Б1.б.11 теория государства и права
(индекс и наименование дисциплины (модуля), в соответствии с учебным планом)
по направлению подготовки (специальности)
40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности»
(код и наименование направления подготовки (специальности))
«Государственно-правовая»
«Уголовно-правовая»
(направленность (профиль/специализация))
Специалист
квалификация (степень)
очная, заочная
форма обучения
год набора
Нижний Новгород, 2016 г.
Авторы-составители:
к.ю.н., доцент, заведующий кафедрой теории государства и права и сравнительного правоведения | П.П. Востриков | ||
(ученая степень и(или) ученое звание, должность, наименование кафедры) | (ФИО) |
к.ю.н., доцент, доцент кафедры теории государства и права и сравнительного правоведения | К.В. Шмелев | ||
(ученая степень и(или) ученое звание, должность, наименование кафедры) | (ФИО) |
Заведующий кафедрой теории государства и права и сравнительного правоведения, к.ю.н., доцент | П.П. Востриков | ||
(ученая степень и(или) ученое звание, должность, наименование кафедры) | (ФИО) |
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы . | |
2. | Объем и место дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы………………………………………………………………………………....... | |
3. | Содержание и структура дисциплины (модуля)…………….………………………......... | |
4. | Материалы текущего контроля успеваемости и фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине (модулю)…....… | |
5. | Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)…...….. | |
6. | Учебная литература и ресурсы информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)…………………………………………………... | |
6.1. Основная литература…………………………………………..…………...…………... | ||
6.2. Дополнительная литература…………………………………...…………..…………... | ||
6.3. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы………………………. | ||
6.4. Нормативно-правовые документы | ||
6.4. Интернет-ресурсы, справочные системы...…………………………………..……...... | ||
6.5. Иные источники………………………….……….…………………………….………. | ||
7. | Материально-техническая база, информационные технологии, программное обеспечение и информационные справочные системы …………………...…..……….. |
1.Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения программы
1.1. Дисциплина «Теория государства и права» обеспечивает овладение следующими компетенциями:
ОПК-1: способность действовать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, руководствуясь принципами законности и патриотизма.
ПК-6: способность обеспечивать законность и правопорядок, безопасность личности, общества и государства.
1.2. В результате освоения дисциплины у студентов должны быть:
– сформированы знания:
природа и сущность государства и права; основные закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права, исторические типы и формы государства и права, их сущность и функции; механизм государства, систему права, механизм и средства правового регулирования, реализации права; особенности государственного и правового развития России; роль государства и права в политической системе общества, в общественной жизни.
понятие и виды нормативных правовых актов, их структуру.
основные положения государственно-правовой теории; понятие, признаки и виды правонарушений; понятие и виды юридической ответственности.
понятие, признаки и виды правосознания; понятие и виды правовой культуры; понятие и элементы системы правового воспитания.
понятие, способы и виды толкования; роль толкования в профессиональной юридической деятельности.
– сформированы умения:
анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения;
определять пределы действия нормативных правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц;
применять способы толкования правовых норм для целей практической юридической деятельности;
анализировать составы правонарушений, давать характеристику их элементов;
анализировать состояние правосознания, правовой культуры и правового воспитания личности и общества и разрабатывать рекомендации по его совершенствованию;
– сформированы навыки:
владеет юридической терминологией;
владеет первичными навыками правовой экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов;
владеет: навыками профессионального толкования норм права; работы с актами официального толкования;
владеет: навыками применения норм права в конкретных жизненных ситуациях;
владеет первичными навыками квалификации правонарушений.
владеет первичными навыками осуществления правового воспитания.
1.3. Студенты также должны овладеть навыками:
‒ проведения самостоятельной исследовательской работы;
‒ оформления наглядных материалов;
‒ использования компьютерных технологий в образовательном процессе.
‒
2. Объем и место дисциплины в структуре ОП ВО
Дисциплина «Теория государства и права» (С3.Б.2) входит в Базовую часть Профессионального цикла и осваивается на 1 курсе, в 1 и 2 семестрах по очной форме, на 1 курсе по заочной форме обучения. Общая трудоемкость дисциплины в зачетных единицах составляет 7 з.е.
Освоение дисциплины опирается на минимально необходимый объем теоретических знаний в области истории и обществознания, а также на приобретенные ранее умения и навыки в рамках предшествующих дисциплин.
Дисциплина реализуется после изучения следующих дисциплин:
- Логика (С1,Б3);
- История (С1,В. ОД.1);
- Введение в профессию (С3.Б1).
Дисциплины, для которых дисциплина является предшествующей:
- Конституционное право России (С3.Б5);
- Муниципальное право (С3.Б6);
- Административное право (С3.Б7);
- Гражданское право (С3.Б8);
- Гражданское процессуальное право (С3.Б9);
- Уголовное право (С3.Б14);
- Уголовный процесс (С3.Б15); и др.
Количество академических часов, выделенных на контактную работу с преподавателем по очной форме обучения – 128 (лекции - 64, семинары - 64) и на самостоятельную работу обучающихся – 52, контроль – 72.
Количество академических часов, выделенных на контактную работу с преподавателем по заочной форме обучения – 32 (лекции - 12, семинары – 16, КСР – 4) и на самостоятельную работу обучающихся – 211, контроль – 9.
Форма промежуточной аттестации в соответствии с учебным планом – экзамен.
3. Содержание и структура дисциплины (модуля)
3.1. Структура дисциплины (модуля)
Таблица 1.
№ п/п | Наименование тем (разделов), | Объем дисциплины, час. | Форма текущего контроля успеваемости**, промежуточной аттестации | |||||
Всего | Контактная работа обучающихся с преподавателем по видам учебных занятий | СР | ||||||
Л/ЭО, ДОТ* | ЛР/ ЭО, ДОТ* | ПЗ/ ЭО, ДОТ* | КСР | |||||
Очная форма обучения | ||||||||
Тема 1 | Теория государства и права как наука и учебная дисциплина. | 8,5 | 0,5 | О,Т,Д | ||||
Тема 2 | Происхождение государства и права. | 4,5 | 0,5 | О,Т,Д | ||||
Тема 3 | Понятие и типология государства. | 4,5 | 0,5 | О,Т,Д | ||||
Тема 4 | Форма государства. | 8,5 | 0,5 | О,Т,Д | ||||
Тема 5 | Функции государства. | 4,5 | 0,5 | О,Т,Д | ||||
Тема 6 | Механизм государства. | 4,5 | 0,5 | О,Т,Д | ||||
Тема 7 | Государство в политической системе общества. | 4,5 | 0,5 | О,Т,Д | ||||
Тема 8 | Правовое государство. | 4,5 | 0,5 | О,Т,Д | ||||
Тема 9 | Государство и гражданское общество. | 4,5 | 0,5 | О,Т,Д | ||||
Тема 10. | Понятие, принципы и функции права. | 4,5 | 0,5 | О,Т,Д | ||||
Тема 11. | Взаимосвязь права с государством, экономикой и политикой. | О,Т,Д | ||||||
Тема 12. | Право в системе нормативного регулирования. | О,Т,Д | ||||||
Тема 13. | Нормы права. | О,Т,Д | ||||||
Тема 14. | Формы (источники) права. | О,Т,Д | ||||||
Тема 15. | Правотворчество, юридическая техника и систематизация законодательства. | О,Т,Д | ||||||
Тема 16. | Система права и система законодательства. | О,Т,Д | ||||||
Тема 17. | Правовые отношения. | О,Т,Д | ||||||
Тема 18. | Реализация права. | О,Т,Д | ||||||
Тема 19. | Толкование норм права. | О,Т,Д | ||||||
Тема 20. | Правомерное поведение и правонарушение. | О,Т,Д | ||||||
Тема 21. | Государственное принуждение и юридическая ответственность. | О,Т,Д | ||||||
Тема 22. | Правовое регулирование, законность и правопорядок. | О,Т,Д | ||||||
Тема 23. | Право и личность. | О,Т,Д | ||||||
Тема 24. | Международное право и правовые системы стран мира. | О,Т,Д | ||||||
Тема 25. | Правопонимание: история и современность. | О,Т,Д | ||||||
Промежуточная аттестация | Экзамен | |||||||
Всего: | ||||||||
Заочная форма обучения | ||||||||
Тема 1 | Теория государства и права как наука и учебная дисциплина. | О,Т,Д | ||||||
Тема 2 | Происхождение государства и права. | Т | ||||||
Тема 3 | Понятие и типология государства. | О,Т,Д | ||||||
Тема 4 | Форма государства. | Т | ||||||
Тема 5 | Функции государства. | О,Т,Д | ||||||
Тема 6 | Механизм государства. | О,Т,Д | ||||||
Тема 7 | Государство в политической системе общества. | Т | ||||||
Тема 8 | Правовое государство. | Т | ||||||
Тема 9 | Государство и гражданское общество. | Т | ||||||
Тема 10. | Понятие, принципы и функции права. | О,Т,Д | ||||||
Тема 11. | Взаимосвязь права с государством, экономикой и политикой. | О,Т,Д | ||||||
Тема 12. | Право в системе нормативного регулирования. | О,Т,Д | ||||||
Тема 13. | Нормы права. | О,Т,Д | ||||||
Тема 14. | Формы (источники) права. | О,Т,Д | ||||||
Тема 15. | Правотворчество, юридическая техника и систематизация законодательства. | О,Т,Д | ||||||
Тема 16. | Система права и система законодательства. | О,Т,Д | ||||||
Тема 17. | Правовые отношения. | О,Т,Д | ||||||
Тема 18. | Реализация права. | О,Т,Д | ||||||
Тема 19. | Толкование норм права. | О,Т,Д | ||||||
Тема 20. | Правомерное поведение и правонарушение. | О,Т,Д | ||||||
Тема 21. | Государственное принуждение и юридическая ответственность. | О,Т,Д | ||||||
Тема 22. | Правовое регулирование, законность и правопорядок. | Т | ||||||
Тема 23. | Право и личность. | Т | ||||||
Тема 24. | Международное право и правовые системы стран мира. | Т | ||||||
Тема 25. | Правопонимание: история и современность. | Т | ||||||
Промежуточная аттестация: | Экзамен | |||||||
Всего: |
Примечание:
* – при применении электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в соответствии с учебным планом;
** – формы текущего контроля успеваемости: опрос (О), тестирование (Т), контрольная работа (КР), коллоквиум (К), эссе (Э), реферат (Р), диспут (Д) и др.
Содержание дисциплины
ТЕМА 1. Теория государства и права как наука и учебная дисциплина
Понятие науки. Виды наук: естественные, технические, общественные. Объект и предмет науки. Предмет теории государства и права. Основные общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права. Особенности предмета теории государства и права. Теория государства и права как общественная, юридическая, общетеоретическая наука. Функции теории государства и права: познавательная, эвристическая, прогностическая, мировоззренческая, воспитательная, методологическая, прикладная.
Методология теории государства и права: как наука о методах и как совокупность методов научного познания. Виды методов теории государства и права: Всеобщие (метафизический и диалектический методы: материалистическая диалектика, идеалистическая диалектика – объективный и субъективный идеализм); общенаучные (логический, исторический, структурно-функциональный, системный, комплексного исследования); частнонаучные/специальные (статистический, социологический, социально-психологический, математический, кибернетический); частно-правовые/специально-юридические (формально-юридический, сравнительного правоведения, государственно-правового эксперимента, государственно-правового прогнозирования). Факторы, определяющие выбор методов исследования.
Понятие правоведения (юриспруденции). Место и роль теории государства и права в системе юридических наук. Система юридических наук: теоретико-исторические, отраслевые, прикладные, международно-правовые науки. Соотношение и взаимосвязь теории государства и права и других юридических наук: общие черты, отличия, взаимосвязь. Методологическая роль теории государства и права в системе юридических наук. Генезис, современное состояние и перспективы развития теории государства и права. Теория государства и права и юридического практика.
Теория государства и права в системе общественных наук. Связь теории государства и права с философией, социологией, политологией, историей, экономической теорией и другими общественными науками.
Теория государства и права как учебная дисциплина, ее особенности; цели и задачи. Значение теории государства и права для освоения других юридических дисциплин. Ее роль в формировании юридического мировоззрения, политической и правовой культуры юриста.
ТЕМА 2. Происхождение государства и права
Общая характеристика первобытного общества: общественный строй, власть и социальные нормы. Особенности организации власти в первобытном обществе. Особенности первобытных обычаев. Социальные нормы в первобытном обществе. Концепция «мононорм» как социальных регуляторов в условиях присваивающей экономики первобытного общества. Переход от «мононорм» присваивающей экономики к правовым и иным социальным нормам производящей экономики.
Основные теории происхождения государства: теологическая Аврелий Августин, Фома Аквинский, Жан Маритен), патриархальная (Конфуций, Аристотель, Фильмер, Михайловский, Покровский), договорная (Гуго Гроций, Бенедикт Спиноза, Томас Гоббс, Джон Локк, Денни Дидро, Жан-Жак Руссо, Вольтер, Монтескьё), органическая (Герберт Спенсер, Блюнчли, Вормс), психологическая (Л.И. Петражицкий, Н.М. Коркунов, Габриэль Тард, Зигмунд Фрейд, Мейтленд_Джонс), насилия (Людвиг Гумплович, Крал каутский, Евгений Дюринг), расовая (Ж. Гобино, Ф. Ницше), классовая/историко-материалистическая (Карл Маркс, Фридрих Энгельс, В.И. Ленин) и др.
Современные подходы к пониманию причин и закономерностей возникновения государства. Переход от присваивающейся к производящей экономике («неолитическая революция»). Факторы, влияющие на возникновение государства (географический, военный, миграционный, психологический, экономический, религиозный, демографический, экологический и другие). Формы возникновения государства у различных народов. Образование Восточного государства. Образование античных государств. Образование государств в Западной и Восточной Европе.
Причины, основные закономерности и пути возникновения права. Особенности восточного пути образования права. Пути образования права на Западе: перерастание первобытных обычаев в правовые; издание нормативных правовых актов: создание правовых прецедентов. Значение государства в генезисе права. Рецепция и экспансия права.
Отличия права от первобытных обычаев: по времени возникновения; по источнику возникновения; по содержанию; по форме выражения; по порядку вступления в действие; по уровню стабильности; по степени детализации; по способам обеспечения.
ТЕМА 3. Понятие и типология государства
Многообразие подходов к пониманию государства. Сущность государства и ее эволюция. Соотношение классового и общесоциального в сущности государства. Социальное назначение государства. Взаимосвязь сущности и социального назначения государства. Различные подходы к определению социального назначения государства.
Понятие государства. Государство как суверенная, территориальная организация политической власти в обществе. Признаки государства: наличие публичной власти и её аппарата; территориальная организация населения и политической власти; наличие государственного суверенитета; наличие права; наличие государственной казны.
Понятие типологии государства. Различные подходы к типологии государства. Формационный подход к типологии государства (Карл Маркс, Фридрих Энгельс). Понятие общественной экономической формации. Взаимосвязь «базиса» и «надстройки». Государство как надстроечное явление. Типы государств: рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое. Смена типов государства. Формы перехода от одного типа государства к другому. Достоинства и недостатки формационного подхода. Цивилизационный подход к типологии государств Н.Я. Данилевский, К. Леонтьев, О. Шпенглер, А. Тойнби, М. Вебер). Понятие цивилизации как относительно замкнутого локального состояния общества. Теория круговорота цивилизаций А. Тойнби. Достоинства и недостатки цивилизационного подхода.
ТЕМА 4. Форма государства
Понятие и элементы формы государства. Факторы, определяющие форму конкретного государства: соотношение типа и формы государства; соотношение социальных и политических сил в обществе; географическое положение страны; национальный состав населения; исторические традиции; конкретные исторические условия; идеологический фактор.
Форма государственного правления: понятие и виды. Монархия: понятие и признаки. Виды монархий и их признаки: абсолютная и ограниченная (дуалистическая и парламентарная). Республика: понятие и признаки. Виды республик и их признаки (президентская, парламентская, смешанная). Форма государственного правления России ее развитие в современных условиях.
Форма государственного устройства: понятие и виды. Унитарное государство: понятие, признаки, виды. Централизованные и децентрализованные унитарные государства. Автономные образования. Федерация: понятие, признаки, виды. Конституционные, договорные и конституционно-договорные федерации. Территориальные, национальные и национально-территориальные федерации. Симметричные и асимметричные федерации. Проблема суверенитета в сложном государстве. Конфедерация и иные межгосударственные образования. Понятие, признаки и политико-правовая природа конфедерации.
Политический (государственный) режим: понятие, виды. Проблема соотношения понятий «политический режим» и «государственный режим». Характеристика демократического, либерального, авторитарного и тоталитарного режимов. Проблема формирования демократического режима в современной России.
ТЕМА 5. Функции государства
Понятие и содержание функций государства. Признаки функций государства. Общесоциальное и классовое в содержании функций государства. Взаимосвязь задач и функций государства.
Виды функций государства. Внутренние функции государства: экономическая; политическая; социальная; финансовая; охрана правопорядка; экологическая. Внешние функции государства: обеспечение безопасности государства и обороны страны; защита граждан государства, находящихся за пределами его территории; международное сотрудничество; поддержание мира и мирового правопорядка. Постоянные и временные функции государства. Основные и неосновные функции государства. Эволюция функций современного российского государства.
Понятие и виды форм осуществления функций государства. Правовые формы осуществления функций государства (правотворческая; правоприменительная: правоисполнительная и правоохранительная). Организационные формы осуществления функций государства (организационно-регламентирующая; организационно-хозяйственная; организационно-идеологическая).
Методы осуществления функций государства: убеждение, поощрение, принуждение.
ТЕМА 6. Механизм государства
Институциональный и институционально-функциональный подходы в понимании механизма государства. Понятие и структура механизма государства. Роль механизма государства в осуществлении задач и функций государства. Соотношение механизма и аппарата государства. Отличия государственных органов от иных государственных организаций.
Понятие и структура государственного аппарата. Основные принципы организации и деятельности государственного аппарата. Государственный аппарат в унитарном и федеральном государстве. Аппарат Российского государства в современный период: характеристика основных звеньев, тенденции развития и пути совершенствования.
Понятие и признаки государственных органов. Виды государственных органов: по принципу разделения властей; по принципу федерализма; по сроку полномочий; по продолжительности существования; по характеру компетенции; по порядку осуществления полномочий; по порядку формирования. Органы государства и органы местного самоуправления. Государственная служба и государственный служащий. Муниципальная служба и муниципальный служащий.
ТЕМА 7. Государство в политической системе общества
Основные подходы в понимании политической системы общества. Политическая система как совокупность всех политических явлений в обществе: политических норм и ценностей; политических институтов; политического сознания; политической культуры; политической деятельности; политических отношений. Политическая система как совокупность социальных институтов, участвующих в политической жизни общества. Основные элементы политической системы общества: государство, политические партии, общественно- политические движения, общественные объединения и др. Функции политической системы: представительство интересов; осуществление политической власти; мобилизация средств и ресурсов; легитимизация государственной власти; интеграция общества; политическая социализация.
Место государства в политической системе общества. Факторы, определяющие центральное место и ведущую роль государства в политической системе общества. Взаимодействие государства с политическими партиями, общественными объединениями и т.п. Влияние государства на другие элементы политической системы общества. Влияние на государство со стороны других элементов политической системы общества.
ТЕМА 8. Правовое государство
Формирование и развитие теории правового государства в истории мировой и отечественной политико-правовой мысли.
Понятие и основные признаки правового государства: верховенство правового закона; разделение государственной власти и система «сдержек и противовесов»; гарантированность прав и свобод человека и гражданина; взаимная ответственность личности и государства; социальная и правовая защищенность личности; конституционная законность и конституционный контроль; наличие независимой и авторитетной судебной власти.
Проблемы формирования правового государства в России.