Адресная помощь, оказываемая малообеспеченным семьям.
Основным методом защиты наиболее уязвимых категорий населения становится адресное предоставление социальной помощи лишь тем гражданам, физическое потребление которых находится ниже прожиточного минимума. Адресная социальная помощь предполагает осуществление законодательных и организационных мер по ограничению круга получателей социальной помощи малоимущим семьям.
Одним из видов адресной помощи является социальная защита, которая имеет следующие задачи:
• реализация установленных законом социальных прав и минимальных социальных гарантий;
• адаптация системы социальной защиты к изменившимся социально-экономическим условиям;
• дифференцированный подход к различным категориям населения.
Социальная защита направлена на выживание семей и включает социальную помощь и социальное обслуживание семей.
Социальная помощь:
- прямая натуральная (бесплатное детское питание, лекарства, одежда, обувь, питание беременным женщинам, предметы ухода и санитарии, специальные технические и транспортные средства для реабилитации инвалидов);
- финансовая (денежные выплаты на детей – пособия, пенсии, трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские льготы, адресная социальная помощь семьям с детьми в тех случаях, когда семья не может обеспечить прожиточный минимум своего существования);
- социальная поддержка – формы помощи, стимулирующие активность семьи, ставящие ее в ситуацию повышенной ответственности за свои действия, когда денежная или другая экономическая помощь имеет временный характер, расширяющие возможности самообеспечения семьи;
- социальное курирование семей – разработка и предложение «тонких социальных технологий», преодоление различных семейных проблем, консультирование.
Государственная социальная помощь – предоставление малоимущим семьям социальных пособий, субсидий, компенсаций, жизненно необходимых товаров.
Социальное пособие – безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ.
Субсидия – имеющая целевое назначение оплата предоставляемых гражданам материальных благ или оказываемых услуг.
Компенсация – возмещение гражданам произведенных ими расходов, установленных законодательством.
Государственная социальная помощь назначается на основании заявления гражданина в письменной форме от себя лично или от имени своей семьи в органы социальной защиты населения по месту жительства с указанием сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему имуществе на праве собственности.
Социальное обслуживание семьи – деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, правовых услуг для социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Виды социального обслуживания:
- социальный патронаж детей и семей, которые нуждаются в постоянном нестационарном обслуживании; в виде социально-бытовых услуг, содействия в получении медицинской и иной помощи;
- социальное обслуживание в стационарных условиях граждан, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;
- предоставление временного приюта гражданам без определенного места жительства, безнадзорным детям, подросткам;
- организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания с предоставлением социально-бытового, медицинского и иного обслуживания в дневное время семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации;
- консультативная помощь гражданам и семьям в социально-экономическом, медико-социальном обеспечении жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, правовой защиты;
- реабилитационные услуги в профессиональной, социальной, психологической реабилитации малоимущих семей.
Для обеспечения социального равенства малообеспеченным семьям закон предусматривает определенные правовые льготы. Льготы – преимущества, установленные законом, в виде дополнительных прав или освобождение от определенных обязанностей – охрана труда и здоровья женщины, создание условий для труда и материнства, правовая защита, материальная поддержка материнства и детства.
Льготы для малообеспеченных семей:
- скидка в размере не ниже 30% установленной оплаты за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией. Жилищный кодекс РФ устанавливает право некоторых категорий граждан на получение помощи государства по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (далее – жилищные субсидии). Это касается и собственников, и нанимателей жилья. Сегодня максимально допустимая доля собственных расходов граждан на оплату жилья составляет 22 процента от дохода семьи. Но для малоимущей семьи часть семейного бюджета, предназначенная для оплаты жилья, должна быть уменьшена. Для этого применяются специальные коэффициенты и формулы расчета. В результате выясняется, каков объем субсидии, предоставляемой такой семье. Жилищная субсидия предоставляется сроком на 6 месяцев.
- бесплатная выдача лекарств для детей до 6 лет по рецептам врачей;
- бесплатный проезд на внутригородском транспорте, а также на автобусах пригородных и внутрирайонных маршрутов для учащихся общеобразовательных школ;
- прием детей в дошкольные учреждения в первую очередь;
- бесплатное питание для учащихся общеобразовательных школ и профессиональных учебных заведений;
- бесплатное обеспечение в соответствии с установленными нормативами школьной формой либо заменяющим ее комплектом одежды для посещения школьных занятий, а также спортивной формой на весь период обучения детей в школе;
- один день в месяц бесплатное посещение музеев, парков культуры и отдыха;
- льготы при поступлении в ВУЗ. Дети из малоимущих семей получают льготы при поступлении в высшие учебные заведения. Они имеют право быть принятыми вне конкурса в государственные и муниципальные вузы. Однако при этом должны быть соблюдены несколько дополнительных условий:
• в семье есть только один родитель, и он является инвалидом I группы;
• ребенок, поступающий в вуз, не достиг 20 лет;
вступительные испытания пройдены успешно. Испытание считается пройденным успешно, если поступающий наберет заранее установленное минимальное количество баллов (в рамках ЕГЭ или вступительных испытаний, проводимых вузом самостоятельно);
-налоговые льготы. Малоимущим семьям предоставляется налоговая льгота в отношении тех сумм, которые они получают от государства. В частности, освобождаются от обложения НДФЛ единовременные выплаты (в том числе материальная помощь), которые малоимущие граждане получают в виде сумм адресной социальной помощи, оказываемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и внебюджетных фондов. Следует подчеркнуть, что эта льгота распространяется только на помощь, получаемую в соответствии с программами, которые ежегодно утверждаются соответствующими госорганами;
-бесплатная юридическая помощь. Закон о бесплатной юридической помощи, вступивший в силу в январе 2012 г., предоставляет малоимущим семьям право получать бесплатную помощь профессиональных юристов. Такие семьи могут не только получить устную или письменную консультацию, но и рассчитывать на представление их интересов в суде или других госорганах. Крайне важно и то, что в рамках этого закона профессиональная юридическая консультация может быть дана в том числе по вопросам оказания малоимущим гражданам государственной социальной помощи. Таким образом, эта мера поддержки, предоставляемая в натуральной форме (в виде бесплатных услуг), может способствовать получению других льгот и пособий.
Помимо описанных общих правил существуют специальные нормы, обеспечивающие господдержку особым категориям малоимущих семей – вынужденным переселенцам и беженцам. Вынужденными переселенцами считаются граждане России, покинувшие свое место жительства в связи с преследованиями различного рода. Малообеспеченным гражданам из числа вынужденных переселенцев, в частности, предоставляется компенсация расходов на проезд и провоз багажа от места, где было зарегистрировано их ходатайство о приобретении статуса переселенца, до места временного поселения.
Беженцы – это лица, которые также опасаются преследований, однако, в отличие от вынужденных переселенцев, они не являются гражданами России. Пока такой человек не признан беженцем, у него имеется свидетельство о том, что он заявил ходатайство об установлении статуса беженца. Имея такое свидетельство, малоимущие семьи из числа беженцев могут претендовать на получение материальной помощи. В частности, малообеспеченный человек и каждый из членов его семьи, не достигший 18 лет, имеет право на единовременное пособие в размере 150 рублей.
Критерием малообеспеченности семьи в обоих случаях является не доход, которого, очевидно, у переселенца или лица, претендующего на статус беженца, пока нет, а состав семьи (например, семья состоит только из пенсионеров и (или) инвалидов, либо это одинокий родитель с ребенком и т.д.).
Для получения социальной помощи нужно подать в орган социальной защиты по месту жительства заявление, указав в нем:
- состав семьи (подтверждается свидетельством о рождении ребенка, свидетельством о браке);
- доходы (подтверждаются справками о зарплате, стипендии, пособиях, пенсиях и т.д.);
- имущество, которое находится в собственности у семьи (подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности в отношении недвижимости). Для движимого имущества, как правило, специальных документов нет);
- сведения о получении госпомощи в виде предоставления социальных услуг.
Информация должна быть полной и достоверной (если выявится, что поданные сведения не соответствуют действительности, помощь оказана не будет). Вопрос о предоставлении социальной помощи решается в течение 10 дней, в исключительных случаях этот срок может быть увеличен до 30 дней.
Право на некоторые виды государственной поддержки малоимущим семьям следует оформлять в других уполномоченных органах, причем могут потребоваться дополнительные документы. Например, для получения субсидии на оплату жилья нужно обращаться в орган исполнительной власти субъекта РФ и представить в числе прочего документы, подтверждающие отсутствие задолженности по квартплате. Для получения бесплатной юридической помощи, а также льгот, предусмотренных законодательством об образовании и Налоговым кодексом РФ, следует обратиться в соответствующие организации или органы государственной власти, представив документы, подтверждающие статус малоимущей семьи.
Таким образом, государство разрабатывает различные меры поддержки для малообеспеченных семей. К ним относятся социальная защита, социальная помощь, пособия, субсидии, различные льготы. Но проблема заключается в том, что для получения тех же самых льгот необходимо большое количество документов, подготовка которых требует много времени и сил. Часто бывает, что люди просто устают ходить по различным организациям за справками и другими необходимыми документами для получения тех или иных льгот, поэтому часто не реализуют свои законные права. Также проблема состоит в недостаточном информировании населения о данных льготах и поэтому ими пользуются далеко не все граждане. Поэтому для начала государству следует решить две проблемы: обеспечить достаточно высокую информированность граждан об их правах и облегчить процедуру получения ими необходимых документов. Тогда граждане будут чаще использовать свои права и, возможно, жизнь малообеспеченных семей станет лучше.
Заключение
В настоящее время в Российской Федерации наиболее острой проблемой является проблема бедности, которая всё больше перерастает в проблему нищеты. Число, лиц оказавшихся за чертой бедности, неуклонно растёт, в стране наблюдается последовательное усиление расслоения населения по доходам и материальному обеспечению, носящее стихийный характер, поскольку до недавнего времени воздействие на него со стороны государства было малозаметно.
В настоящее время в Российской Федерации высокими темпами осуществляется государственная социальная политика, направленная, прежде всего на преодоление крайней степени социального неравенства в современном российском обществе, и оказание государственной помощи наиболее незащищённым группам населения, а именно молодым и малоимущим семьям. Но, не смотря на то, что существует множество видов государственной помощи, существует и множество проблем в ее получении (недостаточная информированность граждан о такой помощи, строгие требования и т.д.). Для решения данных проблем я предлагаю социальным службам осуществлять мероприятия, направленные на:
- информированность граждан о пособиях и других видах государственной помощи, на которые они имеют право (выпуск специальных газет, доступных каждому, опубликование статей в СМИ и т.д.);
- помогать гражданам в сборке документов, необходимых для оформления пособий.
Помимо этого можно проводить мероприятия, в которых психологи и социальные педагоги работали бы с семьями, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Таким образом, перед федеральной властью стоит задача путем межбюджетного выравнивания способствовать повышению эффективности системы социальной защиты населения, уменьшению социальной дифференциации в интересах сокращения бедности. Предстоит повысить нормативно-методическую роль органов исполнительной власти, и прежде всего, Минтруда России, ответственного за разработку и доведение до регионов типовых методик адресного предоставления социальной помощи, оказание содействия местным администрациям в их практическом применении.
Итак, подводя итог моего исследования, можно сделать утвердительный вывод о том, что цель работы достигнута, все задачи выполнены.
Список используемой литературы:
Нормативно-правовые акты:
1.1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г.
1.2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995г №223-ФЗ (ред. от 25.11.2013г).
1.3. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004г №188-ФЗ (ред. от 28.12.2012г).
1.4. ФЗ от 17.07.1999г №178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (ред. от 12.03.2014г).
1.5. ФЗ от 29.12.2006г №256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (ред. от 2.07.2013г).
1.6. ФЗ от 19.05.1995г №81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющих детей" (ред. от 2.07.2013г).
1.7. Указ Президента РФ от 14.05.1996г №712 "Об основных направлениях государственной семейной политики" (ред. от 5.10.2002г).
1.8. Указ Президента РФ от 5.05.1992г №431 "О мерах социальной поддержки многодетных семей" (ред. от 25.02.2003г).
1.9. Постановление Правительства РФ от 17.12.2010г №1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011-2015гг" (ред. от 18.04.2014г).
Специальная литература:
2.1. Андреева Т.В. Психология семьи. - СПб.:Изд. "Речь", 2007. - 188 c.
2.2. Вакулина О.С. Семейное консультирование и семейная терапия в рамках социальной работы с семьей // Российский журнал социальной работы. - 2008. № 2/8. – С. 25-30.
2.3. Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы. - М.: Логос, 2007. – 302 с.
2.4. А.М.Панов «Социальное обслуживание семьи и детей»//М.: Социальное обслуживание. - №4. – 2012. – с.65-67.
2.5. А.М.Панов «Социальное обслуживание семьи и детей»//М.: Социальное обслуживание. - №5. – 2011. – с.34-71.
2.6. Дивицына Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. – Ростов-на-Дону: Изд. «Феникс», 2009. – 284с.
2.7. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М.: Изд. «ACADEMIA», 2011. - 157с.
2.8. Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи. – М.: Изд. «ACADEMIA», 2010. – 220с.
2.9. Холостова Е.И. Социальная работа: теория и практика. – М.: Изд. «ИНФРА-М», 2011. – 425с.
2.10. Алексеева Л.С. Российская семья в условиях социальных рисков//М.: ООО «Исследовательская группа «Социальные науки». - №1. – 2011. – с.42-51.
2.11. Лозовая Т.В. Семейные факторы риска употребления алкоголя подростками и программа его первичной профилактики//М.: ООО «Исследовательская группа «Социальные науки». - №2. – 2011. – с.104-111.
2.12. Фирсов, М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. – М.: Изд. "ВЛАДОС", 2008. – С.298.
2.13. Холостова Е.И. Социальная работа: теория и практика. Учебное пособие. - М.: Изд. "Инфра-М", 2009. – 427 с.
2.14. Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей. – М.: Изд. "Дрофа", 2005, с. 58.
2.15. Торохтий, B.C. Психология социальной работы с семьей: Учебное пособие. - М.: Изд. "Наука", 2006 г. - 204 с.
2.16. Аверин А.Т. Государственная система социальной защиты населения : Учебное пособие. - М.: Изд. "РАГС", 2007 г. - 340 с.