Тема 9. СССР во Второй мировой и Великой Отечественной войнах

1.Объясните значение терминов.

Термин  
Значение  
Блицкриг  
Движение Сопротивления  
Демилитаризация  
Денацификация  
Доктрина  
Коренной перелом  
Оккупационный режим  
Плацдарм  
Рейх  
«Рельсовая война»  
Репарации  
Репатриация  
Репрессии  
Стратегия  
Форсирование  

2. Соотнесите события и даты во внешней политике 1930-х гг., которые даны в таблице.

События Даты
1) Пакт о ненападении с Германией А) 30 ноября 1939 г.
2) Начало Советско-Финской войны Б) Сентябрь 1934 г.
3) Договор о дружбе и границах с Германией В) 23 августа 1939 г.
4) Вступление СССР в Лигу Наций Г) 28 сентября 1939 г.

3. СССР был исключен из Лиги Наций из-за:

а) агрессии в отношении Финляндии;

б) оккупации Прибалтийских государств;

в) фактического участия в нападении на Польшу;

г) подписания пакта Молотова - Риббентропа.

4. Историки используют различные подходы пытаясь ответить на вопрос «кто развязал Вторую мировую войну».

Первый — эту войну развязали империалистические страны с целью передела мира;

второй — виновником в развязывании войны является исключительно германский фашизм. Все остальные участники — его жертвы;

третий — виновником начала этого конфликта является И.В. Сталин и его желание построить мировой социализм.

Проанализировав эти точки зрения, назовите причины Второй мировой войны.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Прочитайте отрывок из воспоминаний Г.К. Жукова и ответьте на вопросы.

«Сопоставляя и анализируя все разговоры, которые велись Сталиным в моем присутствии в кругу самых близких людей, я пришел к твердому убеждению: над ним тяготела опасность войны с фашисткой Германией, и все его помыслы и действия были пронизаны желанием - избежать войны или оттянуть сроки ее начала - и уверенностью, что это ему удастся... он понимал, что мы опоздали не только с перевооружением войск новейшей боевой техникой... но и с мероприятиями по организации обороны страны, в частности с созданием необходимых государственных резервов и мобилизационных запасов ... накануне войны в Красной армии почти не осталось командиров полков и дивизий с академическим образованием... опасаясь стать жертвой провокации империалистических государств, информацию [о начале войны] И.В. Сталин воспринимал как дезинформацию... Надеясь на свою «мудрость», он перемудрил себя и не разобрался в коварной тактике и планах гитлеровского правительства».

Вопросы:

А). как маршал объясняет причины неудач Красной армии в первые месяцы войны? Со всем ли вы можете согласиться?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Б). Можно ли было предотвратить наступление гитлеровских войск?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Высшим органом государственной власти в годы Великой Отечественной войны был:

а) Государственный Комитет Обороны;

б) Президиум Верховного Совета СССР;

в) Совет народных комиссаров;

г) Ставка Верховного главнокомандующего.

7. Изучите документы и ответьте на вопросы.

Из Директивного письма Верховного Главнокомандующего военным советам фронтов и армий от 10 января 1942 г.:

«Наша задача состоит в том, чтобы не дать немцам передышки, гнать их на запад без остановки, заставить их израсходовать резервы, а у немцев не будет больше резервов, и обеспечить таким образом полный разгром гитлеровских войск в 1942 г. Но для осуществления этой задачи необходимо, чтобы наши войска научились взламывать оборонительную линию противника, научились организовывать прорыв обороны противника на всю ее глубину и тем открыли дорогу для продвижения нашей пехоты, наших танков, нашей кавалерии…».

Из воспоминаний А.М. Василевского:

«Правильно оценивая к началу 1942 г. фронтовую обстановку как благоприятную для продолжения наступления, Верховное Главнокомандование недостаточно точно учло реальные возможности Краской Армии. В результате имевшиеся в распоряжении Ставки девять армий резерва были почти равномерно распределены между всеми стратегическими направлениями. В ходе общего наступления зимой 1942 г. советские войска истратили все с таким трудом созданные осенью и в начале зимы резервы. Поставленные задачи не удалось решить».

Из воспоминаний Г.К. Жукова:

«Контрнаступление зимой 1941 – 1942 гг. проходило в сложных условиях, что самое главное… без численного превосходства над противником… К тому же мы не имели в распоряжении фронтов полноценных танковых и механизированных соединений, а без них, как показала практика войны, проводить наступательные операции с решительными целями и большим размахом нельзя…»

Вопросы:

А). Какие стратегические задачи были поставлены перед советскими войсками в зимней кампании 1942 г.?

Б). Почему эти задачи оказались невыполнимыми?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Пробный боевой залп советской реактивной артиллерией («катюша») был дан:

а) 25 июня 1941 г. в районе Луцка;

б) 14 июля 1941 г. под Оршей;

в) 12 сентября 1941 г. под Ленинградом.

9. Когда немецкие войска впервые во второй мировой войне получили директиву о переходе к обороне:

а) 30 июля 1941 г. во время сражения под Смоленском;

б) 11 сентября 1941 г. в период сражения за Киев;

в) 16 октября 1941 г. во время битвы за Одессу?

10. Разведка Германии в 1942 г. провела удачную операцию по дезинформации советского руководства под кодовым названием:

а) «Кремль»;

б) «Москва»;

в) «Центр»;

г) «Барбаросса»;

д) «Ост».

11.Советские войска после 250-дневной обороны оставили 4 июля 1942 г. город:

а) Харьков;

б) Одессу;

в) Севастополь;

г) Керчь;

д) Любань.

12. Заполните пропуски в тексте

Контрнаступление под Сталинградом началось ______________ силами Юго-Западного (командующий генерал___________________) и Донского (командующий генерал _______________________) фронтов. __________________ перешли в наступление воины Сталинградского фронта (командующий генерал ___________________), прорвав оборону врага южнее города. Танковые группировки Юго-Западного и Сталинградского фронтов устремились навстречу друг другу, замыкая вражеские дивизии в огромном котле между Волгой и Доном. ________________ передовые части этих фронтов соединились в районе города ___________________. В котле оказались ________________________________________________________________________. Чтобы избежать ненужного кровопролития, советское командование предложило ________________________________________________________. Но________________________________________________. Начались упорные бои за ликвидацию окруженных войск.

Грандиозное сражение под Сталинградом закончилось ____________________. Было взято в плен ___________ человек, в том числе_________ генерала, среди которых был ___________.

13. Соотнесите названия событий и даты в ходе Великой Отечественной войны, которые даны в таблице.

События Даты
1) Курская битва А) 6 июня 1944 г.
2) Наступление Красной армии под Сталинградом Б) 28 января 1944 г.
3) Открытие второго фронта В) 5 июля – 5 августа 1943 г.
4) Битва под Москвой Г) 19 ноября 1942 г.
5) Снятие блокады Ленинграда Д) 30 сентября 1941 – апрель 1942 г.

14. Начало коренному перелому в ходе Великой Отечественной войны положила __________________ битва:

а) Пражская;

б) Берлинская;

в) Московская;

г) Сталинградская.

15. Заполните пропуски в тексте по схеме: 1 — название фронта; 2 — дата; 3 — статус города; 4 — название города; 5 — название реки.

Из приказа Верховного Главнокомандующего:

Войска (1)_______________________ фронта в результате стремительно проведенной операции со смелым обходным маневром сегодня (2) ____________________, на рассвете штурмом овладели (3) _______________городом (4) ______________ — крупнейшим промышленным центром и важнейшим стратегическим узлом обороны немцев на правом берегу (5) ______________. Со взятием (4) ___________________ нашими войсками захвачен важнейший и наивыгоднейший плацдарм, имеющий важное значение для изгнания немцев…

В боях за освобождение города (4)_________________ отличились войска генерал-полковника Москаленко, генерал-лейтенанта Черняховского, танкисты генерал-лейтенанта Рыбалко, летчики генерал-лейтенанта авиации Красовского и артиллеристы генерал-лейтенанта артиллерии Королькова.

16. С именами каких полководцев связана победа под Сталинградом?

а) И.С. Конев;

б) А.И. Еременко;

в) К.А. Мерецков;

г) В.И. Чуйков;

д) Л.А. Говоров;

е) Г.К. Жуков;

ж) В.Д. Соколовский;

з) И.Д. Черняховский;

и) К.К. Рокоссовский;

к) С.М. Буденный;

л) Н.Ф. Ватутин.

17. Изучите документ и ответьте на вопросы.

Из оперативного приказа фюрера №6 о проведении операции «Цитадель» 15 апреля 1943 г.:

«Я решил: как только позволят погодные условия, провести в качестве наступательного удара этого года операцию «Цитадель».

Посему данному наступлению придается особое значение. Необходимо осуществить его быстро и с большой пробивной силой. Оно должно передать инициативу на весну и лето в наши руку.

В связи с этим все приготовления осуществлять с величайшей осмотрительностью и энергичностью. На всех главных направлениях использовать лучшие соединения, лучшее оружие, лучших командиров, большое количество боеприпасов. Каждый командир, каждый рядовой обязан проникнуться пониманием решающего значения этого наступления. Победа под Куском должна послужить факелом для всего мира.

Для этого приказываю:

1. Цель наступления — посредством массированного, беспощадного и быстро проведенного каждой из атакующих армий наступательного удара из района Белгорода и южнее Орла окружить находящиеся в районе Курска силы противника и концентрированным наступлением уничтожить их…

2. Необходимо:

а) как можно надежнее обеспечить внезапность и прежде всего оставить противника в неведении относительно дня наступления;

б) как можно лучше сосредоточить наступательные силы на узком участке фронта, чтобы использовать превосходство в отдельных пунктах всех наступательных средств (танков, штурмовых орудий, артиллерии, дымовых минометов и т.д.), и одним ударом, до соединения обеих наступательных армий, прорвать фронта противника и окружить его…

е) провести наступление столь быстро, чтобы противник не смог ни уйти от окружения, ни подтянуть свои резервы с других фронтов …».

Вопросы:

А) Какая стратегическая операция, разработанная германским генштабом, получила кодовое название «Цитадель»?

Б) Почему немецкое командование придавало этой операции решающее значение?

В) На какие факторы при разработке этой операции были сделаны ставки?

Г) Сумели ли гитлеровцы осуществить свои планы?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

18.Что означают следующие названия? Укажите, где и когда произошли связанные с ними события:

а) Перл-Харбор;

б) операция «Багратион»;

в) высадка в Нормандии;

г) Нюрнбергский процесс.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

19. Составьте таблицу «Международные конференции глав государств — союзников по антигитлеровской коалиции».

Название конференции Место проведения, время Участники конференции Основные решения
       
       
       
       

20. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны произошел:

а) во второй половине 1941 г.;

б) в первой половине 1942 г.;

в) во второй половине 1943 г.;

г) во второй половине 1944 г.

21. В честь какого события в Москве впервые был дан победный салют:

а) капитуляции немецких в Сталинграде;

б) провала немецкого наступления на Курской дуге, освобождения Орла и Белгорода;

в) освобождения Киева.

22. Где немецкие оборонительные сооружения получили название «Восточный вал»»:

а) на правом берегу Днепра;

б) на Таманском полуострове;

в) на южном берегу Сивашского залива?

23. Проанализируйте факты и ответьте на вопросы.

Соотношение сил сторон на Европейском театре военных действий (начало января 1945 г.)

Линии сравнения Войска союзников Войска Германии Советские войска
на Западе на Востоке
Личный состав (тыс. чел.) 5,7 1,9 3,7 6,7
Орудия, минометы (тыс.) 50,0 45,0 56,2 107,3
Танки и САУ (тыс.) 16,1 3,5 8,1 12,1
Боевые самолеты (тыс.) 16,7 2,7 4,1 14,7

Вопросы:

А). Когда был открыт второй фронт в Европе?

Б). Как Вы думаете, почему он был открыт с таким опозданием?

В). О чем свидетельствуют приведенные в таблице данные?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

24. Изучите документы и ответьте на вопросы

Из речи министра иностранных дел Японии Тодзио:

«Если белые дьяволы осмелятся высадиться на наши острова, то японский дух уйдет в великую цитадель — Маньчжурию. В Маньчжурии нетронутая доблестная Квантунская армия, несокрушимый плацдарм. В Маньчжурии мы будем сопротивляться хоть сто лет».

Из воспоминаний Главнокомандующего советскими войсками на Дальнем Востоке А.И. Василевского:

«Осуществление операции по перегруппировке было сопряжено с большими трудностями. Она проводилась в условиях строгой оперативной маскировки при мобилизации всех сил и средств Наркомата путей сообщения. Только за четыре месяца (май – август) на Дальнем Востоке и в Забайкалье поступило около 136 тыс. вагонов с войсками и грузами…

В ночь на 9 августа передовые батальоны и разведывательные отряды двинулись на территорию противника. С рассветом главные силы Забайкальского и 1-го Дальневосточного фронтов перешли в наступление… Наше наступление развивалось успешно с первых же часов. Внезапность и сила первоначальных ударов позволили советским войскам сразу же захватить инициативу.

В правительстве Японии начало военных операции вызвало панику. «Вступление сегодня утром в войну Советского Союза, — заявил 9 августа премьер-министр Судзуки, — ставит нас окончательно в безвыходное положение и делает невозможным дальнейшее продолжение войны».

Из послания Императора Японии к солдатам и офицерам армии и флота 15 августа 1945 г.:

«Со времени объявления войны Англии и Америке прошло 3 года и 8 месяцев. Все это время наши доблестные солдаты и моряки не щадили жизни на полях сражений и в бушующем океане, и мы испытываем к ним чувство глубокого уважения за это. Теперь, когда в войну вступила Россия, дальнейшее продолжение войны... повлекло за собой новые жертвы и страдания и могло бы привести к потере основ нашей империи. Поэтому, несмотря на высокий боевой дух нашей армии и флота, я обратился к Америке, Англии и России с предложением заключить мир.

Вопросы:

А). С какой целью СССР вступил в войну с Японией?

Б). Как повлияло вступление советских войск в Маньчжурию на оперативную обстановку на Тихоокеанском фронте?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

25. Кто в ходе войны был награжден тремя медалями «Золотая звезда» Героя Советского союза:

а) С.А. Ковпак;

б) И.Н. Кожедуб;

в) Г.К. Жуков;

г) К.Е. Ворошилов;

д) А.И. Покрышкин;

е) К.К. Рокоссовский?

26. Кто из советских военачальников командовал войсками на Дальнем Востоке во время войны с Японией:

а) Р.Я. Малиновский;

б) А.М. Василевский;

в) К.К. Рокосовский?

27. Когда состоялся Парад Победы:

а) 7 ноября 1941 г.;

б) 8 мая 1945 г.;

в) 2 сентября 1945 г.;

г) 24 июня 1945 г.

28. Изучите документ и ответьте на вопросы.

Из книги М. Джиласа «Лицо тоталитаризма»:

«Но больше всего восхищала нас выносливость и скромность русского солдата, способного днями, неделями, по пояс в грязи, без хлеба и сна выдерживать ураган огня и стали и отчаянные атаки немцев…

Хотя Сталин и провел большие чистки, в особенности среди высшего командного состава, это имело меньше последствий, чем предполагают, так как он одновременно без колебаний возвышал молодых и талантливых людей, — каждый офицер, который был ему верен, знал, что его амбиции будут приняты… Он действовал одновременно по двум направлениям: вводил в армии абсолютное подчинение правительству, партии и лично себе и ничего не жалел для усиления ее боеспособности, улучшения жизни ее состава, а также быстро повышал в чинах наиболее способных».

Вопросы:

А). В чем видит автор, участник войны, источники победы Советского Союза в Великой Отечественной войне?

Б). Какие факты Вы можете назвать еще?

___________________________________________________________________________________________________________________________________

29. Расположите в хронологическом порядке следующие события Великой Отечественной войны.

№п/п № Событие Дата  
1. Поражение советских войск в Белоруссии    
2. Образование антигитлеровской коалиции    
3. Берлинская операция    
4. Снятие блокады Ленинграда    
5. Битва под Москвой    
6. Смоленское сражение    
7. Курская битва    

30. Каково значение победы советских войск в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.? Сможете ли вы назвать цену этой победы? Напишите свой ответ.

________________________________________________________________________________________________________________________________________

Наши рекомендации