Кафедра русского и иностранных языков

Министерство сельского хозяйства

Российской федерации

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Государственный университет по землеустройству»

Кафедра русского и иностранных языков

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО ФАКУЛЬТЕТА

СПЕЦИАЛЬНОСТИ: ЮРИСПРУДЕНЦИЯ, ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО, ГОРОДСКОЙ КАДАСТР, ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ

МОСКВА 2009

УДК

Подготовлено и рекомендовано к печати кафедрой русского и иностранного языка Государственного Университета по землеустройству (протокол № 03 сентября 2009года )

Утверждены к изданию методической комиссией факультета юридического ГУЗ. (протокол № 03 сентября 2009года)

Составитель: Иванова И.И.

Рецензент: Казак Л.И.

©Государственный университет по землеустройству, 2009

Фонетика.

1. Отметьте любым способом правильный вариант ударения (выделяется начертанием гласной).

Аристократия, анатом, августовский, баловать, благоприобретение, блага, бомбардировать, валовой, воспринять, вероисповедание, генезис, грошовый, диспансер, добыча, договор, дремота, досуг, давнишний, заржаветь, зубчатый, запломбированный, изобретение, индустрия, избаловать, иначе, исповедание, исподволь, каталог, красивее, кухонный, корысть, сосредоточение, уведомленный, усугублять, ходатайствовать, черпать, экспертный.

2. Отметьте любым способом правильный вариант ударения (выделяется начертанием гласной).

Мастерски, медикамент, металлургия, мизерный, мышление, меновая, намерение, нормирование, обеспечение, облегчить, озлобленный, осведомить, откупоривать, одновременно, партер, премировать, приговор, принудить, приобретение, памятуя, предвосхитить, развитой (ребенок), рассредоточение, жалюзи, согнутый, статут, столяр, тотчас, нефтепровод, уведомить, украинец, феномен, хозяева, щавель, эксперт, свекла, хоздоговорный.

3.Напишите в 3 столбца слова:

а) с произношением «чн»;

б) с произношением «шн»;

в) с двумя вариантами произношения:

Конечно, скучно, булочная, яичница, копеечный, подсвечник, нарочно, двоечник, сливочный, уборочный, молочный, порядочный, заочный, Ильинична.

4. Выпишите в 2 столбца:

а) слова с твердыми согласными;

б) слова с мягкими согласными.

Аннексия, агрессор, бандероль, бутерброд, дебаты, деградация, декан, дефект, дефис, кодекс, корректный, музей, Одесса, рейс, реквием, сессия, тезис, тенор, темп, терапевт, террор.

Лесика

5. Объясните смысловое значение следующих слов:

Абстракция, амбиция, анахронизм, анонс, антураж, антология, аномалия, апломб, априори, апология, арьергард, бравировать, брезжить, банальный, бутафория, вернисаж, генезис, дискредитировать, елей, епархия, инспирировать, импонировать, инцидент, коллизия, колчан, кредо, корректность.

6. Объясните смысловое значение следующих слов:

Ланиты, меценат, мизантроп, навзничь, наперсник, ничком, нувориш, оказия, оракул, предтеча, продюсер, прецедент, протеже, перси, пасквиль, резонный, сентенция, сноб, унифицировать, фиаско, фантом, факсимиле, филантропия, экспонировать, экслибрисы.

7. Объясните смысловое значение следующих слов:

будний – будничный;

выборный – выборочный;

гармонический – гармоничный;

демократический – демократичный;

длинный – длительный;

добровольный – добровольческий;

драматичный – драматический;

запасный – запасливый;

злой – злостный;

исполнительный – исполнительский;

исторический – историчный;

командированный – командировочный;

критический – критичный;

методический – методичный;

ненавистнический – ненавистный;

нестерпимый – нетерпимый;

обеднеть - обеднить

8. Объясните смысловое значение следующих слов:

опасный – опасливый;

описка – отписка;

освоить – усвоить;

органический – органичный;

осуждение – обсуждение;

ответный – ответственный;

отчетный – отчетливый;

политический – политичный;

понятливый – понятный;

представительский – представительный;

представление – предоставление;

приметливый – приметный;

реалистический – реалистичный;

скрытый – скрытный;

тактичный – тактический;

технический – техничный;

удачливый – удачный;

хозяйский - хозяйственный

Сгруппируйте предложения по видам допущенных в них ошибок, исправив их: 1) неточность словоупотребления; 2) многозначность; 3) смешение паронимов; 4) плеоназм; 5) тавтология; 6) немотивированное употребление антонимов.

1. Вы, как редактор, должны оставить этот термин. 2. Сегодня менее жарче, чем вчера. 3. Магнитогорцы назвали новый молодежный клуб «Прометеем» по имени мифического героя, подарившего людям огонь. 4. Кто крайний за билетами? 5. В основании романа лежит история типичной дворянской семьи. 6. Он открыто признался в том, что было скрыто от нас. 7. В романе показано помещичье дворянство. 8. Корчагин в ледяной холод и стужу работает на строительстве узкоколейки. 9. Маяковский стоял у источников новой поэзии. 10. В прошедшие дни прошли снегопады и выпало много снега. 11. Этот вопрос нужно разрешить как можно скорее.

Фразеология

Морфология

Синтаксис

Министерство сельского хозяйства

Российской федерации

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Государственный университет по землеустройству»

Кафедра русского и иностранных языков

Наши рекомендации