Экономика», 38.03.02 «Менеджмент», 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление», 38.03.05 «Бизнес-информатика»

заочная форма обучения

Наименование разделов, тем входящих в дисциплину Формы внеаудиторной самостоятельной работы Трудоемкость в часах Указание разделов и тем, отводимых на самостоятельное освоение обучающимися
1.Политика как общественное явление   Самостоятельная работа по теме 1.Роль и место политики в жизни современного общества 2.Соотношение цели и средств в политике  
2.Политика и власть . Самостоятельная работа по теме   Раскройте содержание принципа разделения властей. 2.На основе материалов учебника по политологии изучите эволюцию представлений в истории политической мысли о необходимости разделения властей и покажите в таблице по следующим критериям: хронологические рамки, автор, название работы, основные положения об обосновании реализации принципа разделения.
3.Политическая система общества и её институты. Подготовка к семинарскому занятию в соответствии с методическими рекомендациями. Самостоятельная работа по теме Российская политическая система
4.Государство как основной политический институт   Самостоятельная работа по теме На основе Конституции РФ 1993 года и аналитических материалов дайте характеристику современного российского государства.
5.Политические режимы   Подготовка к семинарскому занятию в соответствии с методическими рекомендациями. Самостоятельная работа по теме Показатели и критерии стабильности политического режима
6.Общественно-политические объединения   Самостоятельная работа по теме   9,5 Группы интересов: понятие, основания классификации Общественно-политические движения в современном мире
7.Институт выборов в политической системе общества Подготовка к семинарскому занятию в соответствии с методическими рекомендациями. Самостоятельная работа по теме Подготовьте анализ итогов выборов депутатов ГД ФС 2016 года
8.Субъективные основы и субъекты политики   Самостоятельная работа по теме На основе материалов СМИ, статистических данных о социально-экономическом состоянии страны, уровне жизни россиян, их настроении, проблемах и т.п. определите степень влияния на развитие общества политических субъектов (Президент, Председатель Правительства, депутаты, партии, руководители регионов).
9.Политическое сознание и политическая культура   Подготовка к семинарскому занятию в соответствии с методическими рекомендациями. Самостоятельная работа по теме Совпадают ли по содержанию понятия «политическая психология» и «обыденное политическое сознание»?. Как влияет глобализация на развитие национальных политических культур?
10.Идеологии в политике Подготовка к семинарскому занятию в соответствии с методическими рекомендациями. Самостоятельная работа по теме 9,5 Сформулируйте основные тенденции мировой политики в ХХ1 веке.
ИТОГО    

6.2.Методическое обеспечение для аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы

Задания для текущей аттестации

по дисциплине «Теория политики»

Для направлений подготовки: 38.03.01 «Экономика», 38.03.02 «Менеджмент», 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление», 38.03.05 «Бизнес-информатика»

Примерные варианты контрольной работы

1 вариант

1. Понятие, сущность и основные черты политики

2. Установите взаимосвязь понятий политика, политическая система, политическая власть.

3. Какая из двух точек зрения; на ваш взгляд, более точно выявляет причины возникновения политики:

а) корни политики - в эгоистической, животной природе человека. Поэтому политика возникает как средство обуздания слепых чувственных страстей человека, обеспечения господства разума над низменными желаниями для достижения общей пользы, счастливой жизни людей в государстве;

б) возникновение политики является следствием врожденной глупости человека. По замечанию нидерландского философа-гуманиста, писателя и богослова, автора известнейшего произведения «Похвала глупости» Эразма Роттердамского (1469-1536), «глупость создает государства, поддерживает - власть, религию, управление, суд»;

в) политика является результатом разделения общества на классы и служит поддержанию господства одного из них (класса богатых) над, другим (классом бедных). Поэтому, по определению В.И: Ленина, «политика есть прежде всего сфера взаимоотношений между классами».

Аргументируйте свой ответ.

4. Подумайте и определите, что объединяет политические системы.

1) Великобритании, Швеции, Норвегии, Дании, Бельгии, Испании;

2) Саудовской Аравии, Бахрейна, Кувейта, Иордании, Марокко.

К какому типу политических систем их можно отнести?

2 вариант

1.Основные функции и структура политики

2.Установите взаимосвязь понятий политика, экономика, мораль, право.

3. Несмотря на негативное отношение к политике значительной части населения в различных странах, без политики не может обойтись ни одно общество. Как вы думаете, с чем это связано?

4. Какое утверждение ближе к истине:

а) политика есть искусство управления людьми (Платон);

б) политика является «самой главной из всех наук и искусств» {Аристотель)

в) «политика может быть определена как искусство и практика обеспечения групповых целей, достигаемых путем преодоления сопротивления других групп» (современный американский политолог К. Райт). Так что же такое политика - искусство, наука или практика?

3 вариант

1.Сущность, черты и функции политической власти

2.Установите взаимосвязь понятий политическая власть, мораль, право,

насилие.

3. Какое утверждение о сущности и функциях политики в обществе, на ваш взгляд, ближе к истине:

а) смысл политики — это конфликт, борьба, в которой те, кто обладают властью, обеспечивают себе контроль над обществом и получение благ;

б) политика есть сфера интеграции всех граждан в сообщество, попытка осуществить правление порядка и справедливости.

Приведите аргументы в пользу выбранного вами утверждения.

4. Подумайте и определите, что объединяет политические системы.

1) Великобритании, Швеции, Норвегии, Дании, Бельгии, Испании;

2) Саудовской Аравии, Бахрейна, Кувейта, Иордании, Марокко.

К какому типу политических систем их можно отнести?

4 вариант

1. Понятие и типы легитимности политической власти

2.Установите взаимосвязь понятий политическая власть, экономика, право.

3. Как вы думаете, должна ли политика иметь границы? Следует ли вовлекать в нее население? Согласны ли вы с точкой зрения современного русского писателя А.И. Солженицына, который утверждает: «Политическая жизнь — совсем не главный вид жизнедеятельности человека... Чем размашистей идет в стране политическая жизнь, тем более утрачивается душевная. Политика не должна поглощать духовные силы и творческий досуг народа. Кроме прав, человек нуждается в том, чтобы отстоять и душу, освободить ее для жизни ума и чувств»?

4. Подумайте и определите, что объединяет политические системы.

1) Великобритании, Швеции, Норвегии, Дании, Бельгии, Испании;

2) Саудовской Аравии, Бахрейна, Кувейта, Иордании, Марокко.

К какому типу политических систем их можно отнести?

5 вариант

1.Понятие, функции и структура политической системы общества

2.Установите взаимосвязь понятий политическая система, государство, политическая партия.

3. Может ли, на Ваш взгляд политика основываться на нравственных нормах, сформулированных в заповедях Христа из Нагорной проповеди: «Любите врагов ваших, благотворите ненавидящих вас. Благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас. Ударившему тебя по щеке подставь и другую; и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку... Не судите и не будете судимы; не осуждайте и не будете осуждены; прощайте и прощены будете»? Приведите аргументы в пользу того или иного варианта ответа.

4. Подумайте и определите, что объединяет политические системы.

1) Великобритании, Швеции, Норвегии, Дании, Бельгии, Испании;

2) Саудовской Аравии, Бахрейна, Кувейта, Иордании, Марокко.

К какому типу политических систем их можно отнести?

6 вариант

1. Понятие, черты политического режима

2. Установите взаимосвязь понятий политика государство, экономика

3. Какое определение власти, на ваш взгляд, ближе к истине:

а) «Могущество человека (взятое в общем виде) есть его наличные средства достигнуть в будущем некоего видимо блага» (Т. Гоббс);

б) «Власть — не средство; она — цель... Власть состоит в том, ` чтобы причинять боль и унижать» (Дж. Оруэлл);

в) «Власть может быть определена как реализация намеченных целей» (Б. Рассел);

г) «Политическая власть, в собственном смысле слова, это — организованное насилие одного класса для подавления другого (В. И. Ленин)?

4. Подумайте и определите, что объединяет политические системы.

1) Великобритании, Швеции, Норвегии, Дании, Бельгии, Испании;

2) Саудовской Аравии, Бахрейна, Кувейта, Иордании, Марокко.

К какому типу политических систем их можно отнести?

7 вариант

1. Понятие, черты, функции государства

2. Установите взаимосвязь понятий политическая власть, легитимность власти, рационально-легальное и традиционное господство.

3. Как вы думаете, справедливо ли следующее утверждение О. Тоффлера о власти: «Многочисленные злоупотребления властью придали этому понятию несколько негативный оттенок, хотя власть как таковая совершенно нейтральна. Она представляет собой неизбежный атрибут человеческих взаимоотношений повсеместно обнаруживая своё влияние: в сексуальных отношениях, в трудовой деятельности, при передвижениях по городу, просмотре телепередач и даже в планах и мечтах? В чем, на ваш взгляд, прав, а в чем не прав социолог?

4. Подумайте и определите, что объединяет политические системы.

1) Великобритании, Швеции, Норвегии, Дании, Бельгии, Испании;

2) Саудовской Аравии, Бахрейна, Кувейта, Иордании, Марокко.

К какому типу политических систем их можно отнести?

8 вариант

1. Субъекты политики

2. Как соотносятся мораль и политика? Может ли политика быть «моральной»

3. Категория «политическая власть» имеет ряд родственных или близких понятий, например, влияние, контроль, авторитет, доминирование и т.д. Учитывая это, родоначальник бихевиоризма Ч. Мэрриам еще в 1934 г. писал: «В семье власти явно насчитывается больше одного члена, и важно понять поэтому взаимоотношения между ее отдельными сочленами. Политическая власть даже не может претендовать на старшинство в этой компании, хотя и предъявляет часто свои права на закрепление титулом превосходство. Братья и сестры столь многочисленны и агрессивны, что в каждый момент они могут объединиться против обладателя короны и если они это сделают, то царствование высшего авторитета может быть поставлено под угрозу». Кто же, на ваш взгляд, эти «братья и сёстры», которые могут ограничить официальную власть государства?

4. Подумайте и определите, что объединяет политические системы.

1) Великобритании, Швеции, Норвегии, Дании, Бельгии, Испании;

2) Саудовской Аравии, Бахрейна, Кувейта, Иордании, Марокко.

К какому типу политических систем их можно отнести?

Тестовые задания

1. Воспитательная функция политики заключается в (во) ...

1. Политическом образовании общества

2. Духовном совершенствовании человека

3. Влиянии на поведение людей, приобщении их к политическому участию

4. Стимулировании граждан к трудовой деятельности

5. Среди предложенных вариантов правильного нет

2. Социальная политика государства направлена на ...

1. Воспроизводство социальных ресурсов, обеспечивающих поддержку власти

2. Обеспечение внутренней безопасности страны

3. Защиту национальных интересов и суверенитета

4. Формирование коммуникативной среды общества

5. Среди предложенных вариантов правильного нет

3. Политический статус личности в государстве характеризуется правом ...

1. Избирать и быть избранным в органы власти

2. На благополучную окружающую среду

3. На выбор места жительства

4. Владение частной собственностью

5. Среди предложенных вариантов правильного нет

4. Категория «политическое» выражает ...

1. Все общественное

2. Все, что связано с деятельностью человека

3. Политические связи, отношения и процессы

4. Оценку поведения личности

5. Среди предложенных вариантов правильного нет

5. Слово «политика» в переводе с греческого означает ...

1. Власть народа и государства

2. Общественный интерес

3. Общее дело власти

4. Искусство управления государством

5. Среди предложенных вариантов правильного нет

6. Политика как особая сфера общественной жизни обладает свойством ...

1. Субъективизма

2. Инновационности

3. Универсальности

4. Коммуникативности

5. Среди предложенных вариантов правильного нет

Наши рекомендации