Современное развитие Франции.
Франция вступила в XXI в. с мощным экономическим потенциалом. Ею производится 5% мирового ВВП, что позволило занять четвертое место в мире, уступая лишь США, Японии и Германии. По производству сельскохозяйственной продукции Франция занимает лидирующее положение среди европейских стран. Высокий уровень конкурентноспособности на мировой арене представляют такие секторы французской экономики, как транспорт и телекоммуникации, пищевая и фармацевтическая промышленность, банковские услуги, страхование, туризм.
Характерной особенностью современной Франции является высокая степень участия государства в регулировании экономических процессов.
Однако относительное экономическое благополучие страны не способствует разрешению ряда социальных проблем. Неотъемлемой стороной социально-экономического развития Франции является высокий уровень безработицы (до 10%). Неуверенность в завтрашнем дне и страх потерять работу создают нездоровый морально-психологический климат в обществе. Нежелание решать все эти проблемы рано или поздно должно было вызвать социальный взрыв, что и случилось в ноябре 2005 г.
Предместья крупных городов Франции были охвачены стихийными выступлениями и акциями протеста. Молодые французы северо-африканского происхождения, среди которых безработица достигла 43%, взбунтовались. Толпы молодежи громили магазины, поджигали автомобили, швыряли булыжники и канистры с горящим бензином в блюстителей порядка.
Не успели утихнуть волнения в предместьях, как в феврале 2006 г. вспыхнул новый социальный конфликт. Поводом для волнений послужило разрешение предпринимателям увольнять молодых рабочих в течение первых двух лет действия контракта без всякого объяснения причин. В ответ на это новшество на улицы вышли миллионы людей: рабочие, студенты, учащиеся старших классов. Протестующие требовали отменить закон, официально вступивший в силу. Правительство вынуждено было уступить — 10 апреля 2006 г. закон был отменен. События во Франции показали, что правительственное большинство не отражает реального соотношения сил в стране.
В 2007 г. во Франции состоялись выборы президента. Кандидатами были: от Социалистической партии Сегален Руояль и представитель голлистской партии Николя Саркози. Победу одержал Н. Саркози, который вступил в должность 16 мая 2007 г.
Н. Саркози приступил к выполнению своих предвыборных обещаний. Было срочно созвано на чрезвычайную летнюю сессию Национальное собрание. На его заседаниях началось обсуждение и принятие новых законодательных актов. Правительство и законодатели наметили ряд мер, охватывающих социально-экономические, политические и международные вопросы. Основой намечаемых реформ стал комплекс налоговых мер, направленных на реализацию главного лозунга программы французского президента: “Больше работать — больше получать”.
Н. Саркози приступил к реформе социальной системы. Следует отметить, что во Франции неработающие получают вполне приемлемые пособия, вследствие чего безработные зачастую отказываются от предлагаемой им работы. Саркози предложил урезать социальные пособия тем, кто отклоняет предложение о трудоустройстве более одного раза. Широкую поддержку во французском обществе вызвали намечаемые изменения размеров налогообложения с целью повышения покупательной способности населения. Саркози предложил освобождение от налогообложения часов, отработанных сверх 35-часовой рабочей недели, и без того самой низкой в Европе Президент высказал намерение принять закон о сокращении государственного аппарата и издать указ, обязывающий профсоюзы транспортников не прекращать работу полностью даже при объяв-лении забастовки. Предлагаемые изменения в социальной политике получили поддержку значительной части населения. Однако имели место и несогласия отдельных социальных слоев. Так, например, намерение Н. Саркози дать бо/льшую свободу университетам вызвало недовольство студентов, полагающих, что это приведет к повышению оплаты за обучение. Население трущобных пригородов Парижа демонстрировало недовольство предстоящими изменениями в эммиграционной политике.
Действия Саркози в экономической и социальной сферах поддержало подавляющее большинство населения. Экономика начала набирать темпы. Снизился уровень безработицы, усилился интерес потенциальных инвесторов из Великобритании, США и других стран.
Однако кредит доверия французов был подорван после того, как правительство объявило об увеличении пенсионного возраста с 60 до 62 лет. В начале октября 2010 г. по всей стране прокатилась волна протестов и забастовок против такого решения французских властей.
В волнениях принимали участие рабочие и студенты.
В качестве приоритетов внешней политики Н. Саркози выделил три направления: европейское, атлантическое и средиземноморское.
В европейских делах главное — это усиление европейской интеграции и размещение ПРО у границ с Россией. В 2009 г. Франция вернулась в военную организацию НАТО. Атлантическое направление пред-полагает укрепление отношений с США. Но поддержка основных акций внешней политики США не означает, что они могут быть вне критики. Саркози критически отозвался о военных действиях США в Ираке. Политика Франции в Средиземноморском районе и Северной Африке направлена на сотрудничество во внешней торговле, энергетике, образовании, наведении порядка в вопросах эмиграции. Президент Франции неоднократно высказывался за создание Союза средизем-номорских государств (CCГ). Главными задачами такого объединения должны стать выработка согласованной иммиграционной политики, развитие экономики и торговли, продвижение осново-полагающих ценностей правового государства, защита окружающей среды. ССГ может стать тем образованием, в котором Франция попытается стать бесспорным лидером.
Отношения с Россией, Китаем и Индией не отнесены к приоритетам.
И тем не менее в ходе визита во Францию российского президента Д. А. Медведева в марте 2010 г. был обсужден целый комплекс воп-росов, касающихся двух стран. Мнения сторон об отношении к ядерным разработкам в Иране во многом совпали. Относительно политики Франции на Ближнем Востоке Саркози неоднократно подчеркивал значение “безопасности Израиля”, средством достижения которого он считает создание Палестинского государства.
Из заявления премьер-министра Франции Ги Моле (1956 г.)
“Я перехожу к определению политики правительства в отношении важнейших проблем, которые в настоящее время стоят перед Францией. Необходимо разрешить самую болезненную из всех этих проблем, требующую немедленного решения, — проблему Алжира… Она доминирует над всеми проблемами, которые Франция должна разрешить... Цель Франции и воля правительства — это прежде всего восстановить мир, избавить от страха умы людей различных взглядов, для чего необходимо добиться прекращения терроризма и слепых репрессий. Целью Франции и волей правительства являются затем проведение демократической эволюции учреждений, организация сосуществования двух элементов населения,… которые мы не позволим разделить, и обеспечение экономического и социального развития страны. Это означает, следовательно, сохранение и укрепление нерасторжимого союза между Алжиром и Францией”.
Вопросы:
1.Охарактеризуйте политическую систему Франции периода Четвертой республики.
2.Какие факторы привели к политическому кризису во Франции в конце 50-х годов?
3.Расскажите о режиме Пятой республики.
4.Объясните, что представляла собой политическая доктрина де Голля о “третьем пути развития”.
5.Расскажите о социально-экономических мероприятиях Ф. Миттерана.
6.Охарактеризуйте внутреннюю политику Н. Саркози.
7.Какие внешнеполитические приоритеты были сформулированы французским
президентом? В чем их сущность? Дополните ответ данными периодической печати.
8. Каково социально-экономическое и политическое положение современной Франции?
ФЕДЕРАТИВНАЯ РЕСПУБЛИКА ГЕРМАНИЯ
Раскол Германии и образование ФРГ и ГДР. В соответствии с решениями держав антигитлеровской коалиции западные и юго-западные районы бывшего рейха были разделены на английскую, американскую и французскую зоны оккупации; восточная часть Германии находились под контролем советской военной администрации. В западные оккупационные зоны вошли более промышленно развитые и густонаселенные районы.
Поначалу союзники придерживались общих принципов относи-тельно Германии. Однако уже к лету 1946 г. стало очевидным их различное видение будущего этой страны.
Западные державы начинают проводить политику, направленную на раскол Германии и образование сепаратного западногерманского государства. Первым шагом к этому было объединение 2 декабря 1946 г. английской и американской зон в Бизонию. В феврале 1948 г. к ней была присоединена французская зона. Возникла Тризония, где в июне 1948 г. была проведена денежная реформа и введена западногерманская марка.
После этого бывшие союзники СССР пошли на раскол Германии и в политической сфере. Летом 1949 г. совместно с представителями западногерманской политической элиты ими была выработана Конституция для сепаратного западногерманского государства. В августе 1949 г. были проведены выборы в западногерманский парла мент, который стал называться бундестаг. В сентябре 1949 г. было сформировано правительство Западной Германии во главе с Конрадом Аденауэром. На территории Тризонии образовалось сепаратное государство — Федеративная Республика Германия (ФРГ ).
В ответ на это 7 октября 1949 г. Народный совет Восточной Германии в Берлине провозгласил создание Германской Демократи-ческой Республики (ГДР ). Народный совет преобразовал себя в парламент ГДР — Народную палату. Таким образом, на немецкой земле образовалось два самостоятельных государства.
Политическое и экономическое развитие ФРГ. Еще до образования ФРГ в Западной Германии возникло несколько политических партий. Наиболее влиятельным становится Христианско-демократический союз (ХДС ), созданный в 1945 г. В 1946 г. в Баварии был создан Хри-стианско-социальный союз (ХСС ). Обе партии были выразителями интересов крупных финансистов и промышленников, поэтому они часто выступали в едином блоке. В 1948 г. была создана либеральная
Свободно-демократическая партия (СвДП ). Были восстановлены Коммунистическая партия Германии (КПГ ) и Социал-демокра-тическая партия Германии (СДПГ ).
Первым канцлером ФРГ стал лидер ХДС К. Аденауэр. Период его правления сопровождался интенсивным экономическим ростом Западной Германии. Быстрыми темпами развивались новые отрасли промышленности: производство пластмасс, синтетического волокна, электронных приборов. Такое быстрое развитие страны получило название “экономическое чудо”. Экономический бум ФРГ был вызван целым рядом причин.
Принято считать, что старт “экономическому чуду” дала денежная реформа 1948 г. Введение твердой денежной единицы, либерализация цен и устранение административной системы распределения ресурсов обеспечили благоприятные условия для развития свободного рынка. Денежная реформа способствовала снижению инфляции. С наступлением финансовой стабилизации стало возможным регулировать экономику. Однако такая политика, проводимая министром экономики Людвигом Эрхардом, вела к снижению заработной платы, росту цен и усилению социальной напряженности. Спаду последней способствовал план Маршалла, объем инвестиций которого за 1948—1952 гг. составил 1,5 млрд. долларов. План Маршалла создавал благоприятные условия для экономического роста Западной Германии.
Важным фактором стало также отсутствие до середины 50-х годов военных расходов. Серьезную роль сыграла система социального партнерства между предпринимателями и рабочими, благодаря которой конфликты между трудом и капиталом удавалось решать мирным путем.
Рывок к экономическому процветанию был вызван расширением внешней торговли ФРГ. Одной из важных причин “экономического чуда” явилась начавшаяся в 50-х годах экономическая интеграция в Западной Европе. Экономический подъем ФРГ был также обусловлен наличием большого резерва квалифицированных рабочих рук. В значительной мере подъему производства способствовали научно-техническая революция и своевременное обновление основного капитала. К 1960 г. объем промышленного производства увеличился в три раза по сравнению с 1949 г. Барометром экономического подъема стал быстрый рост автомобилестроения. Символом эпохи стал легендарный автомобиль “жук” концерна “Фольксваген”.