Изменения в системе управления экономикой.
Были упразднены главки ВСНХ, а их функции на местах перешли к районным управлениям и губсовнархозам. Основной формой управления в государственном секторе стали тресты - хозрасчетные объединения однородных или взаимосвязанных предприятий. Фабрики и заводы находились в их составе на правах цехов. Государство прекращало централизованное снабжение предприятий, входивших в тресты, сырьём и предоставляло им право самостоятельно решать, что производить и где реализовать продукцию. При этом устанавливались фиксированные платежи в государственный бюджет и обязательное покрытие всех расходов и убытков. Если тресту удавалось добиться безубыточного ведения хозяйства, то он имел право самостоятельно распоряжаться определенной частью доходов от реализации продукции. Советская власть пыталась сочетать в деятельности трестов два начала - рыночное и плановое. Поощряя первое, государство стремилось с помощью трестов заимствовать из рыночного хозяйства технику и приемы работы. Одновременно усиливался принцип плановости в деятельности трестов. Государство поощряло сферы деятельности трестов и создание системы концернов за счет присоединения к трестам предприятий, производящих сырьё и готовые изделия. Концерны должны были служить центрами планового руководства экономикой. По этим соображениям в 1925 году из положения о трестах была изъята мотивировка «прибыли» как цели их деятельности и оставлено только упоминание о «коммерческом расчете». Итак, трест как форма управления сочетал в себе плановые, и рыночные элементы, которые государство пыталось использовать для построения социалистического планового хозяйства. В этом была сложность и противоречивость ситуации.
Почти одновременно стали создаваться синдикаты - объединения трестов для оптового сбыта продукции, кредитования и регулирования торговых операций на рынке. К концу 1922г. синдикаты контролировали 80% промышленности, охваченной трестами. На практике сложилось три типа синдикатов:
1. с преобладанием торговой функции (Текстильный, Пшеничный, Табачный),
2. с преобладанием регулятивной функции (Совет съездов основной химической промышленности),
3. синдикаты, созданные государством на принудительной основе (Солесиндикат, Нефтяной, Угольный и др.) для сохранением контроля за важнейшими ресурсами.
Таким образом, синдикаты как форма управления также носили двойственный характер: с одной стороны, они сочетали в себе элементы рынка, так как были ориентированы на улучшение коммерческой деятельности входивших в них трестов, с другой - это были монопольные организации в данной отрасли, регулируемые вышестоящими государственными органами (ВСНХ и наркоматами).
В феврале 1930г. была проведена реорганизация управления промышленности, резко сокращено общее количество трестов, изменен их статус. Синдикаты были ликвидированы, и на их базе созданы 26 всесоюзных отраслевых управлений. Это была победа плановых элементов в управлении экономикой над рыночными.
Частный сектор в промышленности.
В период НЭПа крупную роль в деле восстановления легкой и пищевой промышленности сыграл частный сектор - он производил до 20% всей промышленной продукции (1923г.) и преобладал в оптовой (15%) и розничной (83%) торговле.
Частный промышленность имела вид кустарных, арендных, акционерных и кооперативных предприятий. Заметное распространение частное предпринимательство получило в пищевой, швейной и кожевенной, а также маслобойной, мукомольной и махорочной промышленности. Около 70% частнохозяйственных предприятий находилось на территории РСФСР. Всего в 1924-1925гг. в СССР насчитывалось 325 тыс. частных предприятий. На них было занято около 12% всей рабочей силы, в среднем по 2-3 работника на одном предприятии. Частные предприятия вырабатывали около 5% всей промышленной продукции (1923г.). государство постоянно ограничивало деятельность частных предпринимателей путем использования налогового пресса, лишения предпринимателей избирательных прав и т. д.
В конце 20-х гг. в связи со свертыванием НЭПа политика ограничения частного сектора сменилась курсом на его ликвидацию.
Противоречия НЭП.
Развитие советского общества в период НЭПа было сложным и неоднозначным. Главное противоречие НЭПа - попытка с помощью ограниченного рыночного механизма построить плановое нерыночное хозяйство.
Преодолев с огромными трудностями кризис 1920-1921гг., Советская страна осенью 1923г. столкнулась с новым кризисом. Крестьяне были недовольны низкими закупочными ценами на хлеб и высокими ценами на промтовары и сельхозтехнику. «Ножницы» цен были столь велики, что возникли кризис сбыта, затоваривание; государству нечем было выплачивать зарплату рабочим; дело шло до забастовок. Кризис был вызван медленным восстановлением промышленности, грубыми просчетами в политике цен. Кроме того, правительство выделило крупные средства (400 тыс. дол.) на подготовку социалистической революции в Германии. Для преодоления кризиса 1923г. на 30% были снижены цены на промтовары и повышены цены на сельскохозяйственную продукцию, увеличены косвенные налоги, завершена финансовая реформа, укреплена валюта.
В апреле 1925г. был взят курс на расширение аренды земли и найма рабочей силы в деревне. Однако со второй половины 1925г. начался новый кризис.
Осенью 1925г. ясно, что выполнить план по хлебозаготовкам не удастся. Пришлось сократить экспорт и импорт, а также программу промышленного строительства. Эти обстоятельства привели к обострению «товарного голода» и росту цен. Но у крестьян имелись деньги, заработанные не столько на сбыте зерна, сколько на различных промыслах, выращивании технических культур и продаже скота. Выхода было два: или создать политические и экономические условия частному предпринимателю для производства большого количества продукции, в том числе сложной сельхозтехники (но для этого нужно было вернуть национализированные крупные предприятия частным владельцам, что противоречило программным целям большевиков), или построить новые государственные заводы и фабрики для производства промтоваров, ширпотреба, сельхозтехники (но для строительства нужны были огромные капиталовложения, чтобы закупить за границей станки и оборудование). Руководство страны предпочло другой выход: резко увеличить экспорт - а его важнейшей статьей является хлеб, который крестьянам невыгодно было производить и сдавать государству.
В то же время советская власть по-прежнему рассматривала крестьянский рынок как главный фактор развития промышленности. Перелив капиталов в государственную промышленность из частного сектора и крупного крестьянского хозяйства фактически блокировался ограничительными мерами государства. Поэтому к крестьянским хозяйствам опять применяются государственно-принудительные меры. Некоторые лидеры партии и государства, осознавая, что средства, которыми устраняли трудности, сами усугубляются эти трудности, не хотели понять, что узкоклассовый, идеологизированный, волюнтаристский подход к экономике ведет в тупик.
Таким образом, в 1925-1926гг. отсутствие промтоваров, низкие закупочные цены на хлеб, увеличение налогов резко снизили заинтересованность крестьян в выращивании зерна. Руководство страны загнало кризис вглубь, не устраняя его причин. Для выхода из сложившегося положения были использованы меры, противоречащие рыночным элементам НЭПа: закупочные цены на хлеб повысили, но для покрытия расходов государство выпустило массу денежных знаков, не обеспеченных товарами. Крестьяне добились повышения цен, но «отоварить» полученные за хлеб деньги не могли. С резкой критикой подобных мер выступил нарком финансов Г.Я. Сокольников: выпуск не обеспеченных товарами денежных знаков сводил на нет длительные усилия по стабилизации финансов России, в первую очередь успешную денежную реформу 1922-1924гг.; червонец превратился в «колеблющуюся валюту».
Кризисные явления, приглушенные в 1926г., нарастали. К концу 1927г. стало ясно, что программа хлебозаготовок не выполнена. Страна вновь столкнулась с острейшим кризисом. Если в 1926г. крестьян удалось успокоить, несколько подняв закупочные цены на хлеб, то 1927г. крестьяне не желали сдавать хлеб по твердым государственным ценам. Выгоднее было откармливать им скот и ожидать подорожания хлеба к следующей весне. Партии же большевиков для реализации плана социалистической индустриализации нужен был дешевый хлеб на экспорт.
Государство, национализировав крупную промышленность, должно было обеспечить её сырьем. Следовательно, районы, производящие сырье, должны были получать дешевый хлеб, иначе вместо хлопка и льна в них пришлось бы сеять пшеницу и рожь. И наконец, дешевый хлеб нужен был для обеспечения армии и городов, так как в связи с началом индустриализации численность рабочих быстро росла.
Для разрешения кризиса 1927г. следовало расширить рыночные элементы НЭПа - тогда реальным было бы повышение закупочных цен на хлеб и использование вырученной от его экспорта валюты на закупку за рубежом промышленных товаров. Однако такие меры были неприемлемы для большевистского руководства, и им был взят курс на силовые, административно-командные методы, которые подрывали НЭП и вели к его свертыванию.
Противоречием НЭПа было и то, что «период первоначального накопления» частного капитала в 1921-1923гг. в значительной мере имел криминальный оттенок и сопровождался всплеском коррупции в государственном аппарате. Незаконно нажитый частный капитал, а также другие противоречия НЭПа вызывали недовольство рядовых граждан, считавших, что НЭП выгоден криминальным структурам и коррумпированным чиновникам. Отрицательное отношение масс к негативным явлениям («гримасам НЭПа») явилось одной из предпосылок для его ликвидации.
Однако НЭП позволил ликвидировать разруху и восстановить народное хозяйство. Несмотря на противоречия и сложности, он сыграл важную роль в экономическом развитии Советского государства: производство электроэнергии в стране увеличилось с 1920 по 1928г. в 10 раз, чугуна и стали - в 20-30 раз, добыча угля - в 4 раза. В итоге СССР по основным экономическим показателям вышел на уровень царской России 1913г. Возникла новая проблема - создать условия для дальнейшего развития экономики, в первую очередь тяжелой промышленности, чтобы обеспечить независимость и укрепление обороноспособности страны.
Свёртывание НЭП.
Нарастание противоречий и проблем в экономике и социальной сфере привело к тому, что в конце 20-гг. руководство страны вынуждено было определить дальнейший курс экономической политики и практики. Необходимо было решить, преодолевать ли кризисные явления в экономике хозяйственными методами либо резко расширить использование командно-административных методов, свойственных «военному коммунизму». Победили сторонники командно-административных методов во главе с И.В. Сталиным. Для выхода из хлебозаготовительного кризиса 1927/28г. был предпринят комплекс административных мер: усилено централизованное руководство экономикой, ограничена самостоятельность предприятий, увеличены цены на промтовары, повышены налоги на частных предпринимателей и торговцев; к крестьянам, не сдающим хлеб, широко применялись санкции согласно УК РСФСР. Аресты крестьян сопровождались конфискацией средств производства, скота, инвентаря, имущества. Только в Среднем Поволжье были осуждены 33 тыс. владельцев крупных хозяйств, не желавших сдавать зерно по государственным ценам. У половины из них было конфисковано имущество. Использовались также усиление налогового пресса, принудительный выкуп тракторов и сельхозтехники, изъятие земельных излишков, сокращение, а затем и прекращение кредитования и снабжения крупных хозяйств средствами производства. Такие меры осуществлялись по всей стране. В 1928-1929гг. в крупных хозяйствах начались свертывания производства, распродажа скота, инвентаря и машин. Удар, нанесенный крупным хозяйствам в политических целях, для демонстрации якобы бесперспективности ведения единоличного хозяйства, подрывал основы производительных сил в аграрном секторе страны.
Таким образом, свертыванию НЭПа способствовали присущие ему глубокие внутренние противоречия, которые усугублялись действиями партийно-государственного руководства по ускорению темпов социалистического строительства, усилению административно-командных методов руководства экономикой, вплоть до применения чрезвычайных мер в конце 20-х гг.
Свертывание НЭПа не было единовременным актом: в сельском хозяйстве оно произошло в конце 20-х гг., в промышленности - на рубеже 20-30-х гг., в торговле - в первой половине 30-х г.
Решающую роль в политике отказа от НЭПа сыграли решение ЦК ВКП(б) и СНК (1929г.) о форсированном социалистическом развитии страны. Стремление ускорить строительство социализма в условиях капиталистического окружения обусловило решение руководителей СССР отказаться от новой экономической политики и перейти к насильственным мерам коллективизации сельского хозяйства и административно-командным методам индустриализации (модернизации тяжелой и военной промышленности).
- Форсированный рывок к социализму: индустриализация и коллективизация.
В стране еще не завершилось восстановление народного хозяйства, когда компартия на своем XIV съезде (декабрь 1925 г.) провозглашает курс на индустриализацию. Индустриализация – процесс создания крупного машинного производства, прежде всего тяжелой промышленности. В СССР вообще-то речь шла о возобновлении индустриализации, начатой еще в дореволюционное время.
Проведение в жизнь этого курса обострило противоречия, присущие нэповской России, и предопределило сворачивание нэпа.
Когда в декабре 1925 г. компартия взяла курс на форсированную индустриализацию, то почти сразу же начались трудности с хлебозаготовками. Крестьяне утрачивали всякий интерес к поставкам зерна на рынок, ибо на вырученные деньги не могли купить необходимые потребительские товары. Все материальные средства перекачивались на строительство индустриальных гигантов. В итоге на рубеже 1927–1928 гг. государственные закрома оказались полупустыми. Под угрозой голода оказались города и армия.
Власть по примеру эпохи «военного коммунизма» вновь прибегла к насильственным методам изъятия зерна. И вновь деревня забурлила. Начались убийства партийно-советских активистов и т. д. В 1923 г. кризисная ситуация повторилась.
Власть искала выход не в экономических рычагах управления хозяйством, а в усилении централизации. В этих условиях был принят 1-й пятилетний план, в котором главное внимание уделялось развитию тяжелой промышленности.
С 1929 г. начинается форсированное промышленное строительство, в плане было предусмотрено более чем десятикратное увеличение вложений в индустрию.
Возводятся такие гиганты, как Днепрогэс, Турксиб, Магнитогорский и Кузнецкий металлургические комбинаты. В это время остро встает вопрос об источниках финансирования индустриализации. Партия решает изъять необходимые средства у деревни.
С 1928–1929 гг. страна взяла курс на коллективизацию с целью получения хлеба от крестьян не через продналог, а путем обязательных поставок.
Началась массовая коллективизация, которая сопровождалась наступлением на кулака. Раскулачивание, под которое попадали не только зажиточные крестьяне, вызвало волну крестьянских выступлений, что повлекло снижение темпов коллективизации. Однако к концу 1932 г. коллективизация было в основном завершена. В 1932 г. разразился голод, охвативший зерновые районы Украины, России, Казахстана. Была и еще одна сторона коллективизации – массы раскулаченных крестьян использовались как бесплатная рабочая сила.
К концу двадцатых годов нэп был свернут и страна приступила к реализации плана построения государственного социализма, основным критерием которого было огосударствление всех средств производства в промышленности и полная коллективизация всех крестьянских хозяйств. К концу 30-х годов эти цели были в основном достигнуты. В итоге сформировался государственно-административный социализм с господством партийно-государственной номенклатуры. Это привело к максимальной централизации и планированию, тотальному господству бюрократии. Серьезные изменения произошли в социальной структуре общества. В деревне был полностью разрушен традиционный уклад, многие подались в город, пополняя ряды рабочего класса.
Складывалась новая интеллигенция из бывших рабочих и крестьян, был ликвидирован мелкий собственник.
В декабре 1936 г. была принята новая Конституция СССР, которую назвали «Конституцией победившего социализма».
В стране утверждался режим личной власти И. В. Сталина. Этот режим, по сути дела, и определял собой сущность политической системы СССР того времени.
Серьезные трудности, с которыми в конце 20-х гг. столкнулась страна, привели Сталина и его окружение к выводу, что НЭП исчерпал себя. На вооружение берется программа форсированного развития (форсированный вариант модернизации), в основе которой лежат выбор одного приоритетного направления в развитии экономики (тяжелой индустрии) и концентрация всех ресурсов страны на этом магистральном направлении путем максимального напряжения всей хозяйственной системы. Усиленная перекачка средств из сельскохозяйственного сектора в индустриальный становится, в представлении сталинского руководства, не только оправданной, но и необходимой.
Концентрация всех усилий страны на создании тяжелой индустрии сулила, по мнению правящего руководства, возможность в короткий срок создать мощный индустриальный потенциал. Он должен был обеспечить реорганизацию всех отраслей экономики, преобразование социальной структуры общества, быта людей, что и обеспечило бы построение социализма, прорыв к более высокому уровню цивилизации.
Для реализации политики форсированного развития любой ценой складывался и соответствующий хозяйственный механизм, опирающийся не на экономические, а на административно-приказные методы хозяйствования.
Форсированная индустриализация осуществлялась в основном путем штурмовщины, администрирования, ужесточения трудового законодательства, использования принудительного труда. Однако попытки достичь предельно высоких темпов оборачивались дезорганизацией производства. Убедившись в том, что возможности стратегии форсированного развития далеко не безграничны, а эффективность администрирования далеко не универсальна, руководство страны вынуждено было несколько уменьшить гонку за темпом
Осуществление форсированной индустриализации дало определенный эффект. К концу 30-х гг. наша страна сумела преодолеть технико-экономическую отсталость, превратилась в независимую экономическую страну, по структуре промышленного производства вышла на уровень развитых стран. Форсированный индустриальный рывок был достигнут ценой величайшего перенапряжения сил, он породил глубинные перекосы и деформации в экономике, в жертву этому рывку были принесены практически все элементы социального организма.