Функции государства: понятие и классификация. Влияние процессов глобализации на функции
государства
Функции государства –это основные направления его деятельности,выражающие классовую иобщечеловеческую сущность государства и его социальное назначение.
Черты функций государства:
· содержание каждой функции складывается из совокупности однородных аспектов государственной деятельности;
· охватывают деятельность государства в целом;
· носят комплексный характер, в них отражаются усилия государства на решающих направлениях;
· отличаются от видов государственной деятельности, которые осуществляются уполномоченными органами или их структурными подразделениями;
· их нельзя отождествлять с формами и методами их реализации.
Признаки функций государства:
– в них проявляется деятельная целенаправленность государства;
– они – главное направление деятельности государства;
– в них выражается сущность государства;
– выполняя их, государство решает задачи по управлению общественными делами;
– они – управленческие понятия (в них конкретизируются задачи и цели государственного управления);
– реализуются в определенных формах с использованием разнообразных методов государственной деятельности;
– объективны по своей природе (обусловлены жизненными потребностями общества);
– подвижны и изменчивы (зависит от очередности задач);
– каждая имеет объект воздействия (определенная общественная сфера) и содержание.
Классификация функция государства:
1. по принципу разделения властей: законотворческие; управленческие; судебные (правоохранительные).
2. по продолжительности действия:
ü постоянные –выполняются в течение длительного времени и присущи государству во многих(или всех)стадиях его существования;
ü временные –выполняются на определенных этапах и по мере выполнения своего назначения утрачиваются.
3. по сфере действия:
ü внутренние –деятельность государства внутри страны,роль в жизни общества(экономическая,экологическая, функция развития культуры, науки и образования и т.д.);
ü внешние –деятельность государства за пределами страны,роль во взаимоотношениях с другимигосударствами и международными организациями (оборона страны, обеспечение мира и поддержка мирового порядка и т.д.);
4. по сферам общественной жизни: политические, экономические, социальные, идеологические;
5. по способу осуществления:
o регулятивные –упорядочивание общественных отношений путем закрепления существующих общественныхсвязей;
o | охранительные –установление мер юридической защиты и порядка их возложения и исполнения; | ||
6. | по территориальному масштабу: | ||
– | в федерации:функции федерации и субъектов федерации; | ||
– | в унитарном государстве:функции,осуществляемые на территории единого государства; | ||
– | в конфедерации:координирующая функция всего союза и функции на территории каждого государства– | ||
участника конфедерации; | |||
7. | по степени социальной значимости и важности в общественной жизни: | ||
– основные – важнейшие направления деятельности по осуществлению стратегических целей и задач;
– неосновные – выполнение задач в конкретной сфере общественной жизни;
В демократическом обществе одна из основных внутренних функций, политическая функция, имеет своим содержанием обеспечение народовластия. В недемократическом обществе эта же функция направлена на обеспечение политического господства класса, которому принадлежит экономическая власть.
Экономическая функция –в условиях распределительной экономики господствует государственнаясобственность, и государство монопольно регулирует экономические отношения, непосредственно определяя объемы производства, товарооборота, распределения ресурсов и т.д. При рыночных отношениях и свободе предпринимательства, многообразии и равенстве все форм собственности, экономика функционирует преимущественно на основе саморазвития, дополненного целенаправленным регулированием со стороны государства. Вмешательство государства в экономику сведено к минимуму (выработка экономической
политики в масштабах общества, управление принадлежащими государству предприятиями и организациями, установление правовых основ рынка и т.п.).
Внешние и внутренние функциитесно связаны между собой,поэтому некоторые ученые утверждают,чтолюбому государству присущи общие функции, которые осуществляются как внутри страны, так и за ее пределами (экономическая, политическая, функция безопасности, социальная, идеологическая, экологическая).
Внутренние функции –характеризуют цели и задачи государства внутри данной страны.
1) Политическая функция: все функции государства носят политический характер, но в сфере политических отношений действует целая система политических институтов, учреждений, государственных органов (представительные органы, органы МСУ, референдум), через которые осуществляется непосредственное воздействие государственной власти, в т.ч. обеспечение народовластия. Т.е. политическая функция в демократическом обществе – это обеспечение народовластия, то есть:
· реализация волеизъявления народа в форме законотворчества;
· обеспечение государственного суверенитета, определение правового положения конкретных территорий и управлении ими;
· создание условий для самоорганизации и самоуправления народа;
· защита конституционного строя специальными органами и непосредственно народом.
2) Экономическая функция:
· выработка экономической политики в масштабе общества;
· управление предприятиями и организациями, составляющими гос. собственность;
· установление правовых основ рынка и ценовой политики (стимулирование предпринимательства и свободного труда, обеспечение равноправия всех форм собственности);
· регулирование внешнеэкономических отношений в целях защиты государством своего
экономического суверенитета.
В качестве эф-го метода регулирования экон.отн. в странах с развитой рыночной эк-кой применяется планирование. Но при рын.отнош-ях планир-е не носит жесткого хар-ра, основано на использовании экономических методов.
3) Социальная функция – обеспечение общественного благополучия, т.е.достойной жизни и развития каждого человека, социальная защита тех, кто нуждается в гос-ной материальной поддержке; обеспечение права каждого на свободу труда, занятости населения, социального страхования и обеспечения; гос.политика в области образования, культуры, здоровья, в жилищной сфере.
4) Налогообложение и фин.контроль: рын.эк-ка использует налоги в кач-ве инструмента экон.и соц.политики гос-ва. Фин.контроль – один из видов гос-го контроля за образ-ем, распред-ем и использ-ем всех рес-сов фин.системы страны. Субъекты фин.контроля: Счетная палата, ЦБ, Минфин. Эта ф-ция м.б. выделена в кач-ве самостоятельной.
5) Приоритетная функция – защита прав и свобод личности, обеспечение законности и правопорядка – это главный критерий демократичности гос-ва.
Внешние функциизаключаются в деятельности государства на международной арене,в его взаимоотношенияхс другими странами. Внешние функции реализуются в виде внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности. Задачи внешних функций государства:
установление и поддержание отношений с другими государствами; обеспечение обороны страны от внешней агрессии.
Выполнение внешних функций государства обеспечивает полноправное существование государства в современном (все более взаимосвязанном) мире.
Внешние функции подразделяются на:
1. Функция интеграции в мировую экономику –признание взаимозависимости государств современном мире;
2. Функция обороны –поддержание достаточного уровня обороноспособности страны,отвечающеготребованиям национальной безопасности;
3. Функция поддержания мирового порядка –деятельность по разоружению,ликвидации оружия массовогоуничтожения; обеспечение сотрудничества государства в таких областях, как борьба с организованной преступностью, борьба с международным терроризмом, регулирование межнациональных конфликтов;
4. Функция сотрудничества –с другими государствами в различных сферах,в том числе в решении глобальныхпроблем (экология, терроризм, нехватка природных ресурсов и т.д.).
Соответственно, выделяется еще одна функция современного государства, которая имеет отношение как к внешней, так и к внутренней политике государства:
Экологическая функция –защита государственно-правовыми средствами естественной природы от неразумныхпритязаний человека. Через законодательство государство устанавливает правовой режим природопользования, устанавливает санкции за его нарушение; учреждает специализированные структуры природоохраны и так далее. В системе права современных государств есть специальная отрасль – природоохранительное законодательство, включающее законы об охране животного мира, атмосферного воздуха, природных ресурсов, вод. Земли, лесов. Комплекс такого рода мер предусмотрен и в ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды».
Глобализация – вошло в лексикон в 90-е г.г. – это реально протекающий сложный и многомерный комплекс разнообразных процессов, включающий интенсификацию межгосударственных экономических, политических, социальных связей, трансформацию мировой экономики и формирование глобальных рынков, широкое распространение либерально-демократических ценностей.
Глобализация – это процесс всемирной экономической, политической, культурной интеграции, основными характеристиками которого являются:
· распространение капитализма по всему миру;
· мировое разделение труда;
· миграция в масштабах планеты человеческих и природных ресурсов;
· стандартизация экономических и технологических процессов;
· сближение культур разных стран.
Сторонники глобализации рассматривают ее как широкий, многоплановый процесс, захватывающий все стороны жизни человеческого общества. Во-первых, они считают, что глобализация вытекает из саморазвития экономики. Во-вторых, способствуя свободным потокам товаров, капиталов и информации, глобализация создает «наилучшие условия для роста и человеческого благосостояния» (UNDP. Human Development Report. 1997, New York, p. 82) В-третьих, глобализация способствует формированию единого мирового социально-экономического строя, фактически приводя к одновариантности развития (См. концепцию конца истории Фукуямы). В-четвертых, «международное распространение культуры было, по меньшей мере,
так же важно, как и экономические процессы» (World Commission on Culture and Development, Paris, 1995, p.
186).
Глобализация–неизбежна,болезненная;утрачивается индивидуальность,самобытность народов;приведение кединому знаменателю; рано или поздно такими темпами мир может прийти к единому правительству. Глобализация неизбежна хотя бы потому, что, объединившись и сблизившись, государствам легче справляться со своими глобальными же задачами:
· борьба с глобальным потеплением; голодом в отдельно взятых странах; эпидемиями; экологическими катастрофами;
· борьба за мир;
· охрана прав и свобод личности и другие.
Цель глобализации–установление единых параметров,требований и санкций за их невыполнение для всехстран (в частности, например, для стран-участниц ЕС – рекомендации, декларации).
К причинам глобализации и объединения государства (в частности, Европейских) можно отнести тот факт, что мир стал однополярным – вместо двух великих держав (Россия и США), осталась одна (США); их враги – Исламские государства; Европа, чтобы противостоять США объединяется.
В связи с глобализацией происходит изменение функций государства – некоторые утрачиваются (братство, содружеств социалистических стран), некоторые появляются (борьба с терроризмом).
Глобализация также оказывает влияние и на правовые нормы и системы, способствуя их унификации и проникновения одна в другую.