Правовые нормы, регулирующие порядок проведения аттестации

Муниципальный служащий вправе обратиться в соответствующий орган или в суд для разрешения споров, связанных с муниципальной службой, в том числе по вопросам проведения аттестации, ее результатов, содержания выданных аттестационных характеристик.

*Квалификационный экзамен он проводится для получения чина, аттестация повышение или понижение в должности.

  1. Кадровый резерв, как инструмент формирования кадрового потенциала органов местного самоуправления.

Одно из важнейших направлений в кадровой работе - формирование резерва кадров и проведение планомерной работы по подготовке резервистов к выдвижению на руководящие должности.

Кадровый резерв создается с целью замены руководителей, выбывающих по различным причинам, замещения должностей во вновь создаваемых подразделениях. Создание кадрового включает в себя:

- отбор наиболее достойных работников и включение их в состав резерва;

- ежегодную оценку состава резерва, его пересмотр и пополнение;

- изучение деловых и личностных качеств работников, включенных в резерв, организацию их подготовки и повышения квалификации;

- выдвижение кандидатов из резерва на руководящие должности.

Состав кадрового резерва служит основным источником замещения вакантных руководящих должностей муниципальной службы.

Состязательность нескольких претендентов на одну должность повышает шансы отбора на замещение должности наиболее подготовленного кандидата.

Основной формой подготовки резерва является обучение в процессе трудовой деятельности. Помимо постоянного обучения на рабочем месте, практикуются перемещения работника по горизонтали и по вертикали.

*Кадровый резерв антикоррупционная составляющая.

  1. Государственная служба как система, ее правовое регулирование, основные принципы и виды.

ФЗ "Государственной гражданской службе в РФ" от 27.07.2004г. № 79

Государственная служба РФ - профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.

Виды государственной службы:

- государственная гражданская служба (подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта РФ);

- военная служба;

- правоохранительная служба (военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы).

Правовое регулирование и организация федеральной государственной гражданской службы находятся в ведении РФ.

Правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта РФ находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ, а ее организация - в ведении субъекта РФ.

Основными принципами построения и функционирования системы гос. службы являются:

- федерализм, обеспечивающий единство системы гос. службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами гос. власти и органами гос. власти субъектов РФ;

- законность; приоритет прав и свобод человека и гражданина; равный доступ граждан к гос. службе;

- единство правовых и организационных основ гос. службы;

- взаимосвязь гос. службы и муниципальной службы;

- открытость гос. службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности гос. служащих;

- профессионализм и компетентность гос. служащих;

- защита гос. служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.

  1. Правовые основы современной российской системы государственной гражданской службы.

Согласно ст. 5 ФЗ «О гражданской службе» регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется:

- Конституцией РФ;

- ФЗ "Государственной гражданской службе в РФ" от 27.07.2004г. № 79;

- другими федеральными законами, в том числе федеральными законами, регулирующими особенности прохождения государственной службы;

- указами Президента РФ;

- постановления Правительства РФ;

Субъекты РФ осуществляют правовое регулирование государственной гражданской службы в соответствии с федеральными законами и актами Президента РФ и Правительства РФ.

Федеральными нормативными правовыми актами сформулированы принципиальные положения о гражданской службе, обязательные для субъектов РФ.

Ими определено, что в субъектах РФ формируется лишь государственная гражданская служба субъекта РФ; дано понятие должности государственной гражданской службы субъекта РФ; закреплены принципы, общие для гражданской службы; основные обязанности и права гражданского служащего; правоограничения и запреты при поступлении и прохождении гос. службы и т.д.

Многие важные вопросы государственной гражданской службы могут решаться самими субъектами РФ, например, они выступают нанимателями гражданских служащих, финансируют их содержание, ведут реестр должностей гражданских служащих и др.

  1. Должности государственной гражданской службы: виды и квалификационные требования.

Должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента Российской Федерации, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации - законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Федерального закона в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность.

Классификация должностей гражданской службы

1. Должности гражданской службы подразделяются на категории и группы.

2. Должности гражданской службы подразделяются на следующие категории:

1) руководители - должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений (далее также - подразделение), должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;

2) помощники (советники) - должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;

3) специалисты - должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;

4) обеспечивающие специалисты - должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

3. Должности гражданской службы подразделяются на следующие группы:

1) высшие должности гражданской службы;

2) главные должности гражданской службы;

3) ведущие должности гражданской службы;

4) старшие должности гражданской службы;

5) младшие должности гражданской службы.

4. Должности категорий "руководители" и "помощники (советники)" подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы.

5. Должности категории "специалисты" подразделяются на высшую, главную, ведущую и старшую группы должностей гражданской службы.

6. Должности категории "обеспечивающие специалисты" подразделяются на главную, ведущую, старшую и младшую группы должностей гражданской службы.

  1. Прохождение государственной службы.

Прием на службу;

2. Аттестация;

3. Перемещение;

4. Прекращение;

5. Восстановление.

Ограничения при приеме на службу;

- признание недееспособным или ограниченно-дееспособным;

- осуждение к наказанию;

- наличие судимости;

- наличие заболевания;

- выход на гражданскую или иную службы;

- не предоставление сведений о доходах.

Виды поступления на службы;

- по конкурсу;

- назначение.

Аттестация:

- 1 раз в 3 года;

Перемещение:

- повышение;

- перевод;

- понижение;

- перемещение в порядке приказа.

Прекращение:

- изменение гражданства;

- признание без вести пропавшим;

- смерть;

- увольнение.

Восстановление:

- в административном или судебном порядке.

  1. Статус государственного служащего: права, обязанности, ограничения и запреты.

Статус ГС:Гражданский служащий - гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.

Государственный служащий имеет право на:

1. обеспечение надлежащих организационно-технических условий;

2. право на отдых;

3. право на оплату труда;

4. право на защиту сведений о государственном служащем;

5. право на государственное пенсионное обеспечение.

Государственный служащий обязан:

1. обязан исполнять Конституцию и иные законы;

2. соблюдать служебный распорядок;

3. соблюдать ограничения и запреты и другие обязанности.

Запреты:

1. запрещается осуществлять предпринимательскую деятельность (продажа товаров и услуг)

2. получать вознаграждения;

3. запрещаются публичные высказывания в отношении деятельности государственных органов:

4. запрещается создавать политические партии и др.

  1. Антикоррупционная политика в современной России.

Коррупция - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.

Антикоррупционная политика – деятельность органов государственной власти во взаимодействиях с институтами гражданского общества по снижению уровня коррупции.

Виды коррупции:

- бытовая;

- бюджетная;

- банковская;

- политическая.

Причины:

- отсутствие воли потеснить коррупцию;

- борьба с коррупцией носит карательный характер мелкий взяточников без наказания крупных участников.

Задачи:

- уменьшить влияние коррупции на выборы, для этого необходимо:

* повышать государственный и общественный контроль на выборах;

* дополнительно увеличить размер избирательных фондов;

* разрешить заблаговременно формировать партийные и избирательные фонды для сбора взносов;

* ужесточить контроль за соблюдением порядка формирования избирательных компаний;

* повысить роль и независимость системы избирательных комиссий.

Основные принципы борьбы с коррупцией;

- комплекс (совокупность) политических, организационных, информационных, социально-экономических, пропагандистских, специальных и тд мер.

*Профилактика: сдача справки о доходах.

69. Коррупция в системе государственной службы

Определение коррупции дано в ст. 1 ФЗ-273 от 25.12.2008 «О противодействии коррупции» - это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

Указом Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 г. № 815 «О мерах по противодействию коррупции» образованСовет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции.

Правовую основу противодействия коррупции образуют:

Конституция РФ, Международно-правовые акты (Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (31 октября 2003 г.), Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию, касающихся международного сотрудничества (27 января 1999 г.);

Федеральные законы:Федеральные законы "О противодействии коррупции", "О государственной гражданской службе Российской Федерации", "О муниципальной службе в Российской Федерации", "Об оперативно-розыскной деятельности", ГК России, КоАП России, УК России, УПК России,

Акты Президента Российской Федерации Правительства Российской Федерации:Указ Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 г. № 815 "О мерах по противодействию коррупции", Национальная стратегия противодействия коррупции и новая редакция Национального плана противодействия коррупции, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. № 460, Общие принципы служебного поведения государственных служащих, утверждены Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 года № 885, Указ Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. № 821 "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов", Указы Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 557 – 561 О представлении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей»; и их проверке: от 21 сентября 2010 г. № 1065 и 1066;

Федеральным законом № 273-ФЗ также определено понятие противодействия коррупции как деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции;

по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений;

по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

К мерам предупреждения, призванным сузить возможности коррупционного поведения относятся, в частности:

1) создание в государственных органах подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений;

2) представление соответствующими категориями государственных и муниципальных служащих и лицами, замещающими руководящие должности в государственных корпорациях, и членами их семей сведений о доходах и об имуществе;

3) проведение подразделениями по профилактике коррупционных правонарушений проверок:

а) соблюдения лицами, состоящими на государственной службе, установленных для них запретов и ограничений,

б) достоверности представляемых сведений об имущественном положении государственных и муниципальных служащих и членов их семей;

4) размещение сведений об имуществе с соблюдением законодательства о персональных данных на сайтах соответствующих государственных органов;

5) осуществление антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов;

6) формирование механизма по разрешению конфликта интересов и активизация работы комиссий по соблюдению требований к служебному поведению всех государственных служащих.

7) обязанность государственных и муниципальных служащих уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;

8) установление ограничения для бывших государственных или муниципальных служащих в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы замещать должности в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего;

9) ограничения получения подарков от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения) в связи с исполнением должностных обязанностей.

10) запрет на выезд в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории РФ за счет средств физических и юридических лиц; мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого является подчиненный ему гражданский служащий.

Модуль 6 (дисциплина 6) «» перечень вопросов и заданий:

70. Муниципальное управление: понятие, субъектно-объектные основания, принципы, направления

Предмет муниципального управления - регулирование социально-экономических процессов на территории муниципального образования в интересах местного сообщества и на основе эффективного использования местных ресурсов.

Муниципальное управление решает следующие задачи:

создает социальную инфраструктуру;

стабилизирует экономику;

регулирует социально-экономические процессы;

развивает межрегиональные и внутрирегиональные связи;

поддерживает экологическую обстановку;

сохраняет единое экономическое пространство.

Цель муниципального управления -- повысить уровень жизнеобеспечения населения муниципального образования.

Принципы:

1. Единоначалие и коллегиальность. руководители конкретного звена системы управления муниципальных образований пользуются правами единого руководства в решении вопросов, входящих в его компетенцию. Коллегиальность как организационная форма процесса управления муниципальным образованием необходима для обсуждения основных организационных и социально-экономических вопросов развития муниципальных образований.

2. Законность требует, чтобы организация местной власти и ее деятельность осуществлялась на основе и в рамках закона.

3. Гласность. деятельности органов системы муниципального управления должна быть открытой, население должно быть информировано о деятельности этих органов власти.

4. Государственная гарантия предъявляет требования к системе правовых гарантий защиты прав муниципальных органов управления.

5. Участие населения в процессе управления муниципальным образованием при участии населения, повышать активность общественных организаций, а также усиливать контроль населения за деятельностью органов муниципального управления, укреплять правовую основу государственной и общественной жизни, расширять гласность.

6. Комплексность. «Этот принцип обеспечивает условия эффективного изучения муниципального образования и разработки рекомендаций по управлению им.

7. Удовлетворение потребностей населения. обеспечении условий жизнедеятельности населения муниципальных образований и осуществляется через деятельность органов местного самоуправления по удовлетворению основных жизненных потребностей населения.

8. Сочетание отраслевого и территориального управления.

По территориальному принципу создаются системы управления, объединяющие производственные и непроизводственные, хозяйственные системы, расположенные на данной, территории, связанные общими интересами социально-экономического развития для удовлетворения потребностей населения данного муниципального образования.

71. Муниципальные услуги: сущность, виды, законодательное регулирование предоставления.

Государственные и муниципальные услуги- это деятельность по реализации функций исполнительный ОГВ, государственных внебюджетных фондов, ОМС, осуществляемые по запросам заявителей. (Он регулирует только услуги, пред оставляемые органами власти - административные услуги, не регулирует социальные услуги). Признаки государственных (муниципальных) услуг: Их предоставление является функцией государства или муниципалитета Предоставление таких услуг является обязательным Услуги по запросам заявителей ( отличает от не услуг). Виды.По природе: Государственные. Их предоставление это функция государственных федеральных и Региональных органов. Субъектами их предоставления являются: ОИВ; государственные внебюджетные фонды; подведомственные государственным органам учреждения и предприятия (такие учреждения создаются в силу необходимости отделения государственной функции от хозяйственно-эксплуатационных, ПА не может совмещать эти функции. Инструменты опосредованного осуществления государственных услуг); ОМС в случае делегирования полномочий; не государственные организации, привлечение для оказания государственных услуг в рамках размещения заказа (на основе конкурсных процедур с ними заключается государственный заказ, получают финансирование с федерального бюджета, предоставляют услуги третьим лицам). Муниципальные. Их предоставление это муниципальная функция. Субъекты их предоставления: ОМС (Местная администрация); подведомственные учреждая и предприятия; привлечение негосударственные организации (см. выше). Сопутствующие услуги. Не признаются государственными и муниципальными, но они необходимы и обязательны для получения государственной и муниципальной услуги. (Статья 9 ФЗ #210) основная- выдача разрешения на постройку, сопутствующая - проведение экспертизы; основная- внесение лекарства в лекарственное средство, сопутствующая- проведение экспертизы, что является безопасным. Сначала предполагалось, что государственные и муниципальные услуги будут предоставлять только государственные и муниципальные органы. По заинтересованности частных лиц. Навязанные государственные и муниципальные услуги. Подбавляющая часть административных услуг. (Лицензирование, окредитация, регистрация). В них нет пошлинного интереса частного лица. Лицо вынуждено прибегать к получения услуги, поскольку в ином случае оно лишается реализации определенных прав, либо может быть привлечены к ответственности, либо испытать другие неудобства. Они носят эксклюзивные характер, опираются на суверенные властных полномочия, которые не могут осуществлять негосударственные субъекты. А конкретную услугу конкретному лицу может предоставить только один орган. Гарантированные услуги. Основная масса социальных услуг. Нет эксклюзивные полномочий, могут предоставлять любые лица, но государство гарантирует их оказание, доступность. (Детские сады, средние школы, ВУЗы. По содержанию: Услуги, которые заключаются в осуществлении юридически значимых действий. Принятие какого-то решения (о регистрации, о фиксации правового статуса. Фактические действия. Важен сам процесс (социальные услуги). Порядок предоставления. Адм услуги заключаются в Принятии решений => важны процедуры предоставления государственных (муниципальных услуг). Централизованное регулирование, порядок адм взаимодействия подробно регламентируется в ФЗ 210, в специальных законодательных актах, адм регламенты. Все услуги объединяются в реестр (реестр государственных, муниципальных услуг). Юридическим фактом является всегда заявление частного лица=> обязанность рассмотреть и вынести одно из решений. На ряду с традиционным документально- явочным порядком активно развивается электронная форма их предоставления. Поэтапный переход к использованию электронной форме. Правительством утвержден план график. Реализуется через портал гос услуг. Межведомственное взаимодействие- если для получения услуги необходимо предоставление из других муниципальных органов частное лицо не обязано их предоставлять, а публичное лицо обязано и запросить. Многофункциональные центры предоставления государственных услуг (МФЦ) МФЦ (К. Либнехта 2) посредники между ПА и частными лицами. Принимает заявки на получение государственных или муниципальных услуг частными лицами и направляет и органам ПА, решение ПА направляет частным лицам. Оптимизация государственного и муниципального аппарата Исключается личное общение и коррупционные факторы Повышается удобство (МФЦ должен предоставлят не менее 50 количества услуг, местоположение должно быть доступно, должны быть терминалы, нотариус) МФЦ государственное (муниципальное) учреждение, может быть любое частное лицо.

72. Человеческие ресурсы в системе муниципального управления.

Человеческие ресурсы– это все работники любой организации. Они включают производственный персонал и управленческий персонал.Цель менеджмента человеческих ресурсов– принятие на работу компетентных и заинтересованных сотрудников, умение их удержать, совершенствование их профессиональной подготовки. Управление человеческими ресурсами представляет собой сложную систему, включающую в себя взаимосвязанные и взаимозависимые подсистемы создания, использования и развития трудовых ресурсов. Управление человеческими ресурсами вкл.: - подход к человеку как к главному фактору реализации целей организации - подход к человеку как к источнику доходов и статье инвестиций - анализ потребностей организации в человеческих ресурсах - анализ ситуации с человеческими ресурсами во внешней по отношению к организации среде - формирование человеческих ресурсов организации и создание системы взаимодействий работников.При планировании человеческих ресурсовосновные цели и задачи организации получают конкретное практическое содержание в виде специально разработанных целей для каждого направления кадрового менеджмента. Цикл реализации планов в сфере человеческих ресурсов обычно начинается сотбора кадров– процесса, при котором на рынке труда подбирают сотрудников для выполнения определенных функций в организации.Оценка профессиональной деятельностидается в процессе, при котором менеджеры организации проводят регулярные совещания с сотрудниками, обсуждая и оценивая их предыдущую профессиональную деятельность, а также их планы и возможности в будущем. Результатом оценки сотрудников становится либо вознаграждение, либо принятие мер по обучению и повышению квалификации.Вознаграждениемназывается все, то, что руководитель может дать или сделать для подчиненного за его работу, которую тот выполняет. Обычно это материальное вознаграждение. В странах с рыночной экономикой организации затрачивают огромные средства на обучение и повышение квалификации своих сотрудников. Обучение требует специальных навыков, поэтому организации часто обращаются к помощи организаций, которые специализируются в этой области.Условия успешного управления человеческими ресурсами:1)четкость и достижимость поставленных целей; 2)глубина, объективность и комплексность анализа воздействия на систему управления человеческими ресурсами и организацию в целом; З)ясность и взаимосвязанность планов работы организации, а также обеспеченность их всеми видами ресурсов; 4)соответствие уровня квалификации персонала выполняемой работе; 5)совместное участие предельно большого количества сотрудников в разработке и реализации стратегических планов; 6)высокое качество контроля реализации стратегического плана и требований оценки его социально-экономической эффективности; 7)внедрение и использование современных средств труда и технологий

73. Муниципальное образование как социально-экономическая система.

Муниципальное образование как социально-экономическая система, обладает определенной свободой выбора формы деятельности и представляет собой единую организационную структуру, элементы которой взаимосвязаны и совместно функционируют для достижения общей цели.

Она относится к классу искусственных, организационных систем, т.е. организаций, созданных и управляемых людьми, где люди составляют главный и определяющий компонент. Любой уровень и любой элемент социально-экономической организации местного сообщества, от муниципального образования в целом, до отдельной социально-экономической единицы, например, микрорайона или муниципального предприятия все они являются социально-экономическими системами (СЭС).

Муниципальные образования можно отнести к динамичным системам – они являются постоянно изменяющимися системами. Всякие изменения, происходящие в них, называются процессом. Они являются вероятностными системами – их функционирование может быть предсказано с определенной степенью вероятности на основе изучения их прошлого.

Муниципальное образование как социально-экономическая система характеризуется определенной совокупностью структурных элементов и связей между ними, которая вступает во взаимодействие с внешней средой, образуя с ней единство, и распределяет ограниченные ресурсы в соответствии с определенной иерархией целей и задач функционирования.

Наиболее важной объективной характеристикой муниципального образования как социально-экономической системы является ее целенаправленность. В соответствии с Законом №131-ФЗ «целью местного самоуправления в Российской Федерации является самостоятельное и под свою ответственность решение населением вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций». Таким образом, основная цель заключается в наиболее полном удовлетворении индивидуальных и общественных потребностей населения в соответствии с действующим законодательством и общепринятыми нормами морали.

Муниципальное образование как социально-экономическую систему характеризуют общесистемные и специфические свойства:

– целостность как внутреннее единство и несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов;

– интегративность как свойство системы включать системообразущие элементы, утратившие отдельные индивидуальные свойства, изменение которых приводит к изменению условий функционирования системы в целом;

– многовариантность как разноплановая организация элементов системы, которая на практике проявляется через многообразие форм использования вещественных и личных факторов производства и определяется динамикой экономического развития;

– адаптивность как свойство системы постоянно приспосабливаться к изменениям внешней и внутренней среды;

– изоморфизм как соответствие территориальной структуры хозяйства муниципального образования территориальной структуре хозяйства региона и национальной структуре хозяйства в целом;

– синергизм – как объединение финансовых, материальных, людских ресурсов территориальной локальной общности в целях эффективного решения межпоселенческих проблем, вопросов местного значения общими усилиями и получения дополнительного дохода;

- автономность проявляется в его стремлении решать самостоятельно вопросы местного значения в полном объеме, а также иметь наиболее полную компонентную структуру;

- устойчивость, которая обеспечивается такими элементами самоорганизации, как дифференциация и лабильность. Дифференциация – это стремление муниципального образования к структурному и функциональному разнообразию элементов, которые обеспечивают не только условия возникновения и разрешения противоречий, но и определяют его способность быстро приспосабливаться к меняющимся условиям. Лабильностьозначает подвижность функций элементов структуры при сохранении устойчивости системы в целом.

К специфическим свойствам муниципального образования как экономической системы следует отнести:

- разную степень активности элементов, входящих в состав муниципального образования как социально-экономической системы, что характеризует разную степень их участия в процессе воспроизводства;

- наличие базовых, опорных элементов в структуре муниципального образования и сопряженных с базовыми промежуточных элементов. Комбинация базовых и небазовых элементов в структуре социально-экономической системы дает возможность выявить локомотивный сектор в составе муниципального образования.

С учетом указанных свойств, ключевыми характеристиками социально-экономической системы муниципального образования являются:

1) наличие определенной структуры, иерархии подсистем и элементов, их сложное взаимодействие;

2) тесная взаимосвязь с другими крупномасштабными социально-экономическими системами и внешней средой;

3) способность адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды, вырабатывать варианты поведения и изменять свою структуру, сохраняя целостность, основное предназначение и свойства;

4) наличие предельных возможностей, определяемых имеющимися в распоряжении ресурсами и характерными для элементов социально-экономической системы муниципального образования структурными связями;

5) нестабильность отдельных параметров социально-экономической системы муниципального образования, уникальность и недостаточная предсказуемость ее поведения в конкретных условиях;

6) комплексный характер управления;

7) необратимый характер развития социально-экономической системы муниципального образования.

74. Управление социальной сферой на муниципальном уровне.

Социальная сфера развивает главное богатство муниципального образования — его человеческий капитал. Содержание и развитие социальной инфраструктуры муниципального образования поглощает значительную долю средств местных бюджетов. В отраслях социальной сферы работает основная часть бюджетников. Поэтому одной из главных задач органов местного самоуправления является формирование и реализация муниципальной социальной политики— это система целей, задач и механизмов их реализации, направленных на обеспечение населения социальными услугами, на содержание и развитие социальной сферы муниципального образования.

Социальная политика государства - система принципов, целей, средств, обеспечивающих такое социально допустимое материальное, политическое, культурное положение социальных групп населения, при котором они могут реализовать личные интересы и различными видами деятельности способствовать собственному развитию и развитию общества в целом.

Социальная сфера состоит из основных компонентов: Занятость, условия труда и отдыха, уровень материального благосостояния, обеспеченность жильем, условия воспитания, образования и здравоохранения, доступность участия в управлении общественными делами.

Важнейшими задачами государственной социальной политики являются обеспечение целостности сообщества, его устойчивости, возможности динамичного развития. Управление социальной сферой осуществляется на всех уровнях публичной власти: федеральном, региональном и муниципальном.

Комиссия Европейского сообщества (ЕС) выделяет две модели социальной политики: «бисмарковская» модель (по имени ее автора канцлера Гер.), устанавливающая связь между уровнем социальной защиты человека и успешностью его профессиональной деятельности, и «бевериджская», исходящая из того, что любой человек, не

Наши рекомендации