Стратегия общественного развития Беларуси.

Общественное развитие — это необратимое, направленное, закономерное изменение материальных, экономических, политических и социально-культурных условий жизнедеятельности общества. Общественное развитие не тождественно любым изменениям вообще: их обратимость характерна не для развития, а для функционирования, то есть циклического воспроизведения одних и тех же функций; отсутствие закономерности — признак случайных процессов катастрофического типа; без направленности нет присущей развитию единой взаимосвязанной линии и определенных целей.

Территория Беларуси сравнительно поздно была вовлечена в орбиту индустриальной цивилизации: начало промышленного переворота приходится на последние десятилетия XIX в. Беларусь окончательно стала частью индустриального мира приблизительно к началу 60-х гг. минувшего столетия и оказалась с технической, культурной, интеллектуальной сторон в основном подготовленной к вступлению в постиндустриальную цивилизацию. Построенные за годы Советской власти промышленные предприятия могли освоить выпуск продукции, соответствовавшей наиболее передовым мировым образцам.

Республика Беларусь одной из первых в мире разработала Национальную стратегию устойчивого развития (НСУР). В 1997 г. НСУР была одобрена Президиумом Совета Министров Республики Беларусь как главный прогнозный документ на 15-летний период. Она учитывает не только рекомендации ООН, но и национальную специфику социально-экономического и политического развития белорусского общества и государства.

В Национальной стратегии устойчивого развития были определены модель устойчивого развития Беларуси, его цели и приоритеты, дана оценка национальным ресурсам, природному и экономическому потенциалу, представлен механизм и средства реализации устойчивого развития. Принятый в 1998 г. Закон Республики Беларусь «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь» предусматривает разработку НСУР на 15-летний период каждые пять лет.

В процессе разработки и реализации НСУР во второй половине 1990-х гг. сформировалась белорусская экономическая модель – комплекс установок и принципов об организации экономической сферы общества, роли государства в регулировании экономических отношений, соотношении различных форм собственности, системе стимулов трудовой деятельности. Ее основные черты:

♦ сильное и эффективное государственное регулирование в интересах общества и граждан;

♦ равные условия для развития государственного, частного и кооперативного секторов;

♦ сильная социальная политика государства;

♦ интеграция с Россией, странами СНГ;

♦ поэтапная и взвешенная приватизация как средство поиска заинтересованного, эффективного и ответственного инвестора;

♦ внешнеэкономический прагматизм и многовекторность.

Таким образом, в Республике Беларусь сложилась социально ориентированная экономика со значительной долей государственного сектора. В условиях системного кризиса конца прошлого-начала нынешнего века данная модель позволила реализовать намеченные на первое пятилетие осуществления НСУР приоритеты: наращивание экспорта, жилищное строительство, продовольственное обеспечение. С 1996 г. начался ежегодный прирост валового внутреннего продукта. Удалось обеспечить рост реальных доходов населения, низкий уровень безработицы, сохранить социально-политическую стабильность, не допустить резкого имущественного расслоения, обеспечить национальную безопасность (отсутствие значительной внешней задолженности) и общественный порядок (к управлению экономикой не был допущен криминал). В основном сохранена дееспособная структура промышленности, сельского хозяйства, науки, образования, социальной сферы. Под контролем государства материальные и финансовые ресурсы использовались упорядоченно и рационально, благодаря чему основные макроэкономические пропорции сохранились, не доходя до предельно-критических уровней, принятых в мировой практике.

Благодаря активной политике государства в сфере демографии, осуществления программ «Дети Беларуси», «Здоровье нации», «Дети Чернобыля», Национального плана действий по охране прав ребенка увеличилась рождаемость, сократилась смертность, возросла средняя ожидаемая продолжительность жизни, уменьшилась младенческая смертность, уровень которой в Беларуси самый низкий среди стран СНГ.

Наши рекомендации