Легитимность и легитимация власти

Политологи изучают различные аспекты функционирования власти. Они рассматривают взаимодействие властных институтов и общества не только с правовой, но и с социально-психологической точки зрения. Проблема легальности и легитим­ности (без употребления этого термина) власти была поставлена мыслителями Нового времени. Либеральная традиция эпохи Про­свещения принимала законность только такой власти, которая ос­новывалась на согласии народа, т.е. власти легитимной.

Термин «легитимность» появился в XIX в. во Франции и вна­чале означал законно установленную власть в отличие от насиль­ственно захваченной. Концепции «естественных прав человека» и «общественного договора» обосновывали принцип суверенитета народа как источника власти, а значит, и его право на расторже­ние договора, если субъект власти распорядился ею не в интере­сах народа. При этом термин «легитимность» не являлся строго юридическим и не фиксировался в основных законах государств в отличие от термина «легальность», который обозначает юридиче­ское обоснование власти.

Легитимность означает форму поддержки, оправдания власти. Легитимность - это определенный исторически сложившийся порядок достижения согласия между властными структурами и обществом.

Легальность власти - юридическое бытие власти. В узком смысле легальность власти - это законность власти, ее юридиче­ская правомочность, соответствие правовым нормам. Легаль­ность - явление юридическое по процедуре, так как она устанав­ливается и гарантируется государством. Легальность означает санкцию самой власти юридическими средствами обосновать свое существование, т.е. обеспечивать юридическое обоснование властью законов, норм, прерогатив и методов властвования. Ле­гальность имеет отношение не только к власти государственной, но и к политической власти как таковой. Политические институты функционируют на основе более или менее четко фиксированных правил, норм, кодексов. В этом смысле политическая власть - яв­ление правовое.

Дляэффективного функционирования власти юридическо-правовой опоры недостаточно. Необходима социальная поддерж­ка, согласие граждан принять данное правление, власть данной

элиты, партии, лидера. Легитимность власти – социально-политическое и психологическое явление, когда устанавливается общественное согласие на определенную власть, признание обществом правомерности власти и ее права управлять им.

Легитимность - это доверие и оправдание власти, утверждение правомерности существования данных социальных и политических институтов, признание справедливости интересов и целей, выдвигаемых ими. Это политическое признание законности правления.

М. Вебер сделал легитимность предметом самостоятельного исследования. Рассматривая политическую власть как социальное господство одних групп людей над другими в рамках государст­венно-организованного сообщества, М. Вебер постоянно подчер­кивает потребность такого господства в легитимации. В легити­мации нуждается и монопольное право государства на физическое

насилие.

Механизм функционирования государственной власти распа­дается у М. Вебера на два типа ожиданий: приказывающие ожида­ют, что им будут повиноваться, а подвластные ожидают, что при­каз будет соответствовать их интересам, поэтому будет признан.

М. Вебер выделил три исторических типа легитимного гос­подства. Традиционная легитимность основана на авторитете веч­но вчерашнего, на авторитете нравов, освященных традицией, значимостью и привычной ориентацией на их соблюдение. Виды традиционной легитимности: власть старейшин - геронтократия, власть вождя племени - патриархальное господство, власть мо­нарха - патримониальное господство.

Харизматическая легитимность основана на вере в необыч­ный личный дар, на личной преданности и личном доверии, вы­зываемом наличием качеств вождя у какого-либо человека. По Веберу, харизматическая легитимность присуща пророкам, из­бранным князьям, политическим партийным вождям. Харизмати­ческое господство способствует появлению лидеров, идущих на­встречу требованиям масс. Харизматический лидер должен заботиться о сохранении своей харизмы - для этого нужны регу­лярные великие деяния. Как только они исчезнут - исчезнет вера в харизму. Стабилизация социальной системы приводит к переходу к иному типу легитимности.

Легальная легитимность основана на силе закона, на вере в обязательность правового установления и деловой компетентности, сти, обоснованной рационально созданными правилами. Основой подчинения является не личностный фактор, а закон. В этом вари, анте легальность совпадает с легитимностью.

Легальное господство возникает в условиях формирования рыночной экономики и основ правового государства. Утверждение рационально-правовой легитимности связано, по Веберу, со становлением политики как профессиональной деятельности, т.е со становлением политических профессий. Правовые механизмы должны проводиться в жизнь специально обученными чиновни­ками - бюрократией. Она, по Веберу, технически является чис­тым типом легитимного господства.

Легитимность тесно связана с оценкой власти, в том числе и моральной. Когда политическая элита претендует на то, что ее власть легитимна, то ссылается на нравственные критерии оправ­дания своих действий. Граждане одобряют власть и доверяют ей также исходя из критериев блага, добра, справедливости, поря­дочности. Даже Н. Макиавелли, который практическую пользу в политике отделял от этических норм, отмечал, что в политиче­ском имидже политика важны такие качества, как сострадатель­ность, верность слову, милосердие, искренность, благочестивость. Политик должен «бдительно следить за тем, чтобы с языка его не сорвалось слова, не исполненного пяти названных добродетелей». Значит, вопросы политической легитимности связаны и с мора­лью, ведь никакое предписание не имеет законной силы, если оно идет против человеческой совести.

В современной политической практике подобное совпадение встречается не часто, так как политическое бытие власти всегда сложнее юридического бытия. Политические регулятивные меха­низмы шире правовых, не всегда юридически оформлены. Но если закон не охватывает все правила политической игры и вызывает сомнение в своей легитимности, то и легитимность власти не бес­спорна. Идет как бы постоянный плебисцит (голосование) на до­верие политическим институтам и существующему социальному порядку. Легитимна власть, если ее признает оправданной и необ­ходимой социально значимая часть общества. Но всегда остают­ся социальные слои, группы, политические центры влияния, кото­рые оспаривают легитимность данной власти или некоторых ее структур. Поэтому властвующая политическая элита, лидеры, политические организации должны постоянно доказывать легитимность их власти.

В политологии выделяются три уровня легитимности власти: идеологический, структурный и персонализированный (согласно выводам Д. Истона). В легитимации политической власти особую роль играет идеология. Политическая власть стремится к самооправданию и предпринимает необходимое воздействие на общественное сознание. Идеология властвующей политической элиты соответствует природе и целям данной власти. Идеологический уровень основан на соответствии власти устоявшемуся типу пред­ставлений о справедливости. Самым простым способом достиже­ния идеологической легитимности является прямое отождествле­ние объекта власти с субъектом. Такой способ характерен для тоталитарных режимов. Но и для демократического общества не­обходимо, чтобы ценности, транслируемые элитой, и политика, которую она проводит, соответствовали менталитету народа, его социокультурным ценностным ориентациям. Идеологический уровень легитимности проявляется в доверии граждан знаниям, профессионализму управляющих. Легитимность нуждается в по­стоянном подтверждении успехами. Невыполнение обещаний ос­лабляет доверие к власти. Можно сказать, что легитимность вла­сти всегда находится в прямой зависимости от ее эффективности и результативности.

Структурная легитимность основана на убежденности в пра­вомочности существования данной политической системы. Структурная легитимность преобладает в устойчивых обществах, где заведенный порядок формирования властных институтов стал привычным. Доверие к системе автоматически распространяется на лиц, избранных законным образом.

Персонализированная легитимность основана на одобрении данного властвующего лица. Властитель как бы отождествляется с личным выбором. Персонализированная легитимность близка к харизматическому типу и может перерастать в него. Однако между ними много различий. Лидеру с персонализированной леги­тимностью доверяют, испытывают к нему симпатию, но в целом в отношении к нему господствует рационально-критический под­ход. Харизма же рождает любовь, поклонение, готовность к пол­ному подчинению. Персонализированная легитимность нуждается в идеологическом и структурном подкреплении. Харизма может противопоставлять себя стереотипам сознания и особенно чинов» никам.

Особой разновидностью легитимности является этническая легитимность, т.е. формирование властных структур политиче­ской элиты по национальному признаку. Национальная принадлежность в таком случае становится основой оправдания претен­зий на власть.

Возникает вопрос о критерии (типе) легитимности. Сторон­ники политического реализма придерживаются прагматической позиции. Легитимной, с их точки зрения, является власть, способ­ная поддерживать в обществе порядок и стабильность. Власть захваченная в результате переворота или революции, но доказав­шая свою стабильность и способность обеспечить порядок, при­знается легитимной.

Сторонники либерально-демократической позиции легитим­ной признают только власть, избранную на основе свободного во­леизъявления граждан.

Выделяют также легитимность, основанную на соглашении или навязанную обществу принципами политической целесооб­разности. Такая легитимность обычно практикуется в переходные периоды, когда утверждается новая политическая система и этот процесс утверждения приобретает затяжной характер.

Политический анализ показывает, что легитимация власти связана с ее эффективностью. Власть может утратить легитим­ность, если результативность ее деятельности существенно пойдет на убыль. В итоге возможна смена политических элит и режимов. Власть, которую многие члены общества считают нелегитимной, но способная функционировать вполне эффективно, все больше будет поддерживаться населением. Нелегитимная и неэффектив­ная власть держится только на насилии.

Т. Парсонс в рамках своей системной концепции рассматри­вал проблемы легитимности. Поскольку власть является символи­ческим посредником, то может происходить ее делегитимация («девальвация») и увеличение легитимности («ревальвация»)-Кризис власти возникает тогда, когда не исполняются обязатель­ства, когда падает доверие к правительству. Преодоление полити­ческого кризиса возможно лишь при накоплении средств и воз­можностей для удовлетворения потребностей населения, при открытой честной политике.

Легитимность могут обрести разные режимы. Более всего в легитимной власти нуждается демократический режим, в котором политический и идеологический плюрализм создают каналы для оспаривания легитимности властвующих политических сил. Зависимость власти от поддержки общества определяет необходимость постоянной коррекции общественной политики, соблюдения баланса социальных целей и средств поддержания власти. В том состоит искусство политического властвования. Доверие к власти является огромным ресурсом, позволяющим влиять на идеалы, ценности и поведение людей.

ЛЕКЦИЯ 5

ТЕМА: ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА И ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ

ПЛАН

  1. Институциональный и системный подходы к анализу политической системы

Наши рекомендации