Основные стадии избирательного процесса
Практическо-организационная часть избирательной системы называется избирательным процессом. Он включает в себя избирательную процедуру и избирательную кампанию. Избирательная процедура – это совокупность предусмотренных законодательством мероприятий по организации подготовки и проведения выборов, которые осуществляет государство. Избирательная кампания – это действия непосредственных участников выборов – партий, общественных организаций, кандидатов и избирателей – проводимые в установленный для этого законом период времени. Избирательная процедура включает в себя, как правило, следующие мероприятия: назначение выборов; создание избирательных органов; организацию избирательных округов и участков; выдвижение и регистрацию кандидатов; регистрацию избирателей; проведение голосования; определение результатов голосования. Назначение выборов в большинстве случаев производится решением уполномоченного на то государственного органа. Избирательные органы призваны обеспечивать организационное руководство ходом избирательного процесса. Избирательные округа – это территориальные единицы, объединяющие граждан главным образом для избрания депутатов в представительные органы власти и местного самоуправления. Округа образуются также и для избрания должностных лиц государства, например – президента. Подготовку и проведение выборов на территории избирательного округа организуют окружные избирательные органы (комиссии). Избирательный округ подразделяется на несколько избирательных участков. Всю работу по подготовке и проведению выборов на избирательном участке осуществляют участковые избирательные комиссии. Выдвижение и регистрация кандидатов – это стадия избирательного процесса, с которой начинают действовать непосредственные участники выборов, т.е. партии, общественные организации, избиратели. На данной стадии определяется круг кандидатов, из числа которых будут избираться депутаты или должностные лица. Регистрация избирателей представляет собой процедуру включения гражданина в список избирателей, на основании которого он может быть допущен к голосованию. Регистрация есть необходимое условие осуществления избирателем своего права голоса. Список избирателей составляется по каждому избирательному участку и в него заносятся, как правило, все граждане, имеющие права голоса. Проведение голосования не требует специального рассмотрения, т.к. в целом эта процедура всем знакома. Отметим лишь, что непременным атрибутом современных демократических выборов является институт наблюдателей, деятельность которых также регламентируется законодательством. Как мы уже знаем, избирательная кампания есть часть единого избирательного процесса, который разворачивается в стране в связи с выборами. Она тоже предстает в виде событий, связанных с принятием ее участниками определенных решений для достижения своих предвыборных целей. В числе таких событий митинги, собрания, встречи кандидатов с избирателями, критические заявления политических лидеров и предлагаемые ими позитивные программы, повышенное внимание средств массовой информации к теме выборов, появление на улицах рекламных плакатов, распространение листовок и т.п. В основе регламентации избирательных кампаний лежит принцип обеспечения равенства возможностей для всех участвующих в выборах партий, избирательных блоков и кандидатов. Эта цель достигается путем регламентирования: во-первых, расходов на проведение избирательной кампании и выборов в целом; во-вторых, предоставляемого партиям и кандидатам времени на радио и телевидении, а также деятельности других средств массовой информации; в-третьих, полномочий государственного аппарата в осуществлении избирательной кампании. Подсчет голосов и определение результатов выборов не представляет особой проблемы для стран, имеющих прочные демократические традиции политической жизни. Красноречивой в этом отношении оказалась кампания по выборам Президента США в 2000 г., когда буквально несколько десятков голосов избирателей штата Флорида решали исход голосования. В тех же странах, где еще не сформировалась соответствующая политическая культура, возможны и фальсификации итогов голосования. Однако альтернативы выборам как легитимному способу формирования институтов политической власти не существует.
Референдум
Референдум является способом принятия гражданами решений по вопросам государственной и общественной жизни. Юридическая сила решений принятых на референдуме выше силы закона. Решения принятые на референдуме могут быть отменены только путем референдума если иное не указано в самом референдуме. Виды референдумов: Республиканские Местные на соответствующей территории административно-территориальных единиц Юридическая сила решений республиканского референдума определяется указом президента, а местных решением местных советов депутатов. Принятые на референдуме решения носят: Обязательный характер Консультативный характер В соответствии ст.112 избирательного кодекса на республиканский референдум не выносятся следующие вопросы: Способные вызвать нарушения территориальной целостности РБ Связанные с избранием и освобождением президента Связанные с назначением (освобождением) должностных лиц ,которых относятся компетенции президента и палат парламента. О принятии и изменении бюджета, изменение и отмены налогов Об амнистии и помиловании. На местные референдум не выносятся эти же вопросы в целом, а также связанные с назначением и освобождением должностных лиц, назначаемых исполнительными органами власти.
Всего в РБ прошло 4 республиканских референдумов:
17 марта 1991 года (о сохранении СССР)
14 мая 1995 года (о придании русскому языку равности с белорусским языком, о новом флаге и гербе, об экономическом отношении Белоруссии и России)
24 ноября 1996 года (о внесении изменений в Конституцию, о переносе дня независимости на 3 июля, о свободной купле-продаже земли, об отмене смертной казни)
17 октября 2004 года (изменение части 1, ст.81 Конституции) Местных референдумов в РБ не было!!!