Страны Азии и Африки во второй половине XX — начале XXI века
1. Панорама освобождения
2. Пути и модели развития
3. Освободившиеся страны в современном мире
4. Япония
5. Пути развития стран Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии
6. Афганский эксперимент
7. Страны арабского мира. Ближневосточный конфликт
8. Страны Тропической и Южной Африки
Панорама освобождения
Одним из наиболее значительных, глобальных процессов всемирной истории во второй половине XX в. стало освобождение народов Азии и Африки от колониальной и полуколониальной зависимости, крушение колониальных империй. В результате в мире появились несколько десятков новых независимых государств, народы которых из «объектов» истории стали её активными творцами.
Длившийся несколько десятилетий процесс освобождения колониальных и зависимых стран был полон напряжения и драматизма. В нём сочетались повседневная борьба и кульминационные, поворотные события, значение которых выходило за рамки национальной истории. К ним относились, например, провозглашение в 1950 г. Республики Индии, освобождение в 1960 г. сразу 17 африканских государств, падение в середине 1970-х годов последней колониальной империи — португальской (примечательно, что португальцы первыми пришли в Африку как колонизаторы и последними ушли из неё). В движении за независимость участвовали массы людей, выдвинулись яркие, самобытные лидеры. Можно без преувеличения сказать, что результатом этих событий стало изменение облика мира, возникновение в нём совершенно новых явлений и процессов.
Руководители освободительной борьбы в отдельных странах имели разное социальное происхождение, взгляды и убеждения, политический опыт. Одни из них, как, например, Дж. Неру, становились общественными и политическими деятелями по семейной традиции, продолжая дело своих родителей. Другие пробились из социальных низов, сумев получить образование и профессию, которые привели их в освободительное движение. Для третьих стартовой площадкой служила военная карьера. Среди лидеров освободительного движения народов Африки в 1950—1960-е годы было немало людей, относившихся к научной и творческой интеллигенции. Так, первый президент Республики Гана К. Нкрума имел звание магистра педагогики и философии, глава правительства Сенегала Л. С. Сенгор являлся учёным-социологом и одним из выдающихся африканских поэтов. Первый президент Республики Анголы А. А. Нето известен также как видный деятель культуры, писатель и поэт.
Пути и модели развития
Выбор пути. С первых шагов политической независимости перед государствами Азии и Африки встали вопросы: каким путём идти дальше? Как вырваться из отсталости и нищеты, догнать передовые страны?
Мир развитых государств был в те годы расколот на западный и восточный (капиталистический и социалистический) блоки. Освободившимся странам предлагались соответственно два пути — капиталистический или социалистический. Сегодня стала очевидной условность этих определений. Но в те годы они рассматривались как принципиально различные варианты развития, при этом особенно подчёркивалось идеологическое и политическое противостояние. Выбор освободившихся стран часто являлся прежде всего политической ориентацией на ту или иную группу государств. Политика в таких случаях «шла впереди» экономики.
В странах Юго-Восточной Азии, освобождение которых происходило в конце Второй мировой войны и сразу после её завершения, размежевание течений и группировок внутри освободительного движения, их сотрудничество с разными внешними силами привели к расколу одних стран (Вьетнам, Корея), нарушению территориальной целостности других (отторжение Тайваня от Китая).
В конце 1950-х — 1970-е годы большая часть молодых государств сохранила «капиталистическую ориентацию», унаследованную от бывших метрополий. Это были в первую очередь страны, где индустриальный уклад оказался относительно продвинутым. В то же время в их развитии проявились новые черты — создание значительного государственного сектора, государственное регулирование экономики, введение долгосрочного планирования, государственных экономических и социальных программ.
«Некапиталистическая», социалистическая ориентация принималась меньшим числом освободившихся стран. В 1960-е годы о таком выборе заявили около 30 государств, к концу 1980-х годов их насчитывалось около десяти. Часто это были страны с преобладанием доиндустриальных, порой общинных отношений. Переход от общинной собственности к обобществлённой представлялся для них наиболее быстрым и безболезненным способом решения своих экономических и социальных проблем.
В странах, вступивших на этот путь в 1960-е годы (Алжир, Сирия и др.), проводились постепенные преобразования общедемократического характера. Пришедшие к власти силы чаще всего стояли на революционно-демократических позициях и не разделяли марксистских идей. Государства, избравшие «некапиталистическую» ориентацию в 1970-е годы (Ангола, Афганистан, Эфиопия), возглавлялись политиками, которые заявляли, что «руководствуются идеями научного социализма». Соответственно и ставившиеся ими задачи носили более радикальный характер. В реальности эти страны столкнулись с множеством проблем. Они были слаборазвитыми, здесь практически отсутствовал рабочий класс, который согласно идеологическим концепциям должен был бы стать опорой нового строя, не сформировалось и крестьянство в его современном понимании, значительную роль играли общинно-племенные отношения, не были преодолены этнические, племенные, религиозные противоречия. Всё это создавало разрыв между выдвигавшимися лозунгами и действительностью.
Среди стран Азии и Африки были и те, что выбирали не один из двух предложенных европейским миром, а собственный («третий», «четвёртый») путь развития. Один из примеров подобного выбора продемонстрировал Иран, в котором утвердилось так называемое «исламское государство».
В 1979 г. в результате антимонархической революции в стране был свергнут шахский режим и провозглашена Исламская Республика. Согласно конституции законодательная власть стала принадлежать меджлису (парламенту), а исполнительная — президенту и совету министров. Вместе с тем деятельность и президента, и правительства контролируется высшим духовным и политическим авторитетом — велает-и-факихом (им являлся вплоть до своей смерти один из руководителей иранской революции аятолла Р. Хомейни). В основу законодательства, всей внутренней жизни страны положены установления священной книги мусульман — Корана и свода бытовых норм — шариата. По конституции руководящая роль в обществе принадлежит мусульманскому духовенству.
Особый путь был избран в Ливии. В сентябре 1969 г. выступление организации молодых офицеров во главе с М. Каддафи привело к свержению монархии и провозглашению республики. В 1977 г. декретом объявлено об установлении «режима народной власти», принято новое название страны — Социалистическая Народная Ливийская Арабская Джамахирия (джамахир в переводе с арабского — «народные массы»). Высшие органы власти в стране — Всеобщий народный конгресс и Высший народный комитет. Пост главы государства занял М. Каддафи, официальный титул которого — «Лидер революции 1 сентября». Он выдвинул концепцию, согласно которой путь к демократии лежит через «народную революцию», устанавливающую режим, где власть осуществляет не партия, не класс, не парламент, а «весь народ» (через народные собрания и комитеты).
Эволюция или скачок? В первые годы существования независимой Индии Дж. Неру писал: «Должны ли мы следовать английским, французским или американским путём? Разве мы располагаем временем в 100—150 лет, чтобы достичь нашей цели? Это совершенно неприемлемо. В таком случае мы просто погибнем».
Можно с уверенностью предположить, что вопрос: как, каким путём и за счёт чего преодолеть отсталость, добиться динамичного развития? — ставили перед собой лидеры многих освободившихся стран. В разнообразии ответов на него можно выделить два подхода. В одном преобладает идея эволюционного развития, когда новое создаётся в единстве с традиционным, преобразует то, что уже существует, в соответствии с духом времени, но без разрушения сложившихся ранее основ. Так, Дж. Неру отмечал, что история Индии «представляет собой процесс непрерывного приспособления старых идей к меняющемуся окружению, старых форм к новым. Ввиду этого в индийской истории не наблюдается перерывов в развитии культуры и, несмотря на неоднократные перемены, существует непрерывность начиная с давних времён Мохенджо-Даро и кончая нашим веком».
Другой подход ориентирован на рывок, скачок в развитии. Он проявился в «большом скачке» конца 1950-х годов в Китае, так называемом «прыжке тигров» — «новых индустриальных стран» Юго-Восточной Азии в 1970—1980-е годы, экономическом подъёме в эти же годы в ряде нефтедобывающих арабских государств. Источники «скачка» в отдельных странах были различными — капиталовложения извне, прибыли от эксплуатации природных богатств, дешёвой рабочей силы и др. Различались и его методы (использование передовых технологий, организация производства, трудовая политика и т. д.).
Освободившиеся страны в современном мире
Одна из основных задач, вставших перед молодыми государствами Азии и Африки во второй половине XX в., — достижение экономической и культурной независимости. С этим связана проблема противостояния неоколониализму как системе неравноправных экономических и политических отношений, навязываемых ведущими индустриальными державами и транснациональным капиталом. Постколониальная эксплуатация стран Азии и Африки осуществляется посредством проникновения транснациональных компаний в их экономику, экономического диктата, основывающегося на огромном внешнем долге этих стран, военного давления.
Экономическая деятельность иностранных монополий в странах Азии и Африки носит избирательный характер. Они открывают свои предприятия в более развитых государствах, там, где есть богатые природные ресурсы, рынок дешёвого труда, где низкая оплата сочетается с наличием дисциплинированных, легко обучаемых работников. Для политики международных монополий в странах Азии и Африки характерны содействие аграрно-сырьевой специализации экономики, развёртывание преимущественно нижних звеньев промышленных производств (добывающей и обрабатывающей промышленности, изготовления полуфабрикатов и т. д.), вывоз в эти регионы экологически вредных производств из развитых стран.
Одной из наиболее острых проблем для стран Азии и Африки является внешний долг. Во второй половине 1980-х годов он составлял почти 2/5 их годового валового производства товаров и услуг. На выплату процентов и других обязательств по внешнему долгу у этих государств нередко уходит вся получаемая ими иностранная помощь.
Обретение независимости, стремление к динамичному развитию привели государства Азии и Африки к активному участию в международном политическом и экономическом сотрудничестве, в работе ООН и других организаций. Многие из них стали основателями Движения неприсоединения (первая его конференция проведена в Белграде в 1961 г.), в которое к середине 1980-х годов входили уже 100 государств. Сторонники движения выступали за неучастие в военно-политических блоках, за мир и международную безопасность, перестройку международных отношений на основе равенства и справедливости.
В 1963 г. возникла Организация Африканского Единства, выступавшая за укрепление национального суверенитета, политического и экономического сотрудничества африканских стран, против всех видов колониализма и неоколониализма, расизма и апартеида (к концу XX в. в ней состояли более 50 государств). В 2001 г. её сменил Африканский союз. Защите экономических интересов стран Азии и Африки служит также ряд международных организаций, в числе которых Организация стран-экспортёров нефти (ОПЕК) и региональные объединения.
В приведённом обзоре охарактеризованы основные процессы, тенденции и проблемы развития стран Азии и Африки во второй половине XX в. Далее рассматриваются ситуации в отдельных государствах, группах стран.
Япония
От поражения — к лидерству, «японское чудо». Так можно назвать путь, пройденный Японией во второй половине XX в. Страна, потерпевшая разгром в войне, лишившаяся всех завоёванных ранее территорий, подвергнутая атомной бомбардировке, за несколько десятилетий превратилась в одно из ведущих государств индустриального мира.
Что послужило основой этого успеха? Историки считают, что главную роль в нём сыграла проявившаяся в Японии ещё с конца XIX в. способность к модернизации, при этом быстрое, динамичное развитие осуществлялось на базе традиционных для данного общества отношений. Послевоенную экономику Японии отличали такие черты, как высокие темпы роста промышленного производства, широкое применение новейших технологий, расширение внешнеэкономических связей. В трудные послевоенные годы в стране был выдвинут лозунг «Экспорт прежде всего!». Продукция японской промышленности стала эталоном качества. Японские товары начали проникать на мировые рынки. Доля страны в экспорте западного мира возросла за 1950—1979 гг. с 1,3 до 8,5 %. В 1970-е годы японские монополии значительно расширили экспорт капитала, а в 1980-е годы Япония потеснила США как крупнейшую банковскую страну мира.
Цифры и факты
С конца 1950-х до конца 1970-х годов производство автомобилей в Японии увеличилось в 100 раз. В 1979 г. было выпущено 10 млн машин, почти столько же, сколько в США. В начале 1980-х годов машин производилось уже больше, чем в США, причём половина японских автомобилей шла на экспорт.
В 1960-е годы японская промышленность обогнала США по количеству производимых радиоприёмников, а в 1970-е годы — по производству телевизоров. Тогда же Япония опередила Германию по производству часов.
Объясняя причины столь успешного развития страны, специалисты говорят не только о быстром обновлении капитала, использовании новейших мировых научных открытий и изобретений, незначительных военных расходах Японии и т. д. Особо подчёркивается значение традиционной культуры труда — воспитанных в течение столетий трудолюбия, дисциплинированности, стремления к общему успеху. На средних и мелких предприятиях в Японии отношения работников строятся как в большой семье — с подчинением младших старшим, заботой старших о младших. Таким образом, человеческий фактор играет не менее важную роль, чем факторы экономические и технологические.
Научно-техническим и экономическим достижениям Японии способствовала также последовательная политика поддержки среднего и высшего образования. В конце 1980-х годов 93 % японских детей получали полное среднее 12-летнее образование, более трети продолжали обучение в университетах и колледжах.
В политической сфере воплощением традиционных устоев японского общества является сохранившаяся по сей день монархическая форма государства. Император не занимается повседневным управлением страной, он выступает как «символ государства и единства нации», верховный хранитель государственной религии синто, олицетворяет единую духовную основу японского общества.
В послевоенные годы в Японии сложилась система многопартийной парламентской демократии. В течение почти 40 лет у власти бессменно находилась Либерально-демократическая партия (ЛДП), по существу партия консервативного толка. Оппозицию слева ей составляли Социалистическая партия и коммунисты. В кризисные 1970-е годы позиции ЛДП ослаблялись, она несколько раз утрачивала большинство в парламенте. В 1993—1996 гг. впервые за послевоенные годы у власти находились коалиционные правительства, в том числе во главе с социалистом Т. Мураямой. В начале XXI в. ЛДП вернула себе парламентское большинство.
Внешняя политика Японии в послевоенные десятилетия определялась решениями о демилитаризации страны. В 9-й статье японской конституции 1947 г. были записаны «три неядерных принципа»: не иметь, не производить и не ввозить ядерное оружие. Вместо армии создавались «силы самообороны». Однако в 1970—1980-е годы военные расходы страны начали возрастать, японские войска стали принимать участие в международных манёврах. Возрос военный потенциал Японии.
Пути развития стран Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии
Эта часть Азии являлась средоточием нескольких исторических цивилизаций, каждая из которых прошла свой путь развития. Освобождение от колониальной и полуколониальной зависимости дало народам региона возможность самоопределения, распоряжения своей судьбой. Вместе с тем они были поставлены перед выбором, о котором уже говорилось выше. Причём именно здесь выбор сопровождался расколом единых прежде стран на государства с различными общественными системами.
Китай. После окончания Второй мировой войны в Китае ещё несколько лет продолжалась гражданская война между сторонниками Гоминьдана и Коммунистической партии Китая (КПК). В 1949 г. она завершилась поражением гоминьдановской армии. Чан Кайши и остатки его войск укрылись на острове Тайвань. В дальнейшем на Тайване утвердился авторитарный режим, возглавленный Чан Кайши, а затем его сыном Цзян Цзинго. С 1949 по 1987 г. на острове действовало чрезвычайное положение. Сохранению тайваньского режима способствовала дипломатическая и военная поддержка со стороны США.
1 октября 1949 г. была провозглашена Китайская Народная Республика. В первой половине 1950-х годов в КНР приняли курс на построение социализма по советскому образцу. При этом учитывалось своеобразие Китая, предусматривалось сохранение мелкой частной собственности на средства производства, допускались элементы смешанной экономики и др. Но поднять огромную страну из разрухи и бедности было непросто. А терпения на долгий путь у китайского лидера Мао Цзэдуна не хватало. Уже в 1955 г. началось «подхлёстывание» темпов коллективизации и индустриализации. После XX съезда КПСС, осудившего культ личности Сталина, Мао Цзэдун, стремясь сохранить свою власть в партии, свернул контакты с советским партийным и государственным руководством.
В мае 1958 г. был провозглашён курс «трёх красных знамён», включавший «новую генеральную линию», «большой скачок» и «народные коммуны». Лозунгом нового курса стало изречение: «Три года упорного труда — десять тысяч лет счастья!»
Промышленность получила завышенные задачи. Сельскохозяйственные коллективы объединялись в большие «народные коммуны», в которых обобществлялось всё, вплоть до домашней утвари. В каждую коммуну входило несколько тысяч крестьянских хозяйств. Они должны были стать самообеспечивающимися, в том числе производить сталь, орудия труда и т. д. Началось сооружение множества доменных печей, в которых кустарным способом выплавляли низкокачественную сталь. Через год стало ясно, что «скачок» провалился. Страна осталась и без стали, и без продовольствия. В начале 1960-х годов её постиг голод.
Следующая революционная кампания охватила политико-идеологическую сферу. В 1966 г. началась «великая пролетарская культурная революция». Одним из её девизов было: «Открыть огонь по штабам!» Во исполнение этой задачи проводились чистки руководящих партийных и государственных органов, изгонялись преподаватели из высших учебных заведений, представители интеллигенции направлялись «на перевоспитание» в деревню. Главной движущей силой культурной революции стала студенческая и рабочая молодёжь — оснащённые цитатниками Мао Цзэдуна хунвэйбины («красные охранники») и цзаофани («бунтари»). «Великий кормчий», как называли Мао Цзэдуна, говорил: «Нам нужны решительные люди, молодые, без особого образования, имеющие твёрдые позиции и политический опыт, чтобы взять дело в свои руки».
После смерти Мао Цзэдуна (сентябрь 1976 г.) власть перешла к его вдове и нескольким соратникам — так называемой «группе четырёх». Не желая что-либо менять в стране, они попытались сделать ставку на концепцию «бедного социализма», но вскоре были свергнуты. Перед новыми руководителями встал вопрос о том, каким курсом идти дальше.
Решающую роль в переходе к новой политике сыграл один из старейших деятелей китайской Коммунистической партии Дэн Сяопин (1904—1997).
Вступив в партию в 1924 г., он прошёл долгий, полный испытаний путь. Его трижды лишали партийных постов, в том числе в годы «великой культурной революции», когда преследованиям подверглась вся его семья. Возвращение к власти в 1977 г. Дэн Сяопин использовал для того, чтобы совершить поворот в развитии страны. Вместе с тем он сохранил убеждение, что экономическое развитие будет успешным, если его направляет сильная партия.
С 1979 г. под лозунгом «социалистической модернизации» в Китае началось проведение экономических и социальных реформ. На селе вводился «дворовый подряд» (крестьяне могли брать землю в аренду на 15 лет), разрешалось закупать технику, использовать наёмную рабочую силу. В промышленности расширялась самостоятельность предприятий в планировании, организации производства и сбыте продукции. Осуществлялся переход к многоукладной экономике. Наряду с государственной узаконивалась акционерная и частная собственность. Провозглашалась политика открытых дверей во внешнеэкономических связях: были разрешены иностранные капиталовложения в китайскую экономику, создавались свободные экономические зоны.
Реформы принесли и явно положительные результаты, и некоторые проблемы. В первой половине 1980-х годов произошёл значительный рост промышленного и сельскохозяйственного производства (в 1984 г., например, прирост производства составил 14,2 %). Страна с миллиардным населением впервые за много десятилетий решила продовольственную проблему и даже стала экспортировать продукты питания. Улучшилось благосостояние людей. Вместе с тем после отмены централизованного государственного управления выросло число посреднических административных компаний, развилась коррупция в среде государственных чиновников.
Политико-идеологические основы общества в ходе реформ почти не подверглись изменениям. КПК следовала учению марксизма-ленинизма и идеям Мао Цзэдуна (правда, в уставе партии была сделана оговорка о недопустимости культа личности). В 1987 г. партийный съезд поставил задачу движения «по пути социализма с китайской спецификой».
Сохранение прежней политической системы вызывало критическое отношение со стороны некоторых общественных сил. Весной и летом 1989 г. в Пекине на площади Тяньаньмэнь произошли студенческие выступления с требованиями демократических перемен: отмены монополии КПК на власть, введения многопартийной системы, соблюдения прав человека и др.
Против демонстрантов направили войска, применившие оружие. Многие из собравшихся были убиты или ранены. События вызвали международный протест. Но внутри страны их следствием стала лишь отставка отдельных партийных руководителей. Очередной съезд КПК в 1992 г. подтвердил задачу укреплять «демократическую диктатуру народа» и руководящую роль партии.
В 1997 г. Китай вернул Гонконг (отданный в аренду Великобритании в конце XIX в.). С конца 1970-х годов периодически возобновлялись переговоры о воссоединении с Китаем Тайваня (отделившегося в 1949 г.). За послевоенные десятилетия здесь были достигнуты значительные успехи в индустриальном развитии (подробнее об этом сказано далее). В отношении этих территорий «патриарх китайских реформ» Дэн Сяопин выдвинул положение: «Одно государство — два строя». Линия на многообразие форм экономической жизни получила продолжение.
Особым образом сложились судьбы Вьетнама и Кореи, разделённых после войны на государства с различным общественным строем. В обеих странах в 1945 г. силы освобождения, возглавляемые коммунистами, провозгласили демократические республики. Но новая власть утвердилась лишь на части территории каждой из стран. Южные и центральные области Вьетнама были заняты французскими войсками (до японской оккупации Вьетнам был владением Франции, и прежние хозяева хотели вернуть своё имущество). Война сопротивления колониалистам продолжалась до 1954 г. В результате Женевского соглашения страна оказалась разделённой на две части по 17-й параллели.
В Северном Вьетнаме развернулось социалистическое строительство, помощь в котором оказывали Советский Союз и другие государства «восточного» блока. Возглавляемая Хо Ши Мином Партия трудящихся Вьетнама ставила также задачу добиться объединения страны. В это время к югу от 17-й параллели возникла Республика Вьетнам со столицей в Сайгоне, поддержанная США. В 1964 г. США непосредственно вмешались в противостояние Севера и Юга, направив во Вьетнам свои войска.
Вьетнамская война закончилась в 1973 г. поражением сайгонского режима и войск США. В 1976 г. произошло объединение страны, была провозглашена Социалистическая Республика Вьетнам. Социально-экономическая система Юга стала перестраиваться по образцу Севера. Но трудности послевоенного восстановления, изменение международной обстановки остро поставили вопрос о курсе страны в целом. В 1980-е годы во Вьетнаме начались экономические преобразования, сходные с теми, что до этого развернулись в Китае.
В Корее, которую в 1945 г. с севера освобождали от японских оккупантов советские войска, а с юга заняли американцы, была установлена линия разграничения по 38-й параллели. В двух зонах оккупации возникли два государства — Корейская Народно-Демократическая Республика и Республика Корея. (Вспомните, когда и где ещё имела место подобная ситуация.)
Развернувшаяся между ними в 1950—1953 гг. война, в которой участвовали и иностранные державы, не дала перевеса ни одной из сторон. Каждое из государств продолжало идти своим путём. Это касалось прежде всего экономического строя. В Северной Корее утвердилась огосударствленная централизованная экономика. В Южной Корее развивалось рыночное хозяйство на основе частной собственности на средства производства (впрочем, здесь значительную роль играло государственное регулирование экономики).
Существенные различия характерны для социально-политического строя двух государств. В Северной Корее внедрялось в жизнь учение «чучхэ», разработанное её многолетним руководителем Ким Ир Сеном. В нём, в частности, провозглашено: «Человек — хозяин всего», «Человек решает всё». Сходные декларации были и в системе демократических ценностей, пропагандируемых в южнокорейском обществе. Однако власть в двух странах приобрела разные формы. В КНДР это была единоличная власть «вождя» — президента страны и Генерального секретаря Трудовой партии Кореи Ким Ир Сена, перешедшая после его смерти к его сыну Ким Чен Иру. В Южной Корее в течение нескольких десятилетий существовал военный режим, опиравшийся на однопартийную систему и жестоко расправлявшийся с любыми проявлениями оппозиции. Лишь в 1987 г. прошли первые многопартийные выборы. В 1993 г. президентом стал гражданский политик — один из руководителей оппозиции — Ким Ен Сам.
Южная Корея, наряду с Тайванем, Гонконгом, Сингапуром, вошла в число новых индустриальных стран. Они заявили о себе в 1970-е годы, когда буквально ворвались на мировые рынки с широким ассортиментом своей продукции — от компьютеров и морских судов до одежды и обуви. Западная пресса окрестила их «молодыми тиграми» или «драконами».
Их путь во многом напоминал то, что было сделано ранее в Японии. Для экономической политики названных государств характерны следующие черты: использование государственного регулирования экономики; поощрение внутреннего накопления капитала; внедрение новейших технологий путём изучения мировых новинок, приобретения лицензий, совершенствования организации производства; поэтапная индустриализация; всемерное стимулирование экспорта продукции.
В 1980-е годы подобным путём пошли ещё несколько государств этого региона — Индонезия, Филиппины, Малайзия, Таиланд.
Индия. Курс Неру. 15 августа 1947 г. над Красным фортом в Дели был поднят флаг независимой Индии. Известный деятель освободительного движения Дж. Неру в связи с этим сказал: «Мы полностью выстрадали нашу свободу, сердца наши до сих пор хранят боль этих страданий. Тем не менее с прошлым покончено, и сейчас все наши помыслы направлены только в будущее. Но будущее это будет нелёгким... Служение Индии означает служение миллионам страждущих и несчастных. Оно означает стремление положить конец вековой нищете, болезням и неравным возможностям... Мы должны построить новый величественный дом свободной Индии — дом, в котором смогут жить все её дети».
Джавахарлал Неру стал первым и бессменным в течение 17 лет (до его смерти в 1964 г.) главой правительства Индии. Его дело продолжили дочь Индира Ганди и внук Раджив Ганди, возглавлявшие правительство страны в 1960—1980-е годы. Опору их политики составила массовая и влиятельная партия Индийский национальный конгресс, находившаяся у власти в течение почти всего периода с начала провозглашения независимости страны с перерывами в 1977—1979 и 1989—1991 гг.
Основными мероприятиями правительства Дж.Неру были: реорганизация штатов страны по национально-этническому признаку; аграрная реформа, в результате которой ограничивалось крупное помещичье землевладение, часть земли передавалась малоземельным крестьянам; создание государственного сектора в промышленности и введение планирования в экономике; начало индустриализации. Во внутренней политике упор был сделан на сочетание принципов демократии и централизма. Выражением внешнеполитического курса независимой Индии стало её участие в организации Движения неприсоединения. И. Ганди, продолжая курс отца, стремилась усилить экономические позиции государства, в 1969 г. была проведена национализация крупных банков. Р. Ганди основными задачами своей политики считал обеспечение национального единства и территориальной целостности страны, повышение жизненного уровня наименее обеспеченных слоёв населения, модернизацию производства.
В 1980-е годы в Индии стали активизироваться националистические и сепаратистские движения. Столкновения между индусами и мусульманами, борьба сикхов за автономию, а затем за отделение от Индии, выступления тамильских сепаратистов на юге страны привели к многочисленным жертвам. От рук террористов погибли И. Ганди (1984) и Р. Ганди (убит в 1991 г. во время поездки по стране в ходе предвыборной кампании).
Афганский эксперимент
Историческая справка
Развитие Афганистана до 1978 г.: цифры и факты
Основной отраслью экономики являлось сельское хозяйство. Оно давало 60 % валового национального продукта (ВНП). Помещикам, составлявшим 2 % сельского населения, принадлежали 30 % пригодных для обработки земель, тогда как около 1/3 крестьянских хозяйств совсем не имели земли. Была распространена аренда с выплатой помещику до половины урожая. Свыше половины пригодных для посевов земель не обрабатывались. Вместе с тем страна ввозила значительную часть потребляемого зерна и другого продовольствия. На долю промышленности приходилось всего 3,3 % ВНП. В стране насчитывалось немногим более 200 промышленных предприятий (в основном по переработке сельскохозяйственного сырья), где работали в общей сложности 44 тыс. человек. Ещё 67 тыс. человек были заняты в строительстве.
Около 2,5 млн жителей Афганистана вели кочевой и полукочевой образ жизни (общая численность населения страны в то время — около 16,5 млн человек). Составлявшие более половины населения пуштуны жили в условиях родоплеменных отношений.
В этой стране руководители Народно-демократической партии Афганистана (НДПА), пришедшей к власти после Апрельского восстания 1978 г., провозгласили задачи «установления диктатуры пролетариата» и (в последующие пять лет) «перехода к социализму». Этот курс получил поддержку советских руководителей, так как вписывался в господствовавшую тогда концепцию социалистической ориентации.
Соперничество партийных группировок привело в конце 1979 г. к политическому перевороту. Лидер НДПА, глава Революционного совета Н. Тараки, был свергнут своим соратником X. Амином, а затем убит. Советское руководство решило вмешаться в ход событий. В декабре 1979 г. во время штурма советскими спецподразделениями президентского дворца погиб Амин. В Афганистан вошли советские воинские части. Главой партии и государства стал Б. Кармаль. Курс на «строительство социализма» продолжался.
Вскоре после установления власти НДПА в Афганистане был издан ряд декретов, регулировавших аграрные отношения: сначала декрет о сокращении задолженности безземельных и малоземельных крестьян, ликвидации ростовщичества, затем о проведении аграрной реформы. Последняя предусматривала конфискацию крупных земельных владений без компенсации, изъятие части земли у середняков. Безземельные крестьяне получали землю, но без права её продажи, сдачи в аренду, дробления при наследовании. Запрещалась работа по найму. Практическое осуществление названных и других декретов встретило сначала скрытое, а затем явное сопротивление крестьянства. Многие крестьяне встали на сторону антиправительственной исламской оппозиции.
Оппозиционные силы начали открытую борьбу против власти. Создавались вооружённые отряды моджахедов (борцов за веру). На территории Пакистана и Ирана было организовано более 100 лагерей и учебных центров, где с помощью западных инструкторов велась подготовка военных формирований. Начавшаяся гражданская война, в которой на стороне правительства приняли участие советские войска, привела к гибели сотен тысяч людей, разрушению городов и деревень. Оказавшись не в состоянии справиться с оппозицией, правительство предприняло ряд шагов для примирения. В 1987 г. новым президентом страны стал Наджибулла. В 1988 г. был заключён ряд соглашений о политическом урегулировании в Афганистане с участием Пакистана, СССР и США. В соответствии с ними все советские войска к 15 февраля 1989 г. были выведены из Афганистана (в том же году Верховный Совет СССР осудил принятое в 1979 г. решение о вводе войск в Афганистан).
Несмотря на соглашения, попытки властей добиться национального примирения не удались. В 1992 г. вооружённые отряды моджахедов захватили Кабул. Власть перешла к Совету джихада («джихад» — борьба за веру; Совет джихада — коалиция исламских партий). Страна была провозглашена исламским государством. Руководитель Исламского общества Афганистана Б. Раббани стал выполнять функции президента страны. Вместе с тем продолжалась борьба за власть в центре и на местах между командирами военных формирований, принадлежавшими к разным партиям и национальным группам, — Г. Хекматиаром (представитель многочисленной этнической группы пуштунов, он также возглавлял Исламскую партию Афганистана), А. Ш. Масудом (таджиком по национальности), Р. Дустумом (представлявшим узбекское население севера страны).
В 1995 г. в борьбу включилось исламское движение «Талибан». Его организаторы талибы(что означает «учащиеся») — бывшие студенты духовных училищ, прошедшие подготовку в военных лагерях оппозиции.
В сентябре 1996 г. талибы захватили Кабул, а затем большую часть территории страны.
Вслед за расправой с политическими противниками они потребовали от населения строгого соблюдения законов шариата. Женщинам запрещалось работать вне дома и появляться на улице без паранджи, девочкам — посещать школы. Запрещалось также смотреть телепередачи, кинофильмы, слушать музыку по радио и т. д. За отступление от предписанных правил полагалось наказание по средневековым исламским законам.
Один из журналистов назвал события в Афганистане «войной без конца и победителей». Осенью 2001 г. после отказа правительства талибов выдать Соединённым Штатам Америки У. бен Ладена, организовавшего террористические акции в Нью-Йорке и Вашингтоне, в Афганистане была проведена военная операция с целью смещения правительства. В ней участвовали наряду с американскими войсками силы вооружённой антиталибской оппозиции. Талибы покинули Кабул. В декабре 2001 г. была сформирована новая временная администрация Афганистана. В 2004 г. избран новый президент страны. Однако гражданское противостояние продолжается.
Страны арабского мира. Ближневосточный конфликт
Волна освободительных революций