Стратегия общественного развития Беларуси в XXI веке.
Проблема общественного прогресса была поставлена еще в XVIII веке идеологами буржуазии. Они полагали, что, несмотря на невежество и заблуждения людей в прошлом, в будущем утвердиться разумный строй, отвечающий природе людей и делающий их счастливыми. Это связано с тем, что, по их мнению, в самой природе человечества заложена способность к безграничному совершенствованию.
В XIX веке проблемы социального прогресса получила свое развитие в трудах К.Маркса, К.Маркс считал, что в основе развития общества лежит сфера материального производства, которая оказывает решающее влияние на все другие стороны и области социальной жизни. Он ввел понятие «общественно-экономическая формация», то есть общество на определенном этапе своего развития с известным уровнем производительных сил, соответствующими им производственными отношениями и политической надстройкой. Именно в рамках такой формации происходит поступательное движение человечества, которое на определенном этапе закономерно приводит к переходу в новую, высшую форму, то есть к новой общественно-экономической формации.
Социальные процессы, происходившие в XX в., породили много проблем и вопросов, связанных с развитием отдельных стран и человечества в целом. Это привело к появлению новых теорий социального развития. Одной из таких теорий является теория модернизации. Модернизация – это переход общества от традиционного аграрного состояния к современному – индустриальному, а затем и к постиндустриальному.
Индустриальное общество характеризуется прежде всего переходом к машинной технике, ориентацией на максимальное использование природных ресурсов, достижение наибольших объемов производства и выпуск массовой стандартной продукции, усилением социальной мобильности, разделением сфер частной и общественной жизни, включением широких масс населения в политический процесс, становлением и развитием гражданского общества и правового государства, идеологическим плюрализмом, развитием сферы современного образования.
В постиндустриальном обществе преобладает не первичная сфера экономики (сельское хозяйство), не вторичная (промышленность), а третичная (сфера услуг), в которой определяющую роль играет информация. Утверждается, что компьютерная революция, которая разворачивается в постиндустриальном обществе, делает именно информацию, а не труд, фундаментальным социальным фактором, лежащим в основе развития общества.
Модернизация охватывает все стороны общественной жизни. В политической сфере – это переход от традиционной политической системы к современной, которая соответствует требованиям и реалиям развития человечества в XX – XXI вв. Этот переход связывают с демократизацией политической системы. Выделяют два подхода к оценке характера и перспектив демократических преобразований: либеральный и консервативный.
Представители либерального направления в качестве основного критерия выдвигают степень вовлеченности населения в систему представительной демократии. Характер модернизации зависит от степени открытости политических элит. Отрицательное отношение к авторитаризму – существенная черта этого направления теории политической модернизации.
Представители консервативного направления модернизированность общества связывают прежде всего не с уровнем демократизации политических институтов, а с их прочностью и организованностью, так как рост политического участия масс может обогнать реальный уровень их демократического развития. В связи с этим более уместен авторитарный режим, если он обеспечивает экономический рост, переход к рынку, решение социальных задач и национальное единство. Переход к демократии должен осуществляется постепенно, по мере достижения успехов в реформировании экономических и социальных отношений. Такой вариант политической модернизации в настоящее время характерен для стран СНГ, в том числе и Республики Беларусь.
Важнейшим направлением модернизации является переход к рыночной экономике. В мировой практике принято выделять две основные модели рыночного развития – либеральную и социально ориентированную. В Республике Беларусь выбрана и функционирует социально-ориентированная модель экономического развития. Характерными особенностями этой модели являются следующие:
1. Построение сильной и эффективной государственной власти. Государство – институт, представляющий все общество и обладающий правом внеэкономического вмешательства в экономические отношения. Государственная власть должна: обеспечивать условия для развития конкуренции, нейтрализации ее недобросовестных форм, предотвращения криминализации хозяйственной деятельности; обеспечивать социальную ориентацию рыночной экономики, создание системы социальных гарантий и социальной защиты; проводить гибкую внешнеэкономическую политику, направленную на развитие конкурентных преимуществ национальной экономики в масштабах мирового рынка; осуществлять приоритетную поддержку науки, образования и научно-технического прогресса как главного фактора повышения эффективности производства; создать систему гражданского законодательного регулирования функций государства, адекватной требованиям рыночной экономики.
2. Равноправное функционирование государственного и частного секторов экономики. Это означает, что частный сектор может и должен развиваться в таких же социально-экономических и правовых условиях, что и государственный, но не в ущерб национальным интересам.
3. Приватизация не как самоцель, а как средство привлечения заинтересованного инвестора, формирования эффективного собственника.
4. Многовекторность внешнеэкономической деятельности. Беларусь должна развивать экономические связи прежде всего с теми странами и регионами мира, где это экономически выгодно и отвечает ее национальным интересам. При этом приоритетными являются развитие интеграции с Россией и странами СНГ.
5. Сильная социальная политика. Главная цель социальной политики – обеспечение устойчивого роста уровня и качества жизни населения, создание условий для развития человеческого потенциала. Стратегия государства по реализации этой цели направлена на повышение денежных доходов населения как важнейшего показателя уровня жизни, совершенствование системы пенсионного обеспечения, усиление адресной социальной поддержки слабо защищенных групп населения; повышение доступности качественной медицинской помощи и образования для всех социальных групп населения, охрана материнства и детства.
Геополитическое положение Республики Беларусь имеет принципиальное значение для определения внешнеполитического курса государства. Внешняя политика – это действия государства и его институтов за преде-лами своей суверенной территории, направленная на взаимодействие с другими субъектами международных отношений: иностранными государствами, союзами государств, международными и общественными организациями. Внешняя политика любого государства является продолжением его внутренней политики, т.е. она вторична от внутренней и производна от нее.
Базовым принципом, на котором строится внешняя политика любого государства, являются национальные интересы. Национальные интересы - это официально выраженные или осознанные потребности страны, направленные на обеспечение благоприятных условий для ее развития. Национальные интересы определяются характером исторических процессов, геополитическими условиями, внутренней и международной ситуацией.
Базовыми национально-государственными интересами Республики Беларусь являются:
- сохранение и укрепление независимости и суверенитета страны, ее территориальной целостности;
- обеспечение надежной безопасности страны;
- формирование «пояса добрососедства» по периметру белорусских границ;
- всесторонняя защита прав и свобод граждан;
- самоидентификация и утверждение своих интересов в отношениях с другими народами через сохранение мира и стабильности в международных отношениях;
- поддержание обеспеченности экономики страны энергетическими и сырьевыми ресурсами, конкурентоспособности производства, сохранения рабочих мест, стабильности денежной системы, экологического равновесия.
Конституция Республики Беларусь четко определила основные принципы белорусской внешней политики (ст.18): «Республика Беларусь в своей внешней политике исходит из принципов равенства государств, неприменения силы или угрозы силой, нерушимости границ, мирного урегулирования споров, невмешательства во внутренние дела и других общепризнанных принципов и норм международного права. Республика Беларусь ставит своей целью сделать свою территорию безъядерной зоной, а государство – нейтральным».
Геополитическое положение Беларуси, расположенной между Востоком и Западом, объективно обусловило многовекторный характер ее международной политики. Основными направлениями внешней политики Республики Беларусь на современном этапе являются: углубление интеграционных процессов с Россией; реализация экономических и энергетических интересов на пространстве СНГ; стратегическое партнерство с Евросоюзом; линия добрососедства с НАТО; продвижение экспортных и кредитно-инвестиционных интересов в странах Азии, Африки и Латинской Америки; многостороння дипломатия, участие в международных форумах, прежде всего ООН, по самой различной проблематике.