Тема 1. Предмет, структура, методы политической психологии.

Тема 2. Основные понятия, категории и феномены в политической психологии.

План: 1. Понятие о политическом сознании. Структура политического сознания.

2. Политическое самосознание.

3. Политические установки и стереотипы.

4. Политическое поведение.

1. Политическое сознание – это опосредованное отражение политической жизни общества, сущностью которого является проблемы власти, формирование, развитие и удовлетворение интересов и потребностей политических субъектов; совокупность взглядов, оценок, установок, которые, отражая политико-властные отношения, приобретают относительную самостоятельность.

Основные сферы политического сознания:

- политическая наука (политические теории, концепции, гипотезы);

- политическая идеология (политические ценности, идеалы, лозунги, программы, доктрины);

- политическая психология (политические ощущения, мысли, настроения, направленность, воля).

Основные типы политического сознания: государственное;

негосударственное.

Государственный, или этатический,тип политического сознания базируется на позиции, что наиважнейшими являются интересы государства.

Негосударственный, или анархистский тип политического сознания возникает там, где политическую власть злом, а государство – эксплуататором, врагом свободы.

Основные функции политического сознания:

* познавательно-информационная. Сознание помогает усвоить политические знания и информацию, определить место в общественной политической жизни и правильно в ней ориентироваться.

* оценочная. Обеспечивает и содействует ориентации в политической жизни на основе оценивания политических событий. На основе оценки политической действительности формируются политические взгляды, убеждения, позиции, пристрастия.

* регулятивная. Регулирует социальное поведение людей на основе восприятия действительности, а также на основе совокупности вырабатываемых им политических идей, норм, представлений, убеждений.

* мобилизующая (интегрирующая). Помогает людям осознать себя гражданами, которые не только «обязаны» обществу и государству, но и обладают определенными правами, свободами и политическими интересами. Содействует объединению отдельных социальных групп, субъектов политического процесса на основе общих идей, ценностей, установок.

* прогностическая. Предвидит особенности развития политического процесса, событий.

* нормативная. Создание общепринятого образа будущего.

Носители политического сознания: личность, группа, класс, нация, масса, общество.

Структура политического сознания:

С точки зрения субъекта

Тема 1. Предмет, структура, методы политической психологии. - student2.ru политического сознания Индивидуальное политическое сознание

Групповое политическое сознание

Массовое политическое сознание.

Тема 1. Предмет, структура, методы политической психологии. - student2.ru По глубине отражения Обыденное политическое сознание

Теоретико-идеологизированное

политическое сознание.

По психологической природе Мотивационный блок

Тема 1. Предмет, структура, методы политической психологии. - student2.ru политического сознания Когнитивный блок.

Тема 1. Предмет, структура, методы политической психологии. - student2.ru По функциональным формам Политические знания

Политические оценки

Политические убеждения.

2. Политическое самосознание – процесс и ре­зультат выработки относительно устойчивой системы представлений субъекта политики о самом себе в социально-полити­ческом плане, на основе которой субъект целенаправленно строит поведение и взаи­моотношения с другими субъектами и объектами по­литики как внутри социально-политической системы, так и за ее пределами, и оценивает самого себя. Это осознание себя в политике как самостоятельного дея­теля, целостная оценка своей роли, целей, интересов, идеалов и мотивов поведения.

Субъектом политического самосознания может выступать личность — тогда говорят об индивидуальном П.с. как осознании себя чувствующей, воспринимающей, мыслящей и созна­тельно действующей личностью. Субъектом политического самосознания может быть группа. Тогда речь идет о групповом П.с., подразумевающем наличие идеологизированных концеп­ций, касающихся осознания группой особенностей ее политического восприятия, мышления, характера и направленности действий в соответствии с интереса­ми и потребностями. Размер группы не имеет значе­ния.

Компоненты политического самосознания:

Когнитивный компонент- набор осознанных объективных знаний о своем месте в по­литике. Подразумевает наличие определенного инфор­мационного уровня, позволяющего сопоставить инфор­мацию об устройстве социально-политической среды с представлениями о роли, возможностях и способно­стях субъекта в этой среде.

Эмоциональный компонент — эмоционально окрашенное субъективное отно­шение к знанию своего объективного политического статуса: он может устраивать или не устраивать, восприниматься как высокий или низкий, благоприятный или неблагоприятный и т.п. С эмоциональным компонентом политического сознания связано политическое самоуважение, политическое самоуничижение, политическое се­бялюбие, поли­тический эгоизм и т.п.

Оценочно-волевой компонент связан с эмоциональным и проявляется в стремлении повысить самооценку, за­воевать политическое уважение, обрести или укрепить влияние, авторитет, власть. Это может проявляться в разных формах: на уровне индивидуального субъекта политического самосознания – как борьба за массовую поддержку того или иного кандидата на выборный пост; на групповом уровне – как те или иные лоббистские тенденции, связанные с продвижение к власти своих представителей; на социальном макроуровне может выражаться в массовом стремлении угнетенного социального слоя к революции, радикально изменяющей его положение.

В совокупности компоненты политического самосознания образуют целостный образ самого себя («Я-образ»), существующий на раз­ных уровнях развития, у всех реальных или виртуаль­ных, созданных пропагандой субъектов политической жизни. Такой образ включает реальное представление о себе в настоящее время; идеальное представление о том, каким субъект, по его мнению, мог бы стать, и о том, какую роль он должен был бы играть в обществе в соответствии со способностями и возможностями; динамическое представление о том, каким субъект намерен стать в ближайшее время. Сочетание компонентов от­ражает степень развитости и детализированности политического самосознания, его развернутости в политическом времени и про­странстве.

Политическое самосознание – основа политического самоопределения. Политическое самосознание проявляется в политической практике как осознанное и выраженное стремление в эксплицитной легитимной форме политическое самоопределение или как выраженное стремление к реальной политической независимости и автономности для реализации определившегося политического самосознания. Последнее проявляется в виде стремления к политической суверенизации.

3. Установка – это предготовность субъекта реагировать тем или способом на событие или явление; внутреннее качество субъекта политики, которое базируется на его предшествующем опыте и политической культуре. В политической психологии понятие «установка» используется для объяснения отношений личности к тем или иным политическим объектам, механизмов саморегуляции, устойчивости и согласованности поведения, процессов социализации и трансформации поведенческих установок (под влиянием пропаганды, при прогнозировании возможных форм поведения в определенных ситуациях).

Функции установок:

1. Определяет устойчивый последовательный, целенаправленный характер протекания деятельности, позволяющий сохранить ее направленность в меняющихся ситуациях.

2. Освобождает субъекта от необходимости принимать решения и контролировать протекание деятельности в стандартных, ранее встречавшихся ситуациях.

3. Установка может выступить в качестве фактора, который будет способствовать инертности, косности деятельности, затруднит адаптацию к новым ситуациям.

Наиболее важными в политической психологии являются смысловые установки.

Смысловые установки выражают отношения субъекта к объектам, имеющим для него личностное значение. Они производны от социальных и политических установок. Такие установки имеют трехкомпонентную структуру:

- информацион­ный (взгляды человека на мир и представления о том, к чему он стремится),

- эмо­ционально-оценочный (симпатии и антипатии к значимым объектам),

- поведен­ческий (готовность действовать).

Функции смысловых установок:

* инструментальная функция (индивид приобщается к системе норм и цен­ностей);

* функция психоло­гической самозащиты (помогают сохранить status-quo личности в напряженных ситуациях).

* ценностно-экспрессивная функция (они способствуют самоутверждению субъекта);

* познавательная функция (установки выражаются в стремлении человека привести в систему содержащиеся в них личностные смыс­лы знаний, норм, ценностей..

Воз­никнув в конкретной деятельности, они могут воспроизводиться затем в сход­ных ситуациях, становиться обобщенными установками, превращаться в черты характера.

Установки более низких уровней выполняют вспомогательные психологиче­ские функции.

Целевые установки вызываются целью и определяют устойчивый характер действия. При прерывании действия целевая установка создает эффект прерванного действия («эффект Зейгарник»), требующего завершения.

Операцио­нальные установки действуют при решении частных задач на основе учета и ве­роятностного прогнозирования ситуации с опорой на прошлый опыт.

Понятие «стереотип» происходит от двух греческих слов: stereos (твердый) и typos (отпечаток). Политико-психологическая трактовка понятия исходит из синтеза двух его значений. В полиграфии стереотип — монолитная форма-копия с набора текста или клише, которая используется при печатании многотиражных и повторных изданий. В физиологии и психологии динамический стереотип — форма целост­ной деятельности мозга, отражающаяся в сознании и поведении в виде фиксиро­ванного (стереотипного) порядка условно-рефлекторных действий. На стыке этих значений в свое время появилось понятие социального стереотипа.

В политической психологии стереотип — стандартизированный, схематизированный, упрощенный и уплощенный, обычно эмоционально окрашен­ный образ какого-либо социально-политического объекта (явления, процесса), обладающий значительной устойчивостью, но фиксирующий лишь некоторые, иногда несущественные его черты.

Стереотип — средство оценки социально-политических явлений и процессов. Он играет двойственную, как позитивную, так и негативную роль. С одной стороны, стереотипы «экономичны» для сознания и поведения, содействуют «сокращению» процессов познания происходящего в мире и принятия решений. Не способствуя точности и анализу познания, они ускоряют возможности поведенческой реакции на основе, прежде всего, эмоционального принятия или непринятия информации, «попадания» или «непопадания» сведений в жесткие, но определенные рамки сте­реотипа. В повседневной жизни человек лишен возможности подвергать крити­ческому сомнению «устои жизни» — традиции, нормы, ценности, правила соци­ально-политического поведения и т. п. Он не располагает полной информацией о событиях, о которых приходится высказывать собственное мнение. Поэтому в обыденной действительности люди часто и поступают шаблонно, в соответствии со сложившимися стереотипами. Так им проще ориентироваться в обстоятельствах, которые не требуют специальной мыслительной работы и принятия ответственного индивидуального решения. Психика человека экономична. В этом отношении сте­реотипы, как и установки, представляют собой своего рода «фиксированные момен­ты», стабилизаторы мыслительной деятельности, которая не может продолжаться непрерывно в шаблонных условиях.

С другой стороны, упрощая процесс социально-политического познания, сте­реотипы ведут к построению достаточно примитивного и плоскостного полити­ческого сознания, как правило, на основе многочисленных предубеждений. Это подчас редуцирует социально-политическое поведение до набора простейших, часто неадекватных эмоциональных реакций. Безотчетные стандарты поведения играют негативную роль в ситуациях, в которых нужны полная и объективная информация, аналитическая оценка, принятие самостоятельного решения, осу­ществление сложного социально-политического выбора. Поэтому в массовом со­знании обычно и складываются стереотипы, способствующие возникновению и закреплению предубеждений, неприязни к нововведениям, к самостоятельному мышлению и т. п.

Факторы формирования стереотипов:

1. Ограниченность собственного опыта и «экономичность» психики.

2. Влияние средств массовой информации.

Структура стереотипа:

С Т Е Р Е О Т И П

Когнитивно-информационные Эмоционально-чувственные Мотивационно-побудительные

компоненты компоненты компоненты

Стереотипы — мощное средство манипулирования сознанием отдельных ин­дивидов, групп и масс в политике. Содержательно, стереотип можно определить как постоянно декларирующиеся и навязывающиеся людям стандартные едино­образные способы осмысления и подходы к социально-политическим явлениям, объектам и проблемам. Это своего рода общественно-политические каноны и «ис­тины» — нормы, ценности и эталонные образцы политического поведения, кото­рые неоднократно повторяются и используются политической элитой, поддер­живаются и распространяются массовыми информационно-пропагандистскими средствами, подкрепляются карательными органами в целях удержания основной массы членов общества в единообразном нормативно-послушном состоянии. Со­вокупность таких стереотипов составляет идейно-политическую основу общества. Стереотипы делятся на «истинные» (обычно, «наши») и «ложные» (как правило, «не наши», поддерживающие противоположную в идеологическом отношении политическую систему).

Всякая политическая система создает набор стереотипов, следование которым необходимо для ее успешного функционирования. Обычно они поддерживаются на трех основных уровнях.

Во-первых, стереотипы индивидуального политиче­ского сознания и поведения, подкрепляемые стереотипами позитивных и негатив­ных санкций — например, вкладываемые в содержание понятия «законопослуш­ный» (добропорядочный, лояльный и т. п.) гражданин.

Во-вторых, стереотипы группового политического сознания и поведения — например, традиции того или иного этноса, слагаемые «профессиональной чести», уставы политических партий и движений и т. п.

В-третьих, стереотипы политического сознания и поведения члена общества в целом.

4. Политическое поведение - это совокупность реакций социальных субъектов (социальных общностей, групп, личностей и т.п.) на деятельность политической системы.

Уровни политического поведения:

Высший уровень – специфическая деятельность по координации чужих потребностей и и интересов в локальных границах или в рамках целого общества. Характерен для профессионалов-политиков, лидеров общества.

Средний уровень – деятельность по формированию и выражению своих интересов и их политической демонстрации. Характерен для активистов политических партий, функционеров политических организаций.

Низший уровень – деятельность по усвоению норм и ценностей политической системы, приобщению ее к политической культуре (политическая социализация); деятельность в разных формах политического участия. Характерен для рядовых граждан.

Типы политического поведения: закрытый

открытый.

Для закрытого типа политического поведения характерна политическая бездеятельность (нулевая политическая активность). Ее причина в том, что некоторые люди не могут заниматься политической деятельностью, у них нет для этого соответствующих возможностей.

Для открытого типа характерна мотивированная, целенаправленная, рациональная, соответственно психологически и эмоционально обусловленная политическая деятельность.

Психологи выделяют три формы проявления активности человека: инстинктивную, навыки, умственную. Соответственно этому рассматриваются и разновидности политического поведения.

В политике сохраняются все проявления человеческих инстинктов: самосохранение, жестокость, агрессия, насилие, солидарность и т.д.

Если говорят о политических навыках, то имеют ввиду определенные умения, привычки, стереотипы.

Основным признаком умственного поведения выступает целенаправленность. Ее обеспечивают за счет всяких программ, идеологических схем, концепций, акций, кампаний и т.д.

Механизм политического поведения сложен и неоднозначен и может проявляться в следующих функциях политика:

· объединение общества, граждан вокруг определенных ценностей, интересов, целей и задач.

· поиск и принятие оптимальных политических решений. Реализация этой функции требует определенных аналитических навыков, умения сравнивать, выбирать самые эффективные решения.

· защита граждан от проявления беззакония, самоуправства бюрократии, поддержания гражданского порядка.

· укрепление политических связей с массами.

· инициирование, обновление и генерирование оптимизма и социальной энергии масс, мобилизация их на реализацию определенных целей и задач.

Тема 6. Массы в политике.

План: 1. Психология масс. Массовое сознание.

2. Массовые настроения. Политическая психология массовых настроений.

3. Механизмы стихийного поведения.

1. Термин «массы» в обществознании впервые появляется в контексте аристократической критики социальных перемен в XVII-XIX веках. Англичанин Э. Берк и француз Ж. де Местр первыми назвали пугавшую тогдаш­них аристократов силу «толпой» или «массой».

Первым теоретиком масс в конце XIX века стал Г. Лебон. Главной моделью для него была толпа, которая рассматривалась как психологический феномен, возни­кающий при непосредственном взаимодействии индивидов независимо от их со­циального положения, национальности, профессии, даже случайности повода, вызвавшего образование данной толпы. В толпе образуется социально-психоло­гическое («духовное») единство массы — «душа толпы». Она проникается общи­ми чувствами, взаимовнушение способствует значительному росту энергетики, в толпе глушится, исчезает сознательная личность.

Однако модель массы исключительно в виде толпы давно не является обще­признанной. В современной науке толпа рассматривается лишь как один из видов массы

Основные виды масс выделяются по ряду ведущих признаков. Соответственно, массы делятся:

1) по размеру — на большие и малые;

2) по стабильности — на устойчивые (постоянно функционирующие) и не­устойчивые (импульсные);

3) по компактности — на сгруппированные и несгруппированные, упорядо­ченные или неупорядоченные в пространстве;

4) по формам внутренней связи — на контактные и неконтактные (диспер­сные);

5) по особенностям возникновения — на спонтанные, стихийно возникающие («естественные») и специально организуемые («искусственные»);

6) по гомогенности — на социально однородные и неоднородные.

Конкретные наблюдения и эмпирические исследования позволяют прийти к трем основным конкретным разновидностям «массы», встречающимся на прак­тике.

1) Толпа. Как писал X. Ортега-и-Гассет, «толпа — понятие количественное и ви­димое. Выражая ее в терминах социологии, мы приходим к понятию социальной массы».

2) «Собранная публика» представляет собой скопление некоторого количества людей, испытывающих сходное ожидание определенных переживаний или инте­ресующихся одним и тем же предметом (от зрителей в театре до участников по­литических митингов). Основа объединения такой публики — сходство установок, ориентации и готовности к действию, которые возникают под влиянием воздей­ствия одних и тех же стимулов (фильм, театральная постановка, лекция или дис­куссия).

3) «Несобранная публика», к которой относят электоральные массы, возникаю­щие под влиянием политической рекламы, или массы поклонников кумиров со­временной музыки.

Основные характеристики массы:

1) статистичность, то есть аморфность массы, ее несводимость к самостоя­тельному, системному, структурированному целостному образованию (группе), отличному от составляющих массу элементов;

2) стохастичная, вероятностная природа массы, то есть открытость, размытость ее границ, неопределенность ее состава в количественном и качественном отношении;

3) ситуативность, временность ее существования;

4) выраженная гетерогенность, разнородность состава массы.

Стержне­вым элементом психологии масс является массовое сознание.

Массовое сознание — один из видов общественного сознания, наи­более реальная форма его практического существования и воплощения. Это осо­бый, специфический вид общественного сознания, свойственный значительным неструктурированным множествам людей («массам»). Массовое сознание опре­деляется как совпадение в какой-то момент (совмещение или пересечение) ос­новных и наиболее значимых компонентов сознания большого числа весьма разнообразных «классических» групп общества (больших и малых), однако не сводится к ним. Массовое сознание в основном носит обыденный характер в силу недостаточной специфичности источников своего появления и неопределенно­сти своего носителя.

Содержание массового сознания. В массовом сознании запечатлены знания, представления, нормы, ценности и образцы поведения, разделяемые той или иной возникающей по тем или иным обстоятельствам совокупностью индивидов — массой. Они вырабатываются в процессе общения людей и совместного восприя­тия ими социально-политической информации (в ходе политического митинга).

Массовое сознание отличает:

во-первых, об­щесоциальная, а не только групповая типичность всех образующих его компо­нентов;

во-вторых, их общесоциальное признание, санкционированность той или иной массовой общностью.

Таким образом, массовое сознание представляет собой надындивидуальное и надгрупповое по содержанию, но ин­дивидуальное по форме функционирования сознание. Хотя массовое сознание и реализуется в массе индивидуальных сознаний, оно не совпадает по содержанию с каждым из них в отдельности. Для зарождениям функционирования массового сознания как такового совершенно не обязательна совместная деятельность чле­нов общности («массы»), что традиционно принято считать обязательным для появления классических вариантов группового сознания.

Содержание массового сознания может быть определено практически как бес­конечное, если попытаться предвосхитить все возможные варианты возникновения

Структура массового сознания

РАЦИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ:

Блок социально-политических ценностей

Блок мнений и настроений

Блок социально-политических ожиданий и оценок возможностей влияния на проблему

 
  Тема 1. Предмет, структура, методы политической психологии. - student2.ru

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ДЕЙСТВЕННЫЙ УРОВЕНЬ:

Яркое эмоциональное переживание проблемы, вызывающее потребность в действиях

Ведущими макроформами в определенные периоды раз­вития выступают общественное мнение и массовые настроения.

Общественное мнение — особая форма выражения массового сознания, вклю­чающая в себя скрытое или явное отношение той или иной общности или совокуп­ности общностей к происходящим событиям, бытующим явлениям и возникаю­щим проблемам.

ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ

 
  Тема 1. Предмет, структура, методы политической психологии. - student2.ru

Выражает отношение: Требует принятия Дает советы, Предписывает те или

Экспрессивная функция и исполнения принятых формирует иные действия:

решений: рекомендации: Директивная

Функция

Общественное мнение действует практически во всех сферах жизни общества. Вместе с тем, границы его суждений достаточно определенны. В качестве объекта высказываний выступают лишь те факты и события действительности, которые вызывают общественный интерес, отличаются значимостью и актуальностью. Если в стабильные периоды развития субъект общественного мнения обычно на­ходится в четких рамках принадлежности к тем или иным группам, то кризисное политическое развитие разрушает эти рамки.

Тогда общественное мнение способно обобщить те или иные индивидуальные и групповые мнения, нивелировать характерные для них специфические разли­чия и образовать, тем самым, массу людей, придерживающихся единого, теперь уже в самом широком смысле общественного мнения. Такое массовое обществен­ное мнение и становится макроформой массового сознания. Выражаясь в виде более или менее стихийного поведения, оно проявляется в более легитимных или менее легитимных формах. К первым относятся выборы органов власти, референ­думы, средства массовой информации, социологические опросы и т. д. Ко вто­рым — митинги, манифестации, акции протеста, восстания и т. д.

2.Методологический анализ показывает: понятие «массовые настроения» вы­ступает в качестве субкатегории по отношению к ряду политико-психологических понятий. Массовые настроения связаны с политическим сознанием как форма функ­ционирования массового политического сознания на обыденном уровне, а также как первичный, эмоционально-оценочный, а иногда и непосредственно действенный компонент такого сознания. Массовые настроения включены в политическую куль­туру а) как компонент актуального политического сознания,

б) как часть его преж­них вариантов,

в) как идеологический прообраз будущего сознания.

Массовые настроения связаны с политическим поведением как механизм инициирования и регуляции такого поведения. Массовые настроения включены в политическую сис­тему, служа субъективной основой функционирования как ее отдельных элементов, так и системы в целом. Массовые настроения относятся к политико-психологиче­ским механизмам, связанным с политикой как деятельностью значительных масс людей и обеспечивающим мотивационную сторону этой деятельности.

На индивидуальном уровне, настроения — это специфические состояния, сутью которых является интеграция влияния объективных событий, происходя­щих с человеком, и их субъективного переживания. Настроения — один из выс­ших уровней субъективного осмысливания (наделения личностными смыслами) того, что объективно происходит с человеком и воспринимается им. Это своего рода «предсознание», резерв сознания, его чувственно-эмоциональная основа. Настроения тесно связаны с потребностями человека, выполняя две функции.

Во-первых, сигнальная функция: настроения — сложная аффективно-когнитивная сиг­нальная реакция, указывающая на расхождение потребностей с условиями жиз­ни и возможностями их удовлетворения.

Во-вторых, побудительная функция: настроения — мощный регулятор психики и стимулятор поведения.

Массовые настроения развиваются на основе индивидуальных — как одинако­вые переживания массой индивидов соответствия нормативного «общественного настроения» их внутреннему состоянию. Массовые настроения — особые состоя­ния, отражающие переживания теми или иными множествами людей соответ­ствия диктуемых обществом норм и нормативных «общественных настроений» реальным возможностям их осуществления. Социально-психологически, настрое­ния — особый феномен, сущность которого заключена в переживании субъектом и наделении неким смыслом своей принадлежности к социальной общности или общественно-политической системе в целом.

В политической психологии массовые настроения рассматриваются как од­нородная для множества людей субъективная реакция, отражающая удовлетво­ренность социально-политическими условиями жизни; оценку возможностей реа­лизации социально-политических притязаний; стремление к изменению условий ради достижения притязаний. Природа настроений связана с взаимоотношением притязаний (ожиданий) людей и условий жизни. Это специфическая реакция на рассогласование потребного и наличного.

Субъект массовых настроений — общность людей, объединенных единым пере­живанием. Зарождаясь в конкретных группах и слоях, настроения быстро рас­пространяются, формируя специфические по своим характеристикам массы в ка­честве субъектов этих настроений. В конкретном выражении — это толпа, в более широком — массовое движение, в экстремальном — большинство общества.

Истоки развития настроений связаны с разными субъективными оценками действительности. Оценки могут совпадать, порождая ситуации, когда значимые для людей события оцениваются одинаково. Развитие настроений носит цирку­лярный характер, подчиняющийся законам «эмоционального кружения».

ЦИКЛ РАЗВИТИЯ МАССОВЫХ НАСТРОЕНИЙ

Максимальный подъем

Тема 1. Предмет, структура, методы политической психологии. - student2.ru Тема 1. Предмет, структура, методы политической психологии. - student2.ru настроений

Накопление и кристаллизация Разрешение или спад

Тема 1. Предмет, структура, методы политической психологии. - student2.ru Тема 1. Предмет, структура, методы политической психологии. - student2.ru настроений настроений

Глухое брожение Апатия в

Тема 1. Предмет, структура, методы политической психологии. - student2.ru настроений настроениях

Дина­мика развития настроений связана не только со сменой их направленности, интенсивности, но еще и с быстротой перехода от настроений к осознанным мнениям, оценкам и действиям. В политико-психологическом отношении эта динамика выражается уровнями экспрессивности настроений.

То, что привыкли считать «своим» и ни за что не отдадут

 
  Тема 1. Предмет, структура, методы политической психологии. - student2.ru

То, что в принципе готовы отстаивать

 
  Тема 1. Предмет, структура, методы политической психологии. - student2.ru

То, на что надеются и о чем говорят

 
  Тема 1. Предмет, структура, методы политической психологии. - student2.ru

То, чего люди хотят, но молчаливо переживают

Функции массового настроения:

МАССОВЫЕ НАСТРОЕНИЯ

 
  Тема 1. Предмет, структура, методы политической психологии. - student2.ru


Обеспечивают динамику политических процессов с субъективной стороны
Тема 1. Предмет, структура, методы политической психологии. - student2.ru   Тема 1. Предмет, структура, методы политической психологии. - student2.ru   Тема 1. Предмет, структура, методы политической психологии. - student2.ru
Формируют субъект массовых полити­ческих действий Инициируют и регу­лируют политическое поведение Дают стратегическую политико-психо­логическую оценку

Возможности воздействия на массовые настроения связаны с изменением при­тязаний и возможностей их реализации. Стабилизация позитивных настроений достигается за счет уравновешивания этих моментов. Отставание возможностей вызывает недовольство. Их совпадение с притязаниями, а тем более опережение, — подъем позитивных настроений.

Массовые настроения, формируя субъекта политического действия, сплачи­вают людей в политические движения совместным переживанием расхождения притязаний и возможностей их достижения, а также позитивной оценкой вероятности реализации притязаний посредством определенных действий. Основываясь на расхождении потребностей и возможностей (недовольство), настроения разли­чаются интенсивностью оценки существующей ситуации, отношением к прошло­му и будущему, а также оценкой направленности необходимых действий.

Инициируя политическое поведение, массовые настроения ведут к модифи­кации политической системы. Это происходит либо «снизу» — выделяется поли­тическая сила, способная оформить настроения и повести массы, либо «сверху» - правящие круги побуждаются к реформам. В психологически динамичном обще­стве даже незначительные колебания настроений вызывают резкие изменения. В статичном обществе необходимо, чтобы однородные настроения охватили боль­шинство — только тогда произойдет радикальный слом системы. Особый случай - опыт самообновления системы, разрушающий настроенческую однородность ради избежания ее саморазрушения. Решаясь на перестройку под влиянием предвос­хищаемого давления массовых настроений, такая система попадает в зависимость от ею же инициированных процессов и оказывается вынужденной ускорять и углуб­лять преобразования под давлением уже реального недовольства.

3. Политическая психология различает две основные формы поведения: зависящее от воли и сознания индивидов и независящее от них. В последнем случае говорят о стихийном поведении. Стихийное массовое поведение — это неорганизованное, но аналогичное и сравнительно необычное поведение большого количества людей. Анализ такого поведения включает два направления. Во-первых, рассмотрение субъектов этого поведения: толпы, «собранной публики» и «несобранной публики». Во-вторых, анализ его наиболее демонстративных форм: стихийной паники и массовой агрессии.

Базовыми механизмами стихийного поведения являются: взаимное заражение, внушение и массовое подражание индивидов друг другу, возникающие в непро­извольно складывающейся общности (массе). Совместное действие этих трех механизмов обеспечивает эмоциональное «взвинчивание» вначале отдельных индивидов, а затем и всей общности, что и является условием .массового стихий­ного поведения.

Для конкретного обозначения того, что происходит с людьми в общностях, склонных к неуправляемому поведению, обычно используют выражения «цирку­лярная реакция» и «эмоциональное кружение». Эмоциональное «взвин­чивание», приводит субъект в такое состояние, при котором он теряет способ­ность к самоконтролю и оказывается во власти мощных иррациональных импульсов.

«Циркулярная («круговая») реакция» (термин Ф. Олпорта) — первый этап дей­ствия такого общего механизма.

Та или иная эмоция, подхватываясь другими людьми, обычно возвращается к вам как бы по кругу. Это этап первоначального эмоционального самоиндуцирования общности. Постепенно усиливаясь, та или иная эмоция мо­жет циркулировать определенное время.

Разумеется, процесс циркуляции может прерываться, и тогда эмоция посте­пенно сойдет на нет. Однако при включении в общность новых людей она будет каждый раз как бы воспроизводиться заново. Это происходит в тех случаях, когда именно эта эмоция и повод для ее возникновения достаточно актуальны и значи­мы для людей. Тогда их переживания достигают определенного уровня. Тем са­мым обеспечивается следующий этап эмоционального «взвинчивания».

«Эмоциональное кружение» — второй этап развития психофизического состоя­ния в общности. Достигнув, в силу циркулярной (точнее, спиралевидной) реак­ции, определенной интенсивности, эмоция стремится сохранить себя на достаточно высоком уровне. Суть данного этапа проста: в стихийно складывающейся общно­сти та или иная эмоция как бы кружится, уже не усиливаясь, а просто непрерывно поддерживая саму себя. Так, собственно, и складываются стихийные эмоциональ­ные общности.

«Циркулярная реакция» ведет к ситуационному стиранию индивидуальных

Наши рекомендации