Завершающий этап гражданской войны (весна — осень 1920 г.).

В начале 1920 г. в результате боевых действий исход фронтовой Гражданской войны уже был фактически решен в пользу большевистской власти. На завершаюшем этапе основные боевые дествия были связаны с советско-польской войной и борьбой с армией Врангеля.

Значительно обострила характер гражданской войны советско-польская война. Глава польского государства маршал Ю. Пилсудский вынашивал план создания “Великой Польши в границах 1772 г.” от Балтийского моря до Черного, включающей немалую часть литовских, белорусских и украинских земель, в том числе никогда не управлявшихся Варшавой. Польское национальное правительство поддерживали страны Антанты, стремившиеся создать "санитарный блок" из восточно-европейских стран между большевистской Россией и странами Запада.17 апреля Пилсудский отдал приказ о наступлении на Киев и подписал договор с атаманом Петлюрой, Польша признавала возглавляемую Петлюрой Директорию верховной властью Украины. 7 мая Киев был взят. Победа досталась необычайно легко, ибо советские войска отошли без серьезного сопротивления.

Но уже 14 мая началось успешное контрнаступление войск Западного фронта (командующий М.Н. Тухачевский), 26 мая — Юго-Западного фронта (командующий А.И. Егоров). В середине июля они вышли к рубежам Польши. 12 июня советские войска заняли Киев. Быстроту одержанной победы можно сравнить лишь с быстротой понесенного ранее поражения.

12 июля министр иностранных дел Великобритании лорд Д. Керзон отправил ноту советскому правительству — фактически ультиматум Антанты с требованием остановить наступление Красной Армии на Польшу. В качестве перемирия предлагалась так называемая “линия Керзона”, проходившая в основном по этнической границе расселения поляков.

Политбюро ЦК РКП (б), явно переоценив собственные силы и недооценив силы противника, поставило перед главным командованием Красной Армии новую стратегическую задачу: продолжить революционную войну. В.И. Ленин считал, что победоносное вступление Красной армии в Польшу вызовет восстания польского рабочего класса и революционные выступления в Германии. Для этой цели был оперативно сформировано советское правительство Польши — Временный революционный комитет в составе Ф.Э. Дзержинского, Ф.М. Кона, Ю.Ю. Мархлевского и др.

Попытка эта закончилась катастрофой. Войска Западного фронта в августе 1920 г. были разбиты под Варшавой.

В октябре воюющие стороны заключили перемирие, а в марте 1921 г. — мирный договор. По его условиям к Польше отошла значительная часть земель на западе Украины и Белоруссии.

В разгар советско-польской войны к активным действиям на юге перешел генерал П.Н. Врангель. С помощью суровых мер, вплоть до публичных расстрелов деморализованных офицеров, и опираясь на поддержку Франции, генерал превратил разрозненные деникинские дивизии в дисциплинированную и боеспособную Русскую армию. В июне 1920 г. из Крыма был высажен десант на Дон и Кубань, а главные силы врангельцев брошены на Донбасс. 3 октября началось наступление Русской армии в северо-западном направлении на Каховку.

Наступление врангелевских войск было отбито, а в ходе начатой 28 октября операции армии Южного фронта под командованием М.В. Фрунзе полностью овладели Крымом. 14 — 16 ноября 1920 г. армада кораблей под Андреевским флагом покинула берега полуострова, увозя на чужбину разбитые белые полки и десятки тысяч гражданских беженцев. Тем самым П.Н. Врангель спас их от беспощадного красного террора, обрушившегося на Крым сразу после эвакуации белых.

В европейской части России после взятия Крыма был ликвидирован последний белый фронт. Военный вопрос перестал быть главным для Москвы, но боевые действия на окраинах страны продолжались еще много месяцев.

Красная Армия, разгромив Колчака, вышла весной 1920 г. к Забайкалью. Дальний Восток находился в это время в руках Японии. Чтобы избежать столкновения с ней, правительство Советской России способствовало образованию в апреле 1920 г. формально независимого “буферного” государства — Дальневосточной Республики (ДВР) со столицей в г. Чите. Вскоре армия ДВР начала военные действия против белогвардейцев, поддерживаемых японцами, и в октябре 1922 г. заняла Владивосток, полностью очистив Дальний Восток от белых и интервентов. После этого было принято решение о ликвидации ДВР и включении ее в состав РСФСР.

Гражданская война стала крупнейшей драмой ХХ столетия и величайшей трагедией России. Развернувшаяся на просторах страны вооруженная борьба велась с крайним напряжением сил противников, сопровождалась массовым террором (как белым, так и красным), отличалась исключительным взаимным ожесточением. Приведем выдержку из воспоминаний участника Гражданской войны, рассказывающего о солдатах Кавказского фронта: «Ну, а как, сынок, русскому русского бить-то не страшно?» — спрашивают новобранца товарищи. «Сперва оно, действительно, вроде неловко, — отвечает он, — а потом, ежели распалится сердце, то нет, ничего». В этих словах беспощадная правда о братоубийственной войне, в которую было втянуто почти все население страны.

Борющиеся стороны отчетливо понимали, что борьба может иметь только смертельный исход для одной из сторон. Именно поэтому гражданская война в России стала великой трагедией для всех ее политических лагерей, движений и партий.

“Красные” (большевики и их сторонники) считали, что они защищают не только советскую власть в России, но и “мировую революцию и идеи социализма”.

В политической борьбе против советской власти консолидировались два политических движения:

демократическая контрреволюция с лозунгами возврата политической власти Учредительному собранию и восстановления завоеваний Февральской (1917 г.) революции (многие эсеры и меньшевики выступали за утверждение советской власти в России, но без большевиков (“За Советы без большевиков”));

белое движение с лозунгами “непредрешения государственного строя” и ликвидации советской власти. Это направление ставило под угрозу не только октябрьские, но и февральские завоевания. Контрреволюционное белое движение не было однородно. Оно включало в себя монархистов и либералов-республиканцев, сторонников Учредительного собрания и приверженцев военной диктатуры. В среде “белых” имелись расхождения и во внешнеполитических ориентирах: одни надеялись на поддержку Германии (атаман Краснов), другие — на помощь держав Антанты (Деникин, Колчак, Юденич). “Белых” объединяла ненависть к советской власти и большевикам, стремление сохранить единую и неделимую Россию. Единой политической программы у них не было, военные в руководстве “белого движения” оттеснили на второй план политиков. Не было и четкой согласованности действий между основными группировками “белых”. Лидеры российской контрреволюции соперничали и враждовали между собой.

В антисоветском антибольшевистском лагере часть политических противников Советов действовала под единым эсеро-белогвардейским флагом, часть — только под белогвардейским.

Большевики имели более прочную социальную опору, чем их противники. Они получили решительную поддержку рабочих городов и деревенской бедноты. Позиция же основной крестьянской массы не была устойчивой и однозначной, за большевиками последовательно шла только беднейшая часть крестьян. Колебания крестьян имели свои причины: “красные” дали землю, но затем ввели продразверстку, что вызвало сильнейшее недовольство в деревне. Однако возвращение прежних порядков также было неприемлемо для крестьянства: победа “белых” грозила возвращением земли помещикам и суровыми наказаниями за разгром помещичьих имений.

Колебаниями крестьян спешили воспользоваться эсеры и анархисты. Им удалось вовлечь значительную часть крестьянства в вооруженную борьбу, как против белых, так и против красных.

Для обеих враждующих сторон важное значение имело еще и то, какую позицию в условиях гражданской войны займет российское офицерство. Примерно 40 % офицерской царской армии примкнуло к “белому движению”, 30 % — встало на сторону советской власти, 30 % — уклонилось от участия в гражданской войне.

Гражданская война в России усугублялась вооруженной интервенцией иностранных держав. Интервенты вели активные военные действия на территории бывшей Российской империи, оккупировали некоторые ее регионы, содействовали разжиганию гражданской войны в стране и способствовали ее затягиванию. Интервенция оказалась важным фактором “революционной всероссийской смуты”, умножила число жертв.

 
  1. НЭП: причины перехода к НЭП, сущность и противоречия.

Переход к новой экономической политике начался с декрета правящей партии большевиков (от 21 марта 1921 г.) о замене продразверстки продналогом. На практике это означало смену внутриполитического курса и переход от военно-коммунистических методов руководства государством и обществом к преимущественно экономическим методам (в ограниченных рамках).

Вводя НЭП, большевики преследовали целый ряд политических и экономических целей:

· Снять социальную напряженность в обществе и укрепить социальную базу советской власти;

· Преодолеть разруху и восстановить хозяйство страны;

· Обеспечить условия для создания плановой модели экономики и нового типа общественных отношений;

· Вывести страну из международной изоляции.

НЭП вводился с большим опозданием и в большей спешке, поэтому четкого плана и программы реформ у большевиков в марте 1921 года не было. Поиском форм и методов реализации нового курса велись на всем протяжении НЭПа. Правовые и практические вопросы решались методом проб и ошибок, экономические уступки частному сектору то сужались, то расширялись.

Сущность НЭПа состояла в использовании элементов рыночной экономики при сохранении большевиками «командных высот» в политике и экономике (руководящая роль РКП(б), государственный сектор, централизованная финансовая система и монополия внешней торговли).

НЭП включал в себя комплекс экономических и социально-политических мер, неоднозначных и противоречивых.

В политико-идеологической области НЭП представлял собой жесткий однопартийный режим, подавлявший всякое инакомыслие и инакодействие.

В экономической области наблюдалось сочетание элементов рыночной и административной систем хозяйствования:

· Сохранение государственной собственности на транспорт, крупную и часть средней промышленности;

· Предоставление относительной свободы мелкотоварному частному хозяйству в деревне с разрешением аренды земли и найма рабочей силы;

· Допущение частнокапиталистического сектора в промышленности;

· Экономическое и законодательное ограничение частнокапиталистического сектора, тормозившее развитие производительных сил;

· Государственный капитализм - концессии и аренда государственных предприятий;

· Относительная свобода торговли; неэквивалентный обмен между городом и деревней на основе продналога и ценовой политики;

· Ограниченный хозрасчет в промышленности на уровне трестов;

· Финансовая реформа в целях стабилизации бюджета, создания твердой валюты и формирования налоговой системы;

· Частичная децентрализация управления народным хозяйством;

· Сдельная оплата труда на госпредприятиях;

· Сохранение монополии внешней торговли и минимальная связь с мировой экономикой.

Наибольшие уступки в пользу рыночной экономики были сделаны в аграрной, финансовой, кооперативной сферах, в области мелкой и частично средней промышленности.

Первоначальный замысел существенно отличался от новой экономической политики, сложившейся к середине 20-гг.

Весной 1921г. главным направлением в отношениях промышленности и сельского хозяйства был признан прямой товарообмен, т.е. предполагалось, минуя рыночные отношения, менять промышленные товары на сельскохозяйственную продукцию через аппарат Наркомпрода и кооперацию. Следовательно, первоначально НЭП мыслился как продналог и «небольшая торговля» излишками, ограниченная пределами местного оборота.

Одна из важнейших задач первоначального варианта НЭПа - побудить крестьян резко увеличить посевы, производство продовольствия и сырья, пообещав не забирать излишки. Однако резкого увеличения посевов весной 1921 года не произошло; сказались недоверия крестьян, общая хозяйственная разруха в стране.

В результате весной 1921 г. разразился продовольственный кризис, охвативший Поволжье, Украину, Крым, Северный Кавказ, где проживали более 30 млн. человек. От голода умерли 5,4 млн. человек, 2 млн. детей остались сиротами, в стране появились сотни тысячи беспризорников. Государство не располагало необходимым резервом продовольствия; чтобы обеспечить города хлебом, требовалось 400 млн. пудов. С осени 1920г. по весну 1921г. государству удалось на основе жестких методов продразверстки собрать лишь около 280 млн. пудов хлеба.

Засуха, голод, сокращение посевов ставили под сомнение предстоящий сбор продналога. Ситуация в стране ухудшилась. Летом 1921г. стало ясно, что необходимо расширять экономические рамки НЭПа.

В критической ситуации, когда на грани голода оказалось население почти всей страны, особенно городов, большевики в конце лета - начале осени 1921г. пошли на дальнейшие уступки: был отменен государственный товарообмен между промышленностью и сельским хозяйством, минуя рынок. 9 августа 1921г. был принят «Наказ СНК о проведении в жизнь начала новой экономической политики», который определил основные направления перестройки промышленности на основе НЭПа:

· Был взят курс на децентрализацию управления промышленностью. Количество главков сокращалось с 52 до 16;

· Государственная промышленность переводилась на ограниченный хозрасчет (на уровне трестов) - предприятиям давались ограниченный права, например, право сбыта продукции;

· Мелкие, не арендованные предприятия подлежали закрытию;

· На государственных предприятиях вводилось материальное стимулирование.

Лидеры большевиков вынуждены были признать, что отступление к госкапитализму в начале НЭПа было недостаточным и не принесло должного эффекта, поэтому от государственного капитализма перешли к созданию государственного регулирования купли-продажи и денежного обращения.

Необходимо отметить, что в период НЭПа большевики никогда не рассматривали вопрос о свободном развитии товарно-денежных отношений и частного сектора. «Мы ничего «частного» не признаем, для нас все в области хозяйства есть публично правовое, а не частное», - разъяснял В.И. Ленин 20 февраля 1922г. наркому юстиции Д.И. Курскому, требуя расширить вмешательство государства в «частноправовые отношения» и контроль над частником политическими и экономическими мерами. Жесткий партийно-государственный прессинг существовал на всем протяжении НЭПа и резко сужал возможности развития производительных сил страны.

В марте 1922г. Ленин сделал вывод, что отступление в смысле уступок капитализму и рынку должно быть прекращено. Однако вскоре пришлось пойти на новые уступки. Так, весной 1925г. на частных предприятиях увеличили допустимое количество наемных рабочих (с 10-20 в 1921г. до 100 чел.). В сельском хозяйстве наряду с бедняцкой и середняцкой была узаконена и кулацкая кооперация; была разрешена долгосрочная аренда земли (до 12 лет); отменены ограничения на применение наемного труда и создание кредитных товариществ; разрешен выход из общины и создание хуторских и отрубных хозяйств.

В 1926г. под давлением внутрипартийной оппозиции руководство партии большевиков вновь взяло курс на сужение экономических рамок НЭПа. Правительство отменило многое из того, что было разрешено весной 1925г. По-прежнему стал в полной мере применяться тезис о классовой борьбе с кулаком, а фактически с мелкотоварным производителем. В результате усиливалось давление на частника в городе и деревне.

Финансовая реформа.

· Максимальное ограничение бюджетного дефицита;

· Сжатие банкнотной эмиссии;

· Валютная и золотая интервенции на вольном рынке;

· Создание в банках фондов червонцев для обмена казначейских билетов (совзнаков);

· Льготный досрочный выкуп совзнаков у кооперации и госторговли для обеспечения снижения цен;

· Отказ от выкупа денежных суррогатов (т.е. незаконных платежных средств);

· Повышение процента по пассивным операциям Госбанка и понижение процента по его активным операциям;

· Повышение процента по вкладам в сберкассах;

· Обеспечение более выгодных условий процентной оплаты платежных обязательств Наркомфина.

· Всемерная приостановка экспорта хлеба (за исключением вывоза уже закупленного);

· Отмена реквизиций экспортной пшеницы;

· Продажа хлеба госорганами и кооперацией по лимитным ценам - максимум (в потребляющих районах);

· Организация продовольственной интервенции по товарам рабочего потребления (мясо, сахар, жиры, и т.п.);

· Снижение цен на уголь, нефть, хлопок, ткани, резину;

· Ликвидация товарного рубля;

· Введение публикации цен розничной торговли.

Все эти меры способствовали укреплению финансовой системы Советского государства.

Налоговая политика.

Налоговая политика в период НЭПа выполняла две основные функции - экономическую (пополнение бюджета) и политическую (орудие классовой борьбы). В итоге принципы налогообложения носили двойственный характер и сочетали в себе экономические и административные подходы. С населения стали взиматься прямые и косвенные налоги: продналог, промысловый налог, подоходный налог, налог на регистрацию актов гражданского состояния; с 1926г. стал взиматься налог на сверхприбыль.

Значительную часть налогов собирали в местный бюджет (имущественное страхование, квартирный налог, за торговое помещение, гербовой сбор на деловые бумаги, сбор в фонд помощи голодающим, принудительное размещение выигрышных займов, надбавки на местные нужды).

Налоговая система складывалась и совершенствовалась на всем протяжении НЭПа. На первом этапе сохранялась множественность различных налоговых сборов. Так, с крестьян взималась целая группа общегосударственных и местных налогов: продналог, подворно-денежный, трудгужналог и др. В 1922-1924гг. была проведена определенная унификация налогов с крестьян: вместо 14-18 видов налогообложения государство ввело единый налог и сельхозпродуктами, и деньгами, а в 1924г. натуральный налог был переведен в денежную форму. Таким образом, продналог был преобразован в единый сельскохозяйственный налог. Чисто денежный налог 1924-1925ггю способствовал развитию товарно-денежных отношений и создавал благоприятные условия для осуществлявшейся денежной реформы.

В городе государство сочетало налоговый нажим на предпринимателей с классовой кредитной политикой. Если в начале НЭПа государственный кредит составлял 85% всех средств частного капитал, 1926-1927гг. только 20%. В 1927-1928гг. под воздействием налоговой политики, сокращение кредитов, повышения арендной платы и т.д. начинается ускоренное свертывание частных предприятий. НЭП прекращал свое существование.

Четко просматривался классовый принцип налогообложения частных торговых и промышленных предприятий: владельцев частных предприятий государство облагало повышенным налогом, они были обязаны получать патент, выплачивать уравнительный сбор, поимущественный и подоходный налоги, страховой взнос, вносить другие центральные и местные сборы и налоги. В общей массе расходов частных предприятий налоги и сборы составляли в середине 20-х гг. около 60% учтенных доходов.

В 1924-1925гг. с предпринимателей было получено 124 млн. руб. промыслового налога (с местной надбавкой), 65 млн. руб. подоходного налога, 102 млн. руб. арендной платы, - в целом более 2700 млн. руб. Весь же сбор прямых налогов в 1924-1925гг. составил около 600 млн. руб. Следовательно, частных предприниматели внесли примерно 50% всех прямых налогов; при этом налоговый нажим постоянно возрастал.

Наши рекомендации