Управление госпредприятиями и пакетами государственных акций

Государство непосредственно управляет небольшим количеством предприятий, связанных с обороной, естественными монополиями, проведением закупочных и товарных интервенций, решением социальных задач и некоторыми другими.

Государственные предприятия создаются только в унитарной форме. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию. Права собственника осуществляют органы государственной власти. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между его работниками.

Унитарное предприятие действуют в двух видах:

1. на праве хозяйственного ведения — государственные (федеральные, субъектов РФ) и муниципальные предприятия;

2. на праве оперативного управления — казенные предприятия (федеральные, субъектов РФ, муниципальные).

Федеральные государственные и казенные предприятия создаются и ликвидируются по решению Правительства РФ на основании совместного представления Минэкономразвития России и федерального органа исполнительной власти, на который возложены функции координации и регулирования деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления). Решение подлежит согласованию с органами исполнительной власти субъекта РФ. на территории которого размешается предприятие. Если создание предприятия финансируется из федерального бюджета, то решение о создании принимается на основании представления Минэкономразвития России, Минфина России и соответствующего федерального органа исполнительной власти. Условия создания унитарных предприятий приведены в таблице.

Условия учреждения унитарных предприятий
Государственное Казенное
Использование имущества, приватизация которого запрещена, в том числе необходимого для обеспечения безопасности страны Преобладающая или значительная часть производимой продукции (работ, услуг) предназначена для федеральных гос-х нужд, нужд субъекта РФ, муниципального образования
Осуществление деятельности в целях решения социальных задач, проведения закупочных и товарных интервенций Использование имущества, приватизация которого запрещена, в том числе необходимо для обеспечения безопасности страны, функционирования воздушного, железнодорожного, водного транспорта, реализации иных стратегических интересов страны
Осуществление научной и научно-технической деятельности в отраслях, связанных с обеспечением безопасности страны Осуществление деятельности по производству товаров (работ, услуг), реализуемых по установленным государством ценам в целях решения социальных задач
Разработка и изготовление отдельных видов продукции, в том числе обеспечивающей интересы и безопасность страны Разработка и производство отдельных видов продукции, обеспечивающих безопасность страны
Производство отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной Производство отдельных видов продукции, изъятых из оборота или ограниченно оборотоспособных
Осуществление деятельности, предусмотренной законом исключительно для государственных предприятий Осуществление отдельных видов дотируемых видов деятельности и ведение убыточных производств Осуществление деятельности, предусмотренной законом исключительно для казенных предприятий

Уставы федеральных государственных и казенных предприятий утверждаются федеральными органами исполнительной власти, на которые возложены координация и регулирование деятельности в соответствующих отраслях (сферах управления). Уставы после их утверждения представляются в Минэкономразвития России для внесения сведений в реестр федерального имущества.

Федеральные органы исполнительной власти, координирующие и регулирующие деятельность в соответствующих отраслях с привлечением при необходимости Минфина России в отношении государственных предприятий и АО, более 50% акций которых находится в федеральной собственности, осуществляют также следующие действия:

§ утверждают показатели экономической эффективности деятельности;

§ контролируют использование имущества предприятий;

§ анализируют эффективность деятельности предприятий;

§ определяют долю прибыли предприятия, подлежащую перечислению в бюджет;

§ рекомендуют размер дивидендов по акциям для голосования в органах управления АО;

§ представляют Правительству РФ для назначения кандидатуры представителей в органах управления АО, акции которых закреплены в федеральной собственности, либо кандидатуры физических лиц, на которых возлагается выполнение этих функций на договорных условиях;

§ заключают, изменяют и расторгают контракты с руководителями предприятий.

Контракты с руководителями предприятий заключаются в соответствии с нормами гражданского права и не должны ухудшать условий социального обеспечения по сравнению с трудовым договором.

Обязательными условиями контракта являются:

§ продолжительность (не менее трех лет);

§ размер гарантированного вознаграждения;

§ доля руководителя предприятия в прибыли, определяемой после расчетов с бюджетами всех уровней;

§ компенсация руководителю и членам его семьи при переезде в другую местность при досрочном расторжении контракта по инициативе органа власти;

§ социальные гарантии, в том числе в случае потери трудоспособности;

§ права и обязанности руководителя в связи с управлением предприятием, порядок отчетности, досрочного расторжения контракта;

§ ответственность за результаты работы предприятия, нарушения контракта.

Руководитель предприятия представляет ежеквартальный отчет по утвержденной форме в федеральный орган исполнительной власти, заключивший с ним контракт, и ежегодный доклад о финансово- хозяйственной деятельности с предложениями по ее улучшению.

Производственно-хозяйственная деятельность казенного предприятия осуществляется в соответствии с планом-заказом и планом развития. Уполномоченный орган доводит предприятию согласованный с Минэкономразвития России и Минфином России и обязательный для исполнения план-заказ с учетом плана развития. План-заказ уточняется после утверждения федерального бюджета на соответствующий год.

В плане-заказе устанавливаются:

§ объем поставок продукции в натуральном выражении, ассортимент, требования к качеству, сроки поставки, цены;

§ фонд оплаты труда и норматив его уменьшения при невыполнении плана-заказа (увеличение оплаты производится за счет прибыли по установленным уполномоченным органом нормативам);

§ лимит численности работников;

§ объем и условия предоставления средств из федерального бюджета.

По согласованию с уполномоченным органом разрабатывается план развития предприятия, предусматривающий мероприятия, необходимые для обеспечения его устойчивой работы, а также задания по вводу в действие и выводу производственных мощностей, созданию и освоению новых видов продукции, подготовке и переподготовке кал- ров, финансовые затраты и источники их покрытия.

Фонд оплаты труда определяется на основе тарифной сетки, а в отношении руководителей предприятия — на контрактной основе. Формы оплаты, размеры ставок, соотношения между отдельными категориями работников по оплате, система премирования определяются руководителем в соответствии с Положением об оплате труда работников; структура и штатное расписание утверждаются руководителем в пределах фонда оплаты и лимита численности. Предприятие обязано поддерживать численность работников в пределах, установленных Правительством РФ (уполномоченным им органом), регулировать занятость, обеспечивать безопасные условия труда.

Продукция, произведения предприятием в соответствии с планом-заказом, на которую не распространяется государственное регулирование цен, реализуется по ценам, устанавливаемым уполномоченным органом. Продукция, произведенная в порядке самостоятельной хозяйственной деятельности, реализуется по ценам, устанавливаемым предприятием, или на договорной основе.

За счет доходов от реализации продукции осуществляется финансирование, необходимое для выполнения плана-заказа, планов развития, производственного и социального развития, мероприятий по мобилизационной подготовке. При нехватке собственных средств они выделяются предприятию из федерального бюджета после представления упал помоченным органом сведений в Минэкономразвития России и Минфин России об их расходовании и результатах деятельности за предыдущий год. Решение о выделении средств из бюджета принимает Правительство РФ.

Прибыль казенного предприятия направляется на финансирование мероприятий, обеспечивающих выполнение плана-заказа, плана развития, на другие производственные цели, а также социальное развитие по нормативам, ежегодно устанавливаемым уполномоченным органом. Свободный остаток прибыли изымается в доход бюджета. Часть доходов от ведения самостоятельной хозяйственной деятельности предприятие может использовать самостоятельно.

Руководит предприятием директор, действующий на принципах единоначалия.

Федеральный орган осуществляет контроль за выполнением плана-заказа и плана развития, получая статистическую и бухгалтерскую отчетность установленной формы о выполнении планов, целевом использовании выделенных бюджетных средств, а также амортизационных отчислениях.

Статус казенного предприятия не является раз и навсегда данным: если потребность в соответствующем виде продукции отпадает, то госзаказ снимается, и предприятие переходит в разряд государственного или приватизируется. Особенно эффективны казенные предприятия в оборонном комплексе благодаря использованию технологий двойного назначения.

Постановлением Правительства РФ от 10 апреля 2002 г. № 228 утверждены «Правила разработки и утверждения программ деятельности и определения подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий». Программы ежегодно утверждают федеральные органы исполнительной власти, на которые возложены функции координации и регулирования деятельности в соответствующих органах (сферах) управления. Для анализа эффективности деятельности подведомственных предприятий образуется комиссия федерального органа исполнительной власти.

Однако одни федеральные унитарные предприятия реорганизуются, на базе других создаются казенные предприятия, третьи передаются в собственность субъектов РФ, в том числе в счет причитающихся им трансфертов. В ведении отраслевых министерств и ведомств остается небольшое количество государственных предприятий, необходимых для решения стратегических задач.

ПРО АКЦИИ

В результате преобразования государственного предприятия в акционерное общество с закреплением части акций в федеральной собственности государство наделяется правами акционера. Сохранение в руках федеральных и региональных органов власти крупных пакетов акций во многих случаях является более целесообразным, чем немедленная их продажа. Оно поз валяет оказывать влияние на производство, в том числе и частный сектор.

Закрепление акций в федеральной собственности или использование права «золотой акции» осуществляется по следующим вилам деятельности:

§ добыча, переработка, сбыт нефти, газа и угля, геологоразведка;

§ трубопроводный транспорт;

§ газовое хозяйство;

§ производство и распределение электроэнергии;

§ морской и речной транспорт, связь;

§ объекты национальной безопасности;

§ разработка и производство вооружений, космической техники;

§ производство и сбыт сортовых семян, хранение зерна;

§ производство детского питания.

В настоящее время основными формами управления пакетами государственных акций являются:

§ назначение представителей государства в органы управления АО;

§ передача акций в доверительное управление или в залог;

§ продажа и покупка акций.

Права акционера от имени России в акционерных обществах с государственными пакетами акций осуществляют Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (Росимущество) и Российской фонд федерального имущества (РФФИ). Представление интересов государства поручается определенным лицам. Представителями государства могут быть государственные служащие, назначаемые Президентом РФ. Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти, а также иные граждане на основании договоров на представление интересов государства, заключаемых в соответствии с гражданским законодательством.

Представление интересов государства по акциям крупных АО в федеральной собственности осуществляет коллегии представителей Российской Федерации. Представители действуют в соответствии с единой позицией, выработанной большинством членов коллегии и оформленной ее решением. Члены коллегии избираются в совет директоров АО.

Представители в письменной форме согласовывают с ведомствами, от имени которых выступают, проекты решений органов управления предприятия, которые они намерены вносить и поддерживать, а также свое будущее голосование по проектам, предлагаемым другими членами органа управления. Представители на заседании совета директоров могут поставить вопрос об обновлении состава совета. Органы исполнительной власти Российской Федерации и субъектов РФ, служащие которых являются представителями государства в АО, могут досрочно прекращать полномочия руководителей АО при нарушениях законодательства о выплате заработной платы, наличии недоимок по налоговым платежам и в некоторых других случаях.

Директивы для голосования в стратегически наиболее важных АО с государственным пакетом акций визирует непосредственно Председатель Правительства РФ.

Представители государства готовят для соответствующих федеральных органов исполнительной власти не реже двух раз в год отчеты о деятельности по установленной форме. Министерства осуществляют координацию и организационное обеспечение их деятельности, представляют в Правительство РФ по результатам годовых общих собраний АО отчеты об управлении закрепленными пакетами акций, а также о деятельности должностных лиц, представляющих интересы государства в АО и избранных в советы директоров и их исполнительные органы. Представители несут ответственность за нарушение установленного порядка участия в управлении вплоть до увольнения с государственной службы. Назначение официальных представителей, не валяющихся руководителями и работниками предприятия, и наделение их от имени Правительства РФ полномочиями по управлению контрольным пакетом акций имеют особое значение для повышения эффективности управления стратегически важными предприятиями.

Финансирование расходов, связанных с управлением находящимися в федеральной собственности акциями, осуществляет Минфин России по фактическим затратам на эти цели в размере не более поступивших в бюджет дивидендов. Деятельность представителей государства в органах управления АО не оплачивается, однако они могут получать вознаграждение от суммы начисленных на федеральный пакет акций дивидендов.

Утвержден типовой договор об учреждении траста на пакет акций, находящихся в государственной собственности. Бенефициаром по договору выступает федеральный бюджет. Доверительный собственник осуществляет права, связанные с владением акциями, на общих собраниях АО, получает дивиденды по акциям и передает их бенефициару. Форма траста получила развитие в виде доверительного управления.

Доверительное управление государственными акциями АО отличается от административного управления через государственных служащих. Оно осуществляется на конкурсной основе специально подготовленными для этого управляющими. Доверительный управляющий должен обладать необходимой профессиональной подготовкой и квалификацией. Процедура доверительного управления осуществляется следующим образом. Объявляется конкурс доверительных управляющих. В состав конкурсной комиссии включаются и представители органов исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых находятся соответствующие предприятия. После регистрации договора доверительного управления государственными акциями управляющему выдается доверенность, подтверждающая его полномочия на представление интересов государства.

Обязанности доверительного управляющего по представлению интересов государства заключаются в том, что он лично участвует в работе органа управления АО; направляет учредителю управления на согласование проекты решений органа управления. На соответствующие министерства возложены разработка заданий доверительного управления и контроль за выполнением условий договора доверительным управляющим. Задачи перед доверительным управляющим ставятся в зависимости от типа и производственного направления предприятия. Доверительный управляющий не наделяется правом распоряжения переданными ему акциями.

Размер вознаграждения, порядок и условия компенсации затрат доверительного управляющего определяются договором. При этом учитываются величина уставного капитала АО и количество акций, закрепленных в федеральной собственности.

Пакеты акций крупных предприятий передаются также в залог для получения кредита. Такая форма управления введена в целях использования пакетов государственных акции и покрытия дефицита федерального бюджета, она помогает сбалансировать интересы государства и предпринимателей. Одновременно это эффективная форма кредитования.

В функции управления государственными акциями входят также продление запрещения их в федеральной собственности, продажа в связи с истечением срока закрепления, принятие решений о досрочной продаже или ее запрещении.

Утвержден перечень АО, созданных в процессе приватизации, которые производят продукцию стратегического назначения, а также перечень акционерных обществ, где величина государственных пакетов акций, находящихся в федеральной собственности, позволяет влиять на деятельность предприятий. Акции данных предприятий, закрепленные в федеральной собственности, не подлежат досрочной продаже или в ближайшие годы не будут продаваться.

В соответствии с новой концепцией управления государственным сектором Правительство РФ намерено продать акции тех АО, в которых государству принадлежат сколько-нибудь значительные пакеты, и сохранить участие не более чем в 500 из них. В 2004 г. выставлялось на продажу около 600 пакетов акций АО. В перспективе государственные пакеты акций останутся только в предприятиях естественных монополий.

Между тем за рубежом государственные пакеты акций рассматриваются в качестве эффективного рычага государственного управления на предприятиях и с небольшими пакетами. В органы управления таких АО тоже делегируются представители государства (в совет директоров или ревизионную комиссию). Представители государства получают подготовку по профилю деятельности АО. Они обеспечивают соответствие отчетов реальному финансовому положению, без чего нельзя рассчитывать на дивиденды в пользу государства.

Наши рекомендации