Перспективы развития информационной экономики в России с позиции экономической теории
Образование информационного рынка в РФ совпадает с началом переходного периода. На ускорение его развития существенно повлияло внедрение программных технологий в один из самых перспективных и динамичных видов бизнеса – электронные сделки. С конца XX века активно стала внедряться электронная торговля и технологии удаленного биржевого и банковского обслуживания.
Следует отметить, что информационный рынок на территории РФ развивается сравнительно быстрыми темпами. Этому способствовала Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2020 гг.) Она предусматривала осуществление следующих задач:
• формирование нормативно-правовой базы в сфере информационных технологий;
• создание условий для подключения к открытым информационным системам;
• развитие телекоммуникационной и информационной инфраструктуры;
• широкое внедрение информационно-коммуникационных технологий.
В России 5 % банковских учреждений осуществляют свою деятельность в системе Интернет-банкинга. Соответствующая система этих банков предоставляет возможность покупать или продавать валюту, переводить денежные средства по своим счетам в иностранных деньгах и рублях, оплачивать коммунальные платежи, получать выписки по всем счетам, пополнять счета пластиковых карт, оплачивать счета провайдеров, размещать средства во вклады, совершать внутри межбанковские и банковские платежи, оплачивать счета операторов пейджинговой и сотовой связи.
В 2014 году компания Markswebb изучила систему Интернет-банкинга в 30 кредитных учреждениях РФ и выставила им соответствующую оценку. Лучшими признаны системы следующих банковских организаций:
• Альфа банка;
• Банка «Санкт-Петербург»;
• Банк24.ру.
Например, на онлайн-операции в Альфа банке приходится 10 % всего его доходов.
Информационная компания «Нева-инвест» представляет в России информационную торговую систему, которая основана на программном продукте QUIK. Последняя обеспечивает удаленный доступ к торгам через Интернет.
Сегодня с каждым новым днем число занятых в сфере, которая тесно связана информационным производством, неуклонно растет. Большую долю из них составляют те специалисты, что работают удаленно на дому.
Специалисты отмечают, что подавляющее число транзакций в современном мире проходит в электронном виде, поэтому вопросы расстояния уже не играют особой роли. Но, исследователи утверждают, что система электронного правительства порождает и новые проблемы. Это, например, вмешательство в личную жизнь граждан, возможность воздействия через новые технологии на большие массы людей, Интернет-преступность, рост власти государства или корпораций, которые владеют монополией на конкретные виды информационных ресурсов.
21. Информационно-аналитические технологии в государственном и муниципальном управлении
Несмотря на высокие темпы развития информационных технологий в последнее десятилетие, Россия не смогла сократить отставание от промышленно развитых стран в уровне информатизации экономики и общества. Отчасти это вызвано экономическим отставанием от развитых стран + несовершенством нормативно-правовой базы в сфере информатизации, низким уровнем подготовки кадров в области создания и использования информационных технологий..
Информационное обеспечение бизнеcа позволяет осуществлять международную интеграцию рынков товаров и услуг, труда, инвестиций и финансов.
В современном постиндустриальном обществе информация становится стратегическим ресурсом, а информационные технологии являются одним из инструментов повышения эффективности государственного и муниципального управления. Внедрение информационных технологий в сферы ГМУ является задачей стратегической важности.
Информационная структура – одна из наиболее актуальных и технологически сложных проблем современного государственного управления. Информационная структура, выступая каркасом системы ГУ, влияет на состояние субъекта и объекта, реализацию основных функций, выбор форм и методов связей с общественностью. Субъект управления структурно-организованная социальная общность, выполняющая функции руководства и воздействия на объект с целью перевода его в новое состояние, – использует государственную информацию как основной ресурс управленческого воздействия. Объект управления – структурированная социальная общность, также использует информацию, прежде всего социальную и широкодоступную, и функционирует под направляющим воздействием субъекта для достижения общих целей. Механизмы и технологии, обеспечивающие эффективное субъектно-объектное взаимодействие, включены в информационную структуру как формы и виды связей.
Все информационные потоки, включенные в управленческий коммуникационный процесс, можно разделить на три группы:
1) информация, циркулирующая внутри органов государственной власти;
2) информационные потоки между органами управления разного уровня;
3) информационные потоки между органами управления и объектами управления во внешней информационной среде.
Движение информации регулируется специальными управленческими структурами. Это могут быть структурные подразделения внутри и вне органов государственного управления. Они обеспечивают мониторинговую деятельность, собирают информацию для разработки моделей и вариантов управленческих решений. К ним можно отнести информационно-аналитические центры, управления по связям с общественностью, пресс-центры, информационно-поисковые системы, информационные агентства, комитеты по статистике, средства массовой информации.
Сегодня в системе государственного управления существенно изменилось отношение к аналитическим службам на федеральном и региональном уровнях, расширяется само понимание сути аналитической и экспертной работы. Особенно усиливается роль различных видов экспертизы – правовой, макроэкономической, международной, научно-технической, криминальной и др.
Электронное правительство – это система взаимодействия ОГВ с населением, основанная на широком применении современных информационных технологий, в т.ч. сети Интернет, для повышения доступности и качества государственных услуг, сокращения сроков их оказания, а также снижения административной нагрузки на граждан и организации, связанной с их получением (уменьшения количества вынужденных очных обращений, снижения количества предоставляемых документов и др.).
В России деятельность по созданию электронного государства в целом и электронного правительства в частности осуществляется в рамках ФЦП «Электронная Россия» и основывается на ряде нормативно-правовых актов, перечень которых постоянно обновляется и пополняется.
С конца 2006 года вопросы использования информационных технологий для оптимизации и упрощения взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с гражданами и организациями стали предметом регулярного рассмотрения Правительственной комиссии по проведению административной реформы.