Маркетинговая среда деятельности предприятия.

Мар­кетинговая среда - это среда, в которой осуществляет­ся маркетинговая деятельность организации.

В маркетинговой среде выделяют 2 уровня - мик­росреду и макросреду

 
  маркетинговая среда деятельности предприятия. - student2.ru

Микросреда(микровнешняя среда) представляет собой совокупность факторов, оказывающих непосредственное воздействие на работу фирмы со своими по­требителями.

Макpocpeдa(макровнешняя среда) - совокупность глобальных факторов природы и общества, воздейству­ющих на микросреду.

Политические факторы характеризуют политическую стабильность, отношение государства к предпри­нимательству, законодательную систему и т.п.

Демографические факторы включают следующие важнейшие характеристики рынка:

• численность населения;

• возрастную и половую структуру населения;

• типичный состав семьи;

• этнический состав населения;

• уровень миграции и др.

Экономические факторы характеризуют покупатель­ную способность населения и структуру потребления. К ним относятся, например, распределение доходов, уровень сбережений, доступность кредита, уровень ин­фляции и т. п.

Культурные факторы характеризуют основные ценности и нормы поведения общества, мировоззре­ние, систему убеждений и предпочтений потребителей.

Технологические факторы характеризуют уровень научно-технических достижений.

Природные факторы характеризуют запасы при­родных ресурсов и состояние окружающей среды.( климат географическое положение рельеф), уровень загрязнения окружающей среды, роль государства в решении экологических проблем и т.д.

Факторы маркет. среды Факторы маркетинговой среды
Возможности воздействия товаропроизводителя все факторы маркетинговой среды можно разделить на две группы - управляемые и неуправляемые

Управляемые
Неуправляемые
Руководством фирмы
Маркетингом
Роль др. функций
Область деятельности
Общие цели
Роль маркетинга
Корпоративная культура
Целевой рынок
Цели маркетинга
Структура маркетинга
Организация маркетинга
маркетинговая среда деятельности предприятия. - student2.ru маркетинговая среда деятельности предприятия. - student2.ru маркетинговая среда деятельности предприятия. - student2.ru маркетинговая среда деятельности предприятия. - student2.ru маркетинговая среда деятельности предприятия. - student2.ru маркетинговая среда деятельности предприятия. - student2.ru маркетинговая среда деятельности предприятия. - student2.ru маркетинговая среда деятельности предприятия. - student2.ru маркетинговая среда деятельности предприятия. - student2.ru маркетинговая среда деятельности предприятия. - student2.ru маркетинговая среда деятельности предприятия. - student2.ru маркетинговая среда деятельности предприятия. - student2.ru маркетинговая среда деятельности предприятия. - student2.ru маркетинговая среда деятельности предприятия. - student2.ru маркетинговая среда деятельности предприятия. - student2.ru маркетинговая среда деятельности предприятия. - student2.ru маркетинговая среда деятельности предприятия. - student2.ru маркетинговая среда деятельности предприятия. - student2.ru маркетинговая среда деятельности предприятия. - student2.ru маркетинговая среда деятельности предприятия. - student2.ru маркетинговая среда деятельности предприятия. - student2.ru
Конкуренция
Политика и право
СМИ
Культура
Демография
Экономика
Потребители
Экология
маркетинговая среда деятельности предприятия. - student2.ru маркетинговая среда деятельности предприятия. - student2.ru маркетинговая среда деятельности предприятия. - student2.ru маркетинговая среда деятельности предприятия. - student2.ru маркетинговая среда деятельности предприятия. - student2.ru маркетинговая среда деятельности предприятия. - student2.ru маркетинговая среда деятельности предприятия. - student2.ru маркетинговая среда деятельности предприятия. - student2.ru маркетинговая среда деятельности предприятия. - student2.ru маркетинговая среда деятельности предприятия. - student2.ru Факторы маркетинговой среды

Рис. 12. Управляемые и неуправляемые факторы маркетинговой среды

Маркетинговые факторы, управляемые топ-менеджментом фирмы:

• область деятельности;

• общие цели деятельности

• роль маркетинга на фирме

• роли других значимых функций фирмы (произ­водственной, финансово-экономической, научно-исследовательской и опытно-конструкторской);

• корпоративная культура - единая система цен­ностей и норм деятельности, которую должны соблюдать сотрудники фирмы. Фактор, особо значимый не только для репутации фирмы, но и для создания прочных позитивных брендов.

Основные маркетинговые факторы, управляемые службой маркетинга фирмы:

• целевой рынок

• цели маркетинга (связанные со сбытом, прибы­лью, восприятием образа товара и фирмы потре­бителями, конкурентными преимуществами фир­мы и ее товара);

• организация маркетинга - структурное построе­ние, устанавливающее подчиненность и ответствен­ность за выполнение различных маркетинговых функций;

• структура маркетинга - выбранное конкретной фирмой определенное сочетание маркетинговых функций для достижения поставленных целей.

Не управляемые товаропроизводителем факторы маркетинговой среды, требующие адаптации фирмы к их воздействию:

• конкуренция

• политика и право

• средства массовой информации

• потребители

Успешность или неудачи фирмы в достижении поставленных ее руководством целей определяются тем, насколько хорошо она адаптируется к воздействию неуправляемых факторов маркетинговой среды и опе­рирует факторами управляемыми.

Для повышения эффективности своей маркетинговой деятельности фирма должна установить и поддер­живать обратные связи с целью получения информа­ции о состоянии внешней среды.

СЕГМЕНТИРОВАНИЕ РЫНКА

Потребительский рынок не однороден по своему составу. Он представляет собой совокупность групп потребителей, обладающих некоторыми общими черта­ми.

Сегментирование рынка - процесс разбиения по­требительского рынка на рыночные сегменты.

Рыночный сегмент - это группа потребителей с одинаковой реакцией на предлагаемый товар и марке­тинговые стимулы.

Рыночная ниша - рыночный сегмент, для которого данный товар или опыт фирмы являются наиболее подходящими.

Рыночное окно - рыночный сегмент, не занятый конкурентами, на котором нет средств удовлетворения потребности, в полной мере соответствующих запросам потребителей.

Сегментируя рынок, фирма преследует следующие цели:

• максимальный учет желаний и предпочтений потребителей;

• обеспечение конкурентных преимуществ товара фирмы;

• оптимизацию затрат фирмы;

• повышение эффективности маркетинговых стратегий фирмы;

• уход в свободные от конкурентов сегменты.

Существует два основных метода сегментирования рынка (рис. 41).

 
  маркетинговая среда деятельности предприятия. - student2.ru

Рис. 41. Методы сегментирования рынка

Апостериорное сегментирование предполагает знание системы ценностного восприятия товара потребителями. Сегменты отличаются друг от друга значимостью придаваемой отдельным атрибутам или свойствами товара в ситуации выбора. В качестве инструмента апостериорного сегментирования могут рассматриваться мультиатрибутивные модели товара.

Априорное сегментирование основано на предположении о том, что различия характеристик потребителей определяют различия в их предпочтениях.

Характеристики потребителей, определяющие раз­личия в предпочтениях, называются признаками сег­ментирования. По сути они представляют собой пра­вила выделения рыночных сегментов.

Признаки сегментирования рынка индивидуальных потребителей можно объединить в четыре группы (рис. 42).

 
  маркетинговая среда деятельности предприятия. - student2.ru

Рис. 42. Признаки сегментирования рынка индивидуальных потребителей

Сегментирование рынка потребителей-организаций наряду с описанными выше регионально-демографи­ческими и покупательскими признаками использует характеристики компаний-потребителей (отраслевая принадлежность, размер компании и др.) и технологи­ческие признаки.

 
  маркетинговая среда деятельности предприятия. - student2.ru

Рис. 1. Общая схема сегментации рынка

Принципы сегментации.

Для проведения успешной сегментации рынка целесообразно применять апробированные практической деятельностью пять принципов [1]:

различия между сегментами, сходства потребителей, большой величины сегмента, измеримости характеристик потребителей, достижимости потребителей.

Критерии сегментирования

Критерий сегментации Параметры
Количественные параметры сегмента Емкость сегмента; число потенциальных потребителей
Доступность сегмента для предприятия Каналы сбыта; условия хранения товара; условия транспортировки
Существенность сегмента Устойчивость; доступность
Прибыльность   Рентабельность результатов деятель­ности предприятия на данном сегменте
Защищенность сегмента   Уровень конкурентоспособности; потенциальные конкуренты; преимущества конкурентов
Возможность эффектив­ной работы в сегменте   Уровень подготовленности к работе; возможность достижения эффектив­ности
Совместимость сегмента с рынком основных конкурентов -

Наши рекомендации