышению квалификации управленческих кадров, на конкурсной основе подбирать управленцев нового типа, обладающих творческим складом ума, стратегическим мышлением, высокой работоспособностью, умением аккумулировать энергию многих и работать с людьми (до 70 процентов в организациях возникают проблемы только из-за того, что руководитель не смог правильно выстроить отношения с коллективом Тахистов В. Должен ли руководитель быть вежливым?// Вакансия. 2004. 12 апреля. С.4., влиять на подчиненных, на равных себе по рангу (статусу), на высших руководителей и внешние отношения, способных к инновационно-управленческой деятельности, создавать новые организационные структуры, решать неординарные задачи, каждодневно завоевывать доверие граждан.
Из сказанного очевидно, что руководители всех уровней должны иметь хорошую управленческую подготовку. С этой целью, реализуя принцип ,,учиться всю жизнь, всегда” с 1997 года в нашей стране начала работать президентская программа подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства России. Стратегическая цель программы - формирование управленческого потенциала, способного обеспечить развитие предприятий всей отраслей экономики Российской Федерации. Ежегодно в России и за рубежом проходят переподготовку пять тысяч руководителей высшего и среднего звена, таким образом создается кадровый резерв для работы на высших управленческих должностях в организациях реального сектора экономики страны. В рамках этой программы в Санкт-Петербурге уже подготовлено около полутора тысяч менеджеров высшего звена. Для фирм и предприятий наличие на руководящих должностях выпускников программы - реальная возможность перехода к новым формам и принципам управления, изменения структуры управления и корпоративной культуры. К тому же это новые производственные контакты с российскими и зарубежными предприятиями, развитие уже существующих связей, а также дополнительные возможности для участия в конкурсах на получение государственных заказов и привлечение инвестиций. Подчеркнем, что эффективность программы очень высока: один вложенный рубль окупается примерно в тридцатикратном размере! Горячева Т. В Питере растет управленческая элита// Вакансия. 2004. 19 апреля. С. 8.
Управленческая подготовка включает две основные составляющие: знание теории управления, умение формировать и реализовать управленческие решения. Именно с реализации управленческого решения начинается управленческая культура, а искусство управления лишь усиливает эффективность управленческой деятельности.
В-четвертых, мотивация, определение и применение стимулов эффективного функционирования управления, государственных служащих, повышение ответственности и улучшение системы контроля в управленческой деятельности, а также санкций в соответствии с действующим законодательством к тем руководителям, кто неточно, безответственно выполняет порученное дело, свои обязанности.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации повышена заработная плата госслужащим, в частности, премьер-министр РФ будет получать 117 482 руб. в месяц, вице-премьер - 95 452, глава администрации президента - 89 100, министр - 88 112, помощник президента - 78 761, руководитель федеральной службы и агентства - 33 776, директор департамента министерства - 29 218, а начальник отдела министерства - 12 600 рублей Президент поднял зарплаты. // Аргументы и факты. 2004. № 16. С.32..
Несомненно, эта мера будет способствовать стабильности и эффективности деятельности органов государственной власти, в целом же - управления.
В-пятых, важнейшим условием повышения эффективности государственного и муниципального управления является возрастание роли современной управленческой и организационной культуры ХХI в.
Этот феномен культуры обусловлен следующими факторами:
- культура организации и уровень социальных технологий диалектически взаимосвязаны и взаимообусловлены;
- сильная организационная культура - это стратегический ресурс органов государства, определяющий их положение в политической системе общества, в вертикали власти;
- сильная оргкультура - это проводник многих внутриорганизационных изменений органов государственной власти, общества в целом.
Современная управленческая и организационная культура определяет философию управления, цели и ценностные ориентации госслужащих, стратегию государственных органов, цивилизованные правила поведения и нравственные принципы работников, лежащие в основе отношений и взаимодействий как внутри организации, так и за ее пределами, поддержания высокой репутации органов государственного управления.
Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г., № 885 определены общие принципы служебного поведения государственных служащих, в соответствии с которыми чиновник призван:
- «исполнять должностные (служебные) обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы государственного органа;
- исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности органов государственной власти и государственных служащих;
-осуществлять свою деятельность в рамках установленной законами и подзаконными нормативными правовыми актами компетенции государственного органа;
- не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимым от влияния со стороны граждан, профессиональных или социальных групп и организаций…» Общие принципы служебного поведения государственных служащих (утв. Указом Президента РФ от 12 августа 2002 г. N 885 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 814)..
Организационная культура способна придать смысл деятельности людей, наполнить их жизнь интересным содержанием, стимулировать их новаторство и активность.
Уникальность культуры состоит, прежде всего, в ориентированности управления на отдаленные цели. Каждая организация, руководитель не должны довольствоваться временными успехами, а должны смотреть в перспективу, ,,готовиться к событиям” (долгосрочная стратегия. - Авт.).
Необходимо быстро осваивать самые передовые образцы мировой управленческой и организационной культуры и успешно их использовать.
Приоритетным в обучении и постоянном пополнении знаний руководителей должны стать поведение человека в организации, обществе, законы раскрытия творческого потенциала как менеджера, так и каждого работника, культура человеческого общения. Словом, знание и тонкое понимание человека, форм его поведения в социальной организации, сохранение, поддержание и приумножение нравственных норм культуры - важнейший элемент управленческой и организационной культуры.
В-шестых, разработка и реализация новых способов, структур В результате проведенной административной реформы правительство РФ, сократив общее число чиновников, вышло на новый качественный уровень. См. об этом: Вертикаль исполнительной власти Российской Федерации. // Аргументы и факты. 2004. № 15. С.5.и методов, технологий управления, повсеместное освоение их государственными и муниципальными служащими, всеми управленцами, разработка и реализация комплекса законов и нормативных документов по проблемам государственной и муниципальной службы, в том числе государственной кадровой политики, - важнейшие направления повышения эффективности государственной власти.
Эти и многие другие пути объективно будут способствовать созданию важных предпосылок серьезного улучшения функционирования государственной и муниципальной службы и повышению эффективности деятельности всей системы управления в условиях динамического развития страны, что приведет к процветанию Великой России и занятию достойного места на международной арене в новой эпохе развития человечества.
40. Органы государственной власти Краснодарского края, их функции и полномочия=26(там ответ из лекции)
УСТАВ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ (в ред. Закона Краснодарского края от 09.06.2010 N 1993-КЗ)
Статья 16. 1. Государственная власть в крае осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. 2. Систему органов государственной власти Краснодарского края составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти Краснодарского края - Законодательное Собрание Краснодарского края, высший исполнительный орган государственной власти Краснодарского края - администрация Краснодарского края, иные органы государственной власти Краснодарского края, образуемые в соответствии с настоящим Уставом и законами края. (в ред. Законов Краснодарского края от 10.05.2001 N 355-КЗ, от 07.06.2004 N 720-КЗ) 3. Судебная власть осуществляется федеральными судами и судами края. (статья 16 в ред. Закона Краснодарского края от 04.01.2001 N 331 -КЗ)
1. Законодательное Собрание края:
а) принимает Устав Краснодарского края и поправки к нему;
б) осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения Краснодарского края как субъекта РФ и предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ в пределах полномочий Краснодарского края;
б.2) заслушивает ежегодные отчеты главы администрации (губернатора) Краснодарского края о результатах деятельности администрации Краснодарского края, в том числе по вопросам, поставленным Законодательным Собранием края;
в) осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией РФ, федеральными законами, настоящим Уставом и законами Краснодарского края.
2. Администрация края:
а) осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, противодействию терроризму и экстремизму, борьбе с преступностью;
а.1) осуществляет в пределах своих полномочий меры по обеспечению государственных гарантий равенства прав, свобод и законных интересов человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств; предотвращению ограничения прав и дискриминации по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности; сохранению и развитию этнокультурного многообразия народов Российской Федерации, проживающих на территории Краснодарского края, их языков и культуры; защите прав национальных меньшинств; социальной и культурной адаптации мигрантов; профилактике межнациональных (межэтнических) конфликтов и обеспечению межнационального и межконфессионального согласия;
б) разрабатывает для представления главой администрации (губернатором) Краснодарского края в Законодательное Собрание края проект краевого бюджета, а также проекты программ социально-экономического развития края;
в) обеспечивает исполнение краевого бюджета и составляет отчет об исполнении указанного бюджета и отчеты о выполнении программ социально-экономического развития края для представления их главой администрации (губернатором) Краснодарского края в Законодательное Собрание края;
г) управляет и распоряжается собственностью края в соответствии с законами края, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление краю в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
д) формирует иные органы исполнительной власти Краснодарского края;
е) вправе предложить органу местного самоуправления, выборному или иному должностному лицу местного самоуправления привести в соответствие с законодательством Российской Федерации изданные ими правовые акты в случае, если указанные акты противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, Уставу Краснодарского края, законам и иным нормативным правовым актам края, а также вправе обратиться в суд;
е.1) осуществляет возложенные на нее полномочия, установленные нормативными правовыми актами Президента РФ и нормативными правовыми актами Правительства РФ, предусматривающими передачу осуществления органам исполнительной власти субъектов РФ отдельных полномочий федеральных органов исполнительной власти в соответствии с пунктом 7.1 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ ";
ж) осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, Уставом Краснодарского края и законами края, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, предусмотренными статьей 78 Конституции Российской Федерации.