Легитимация и легализация государственной власти
Легализация государственной власти - как юридическое понятие означает узаконение или придание законной силы государству, признание, поддержку данной власти законом, прежде всего конституцией, опору власти на закон.
Легитимация государственной власти- это признание или подтверждение законности власти, принятие ее населением страны, признание её права управлять социальными процессами, готовность ей подчиняться. Легитимация государственной власти:
- не может быть всеобщей, поскольку в стране всегда найдутся определённые социальные слои, недовольные существующей властью;
- ее нельзя навязать, поскольку она связана с комплексом нравственных переживаний и внутренних установок людей, с представлениями различных слоев населения о справедливости государственной власти.
Науки известно следующие теории по вопросу о принадлежности государственной власти:
1. Теория элит - предполагает, что государственная власть должна принадлежать определённому кругу лиц (элите), который и должен управлять «трудящимися» массами.
2. Технократическая теория - предполагает, что процесс управления очень сложен, и доступен лишь профессионалам-управленцам, менеджерам, которые и должны управлять массами.
3. Демократическая доктрина исходит из того, что первоисточником и носителем власти является только народ.
4. Марксистская теория утверждает, что власть всегда принадлежит господствующему классу, который осуществляет её в своих интересах.
Итак, сущность государства:
- основное его начало, суть любого типа государства;
- классовое начало явно доминирует в недемократических государствах, хотя даже и здесь господствующий класс действует и в интересах угнетённых, поскольку стремится сохранить стабильность и порядок в государстве;
- в условиях демократии государство, выступая гарантом общественного компромисса, активно реализует общесоциальную сущность.
Субъектами политической системы общества являются:
- государство, политические партии, общественно-политические движения, профсоюзы, творческие объединения, лоббистские организации, церковные объединения, средства массовой информации и т.д.
Учитывая степень вовлечённости граждан в политическую жизнь, реализацию политической власти, можно выделить следующие группы субъектов политической системы:
1.Собственно политические организации - это те организации, которые прямо и непосредственно осуществляют политическую власть. Это государство и политические партии.
2. Не собственно политические организации - они также осуществляют политическую власть, но это лишь один из аспектов из деятельности (профсоюзы).
3. Неполитические организации
- эти организации вообще не участвуют в осуществлении политической власти (например, спортивные общества).
Итак,компонентами политической системы общества выступают:
- политические объединения (государство, политические партии, общественно-политические организации и движения);
- политические отношения, складывающиеся между структурными элементами системы;
- политические нормы и традиции, регулирующие политическую жизнь страны;
- политическое сознание, отражающее идеологические и психологические характеристики системы;
- политическая деятельность.
Таким образом,политическая система– это сложный комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой государственных и общественных институтов, связанных с организацией и осуществлением политической власти.
Ведущая роль государства в политической системе общества обусловлена тем, что государство:
- в историческом плане может считаться первой политической организацией, занимающей центральное здесь место;
- "включает" граждан в политическую жизнь общества;
- играет роль надклассового арбитра, устанавливает "правила игры" для политических партий и объединений;
- важнейший интегрирующий фактор, связывающий в единое целое политическую систему и гражданское общество.
- это один из крупнейших собственников общества;
- это социальный арбитр и выразитель общественных потребностей и интересов, объединяющий граждан в некую политическую ассоциацию;
- располагает специальным аппаратом убеждения и принуждения, управления, регулирования общественных отношений, защиты существующего строя, культуры;
- является носителем высшей легитимной политической власти.
Классификация политических систем:
1. В зависимости от политического режима выделяют:
- демократические.
- тоталитарные.
2. В зависимости от общественно-экономической формации выделяют:
- политические системы рабовладельческих, феодальных, буржуазных обществ или социалистических обществ.
3. В зависимости от типа правовых семей выделяют:
- Европейская политическая система.
- Североамериканская политическая система.
- Азиатская политическая система и т.д.
4. В зависимости от степени культурной дифференциации и секуляризованности политических систем выделяют:
- Примитивные политические системы - минимум структурной дифференциации, люди отстранены от участия в политической системе.
- Традиционные политические системы - дифференцированная политическая структура, люди находятся "рядом" с политической системой.
- Современные политические системы - люди принимают активное участие в функционировании политической системы.
5. По характеру взаимодействия политических систем с внешней средой:
- закрытые (бывший СССР).
- открытые (Великобритания, Франция и т.д.).
6. В зависимости от административных методов выделяют:
- «командную» политическую систему, ориентированную на использовании принудительных, силовых методов в управлении обществом.
-«соревновательную» политическую систему, основной доминантой существования которой служит противостояние, противоборство различных политических и социальных сил.
- социопримирительную политическую систему, нацеленную на поддержание социального консенсуса, мира и преодоление социальных конфликтов.
Признаки государства:
- наличие публичной власти как аппарата управления обществом;
- целостность, т. е. социально-политический, экономический, духовный союз народа;
- территориальная организация населения и осуществление публичной (политической) власти в пределах определенной территории;
- государственный суверенитет, т. е. независимость государственной власти от всякой иной власти общества;
- издание государством особых социальных норм (правовых норм) и придание им обязательного значения для всех членов общества;
- налоги, т. е. материальные сборы с населения, взыскиваемые с членов общества в принудительном порядке с целью покрытия расходов государства;
- монополия на легальноеприменение силы в отношении правонарушителей.
Социальное назначение государства:
- служить обществу;
- устанавливать и охранять в обществе определенный правопорядок;
- обеспечивать социальный мир и согласие;
- выступать социальным арбитром в общественных отношениях;
- обеспечивать целостность и безопасность общества, личности от внутренних и внешних посягательств.
Признаки государства | |
Публичная власть как аппарат управления обществом | Территориальная организация |
Целостность государства | Система законодательства (права) |
Суверенитет государства | Налоги |
Монополия на легальное применение силы в отношении правонарушителей |
Политическая система Российской Федерации | |
Президент России | |
Государство | Общество |
Органы законодательной власти РФ Органы исполнительной власти РФ Органы судебной власти РФ Органы прокуратуры и юстиции РФ | Политические партии РФ Профсоюзы РФ Церковь Семья |
Народ |
Вопросы для самоконтроля:
1. Раскройте сущность государства?
2. Чем объясняется центральное место государства в политической системе общества?
3. Назовите и раскройте признаки государства?