Участники фокус-группы говорят об экономических правах женщин в условиях приватизации 5 страница

Сама проблема гендера возникает с развитием феминистского движения в Европе. Сначала зарождаются женские движения и исследования, анализирующие проблемы подчинения женщин. Затем анализ женской проблематики перерастает в новое качество – гендерные исследования, где научными объектами являются в равной степени как мужчины, так и женщины, признается присутствие гендера во всех социальных процессах.

Таким образом, гендер включает в себя целый комплекс понятий:

· социальный пол/конструкт, то есть половые роли сконструированы и создаются обществом;

· совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола;

· социальный статус мужчин и женщин, занимающих различное (как правило, иерархическое) положение в обществе;

·

19 – 3/43
сущностные черты гендера – полярность, противопоставление, неравенство (рис.1).

Больше власти Выше престиж Больше дохода

       
  Участники фокус-группы говорят об экономических правах женщин в условиях приватизации 5 страница - student2.ru
    Участники фокус-группы говорят об экономических правах женщин в условиях приватизации 5 страница - student2.ru
 

Меньше дохода Меньше власти Ниже престиж

Рис.1. Гендерное неравенство

Таблица 2. Гендерная полярность

Мужское начало (маскулинность) Женское начало (феминность)
бог природа
творчество пустота
свет тьма
сила слабость
активность пассивность
рациональность хаос
доминирование подчинение

Полярность таких гендерных стереотипов, то есть стандартизированных представлений о моделях поведения и чертах характера, соответствующих понятиям о «мужском» и «женском», опровергается многими исследованиями, подтверждающими, что вариаций в способностях и характерах гораздо больше внутри каждой половой группы, чем между ними. Устойчивые гендерные стереотипы, существующие в обществе на протяжении многих веков, порождают и закрепляют подчиненное положение женщин (табл. 2).

Участники фокус-группы говорят об экономических правах женщин в условиях приватизации 5 страница - student2.ru Основная идея концепции человеческого развития заключается в том, что развитие человека должно осуществляться с учетом гендерного аспекта. В рамках данной концепции разработаны специальные индикаторы, направленные на наблюдение и измерение различий между положением мужчин и женщин в плане Участники фокус-группы говорят об экономических правах женщин в условиях приватизации 5 страница - student2.ru основных характеристик деятельности человека.

Данные индикаторы позволяют измерить степень гендерного неравенства в каждой стране и определить рейтинг конкретной страны в достижении равноправия полов среди других стран мира. Это очень важные индикаторы, позволяющие судить о прогрессе страны в целом.

Несмотря на то, что за последние десятилетия многие страны добились значительного продвижения в развитии потенциала женщин «ни в одном современном обществе женщины не располагают такими же возможностями, какие имеют мужчины. Этот неравноправный статус ведет к сохранению существенных диспропорций между тем значительным вкладом, который вносят женщины в развитие человеческого потенциала и тем, насколько мала их доля в предоставляемых этим процессом льготах» [4].

Образование является важнейшим индикатором человеческого развития и гендерного равенства. Именно через институты образования как мощных формальных агентов социализации воспроизводятся гендерные стереотипы и поддерживается гендерная стратификация общества – процесс, посредством которого гендер становится основой социальной дифференциации. Общеизвестно, что если мужчины и женщины не получают хорошего образования, то это влечет за собой большие экономические и социальные издержки.

Различия между положением мужчин и женщин в области образования значительно уменьшились за последние десятилетия. Показатели грамотности и количества обучающихся женщин во всем мире увеличиваются. Разрыв между мужчинами и женщинами в сфере высшего образования быстро сокращается, а в некоторых странах в учебных заведениях третьей ступени обучается больше женщин, чем мужчин. Тем не менее, «в развивающихся странах в числе 900 млн неграмотных людей количество женщин вдвое превышает количество мужчин. Девочки составляют 60% из 130 млн детей, не имеющих доступа к начальной школе» [4].

Участники фокус-группы говорят об экономических правах женщин в условиях приватизации 5 страница - student2.ru Стандартным измерением гендерного равенства в образовательной сфере является число девочек, зачисленных в школу и ее окончивших (на всех уровнях), по сравнению с числом мальчиков. Данного индикатора недостаточно для получения реальной картины в системе образования. Многие страны достигли баланса в зачислении мальчиков и девочек, но проблема гендерного неравенства в образовании до сих не снята.

Гендерные проблемы в сфере образования:

- управленческие позиции в системе образования чаще всего принадлежат мужчинам;

- половая диспропорция учителей (преобладание женщин и недостаток учителей мужчин, особенно на уровне начальной школы);

- половая сегрегация в школьных программах, предметах, которая в дальнейшем может привести к половой сегрегации на рынке труда;

- низкое вознаграждение, как следствие, не престижное занятие;

- воспроизведение гендерных стереотипов в школьных программах.

Кроме стандартного измерения гендерного равенства в образовательной сфере (охват девочек и мальчиков начальным и средним образованием) необходимо анализировать и другие показатели для получения более объективной информации о состоянии гендерного равенства в образовании:

· соотношение полов при зачислении на все уровни школьного обучения (начальное, среднее, профессиональное, старшие классы), причины гендерных расхождений, влияние социального статуса;

· соотношение полов при зачислении на все предметы в начальных, средних и старших классах (существует ли сегрегация по полу в предметах);

· соотношение полов по завершении учебы на всех уровнях (причины неокончания юношей и девушек);

· соотношение мужчин и женщин в преподавательском составе;

· соотношение мужчин и женщин на высших управленческих позициях в сфере образования (связь с заработной платой, престижем);

· соотношение мужчин и женщин среди родителей в школьных правлениях и посещающих родительские собрания [5].

Индекс человеческого развития также исчисляется через показатели по продолжительности жизни и здоровья. Существуют гендерные различия в ожидаемой продолжительности жизни и здоровье, которые коренятся в социальных, экономических, культурных и других факторах. Некоторые из них:

- во всем мире женщины живут дольше мужчин. Ожидаемая продолжительность жизни в среднем у женщин на 7 лет больше, чем у мужчин (по сравнению с примерной биологической разницей в
5 лет во всем мире) [4];

- современные достижения здравоохранения (снижение высокого уровня рождаемости, материнской смертности, развитие контрацептивной культуры) значительно расширили возможности женщин;

- в большинстве бедных стран осложнения во время беременности являются наиболее распространенной причиной смертности среди женщин детородного возраста;

- экономические факторы и количество бедных могут оказывать большое влияние на число заболеваний. Так как женщины чаще рискуют стать бедными, это отрицательно влияет на их здоровье и может приводить к увеличению числа заболеваний;

- социальные и экономические факторы (насилие, урбанизация, разрушение культурной практики и традиционных ролей в семье) способствуют росту психических заболеваний среди мужчин и женщин [6].

Проявления гендерного неравенства в экономической и политической жизни:

- женщины гораздо больше времени уделяют неоплачиваемым видам деятельности, связанным с домашним хозяйством, мужчины – оплачиваемой деятельности в общественном производстве;

- существует горизонтальная профессиональная сегрегация на рынке труда (неравномерное распределение женщин и мужчин по отраслям экономики и профессиям) – традиционно «женские» профессии оплачиваются на порядок меньше и не имеют престижа в обществе;

- существует вертикальная профессиональная сегрегация (неравномерное распределение мужчин и женщин по позициям должностной иерархии) – мужчины, как правило, чаще занимают высшие должностные места в должностной иерархии, чем женщины;

- повседневный сексизм – дискриминация личности по признаку пола;

- рост нищеты среди женщин, связанный с их положением на рынке труда, социальным статусом в обществе и семье;

- ограниченный доступ женщин к финансовым кредитам;

- разная оплата за равный труд (средняя заработная плата женщин ниже средней заработной платы мужчин);

- более высокий уровень безработицы среди женщин, чем среди мужчин;

- Участники фокус-группы говорят об экономических правах женщин в условиях приватизации 5 страница - student2.ru феномен «стеклянного потолка», вследствие которого женщины, например, в политике представлены значительно меньше, чем мужчины.

Проявления дискриминации в отношении женщин, существующие в различной степени во всем мире, актуализируют необходимость проникновения во все сферы жизни гендерного подхода в реализации принимаемых решений (мэйнстриминг). В последнее время в специальных подразделениях международных организаций (ООН, Европейский союз, Совет Европы) данное понятие становится ключевым.

Под мэйнстримингом (от англ. mainstreaming – main – главный, streaming – направление, ориентир) понимается инкорпорация проблемы гендерного равенства во все области политики на всех уровнях – локальном, муниципальном и национальном – и разработка мер для ее решения.

Данному понятию противостоит понятие мэйлстриминг (от англ. malestreaming – male – мужчина, мужской, streaming – направление, ориентир), означающее доминирующий мужской дискурс в оценке достижений современной цивилизации и мужской способ построения экономики, эксплуатирующий гендерные различия рабочей силы в целях быстрого извлечения максимальной прибыли без учета социальных последствий.

Гендерно сбалансированная политика должна стать основным («main») ориентиром, потеснив мужские («male») ориентиры управления обществом [7].

Аргументы в пользу подхода с учетом гендерных факторов и в поддержку равноправия полов показывают взаимосвязь гендера и человеческого развития [4].

1. Справедливость и равенство:

· демократические принципы и основополагающие права человека требуют равенства полов;

· все международные документы рассматривают равноправие полов как основополагающий принцип; государства должны соблюдать эти обязательства.

2. Доверие и ответственность:

· население состоит наполовину из мужчин и наполовину из женщин, и любая политика или данные, которые должным образом не принимают во внимание оба пола, будут, в конечном итоге, ущербны и не будут вызывать доверия.

3. Эффективность и устойчивость:

· равное включение как мужчин, так и женщин во все аспекты развития и жизни общества идет на пользу всей стране в целом;

· вложения в обеспечение равенства полов окупятся, принося в будущем пользу всей стране, продвигая ее по пути устойчивого человеческого развития.

4. Качество жизни:

· обеспечение равенства полов позволит улучшить условия жизни как мужчин, так и женщин.

5. Международные союзы:

· равенство полов – предпосылка для формальных союзов или партнерства с другими странами.

6. Цепная реакция:

· равенство полов может повлечь за собой «цепную реакцию» преимуществ, также как и последствия неравенства могут передаваться от индивидуумов к семьям и обществу.

Участники фокус-группы говорят об экономических правах женщин в условиях приватизации 5 страница - student2.ru

Современные гендерные отношения в казахстанском обществе характеризуются следующими особенностями:

- наличие правового законодательства, закрепляющего равенство полов во всех сферах;

- признание остроты и нерешенности гендерного неравенства в обществе;

- влияние факторов исторического характера:

а) традиционные отношения мужчин и женщин, сложившиеся в казахском социуме в прошлые века, но сохранившиеся и приспособленные к новым условиям;

б) наследие советского прошлого, включая стереотипы сознания и поведения, сформировавшиеся под воздействием политики коммунистического режима в отношении женщин, семьи и т.п.;

в) новые реалии положения и статуса полов, их взаимодействия, сложившиеся в условиях большей открытости и демократичности казахстанского общества, влияния на него других культур и веяний в переходный период [8].

Последствия переходного периода усилили гендерное неравенство в политической, экономической и социальной областях. Гендерное неравенство в данных сферах связано:

- с положением мужчин и женщин в экономике, на рынке труда, в сфере занятости и социально-трудовых отношениях;

- доступом к капиталу, собственности и власти;

- с участием женщин и мужчин в принятии решений;

- с долей при распределении семейного дохода и ресурсов времени.

По всем этим показателям возможности женщин по сравнению с мужчинами более ограничены.

Несмотря на значительное превышение уровня образованности женщин над мужчинами (как показывают результаты переписи населения) в целом наблюдается более низкая доля женщин в общей численности работающих по найму по отраслям экономики. Так, в 1995–1999 гг. они составляли от 45,6 до 47,0 работающих по найму, в 2000 г. – 42,2%.

Наибольшее число работающих по найму женщин в 2000 г. были сосредоточены в областях с более низкой заработной платой – образовании (75,3%), здравоохранении и сфере социальных услуг (79,2%), гостиницы и рестораны (68,8%). Для сравнения, большинство работающих по найму мужчин сосредоточено в государственном управлении (77,4)%, в строительстве – 82,7%, в промышленности – 69,1%, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды – 72,3%, в операциях с недвижимым имуществом, аренда и услуги – 60,8% (рис.2).

Участники фокус-группы говорят об экономических правах женщин в условиях приватизации 5 страница - student2.ru

Рис. 2. Распределение численности наемных (оплачиваемых работников) по полу и видам экономической деятельности за 2000 г. [9, с. 77–78]

В целом соотношение заработной платы женщин к заработной плате мужчин составляло в 1999 г. – 67,6%, в 2000 г. – 61,5%.

Это соотношение определяется не только тем, что работающие по найму женщины сосредоточены в отраслях с более низкой заработной платой, но и тем, что у них заработная плата более низкая по сравнению с мужчинами по всем видам экономической деятельности. Так, в промышленности это соотношение в 2000 г. было равно 70,6%, в финансовой деятельности – 60,4%, в государственном управлении – 78,4%, в образовании – 89,2%.

Факторы, обусловливающие гендерное неравенство в оплате труда:

- диспропорции и деформация отраслевой структуры занятости женщин, в результате чего они работают преимущественно в отраслях с низкой заработной платой;

- профессиональная сегрегация – разница в оплате труда женщин и мужчин, работающих в одной отрасли, вследствие занятости женщин на рабочих местах и должностях, требующих более низкую квалификацию, ограниченные возможности реального доступа их к руководящей работе;

- формирование в Казахстане двухсекторной модели занятости и вытеснение женщин во вторичный сектор (табл. 3).

Таблица 3.Двухсекторная модель занятости [10]

Первичный сектор Вторичный сектор
Высокая заработная плата Низкая заработная плата
Хорошие условия труда Плохие условия труда
Наличие шансов на продвижение Слабые шансы на продвижение
Гарантия занятости на длительную перспективу Высокая текучесть кадров
Обучение и переквалификация за счет предприятия Затраты на обучение считаются нерентабельными
Защищенность рабочего места Своевольное и переменчивое отношение начальства

Таким образом, характерный для модернизированных стран процесс феминизации занятости (т.е. рост женщин в экономике) сопровождается выталкиванием женщин в низкооплачиваемые, незаметные и нестабильные сегменты экономики. Они интегрируются и маргинализируются одновременно. Дешевая и подвижная женская рабочая сила воспринимается как естественный и расширяющийся ресурс [7, с. 30] (табл. 4).

Таблица 4.Число граждан, зарегистрированных в органах занятости
в качестве безработных по продолжительности безработицы в 2000 г.
(на конец года) [9, с. 89]

  Безработные Распределение по полу %
женщины мужчины женщины мужчины
Численность безработных – всего 132 374 98 986 57,2 42,8
В том числе имевших продолжительность безработицы        
до 1 месяца 11 034 9 913 52,7 47,3
от 1 до 3 месяцев 23 423 18 841 55,4 44,6
от 3 до 6 месяцев 26 080 18 271 58,8 41,2
от 6 до 12 месяцев 37 858 31 669 54,5 45,5
более 1 года 33 979 20 292 62,6 37,4
Средняя продолжительность безработицы, месяцев 7,7 7,2    

Феномен «стеклянного потолка», о котором мы говорили в предыдущем параграфе, также весьма актуален для Казахстана. Женщины занимают в основном должности среднего управленческого звена. Представленность женщин на высших должностях низкая (рис. 3).

Участники фокус-группы говорят об экономических правах женщин в условиях приватизации 5 страница - student2.ru

Рис. 3. Численность работников государственного управления
в гендерном аспекте за 2000 г. [9, с. 106]

Ожидаемая продолжительность жизни от рождения мужчин и женщин существенно различается: в 1999 г. расхождение составило 10,7 лет (мужчины – 60,3 года, женщины – 71,0 год); в 2000 г. – 11,5 лет (мужчины – 59,8 лет, женщины – 71,3 года) [9]. За годы реформ произошло резкое снижение продолжительности жизни мужчин. Наиболее часто причиной избыточной смертности среди молодых и среднего возраста мужчин были сердечно-сосудистые заболевания, болезни органов кровообращения, несчастные случаи, алкоголизм, насилие и стрессы.

Одним из реальных путей расширения занятости женщин, возможностью адаптироваться к новой, рыночной модели поведения является участие женщин в предпринимательской деятельности. Женщины зарекомендовали себя как успешные лидеры и надежные партнеры. Но в деловой жизни преуспевающих руководительниц значительно меньше, женщины чаще выполняют в бизнес-организациях вторые и третьи роли. Бизнес пока остается преимущественно «мужской территорией», требующей так называемых «мужских» качеств – силу, напор, агрессивность.

Существуют объективные и субъективные факторы «трудного вхождения» женщин в предпринимательские структуры:

· ограниченный доступ к приносящим доход ресурсам;

· недостаточность связей в структурах власти и поддержки в сетях деловых отношений;

· отсутствие у большинства женщин экономического, правового образования и технических навыков управления бизнесом;

· недоступность к кредитам;

· отсутствие специальных программ по стимулированию женского бизнеса;

· ориентация женщин на узкий круг видов бизнес-деятельности;

· отношение женщин к предпринимательству как вынужденной, временной деятельности, которая не позволяет строить более дальние планы действий;

· Участники фокус-группы говорят об экономических правах женщин в условиях приватизации 5 страница - student2.ru устойчивые гендерные стереотипы общества.

Гендерно сбалансированная модель развития человечества возможна, что доказывает реальный опыт Скандинавских стран. Значительное участие женщин в политике этих государств (в Швеции – 43%) повысило социальную мобильность общества, подчинило экономические процессы социальным нуждам людей, значительно уменьшило сегрегацию на рынке труда, повысило ответственность отцов в воспитании детей.

В современных условиях небывалого обострения глобальных проблем человечества, принятие и реализация принципов концепции человеческого развития, составной частью которой является гендерно сбалансированная модель развития, – это реальный шанс человечества выжить.

Участники фокус-группы говорят об экономических правах женщин в условиях приватизации 5 страница - student2.ru

Главной целью любого общества должно быть его развитие ради развития самого человека. Условие развития – равные возможности реализации способностей людей, независимо от пола, расы, национальности, класса.

Мировой тенденцией человеческого развития является существование разницы в продолжительности жизни, грамотности, образовании и заработках между мужчинами и женщинами. Причем возможности женщин более ограничены по сравнению с возможностями мужчин. Это способствует закреплению социальной дискриминации в обществе и снижает общий индекс страны в показателях человеческого развития. Неравноправное положение мужчин и женщин влечет за собой негативные социально-экономические последствия.

Общество должно стремиться достичь гендерного равенства путем систематической и комплексной гендерной политики, учитывающей интересы и мужчин, и женщин.

Выводы

1. Анализ и оценка человеческого развития должны осуществляться с учетом гендерного аспекта.

2. Гендер – это социальный конструкт, который наряду с классом, возрастом, национальностью организует систему социальной иерархии.

3. Социальная организация общества имеет гендерную структуру и все аспекты человеческого общества, культуры и взаимоотношений являются гендерными.

4. Существуют различия между биологическим полом (sex) и социальным полом (gender).

5. Индекс развития с учетом гендерного фактора (ИРГФ) отражает уровень обеспечения того же базового потенциала, что и ИРЧП, однако с поправкой на неравенство положения женщин и мужчин.

6. Показатель расширения возможностей женщин (ПРВЖ) показывает, могут ли женщины и мужчины активно участвовать в экономической и политической жизни и в процессе принятия решений.

7. Во всем мире – как в промышленно развитых, так и в развивающихся странах – гендерное неравенство порождено обществом и может быть изменено.

8. Существуют гендерные различия в ожидаемой продолжительности жизни и здоровье, которые коренятся в социальных, экономических, культурных и других факторах.

9. Возможности женщин в экономической и политической жизни ограничены во всем мире.

10. Концепция гендерного мэйнстриминга – учет гендерных факторов во всех областях политики на всех уровнях – локальном, муниципальном, национальном – и разработка мер для ее решения.

11. Гендерно сбалансированная модель развития – прогрессивный, справедливый, объективно необходимый и экономически выгодный путь развития.

Участники фокус-группы говорят об экономических правах женщин в условиях приватизации 5 страница - student2.ru

Вопросы для повторения

1. Раскройте сущность и эволюцию понятия «гендер».

2. Почему гендерные различия в обществе влияют на общий индекс человеческого развития?

3. Что такое гендерные индикаторы и как они исчисляются?

4. В чем заключаются различия между положением мужчин и женщин в обществе в области образования, ожидаемой продолжительности жизни и уровнях дохода?

5. Что подразумевается под гендерным мэйнстримингом?

Участники фокус-группы говорят об экономических правах женщин в условиях приватизации 5 страница - student2.ru

Вопросы для обсуждения

1. Является ли гендер критерием социальной стратификации общества? Аргументируйте свою точку зрения.

2. Почему развитие человека должно осуществляться с учетом гендерного фактора?

3. Какие факторы порождают гендерное неравенство в экономике? В политике? В семье? Как их можно устранить?

4. Проанализируйте на основе докладов ПРООН о человеческом развитии и статистических данных (в том числе казахстанских) динамику отдельных показателей человеческого развития в гендерном разрезе в целом в мире, по отдельным странам и в Казахстане.

5. Возможно ли гендерное равенство в Казахстане?

Ситуация для анализа

Участники фокус-группы говорят об экономических правах женщин в условиях приватизации

«Я помню несколько своих интервью, некоторые даже на государственных предприятиях, на которых все время поднимался вопрос о том, что я женщина. Несмотря на то, что я отвечала всем квалификационным требованиям, изложенным в объявлении, мне говорили, что меня не примут по той причине, что я женщина. И не имеет значения, что я не замужем и не имею семейных обязательств». Женщина из Бургаса, Болгария.

«Когда молодая девушка устраивается на работу, я всегда спрашиваю, замужем ли она и собирается ли иметь детей». Директор частного кафе в России.

«Мой 43-летний возраст полностью меня дисквалифицирует. 35 лет – это верхний предел для женщины, желающей найти работу. Для мужчин это ограничение составляет 50 лет, возраст не считается для них большой помехой». Женщина из Варшавы, Польша.

«Мужчина должен работать. Это унизительно, когда мужчина не работает и живет за счет жены. А женщине работать необязательно. Поэтому я предпочитаю нанимать мужчин». Менеджер из Харькова, Украина.

«При наборе работников в большинстве случаев принимают мужчин. Например, я видела объявление о приглашении на работу программиста в банк, где в качестве двух главных условий были выдвинуты требования о высшем образовании и мужском поле». Женщина из Одессы, Украина.

«Если в нашей компании повышали заработную плату для какой-либо должности, женщины работающие на этой должности, немедленно замещались мужчиной, так чтобы мужчины могли зарабатывать больше, а женщин при этом переводили на другую работу». Женщина из Ломзы, Польша.

«Если ты не примешь сексуальное предложение, ты можешь пожалеть об этом. Ты можешь быть уволена, понижена в должности или твоя заработная плата будет урезана до минимума… Тем или иным способом, но тебе все равно заставят признать твою подчиненность». Женщина из России.

«Дискриминация в отношении женщин существовала всегда. Когда у меня не было детей – хорошо, говорили мне… делай свою работу. Когда я вышла замуж и родила ребенка – мне сказали – уходи…». Женщина из Киева, Украина.

Источник:Расширение экономических возможностей женщин в странах Центральной и Восточной Европы и в Содружестве Независимых Государств. Пакет информационных материалов. – Алматы: ЮНИФЕМ, 2000. – С. 25–26.

Участники фокус-группы говорят об экономических правах женщин в условиях приватизации 5 страница - student2.ru

Вопросы:

1. Проанализируйте каждое из этих высказываний на элемент содержания в них фактов – гендерных стереотипов, гендерной дискриминации, гендерного неравенства, повседневного сексизма, профессиональной сегрегации.

2. На основе данных высказываний попытайтесь порассуждать о мировых тенденциях в социальном положении мужчин и женщин в обществе, в различиях возможностей развития человеческого потенциала в зависимости от пола и социальных последствиях для общества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Человеческое развитие: новое измерение социально-экономического прогресса: Учеб. пос. / Под общ. ред. проф. В.П. Колесова (экономический факультет МГУ) и Т. Маккинли (ПРООН, Нью-Йорк). – М.: Права человека, 2000.

2. Stoller R.J. Sex and Gender. N.Y. 1968. р. 9. Цит. по: Кейт Миллетт. Теория сексуальной политики в кн. Феминизм и гендерные исследования: Хрестоматия / Под общ. ред. В.И. Успенской. – Тверь, 1999. – С. 124.

3. Д.Л. Томпсон, Дж. Пристли. Социология: вводный курс / Пер.с англ. – Львов,1998. – С. 79.

4. ПРООН. Доклад о развитии человека за 1995 год. – Нью-Йорк: Оксфорд Юниверсити Пресс, 1995.

Наши рекомендации