Правительственная статистика в первой половине xix в.
Успешное развитие русской статистики было приостановлено в 90-е годы XVIII в. реакцией, усилившейся в период царствования Павла I (1796–1801). Но начало столетия, первые годы правления Александра I (1801–1825) характеризовались либеральными веяниями. К государственному управлению были привлечены прогрессивные деятели, прежде всего М. М. Сперанский, (1772–1839), проведены крупные реформы, в том числе и в структуре управления. Как отмечалось, в последнюю четверть XVIII в. формы централизованного управления сократились: все коллегии, за исключением иностранных дел и военной, были ликвидированы. В 1802 г. были созданы министерства, которым было поручено собирать учетные данные по отраслям.
Вместе с новой организацией управления была изменена и система статистических работ. Восстановлена отчетность губерний: Министерством внутренних дел в 1802 и 1804 гг. были изданы циркуляры, согласно которым губернии были обязаны ежегодно представлять отчеты по установленным формам, содержащие наравне со всякого рода административными сведениями данные о населении и населенных пунктах, сельском хозяйстве, промышленности.
С самого начала удалось организовать довольно аккуратное поступление этой отчетности, нарушенное только в 1812 г. Однако достоверность материалов была невысока, что признавали и сами организаторы отчетности, в частности Министерство внутренних дел. Так, о статистической отчетности, свод которой был подготовлен по материалам 1802 г., писалось: «… трудность и необыкновенность сего предприятия и недостаток многих сведений насамихместах было причиною, что вообще работа сия не имеет еще того совершенства и точности, какой бы желать надлежало. При всем том сей первый опыт подает основательную надежду, что при подробнейшем объяснении предметов, при замечании на недостатки, в первый раз допущенные, при точнейшем означении вопросов посредством рассылки табелей, и при усердии исполнителей, можно будет достигнуть в сих сведениях более точности и единообразии, и тём приближиться к их цели» (Санкт-Петербургский журнал. 1805. № 4. C. 101–102).
Но качество исходных данных бывало сомнительным, поскольку функции низовых статистических органов выполнял местный административно-полицейский аппарат.
Яснее представить статистическую «подготовленность» местного полицейского аппарата позволяет цитата из Записной книжки друга А. С. Пушкина – князя П. А. Вяземского: «В начале столетия и собирания статистических сведений одна местная власть обратилась в один уезд с требованием доставить таковые сведения. Исправник отвечал: «В течение двух последних лет, то есть с самого времени назначения моего на занимаемое мною место, ни о каких статистических происшествиях, благодаря бога, в уезде не слышно. А если таковые слухи до начальства дошли, то единственно по недоброжелательству моих завистников и врагов, которые хотят мне повредить в Глазах начальства, и я нижайше прошу защитить меня от подобной статистической напраслины» (Вяземский П. Старая записная книжка. Л., 1929. С. 207).
В составе Министерства внутренних дел была образована группа для упорядочения сведений о губерниях по России в целом. В 1810 г. эта группа перешла в Министерство полиции. Наконец, в 1811 г. был создан официальный центр правительственной статистики России – Статистическое отделение при Министерстве полиции. Возглавил его статистик –академик Карл Федорович Герман (см. § 3.5). Ему пришлось пережить взлеты и падения первого органа русской административной статистики, но он остался верен ему до конца своих дней.
Кроме Министерства внутренних дел и Министерства полиции, статистические работы вели другие министерства и ведомства. Наиболее значительными из них были работы Главного управления путей сообщения (данные о перевозках по внутренним водным путям, игравшим тогда в экономике страны большую роль), Министерства коммерции (статистика внешней торговли) и Министерства финансов (статистика горной промышленности и др.). Качество этих статистических работ, как правило, было значительно выше полицейской статистической отчетности губерний из-за более высокой квалификации работников и их заинтересованности в достоверности собираемых сведений.
Материалы правительственной статистики довольно широко публиковались. В 1803 г. вышел в свет статистический сборник Министерства коммерции «Государственная торговля 1802 года в разных ее видах» (о внешней торговле). В дальнейшем подобные сборники издавались ежегодно, сначала Министерством коммерции, а позднее, после его ликвидации, Министерством финансов. В 1806 г. опубликован был статистический сборник Министерства внутренних дел «Табели к отчету Министра внутренних дел за 1804 год». Несколько позже было издано два специальных статистических сборника, посвященных фабрикам и мануфактурам, и два статистических сборника Главного управления путей сообщения, характеризующих перевозки по внутренним водным путям. Наименее интересными по разработке и низкими по достоверности были «Табели к отчету Министра внутренних дел за 1804 год». Обобщение данных давалось в основном в форме общих итогов.
Сведения о перевозках по внутренним водным путям были весьма полными и экономически значимыми. Данные о внешней торговле были обработаны особенно детально с использованием некоторых аналитических приемов, в том числе комбинационных группировок.
Подъем статистики в начале XIX в. оказался весьма непродолжительным. Зарубежные походы русской армии, экономические последствия войны 1812 г. привели к усилению революционно-демократических настроений в обществе. Это вылилось в выступления крестьян, бунты военных поселян, волнение в армии в 20-е годы. Кульминацией явилось восстание декабристов 1825 г.
Наступившая реакция не могла не сказаться на состоянии статистики. Практические работы начали свертываться еще во втором десятилетии, статистика стала угасать, и этот период продолжался примерно 15 лет.
Административная статистика в эти годы практически не велась. В 1819 г. было ликвидировано Министерство полиции, при котором находилось Статистическое отделение. Министр полиции генерал Балашов обратился в Комитет министров с предложением ввиду большой важности и общегосударственного значения Статистического отделения не передавать его никаким ведомствам, а сохранить непосредственно при Комитете. Однако Отделение было передано в Министерство внутренних дел, хотя никакого постоянного устройства и твердых штатов оно не получило. С 1819 по 1823 г. никто в министерстве Отделением вообще не интересовался. В 1823 г. министр внутренних дел вынес решение о включении Статистического отделения в состав Департамента исполнительной полиции. Соответствующее представление было направлено им в Комитет министров для утверждения, но положительного решения не получило. В результате еще семь лет, до 1834 г., Статистическое отделение оставалось в неустроенном, бесправном положении.
Естественно, что все эти годы Статистическое отделение сворачивалось: в 1823 г. в нем насчитывалось 11 штатных сотрудников и 2 работника без оклада; в 1827 г. осталось всего два сотрудника и начальник отделения К. Ф. Герман. Были прекращены не только статистические работы Министерства внутренних дел (с начала 20-х годов перестала собираться отчетность губерний и т. п.), но и работы других ведомств. Те немногие сохранившиеся работы (например, ревизии населения и др.) проводились на довольно низком уровне. Только в области статистики внешней торговли и перевозок по внутренним водным путям статистический учет был более налажен. Публикации материалов правительственной статистики, кроме внешнеторговых, прекратились полностью.
Некоторые перемены наметились к середине 30-х годов, когда потребности государства вынудили правительство приступить к восстановлению статистических работ.
Еще в 1826 г. было принято решение восстановить годовые отчеты министерств. Для этого Министерству внутренних дел необходима была отчетность губерний, но попытки восстановить эту отчетность не приносили успехов. Так, в 1826 г. министерство дало указание всем губернаторам представить годовые отчеты по старым формам, которые были установлены в начале столетия, но в декабре 1827 г. из 51 губернии 32 губернии еще не представили отчетов. Министерством рассылались письма с требованием выполнения этой работы, а в результате даже в 1831 г. 7 губерний не представили отчета за 1826 г. Только в 1837 г. была окончательно оформлена и определена система годовой отчетности губерний. Круг вопросов, охватываемых ею, был расширен. Но основной недостаток губернской отчетности – ограничение рамками административно-полицейских вопросов сохранился; к тому же социально-экономическая статистика была исключена из основного отчета о состоянии губерний.
В 1834 г. было реорганизовано Статистическое отделение: установлен штат – 11 сотрудников, включая начальника отделения, выделены ассигнования на его работы. На должность начальника отделения был назначен известный статистик К. И. Арсеньев (см. § 3.5), возглавлявший статистическое отделение МВД с 1835 по 1852 г. Так как занятия статистикой считались тогда слишком теоретическими, не имевшими практического значения, на Статистическое отделение было возложено рассмотрение смет, планов городов, проектов строительства зданий для различных государственных учреждений и т. д. В штаты Отделения вошли архитектор, землемер и т. д. Большую часть своего времени и сил Отделение уделяло не статистике, а всякого рода оперативным поручениям Министерства внутренних дел.
Созданные в 1834 г. местные статистические органы — губернские статистические комитеты – были в еще худшем положении: они не имели ни штатных работников, ни ассигнований, формировались по принципу представительства различных губернских учреждений. Поэтому естественно, что в большинстве губерний статистические комитеты существовали только на бумаге.
Весьма ясную и красочную картину состояния губернских статистических комитетов в первый год после их официального учреждения дал А. И. Герцен. В 1835 г. он был выслан в Вятку, где его привлекли к работе губернского статистического комитета. В своих воспоминаниях «Былое и думы» он писал: «Министерство внутренних дел было тогда в припадке статистики; оно велело везде завести комитеты и разослало такие программы, которые вряд ли возможно было исполнить где-нибудь в Бельгии или в Швейцарии; при этом всякие вычурные таблицы с maximum и minimum со средними числами и разными выводами из десятилетних сложностей (составленными по сведениям, которые за год перед тем не собирались!), с нравственными отметками и метеорологическими замечаниями. На комитет и на собирание сведений денег не назначалось ни копейки; все это следовало делать из любви к статистике, через земскую полицию и приводить в порядок в губернаторской канцелярии. Канцелярия, заваленная делами, земская полиция, ненавидящая все мирные и теоретические занятия, смотрели на статистический комитет как на ненужную роскошь, какнаминистерскую шалость; однако отчеты надобно было представить с таблицами и выводами» (Герцен А. И. Былое и думы. Минск, 1987. С. 210–211). И далее, – пример «качества» такой статистики: «Для того, чтобы показать всю меру невозможности серьезных таблиц, я упомяну сведения, присланные из заштатного города Кая. Там между разными нелепостями было: «Утопших – 2, причины утопления неизвестны – 2» и в графе сумм выставлено «четыре» (Тамже.С.211).
Тридцатые и сороковые годы XIX в. были для России временем не менее глубокой и суровой реакции, чем предшествующее десятилетие. Все более тяжелым становилось положение крепостной деревни. Малейшие попытки ослабить помещичье-крепостнический гнет беспощадно подавлялись. Столь же тяжелыми были условия, в каких находилась общественно-политическая мысль, преследовалось все прогрессивное и передовое.
Однако в конце 30-х годов намечаются признаки нового подъема статистики, который к середине 40-х годов становится неоспоримым фактом: совершенствуется система правительственной статистики, ею осуществляется большой объем работ, возрастает число и качество статистико-экономических исследований и статистических публикаций, возрождается общественный интерес к статистике.
Как отмечалось, система правительственной статистики была абсолютно неудовлетворительной. Однако потребности государственного управления в статистике были в это время настолько острыми, что и дальше откладывать решение статистических проблем было уже невозможно.
В 1842 г. Министерство внутренних дел значительно расширило программу статистической отчетности губерний, введя в нее многочисленные данные о важнейших областях экономической жизни (население, сельское хозяйство, промышленность, торговля и т. д.).
В 1843 г. был создан Временный статистический комитет, которому было поручено подготовить предложения по новой организации статистических работ, наметить их программы и т. д., т. е. подготовить реформу правительственной статистики. Однако на практике предложения Комитета долгое время никак не реализовались. Только в 1852 г. Статистическое отделение было преобразовано в Статистический комитет. Были приняты меры по стимулированию деятельности губернских статистических комитетов, а также решение об опытных работах («статистических экспедициях») для проверки Предложений о новом порядке сбора текущих статистических сведений. Наконец, после полувекового перерыва в 1852 г. был издан сборник данных за 1849 г. по стране в целом, основанный на материалах отчетности губерний «Статистические таблицы по сведениям за 1849 г.».
Реорганизация несколько улучшила текущую правительственную статистику. Штат Комитета по сравнений со Статистическим Отделением был увеличен в полтора раза. В меньшей степени улучшились условия деятельности губернских статистических комитетов. На их работы были впервые выделены небольшие средства (до 1000 рублей в год) и было разрешено иметь одного работника на полставки.
Однако сохранялись основные недостатки правительственной статистики – использование местного административно-полицейского аппарата, низкая квалификация работников Статистического комитета, среди которых в начале 50-х годов уже не было сколько-нибудь яркой личности (К. И. Арсеньев ушел из Статистического отделения в 1852 г.).
Только в 1857 г., в обстановке общественного подъема, накануне реформы 1861 г. в Статистический комитет пришла группа энергичных, высококвалифицированных статистиков, в частности Александр Григорьевич Тройницкий (1807–1871), – впоследствии возглавивший Статистический совет Центрального статистического комитета Министерства внутренних дел, Артур Богданович Бушен (1831–1876), много сделавший для становления статистики населения в России, активно работавший в Центральном статистическом комитете, Министерстве финансов. С их приходом в работе по текущей статистике наметился существенный сдвиг: повысилось качество статистической отчетности губерний, были приняты меры для упорядочения статистических работ, статистические материалы стали разрабатываться по стране в целом, были подготовлены и изданы два статистических сборника по данным за 1856 и 1858 гг.
В 1858 г. Статистический комитет был преобразован в Центральный статистический комитет, что свидетельствовало об официальном признании необходимости объединять все статистические работы, проводимые в стране. Центральное статистическое учреждение утверждалось как вневедомственный орган. Однако штаты и средства, ассигнованные Центральному статистическому комитету, по сравнению с 1852 г. сократились примерно на половину. Зато губернские статистические комитеты получили в 1860 г. в два раза больше ассигнований, чем в 1852 г.
Сложившаяся в России организация правительственной статистики представляла несомненный шаг вперед по сравнению с первой половиной XIX в., но были и очень серьезные недостатки:
несостоятельность местных административных полицейских органов, которые продолжали использоваться в статистических работах Министерства внутренних дел в качестве низового статистического аппарата;
чрезвычайная слабость губернских статистических органов (один статистик на губернию, 15 статистиков – на всю Россию!), что не позволяло проводить сколько-нибудь значительные работы;
разрозненность статистических работ, которые велись в значительных объемах многими министерствами и ведомствами.
Статистический совет, призванный обеспечить единство всей правительственной статистики, со своими задачами не справился, так как был совещательным учреждением и не имел возможностей активно влиять на организацию статистики и статистических работ. Центральный статистический комитет при Министерстве внутренних дел сохранял характер ведомственного органа и также был ограничен в своих попытках централизации статистики.
В 50-е годы Министерством внутренних дел был выполнен ряд специальных статистических работ, подготовивших в какой-то степени проведение реформы 1861 г.
По характеру эти работы можно подразделить на три группы: исследования, характеризующие крепостное население России; разработка данных о ценах на земли, которые подготавливали решение вопроса о размерах выкупных платежей; исследования состояния помещичьего Землевладения, характера землепользования, крепостных повинностей и задолженностей помещиков.
Первая группа работ выполнялась Статистическим комитетом Министерства внутренних дел, а после его преобразования – Центральным статистическим комитетом по материалам ревизий в 1857–1860 гг. Разработки были проведены весьма квалифицированно и дали интересные сведения о крепостном населении России (тенденция к снижению его удельного веса, неравномерность распределения по территории и т. п.). Итоги были опубликованы в двух статьях А. Г. Тройницкого в 1858 и 1861 гг.
Характеристике цен на земли были посвящены три работы, выполненные Хозяйственным департаментом и Земским отделом Министерства внутренних дел в конце 50-х годов. Они основывались на надежных документальных данных о продажных ценах на земли и ценах на земли, проданные с публичного торга. В разработке их принимал непосредственное участие один из выдающихся представителей административной статистики дореформенной России Николай Алексеевич Милютин (1818–1872), активный деятель реформы 1861 г. Нужно отметить, что на характере разработок, несомненно, сказывались классовые интересы помещиков, что приводило к завышению цен на землю. Особенно показательной является разработка цен на пустопорожние земли, которая основывалась на явно фальсифицированных сведениях, собранных от помещиков (уездных предводителей дворянства) в 1856–1857 гг. Публикацию этих данных можно объяснить только одним – желанием хоть сколько-нибудь прикрыть чрезвычайно завышенные выкупные платежи, которые должны были платить крепостные крестьяне за свою «волю».
Третья группа работ исследовала положение помещиков и выполнялась на основе имевшихся документальных данных. Министерство внутренних дел при содействии других ведомств подготовило в виде специального сборника и опубликовало чрезвычайно интересный и важный статистический материал о задолженности дворянства (прежде всего помещиков). Так, 31,1% имений, охватывавших 61,7% крепостных, были заложены.
Последней работой, из числа подготавливавших реформу 1861 г., были сбор, разработка данных о помещичьем землевладении, изданная в 1860 г. в шести томах под названием «Приложения к трудам Редакционных Комиссий для составления положений о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости». Сведения были собраны губернскими комитетами по крестьянскому вопросу, подготавливавшими реформу. Дворянский состав комитетов, их неподготовленность к проведению статистических работ, отсутствие централизованного руководства отрицательно отразились на достоверности и сопоставимости данных. Но все же собранный материал о помещичьих имениях был уникальным, хотя из разработки и были исключены мелкие поместья, с числом крепостных до 100.
В 40-е годы широко развернулись работы хозяйственного департамента Министерства внутренних дел, посвященные статистике городов. Тяжелое финансовое положение многих городов страны требовало чрезвычайных мер для своего улучшения. С этой целью было организовано статистическое изучение городов с одновременным проведением инвентаризации городских земель и городских имуществ. Работы по статистике городов производились, как и военно-статистические описания губерний, в виде «экспедиций». Чиновники Хозяйственного департамента выезжали на места и с помощью местной администрации подбирали статистические материалы из имевшихся на местах, пополняя их данными специальных обследований и инвентаризаций. На основании собранных материалов составлялись описания городов. Материалы этих описаний публиковались в различных сборниках и журналах. Работы по статистике городов продолжались около двадцати лет и были опубликованы в двух фундаментальных статистических изданиях: двухтомном сборнике «Общественное устройство и хозяйство городов» (1859) и многотомном «Городские поселения в России» (начатом в 1859 и завершившемся уже в пореформенные годы).
Ведомственная статистика
В ряде ведомств – Министерстве путей сообщения, Министерстве государственных имуществ, Министерстве финансов и др. – статистика была организована значительно лучше, чем статистика Министерства внутренних дел. На статистические работы выделялось больше средств. Вместо полиции использовался аппарат самих ведомств, более квалифицированный и непосредственно заинтересованный в точных сведениях. В результате качество работ ведомственной статистики было высоким. Но это была статистика отдельных, частных областей социально-экономической жизни. Ведущей была статистика Министерства внутренних дел.
Из числа специальных статистических работ, проводившихся в 40 –50-е годы различными ведомствами, наибольший интерес и значение имели военно-статистические работы Генерального штаба, оценочные работы Министерства государственных имуществ.
Генеральным штабом в 30–50-е годы были организованы военно-статистические описания губерний. Они выполнялись многократно. Наибольший интерес представляли описания 40–50-х годов. Программыих были составлены под влиянием идей выдающегося статистика, профессора военной статистики и географии Академии Генерального штаба Дмитрия Алексеевича Милютина (1816–1912), впоследствии военного министра. Предусматривалась развернутая статистико-экономическая характеристика губерний. Исполнителями работ были офицеры Генерального штаба, т. е. весьма квалифицированные кадры. Метод работ был экспедиционный, с выездом исполнителей на места, в описываемую губернию. Статистическое наблюдение, как правило, специально не проводилось –основывались на имеющихся на местах статистических материалах, тщательно проверяя их и дополняя. Военно-статистические описания губерний, составленные по единой программе, охватившие всю страну, доступные благодаря публикациям широким общественным кругам, сыграли положительную роль в развитии русской статистики. Они способствовали накоплению опыта статистических работ, совершенствованию их методов, систематизации имеющихся статистических данных, популяризации статистики.
Большой цикл статистических работ, вызванных попытками упорядочить экономику и финансы помещичье-крепостнической России, был связан с деятельностью вновь учрежденного в 1837 г. Министерства государственных имуществ и созданногов нем специального Статистического отделения.
Изыскивая новые источники доходных поступлений, добиваясь максимального использования существующих доходных статей, Министерство государственных имуществ организовало в 40–50-е годы ряд учетно-статистических работ по хозяйственному устройству казенных имений в Западных и Прибалтийских губерниях (около 2000 имений, имевших более 4 млн. десятин земли) и реорганизации обложения государственных крестьян.
В работах по хозяйственному устройству казенных имений, называвшихся люстрациями, преобладали организационно-оперативные вопросы. Люстрации проводились каждые пять лет до середины 70-х годов. Хотя при их проведении и собирались довольно значительные статистические сведения, их воздействие на развитие статистики было невелико. Зато учетно-статистические работы, связанные с реорганизацией обложения государственных крестьян (или как тогда говорили – с «уравнением государственных крестьян в денежных сборах»), оказали огромное влияние на развитие статистики. Цель этих работ – уравнивание денежных сборов от земли, промыслов, лесов и мирских неземельных оброчных статей. Платежи, которые государственные крестьяне вносили в казну, были существенным источником доходов государства. В то же время уравнительный (подушный) принцип определенияих величины, без учета экономического положения крестьянских хозяйств, приводил к тому, что этот источник государственных доходов оказывался очень ненадежным. Маломощная часть государственных крестьян была не в состоянии вносить начислявшиеся на них «сборы» – накапливались недоимки (только с 1835 по 1840 г. недоимки составили около 100 млн. руб.).
Для увеличения поступлений платежей правительство решило перейти к такой системе, при которой учитывалась бы экономическая мощность крестьянских хозяйств. Для осуществления такого решения были необходимы развернутые статистические работы по учету доходов крестьянского хозяйства от земли и промыслов с тем, чтобы по установленным размерам чистого дохода крестьянского хозяйства проводить разверстку платежей.
Эти работы потребовали больших статистических изысканий. Необходим был статистический учет хозяйств государственных крестьян, их доходов и расходов, продукции сельского хозяйства, продукции и доходов от промыслов, затрат на сельскохозяйственное производство и промыслы и т. п. Точность получаемых сведений должна была быть высокой, поскольку по ним определялась величина налоговых платежей.
Объем статистических работ для уравнения денежных сборов - был огромный. Так, с 1838 по 1856 г, эти работы были выполнены в 25 губерниях Европейской России, в которых имелось более 5 млн. ревизских душ государственных крестьян (т. е. только мужчин) и около 25 млн. десятин казенных земель. По масштабу эти работы были равнозначны только ревизиям населения в дореформенной России. Сведения собирались специально созданным аппаратом. По каждой губернии работы велись два-три года. Много внимания уделялось организационной подготовке работ (разработке инструкций, форм учета и т. д.). Все вопросы, связанные с организацией и проведением работ, решались продуманно и квалифицированно.
Учет хозяйств государственных крестьян во многих случаях дополнялся общехозяйственной характеристикой соответствующих районов, что еще более повышало значение собранных статистических материалов. Фактически это был единственный массовый и в тоже время относительно достоверный статистический материал о дореформенном крестьянском хозяйстве как сельском, так и промысловом.
Население записывалось с указанием пола и возраста: работники-мужчины от 18 до 60 лет, женщины от 16 до 55 лет, полуработники –мужчины от 14 до 18 лет и от 60 до 65 лет, женщины от 12 до 16 лет и от 55 до 60 лет; земля – с указанием угодий: усадьба, пахота, огород, выгон и др.; учитывался посев по видам культур; урожай зерна, соломы, сенокосы, лес, промыслы, мирские оброчные статьи. Собранные кадастровые данные были частично опубликованы в сборнике «Материалы для статистики России, собранные ведомством Министерства государственных имуществ» (Вып. 1–4. Спб., 1866).
Собранные материалы, кроме оперативного использования, послужили основой для подготовки и издания ряда хозяйственно-статистических описаний губерний и научных работ. С 1857 по 1871 г. на основе этих материалов было издано восемь статистических сборников.