Понятие выборов и их функции в политической системе общества.

Выборы всегда занимают особое место в политической жизни страны, их исход во многом определяет дальнейшее развитие государства на несколько лет. Они являются одной из обязательных норм демократической организации общества. Через эту процедуру народ определяет своих представителей и наделяет их мандатом на осуществление его суверенных прав. Тем самым реализуется одно из важнейших прав человека и гражданина. Всеобщая декларация прав человека и гражданина (1948) установила: «Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования».

Термином «выборы» обозначается процедура формирования государственного органа или наделения полномочиями должностного лица, осуществляемая посредством голосования при условии, что на каждый мандат могут претендовать два или более кандидатов.

Перечень разного рода должностей и постов, замещаемых посредством выборов, довольно велик. Выборы как механизм замещения широкого круга должностей охватывает все уровни государственности — от центрального до местного, от президента или главы правительства страны до руководителей местного управления. В США, например, раз в четыре года проводятся общенациональные выборы, в ходе которых избираются президент и вице-президент страны, члены палаты представителей и сената конгресса США; выборы на штатном уровне для избрания губернаторов, членов законодательных собраний, генеральных прокуроров и других должностей. Регулярно проводятся также выборы на местном уровне для замещения выборных должностей местных властей. Часть должностей на всех уровнях, кроме президентского, замещается на так называемых промежуточных выборах, которые проводятся через каждые два года.

Выборы следует отличать от назначения. Назначение производится коллегиально или единолично в условиях, когда на каждую должность представляется обычно один кандидат, тогда как смысл выборов заключается по определению в том, чтобы выбрать одного из нескольких кандидатов. Иногда назначение состоит из нескольких кандидатов. Это имеет место тогда, когда назначение производится единоличным органом, например президентом при формировании правительства или других государственных органов.

Выборы, легитимирующие власть. Через эту процедуру народ определяет своих представителей и вручает мандат, наделяющий их суверенными правами. Путем выборов передается лишь право на реализацию народного суверенитета, а не сам суверенитет, кото-рый является неотчуждаемым. Следует, однако, отметить, что легитимация власти возможна не только путем выборов. Органы судебной власти часто формируются главой государства, органы исполнительной власти — главой государства или парламентом, и это не отрицает их легитимности при условии, что назначение осуществлено в соответствии с конституцией.

Выборы— барометр политической жизни. В процессе их проведения сталкиваются интересы различных политических сил, различные взгляды и платформы, выразителями которых являются партии и иные политические объединения. Результаты выборов дают объективную оценку степени их влияния, показывают настроения избирателей, тенденции политической жизни. Одновременно выборы являются средством селекции политических деятелей, дают возможность гражданам передавать функции правления тем лицам, которых они считают достойными осуществлять властные полномочия, программы которых показались более привлекательными и убедительными.

Выборы прямые и косвенные. Первые характеризуются тем, что вопрос об избрании решают граждане. Прямыми выборами избираются нижние или единственные палаты парламентов (лишь иногда и верхние), президенты в президентских и смешанных респуб-ликах (за редким исключением) и другие должностные лица. Для косвенных выборов характерно, что вопрос об избрании решают не граждане, а избранные ими лица-выборщики, депутаты. Косвенными выборами часто избираются верхние палаты парламентов, иногда президенты (например, в США), правительства, судьи и др. Косвенные выборы могут иметь несколько степеней или стадий.

Выборы всеобщие (общие) и частичные. Всеобщими выборы являются тогда, когда в них призваны участвовать все избиратели страны. Частичные выборы проводятся, когда необходимо пополнить состав палаты парламента из-за досрочного выбытия отдельных депутатов. Иногда такие выборы именуются дополнительными.

Выборы очередные и внеочередные. Обычно такое деление относится к парламентским выборам. Очередные выборы проводятся в сроки, указанные в конституции или законе, либо назначаются в связи с истечением срока полномочий парламента. Внеочередные выборы назначаются в случае досрочного роспуска парламента или палаты.

Выборы имеют определенную периодичность, которая определяется сроком полномочий выборных органов. Она позволяет избирателям регулярно обновлять состав выборных органов, подтверждая доверие выборным лицам или отказывая в нем. Это побуждает выборных лиц и политические объединения считаться с интересами и настроениями избирателей, поддерживать с ними постоянную связь, убеждать их в правильности избранного политического курса.

Продолжительность срока полномочий выборного органа имеет важное значение. Однако определение оптимального срока дело не простое. Приходится учитывать множество факторов и обстоятельств, включая национальные и исторические традиции. Мировая практика показывает, что срок полномочий парламентов обычно составляет 4-5 лет, президентов — 4—7 лет.

Короткий срок полномочий, равно как и продолжительный, имеет как положительные стороны, так и ряд недостатков. Хотя короткий срок полномочий позволяет точнее отражать в составе выборного органа изменяющиеся предпочтения и настроения электората, однако не дает возможности выборным лицам в полной мере проявиться, выполнить все намеченное. Что касается продолжительного срока полномочий, то он может приводить к отрыву выборных лиц от избирательного корпуса, его потребностей, желаний. Если срок полномочий продолжительный, то это ведет к концу срока к инертности и притуплению чувства ответственности избранных персон перед электоратом.

Оптимальным сроком считается такой, в течение которого избранное лицо могло бы реализовать свою программу, обеспечить стабильность и преемственность политического руководства. Учитывается и то, что этот срок не настолько велик, чтобы политик мог забыть о предстоящих выборах и не помнить о своей ответственности перед избирателями.

Наши рекомендации