Внешняя политика РФ в 1992-2008 гг.

После распада Советского Союза и провозглашения Содружества Независимых Государств (СНГ) Российская Федерация, выступив в качестве правопреемника СССР на международной арене, заняла место постоянного члена Совета Безопасности ООН и утвердила за собой статус великой ядерной державы.

Вместе с тем сложившаяся принципиально новая геополитическая обстановка в системе международных отношений потребовала от российского руководства разработки соответствующей концепции внешней политики. Постепенно сформировалось два важнейших направления российской внешней политики: становление и развитие отношений с бывшими советскими республиками (так называемым ближним ("новым") зарубежьем) и развитие отношений с ведущими странами Запада, в первую очередь США и странами Европы, а также с крупнейшими державами Азии (Япония, Китай, Индия).

В Отношенихя со странами ближнего зарубежья. Наиболее острые проблемы связаны были с:

- созданием механизмов и структур в рамках СНГ, которые позволили бы решать проблемы безопасности, экономического и политического взаимодействия;

- судьбой огромного военного потенциала распавшегося СССР;

- защитой интересов русскоязычного населения (25 млн человек), оказавшегося вне пределов России;

- налаживанием двусторонних политических, экономических, военно-стратегических отношений.

Сразу же после распада СССР резко обострились отношения России с Украиной, что было связано с проблемой раздела Черноморского флота, вопросом о статусе Крыма и военно-морской базы Севастополя. Попытка создания Объединенных Вооруженных Сил (ОВС) СНГ, предпринятая в первой половине 1992 г., не увенчалась успехом. В связи с этим российское руководство в мае 1992 г. приняло решение о формировании Вооруженных Сил РФ.

Важными достижениями 1992-1993 гг. были принятие устава СНГ, подписание договора о коллективной безопасности, начало вывода российских войск из Прибалтики, Грузии, Молдовы, Армении, участие России в урегулировании приднестровского, осетино-грузинского, грузино-абхазского, таджикского конфликтов.

В 1994 г. было принято решение о создании Межгосударственного экономического комитета и формировании Таможенного союза.

29 марта 1996 г. был подписан четырехсторонний договор "Об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях" между Белоруссией, Казахстаном, Киргизией и Россией. В рамках этого договора было принято решение о создании исполнительных органов "четверки", а 2 апреля 1996 г. в Москве состоялось подписание Договора об образовании Сообщества Белоруссии и России.

Одним из наиболее значительных итогов 2000 г. является подписание Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Белоруссия о введении единой денежной единицы и формировании единого эмиссионного центра Союзного государства.

Российско-украинские отношения складывались непросто. Камнем преткновения был вопрос о судьбе Черноморского флота и статусе Севастополя. В мае 1997 г. было подписано соответствующее соглашение (о разделе флота между Россией и Украиной и об аренде Россией Севастопольской военно-морской базы), что позволило заключить договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве. Серьезные разногласия в двусторонних отношениях вызывала проблема поставок российских энергоносителей и порядок расчетов за эти поставки.

С 2003 г. также в связи с «цветной революцией» («Революцией роз») начали обостряться отношения России с Грузией. В сентябре 2006 г. вспыхнул шпионский скандал, который привел к задержанию грузинской стороной нескольких российских офицеров по обвинению в организации терактов и разворачиванию шпионской сети. Ответом на эти действия стало ввод Россией против Грузии экономических санкций. В августе 2008 г. в ответ на агрессию режима М.Н. Саакашвили против Южной Осетии Россия была вынуждена начать военную операцию по принуждению Грузии к миру. Результатом этой войны стало признание Российской Федерацией независимости от Грузии республик Южной Осетии и Абхазии. В августе 2009 г. Грузия официально вышла из состава СНГ.

В целом позиция России в отношениях со странами ближнего зарубежья определялась в первую очередь защитой российских национальных интересов на всем пространстве СНГ.

Отношения с Западом. В развитии этих отношений можно выделить несколько этапов.

1991-1993 гг. Позиция России формировалась под влиянием острой заинтересованности в политической и экономической поддержке Западом преобразований, проводимых руководством страны. К достижениям этих лет следует отнести: деидеологизацию российской внешней политики; признание статуса России как правопреемника СССР; заключение договора с США об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2); соглашение с США о взаимном перенацеливании стратегических ракет и о прекращении разработки в США программы стратегической оборонной инициативы; налаживание тесных контактов с лидерами США, Франции, ФРГ, Великобритании; вступление России в Международный валютный фонд (МВФ) и Всемирный банк. Негативные последствия данного внешнеполитического курса состояли в угрозе утраты Россией самостоятельной роли на международной арене, ослабления ее влияния в развивающихся странах и «горячих точках», формировании однополярного мира.

В 1994-1996 гг. российскому внешнеполитическому ведомству удалось добиться понимания Западом военной акции в Чечне как вынужденной, направленной на сохранение государственной целостности России. В 1996 г. наша страна стала полноправным членом Совета Европы. В 1997 г. Россия подписала с НАТО договор об особом партнерстве, так же Россия стала полноправным членом «большой восьмерки» развитых стран мира (1997 г.).

1994-1998 гг. Этот период связан с попытками России выработать самостоятельную позицию на международной арене, четче определить свои национальные интересы, восстановить влияние на ход мировой политики. Была выдвинута доктрина построения многополярного мира.

1999-2004 гг. В 1999 г. отношения России с США и странами Запада обострились. Россия заняла резко негативную позицию в связи с военной операцией НАТО против Республики Югославия в Косово. Запад, в свою очередь, осудил Россию за «непропорциональное применение силы» в рамках контртеррористической операции в Чечне, хотя и подтвердил право России защищать территориальную целостность страны. В 2000 г. Россия была временно лишена права участвовать в полном объеме в деятельности Совета Европы (в начале 2001 г. было принято решение о восстановлении этих полномочий).

Важнейшим направлением внешней политики в эти годы была деятельность по активизации сотрудничества, направленного на борьбу с угрозами, исходящими от мирового терроризма. Россия жестко осудила террористические акты в США 11 сентября 2001 г., выступила в поддержку политических, экономических, финансовых, военных мер против терроризма.

Россия занимала твердую позицию по недопущению войны в Ираке, начала военной операции без согласия ООН и очевидных доказательств наличия у Багдада оружия массового уничтожения. С начала военных действий в Ираке Россия предпринимала последовательные усилия по выходу из нового международного кризиса.

2005-2008 гг. C 2005 г. резко обостряются отношения России с западными державами по ряду ключевых международных вопросов. Наиболее остро встала проблема, связанная с намерением США разместить элементы системы противоракетной обороны в Чехии и Польше. Развернулась широкомасштабная дипломатическая конфронтация между Россией и США. В процессе этой конфронтации Россия оказала ряд дружественных жестов по отношению к странам, причисленным Соединенными Штатами к «оси зла». В результате стремительно возросло политическое влияние Российской Федерации как на территории бывшего СССР, так и в других странах. Россия стала играть заметную роль во многих международных вопросах в разных частях земного шара.

Наши рекомендации