Тема 6. Институт выборов в политической системе общества

Вариант 13. Избирательная система

1. Понятие «избирательная система» и ее структура.

2. Мажоритарная и пропорциональная избирательные системы, их достоинства и недостатки.

3. Опишите основные параметры и особенности современной российской избирательной системы. Объясните политический смысл перехода к пропорциональной системе на выборах в Государственную Думу РФ.

Методические рекомендации

Раскрывая первый вопростемы, кратко опишите сущность и значение института выборов в политической системе общества. Назовите основные принципы организации и проведения выборов. Дайте определение понятию «избирательная система». Выделите ее основные структурные компоненты: субъекты выборов и избирательное право. Кратко охарактеризуйте основные субъекты выборов (электорат, политические партии и объединения, избирательные органы, кандидаты на выборные должности). Обратите внимание на различение «широкого» и «узкого» значения понятия «избирательное право». Укажите его основополагающие принципы (всеобщность, равенство, тайное голосование и др.). Опишите последовательность избирательных процедур и действий в ходе проведения избирательной кампании.

Излагая второй вопростемы, выделите три основных типа избирательных систем (электоральной формулы) – мажоритарный, пропорциональный и смешанный. Дайте подробные характеристики каждому из них. Укажите их сильные и слабые стороны. Проанализируйте основные последствия применения каждого типа электоральной формулы для партийно-политической системы в целом.

Литература

1. Выборы во всем мире. Электоральная свобода и общественный прогресс: Энциклопедический справочник. – М.: РОССПЭН, 2001.

2. Иванченко А.В., Кынев А.В., Любарев А.Е. Пропорциональная избирательная система в России: история, современное состояние, перспективы. – М.: Аспект Пресс, 2005.

3. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. – М.: Норма, 2003.

4. Кынев А. В., Любарев А. Е. Партии и выборы в современной России: эволюция и деволюция. – М.: Новое лит. обозрение, 2011.

5. Малкин Е., Сучков Е. Основы избирательных технологий и партийного строительства. – М.: Русская панорама, 2006.

6. Скосаренко Е.Е. Избирательная система России: мифы и политическая реальность. – М.: Формула права, 2007.

7. Скрипкина Ж.Б. Избирательные системы и технологии. – М.: Вузовский учебник, 2005.

8. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии. – М.: Аспект Пресс, 2010.

9. Технологии выборов: стратегия, тактика и пошаговое руководство по организации избирательной компании. – М.: Современная школа, 2009.

10. Баранов Н.А. Политические отношения и политический процесс в современной России: Курс лекций. В 3-х ч. СПб.: БГТУ, 2004. – Лекция 16.

http://nicbar.narod.ru/Spetskurs.htm

11. Курс лекций по избирательному праву и избирательному процессу Российской Федерации. - Глава 1. §2. Принципы избирательного права Российской Федерации.

http://www.democracy.ru/library/learning/lectures/index.html

12. Федеральный закон Российской Федерации от 10 января 2003 года N19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации».

http://cikrf.ru/law/federal_law/zakon_51.html

13. Федеральный закон от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»
http://cikrf.ru/law/federal_law/zakon_51.html

Вариант 14. Избирательная кампания

1. Избирательная кампания: сущность и основные этапы.

2. Субъекты выборов и этапы избирательной кампании.

3.Предположим, по итогам выборов депутатов Государственной Думы РФ сложилась следующая ситуация. За партию А (список кандидатов, выдвинутый партией) проголосовало 4 % избирателей, принявших участие в голосовании, за партию В – 5 %, за партию С – 77 %, за партию D – 1 %, за партию N – 6 %. Какие партии из данного перечня будут допущены к распределению мандатов? Почему?

Методические рекомендации

Излагая первый вопрос темы, дайте определение понятия избирательной кампании в широком смысле слова. Далее кратко опишите этапы избирательной кампании. Обратите внимание на соотношение понятий «избирательная кампания» в широком и узком смысле слова.

Рассматривая второй вопрос, выясните, какие субъекты выборов являются основными действующими лицами на каждом из этапов избирательной кампании, и в чем заключается их деятельность. Данные следует представить в форме таблицы, где первая колонка включает этапы избирательной кампании, во второй - перечислены соответствующие субъекты выборов, в третьей – указаны действия каждого из них.

Литература

1. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. – М.: Норма, 2003.

2. Малкин Е., Сучков Е. Основы избирательных технологий и партийного строительства. – М.: Русская панорама, 2006.

3. Скрипкина Ж.Б. Избирательные системы и технологии. – М.: Вузовский учебник, 2005.

4. Федеральный закон от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»
http://cikrf.ru/law/federal_law/zakon_51.html

Наши рекомендации