Структура и функции политической психологии

Участвуя во всех реально существующих политических процессах, политическая психология обладает разнообразной и разветвленной внутренней структурой. В силу ее включенности в разнообразные стороны политической жизни ее структурные компоненты могут характеризовать содержание политического поведения различных субъектов, разные (биофизические, индивидуально-психологические и социально-психологические) уровни их психологических потребностей, национально-цивилизационные черты «человека политического» (характеризующие особенности российской, американской, китайской и прочих разновидностей психологии) и другие политические явления.

Один из структурных срезов политической психологии составляют индивидуальные и групповые формы сознания, обусловливающие содержание политических чувств и эмоций. Так, к индивидуальным психологическим образованиям, порожденным межличностными связями человека с другими субъектами и институтами власти, относятся: персональный опыт; специфические эмоциональные реакции на внешние вызовы среды; определенная способность к самоанализу; особенности индивидуальной воли и памяти. Эти элементы придают неповторимый оттенок любым формам политического поведения индивидов.

В рамках групповой психологии обычно выделяют:

психический склад определенной группы (здравый смысл и групповое мышление, смелость, решительность, целеустремленность, душевность, раздвоенность, цельность и т.д.);

привычные для большинства психические реакции на политические явления, дополняющие групповой характер (устойчивые нравы, привычки, вкусы, настроения, иллюзии и т.п.);

внутригрупповые явления – коллективные страхи, слухи, паника, мода на групповые стандарты поведения и мышления и другие аналогичные явления.

Традиционно в качестве ведущих групповых образований выделяют большие (или дистантные) группы, к которым относятся классы, слои, территориальные образования и проч., а также малые (с непосредственным общением) группы. Каждая из этих групп отличается временным или постоянным характером существования, преобладанием организованных или стихийных связей и т.д. И каждая из них накладывает свой специфический отпечаток на процесс усвоения человеком норм и традиций, идеалов и принципов.

С содержательной точки зрения в политической психологии также можно выделить устойчивую часть (здравый смысл, психологический склад этноса, нравы) и часть более подвижную, динамичную (переживания, чувства, эмоции, ожидания и т.д.). Преобладание устойчивых эмоций, стереотипизация чувств уменьшает потребность человека в политической информации, снижает потенциал его политического участия. Более того, закрепившиеся на уровне нравов и склада мышления человека какие-либо взгляды и оценки способны к эмоционально-чувственной трансляции (переносу) в иные социально-политические ситуации. Таким образом, отдельные идеологические оценки и стереотипы могут проникать в совершенно другие политические условия, девальвируя значение актуальных идеологических учений и стимулируя девиантное поведение граждан.

Взаимодействие идеологических и психологических элементов создает возможность по-разному интерпретировать их соотношение при объяснении политического поведения субъектов. Большинство западных ученых (к ним следует отнести Э. Фромма, Г. Олпорта, Э. Богардуса и др.) исходят из признания самодовлеющего значения психологии при формировании мотивов и установок политического поведения.

Политическая психология пронизывает все политические интеракции[44] в сфере власти, обладая способностью оказывать относительно автономное влияние на осуществление человеком его политических функций (например, за счет придания безличным социальным связям персонального характера; подверженности индивида настроениям паники, истерии, страха; наличия или отсутствия эмоциональной заинтересованности во власти и т.д.).

Политическая психология способна оказывать решающее влияние на возникновение специфических политических групп (толпы, массы, публики), о чем говорилось в предыдущей лекции.

К функциям политической психологии относятся:

- восприятие и осознание политических интересов;

- адаптация человека к политической сфере;

- осуществление мотивации политического поведения;

- реализация идеологических требований;

- политическая социализация личности.

Итак, проведенный нами анализ политического сознания позволяет сделать следующие выводы:

1. Политическое сознание представляет собой чрезвычайно сложное и многомерное явление. Оно является важнейшим фактором влияния на динамику политического процесса и во многом определяет его содержание.

2. Политическое сознание имеет сложную структуру и целый ряд уровней. Оно не только отражает политическую действительность, но и вырабатывает ее определенное восприятие. На основании такого восприятия во многом и строится политическое поведение как отдельных граждан, так и общества в целом.

Наши рекомендации