Этапы становления и развития профессиональной морали.
Профессиональная мораль имеет ряд особенностей:
· Общественное значение морали для исполнения профессионального долга, являющегося определенным элементом профессиональной морали
· Удельный вес определенных аспектов нравственных требований которые имеют особое значение для данной профессии.
· Конкретное выполнение нравственных требований и наличие особых правил, норм , обычаев, закрепленных сознанием и реализуемых в практической деятельности представителем той или иной профессии.
По содержанию труда моральные требования подразделяются:
· Моральные требования профессии обслуживающего труда
· Профессии где моральные отношения а так же профессиональная мораль носит внешний характер
· Профессии где моральные отношения являются внутренним компонентом профессиональной деятельности.
Едва ли не первый образ, возникающий в нашем сознании в связи с выражением «профессиональная этика (мораль)» – клятва Гиппократа. И можно ли считать случайным, что написанная одним из первых систематизаторов профессионально-нравственных норм клятва на верность профессии врача появилась в среде людей, призванных самоотверженно служить человеку. Действительно, к целому ряду (типу) профессий предъявляются особые требования. Причем к деятельности врача, учителя, адвоката, инженера и т. д. – максимальные, а к специалистам в иных видах деятельности, например, к торговцам, ремесленникам, фермерам и т. п. – более умеренные.
При кажущейся синонимичности понятий «профессиональная мораль» и «профессиональная этика» следует четко проводить между ними различие.
Профессиональная мораль – система моральных требований, норм, ценностей, свойственных людям, профессионально занятым определенным видом трудовой деятельности, составная часть сознания общества. В ней отражаются единство и противоречивость общечеловеческого и классового. Так, в профессии врача, педагога, адвоката, журналиста, сотрудника милиции и представителей других профессий общегуманистические требования честности, порядочности, милосердия могут сочетаться с различным отношением к пациентам, клиентам, учащимся, гражданам в зависимости от их имущественного положения, социального статуса и т. п. Однако в профессиональной морали, как правило, общепризнанным является приоритет гуманистических требований и норм. Для некоторыхрых профессий разработаны специальные кодексы профессиональной морали (для врачей – «клятва Гиппократа», для военнослужащих, сотрудников ОВД – присяга, кодекс). Но и в тех случаях, когда нормы профессиональной морали юридически не зафиксированы, необходимость их соблюдения подразумевается и находится под социальным контролем, а их нарушение встречает нравственное осуждение. Ряд нарушений профессинальной морали трактуется как противоправные действия и наказывается по приговору суда (разглашение тайны усыновления, неоказание помощи больному и др.). Формирование профессиональной морали – необходимая часть нравственного воспитания молодежи в рамках профессионального образования. Соблюдение требований профессиональной морали – один из важных показателей нравственного здоровья профессиональных трудовых коллективов, обществава в целом.
Профессиональная этика представляет собой систему моральных принципов, норм и правил поведения специалиста с учетом особенностей его профессиональной деятельности и конкретной ситуации. Профессиональная этика должна быть неотъемлемой составной частью подготовки каждого специалиста. Содержание любой профессиональной этики складывается из общего и частного. Общие принципы профессиональной этики, базирующиеся на общечеловеческих нормах морали, предполагают: а) профессиональную солидарность (иногда перерождающуюся в корпоративность); б) особое понимание долга и чести; в) особую форму ответственности, обусловленную предметом и родом деятельности. Частные принципы вытекают из конкретных условий, содержания и специфики той или иной профессии и выражаются, в основном, в моральных кодексах- требованиях по отношению к специалистам.
Профессиональная этика, как правило, касается лишь тех видов деятельности, в которых наличествует разного рода зависимость людей от действий профессионала, т. е. последствия или процессы этих действий оказывают особое влияние на жизнь и судьбы других людей или человечества. В связи с этим выделяются традиционные виды профессиональной этики, такие, как педагогическая, медицинская, юридическая, этика ученого, и сравнительно новые, появление или актуализация которых связаны с возрастанием роли «человеческого фактора» в данном виде деятельности (инженерная этика) или усилением его влияния в обществе (журналистская этика, биоэтика).
Профессионализм и отношение к труду являются важными качественными характеристиками морального облика личности. Они имеют первостепенное значение в личностной оценке индивида, но на различных этапах исторического развития их содержание и оценка существенно различались. В классово дифференцированном обществе они определяются социальным неравенством видов труда, противоположностью умственного и физического труда, наличием привилегированных и непривилегированных профессий, зависят от степени классового самосознания профессиональных групп, источников их пополнения, уровня общей культуры индивида и т. д.
Профессиональная этика не является следствием неравенства в степени моральности различных профессиональных групп. Но к некоторым видам профессиональной деятельности общество предъявляет повышенные моральные требования. Есть такие профессиональные сферы, в которых сам процесс труда основывается на высокой согласованности действий его участников, обостряя потребность в солидарном поведении. Уделяется особое внимание моральным качествам работников тех профессий, которые связаны с правом распоряжаться жизнью людей, значительными материальными ценностями, некоторых профессий из сфер услуг, транспорта, управления, здравоохранения, воспитания и т. д. Здесь речь идет не о фактическом уровне моральности, а о долженствовании, которое, оставшись нереализованным, может каким-либо образом воспрепятствовать исполнению профессиональных функций. Профессия – определенный вид трудовой деятельности, требующий необходимых знаний и навыков, приобретаемых в результате обучения и длительной трудовой практики.
Виды профессиональной этики – это те специфические особенности профессиональной деятельности, которые направлены непосредственно на человека в тех или иных условиях его жизни и деятельности в обществе. Профессиональные моральные нормы – это руководящие начала, правила, образцы, эталоны, порядок внутренней саморегуляции личности на основе этико-гуманистических идеалов. Появление профессиональной этики во времени предшествовало созданию научных этических теорий о ней. Повседневный опыт, необходимость в регулировании взаимоотношений людей той или иной профессии приводили к осознанию и оформлению определенных требований профессиональной этики. Активную роль в становлении и усвоении норм профессиональной этики играет общественное мнение. Профессиональная этика, возникнув первоначально как проявление повседневного, обыденного морального сознания, в дальнейшем уже развивалась на основе обобщенной практики поведения представителей каждой профессиональной группы. Эти обобщения суммировались как в писаных и неписаных кодексах поведения различных профессиональных групп, так и в форме теоретических выводов, что свидетельствовало о переходе от обыденного к теоретическому сознанию в сфере профессиональной морали. Основными видами профессиональной этики являются: врачебная этика, педагогическая этика, этика ученого, этика права, предпринимателя (бизнесмена), инженера и т. д. Каждый вид профессиональной этики определяется своеобразием профессиональной деятельности, имеет свои специфические аспекты в реализации норм и принципов морали и в совокупности составляет профессиональный кодекс морали.