Легитимация и легализация государственной власти

Легализация государственной власти - как юридическое понятие означает узаконение или придание законной силы государству, признание, поддержку данной власти законом, прежде всего конституцией, опору власти на закон.

Легитимация государственной власти- это признание или подтверждение законности власти, принятие ее населением страны, признание её права управлять социальными процессами, готовность ей подчиняться. Легитимация государственной власти:

- не может быть всеобщей, поскольку в стране всегда найдутся определённые социальные слои, недовольные существующей властью;

- ее нельзя навязать, поскольку она связана с комплексом нравственных переживаний и внутренних установок людей, с представлениями различных слоев населения о справедливости государственной власти.

Науки известно следующие теории по вопросу о принадлежности государственной власти:

1. Теория элит - предполагает, что государственная власть должна принадлежать определённому кругу лиц (элите), который и должен управлять «трудящимися» массами.

2. Технократическая теория - предполагает, что процесс управления очень сложен, и доступен лишь профессионалам-управленцам, менеджерам, которые и должны управлять массами.

3. Демократическая доктрина исходит из того, что первоисточником и носителем власти является только народ.

4. Марксистская теория утверждает, что власть всегда принадлежит господствующему классу, который осуществляет её в своих интересах.

Итак, сущность государства:

- основное его начало, суть любого типа государства;

- классовое начало явно доминирует в недемократических государствах, хотя даже и здесь господствующий класс действует и в интересах угнетённых, поскольку стремится сохранить стабильность и порядок в государстве;

- в условиях демократии государство, выступая гарантом общественного компромисса, активно реализует общесоциальную сущность.

Субъектами политической системы общества являются:

- государство, политические партии, общественно-политические движения, профсоюзы, творческие объединения, лоббистские организации, церковные объединения, средства массовой информации и т.д.

Учитывая степень вовлечённости граждан в политическую жизнь, реализацию политической власти, можно выделить следующие группы субъектов политической системы:

1.Собственно политические организации - это те организации, которые прямо и непосредственно осуществляют политическую власть. Это государство и политические партии.

2. Не собственно политические организации - они также осуществляют политическую власть, но это лишь один из аспектов из деятельности (профсоюзы).

3. Неполитические организации

- эти организации вообще не участвуют в осуществлении политической власти (например, спортивные общества).

Итак,компонентами политической системы общества выступают:

- политические объединения (государство, политические партии, общественно-политические организации и движения);

- политические отношения, складывающиеся между структурными элементами системы;

- политические нормы и традиции, регулирующие политическую жизнь страны;

- политическое сознание, отражающее идеологические и психологические характеристики системы;

- политическая деятельность.

Таким образом,политическая система– это сложный комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой государственных и общественных институтов, связанных с организацией и осуществлением политической власти.

Ведущая роль государства в политической системе общества обусловлена тем, что государство:

- в историческом плане может считаться первой политической организацией, занимающей центральное здесь место;

- "включает" граждан в политическую жизнь общества;

- играет роль надклассового арбитра, устанавливает "правила игры" для политических партий и объединений;

- важнейший интегрирующий фактор, связывающий в единое целое политическую систему и гражданское общество.

- это один из крупнейших собственников общества;

- это социальный арбитр и выразитель общественных потребно­стей и интересов, объединяющий граждан в некую политическую ассоциа­цию;

- располагает специальным аппаратом убеждения и принуждения, управления, регулирования общественных отношений, за­щиты существующего строя, культуры;

- является носителем высшей легитимной политической власти.

Классификация политических систем:

1. В зависимости от политического режима выделяют:

- демократические.

- тоталитарные.

2. В зависимости от общественно-экономической формации выделяют:

- политические системы рабовладельческих, феодальных, буржуазных обществ или социалистических обществ.

3. В зависимости от типа правовых семей выделяют:

- Европейская политическая система.

- Североамериканская политическая система.

- Азиатская политическая система и т.д.

4. В зависимости от степени культурной дифференциации и секуляризованности политических систем выделяют:

- Примитивные политические системы - минимум структурной дифференциации, люди отстранены от участия в политической системе.

- Традиционные политические системы - дифференцированная политическая структура, люди находятся "рядом" с политической системой.

- Современные политические системы - люди принимают активное участие в функционировании политической системы.

5. По характеру взаимодействия политических систем с внешней средой:

- закрытые (бывший СССР).

- открытые (Великобритания, Франция и т.д.).

6. В зависимости от административных методов выделяют:

- «командную» политическую систему, ориентированную на использовании принудительных, силовых методов в управлении обществом.

-«соревновательную» политическую систему, основной доминантой существования которой служит противостояние, противоборство различных политических и социальных сил.

- социопримирительную политическую систему, нацеленную на поддержание социального консенсуса, мира и преодоление социальных конфликтов.

Признаки государства:

- наличие публичной власти как аппарата управления обществом;

- целостность, т. е. социально-политический, экономический, ду­ховный союз народа;

- территориальная организация населения и осуществление пуб­личной (политической) власти в пределах определенной территории;

- государственный суверенитет, т. е. независимость государствен­ной власти от всякой иной власти общества;

- издание государством особых социальных норм (правовых норм) и придание им обязательного значения для всех членов общества;

- налоги, т. е. материальные сборы с населения, взыскиваемые с членов общества в принудительном порядке с целью покрытия расходов государства;

- монополия на легальноеприменение силы в отношении правонарушителей.

Социальное назначение государства:

- служить обществу;

- устанавливать и охранять в обществе определенный правопорядок;

- обеспечивать социальный мир и согласие;

- выступать социальным арбитром в общественных отношениях;

- обеспечивать целостность и безопасность общества, личности от внутренних и внешних посягательств.

Признаки государства
Публичная власть как аппарат управления обществом Территориальная организация
Целостность государства Система законодательства (права)
Суверенитет государства Налоги
  Монополия на легальное применение силы в отношении правонарушителей
Политическая система Российской Федерации
Президент России
Государство Общество
Органы законодательной власти РФ Органы исполнительной власти РФ Органы судебной власти РФ Органы прокуратуры и юстиции РФ   Политические партии РФ Профсоюзы РФ Церковь Семья  
Народ

Вопросы для самоконтроля:

1. Раскройте сущность государства?

2. Чем объясняется центральное место государства в политической системе общества?

3. Назовите и раскройте признаки государства?

Наши рекомендации