Заполните таблицу «Объединение Руси»
Этапы объединения | Основные центры | Характеристика | Основные события |
Конец XIII - 80-е годы XIV вв. | |||
80 – е годыXIV в. – 1462 год | |||
1462-1533 гг. |
Заполните таблицу: «Реформы и контрреформы Ивана Грозного»
Сферы деятельности | Реформы | Контрреформы | Результаты |
Высшие органы власти | |||
Местное управление | |||
Военная сфера | |||
Экономическая сфера | |||
Культурная сфера |
Объясните, что изменилось в России после проведения реформ и контрреформ Ивана IV?
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
6. Установите соответствие между историческими деятелями и событиями, в которых они принимали участие:к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ДЕЯТЕЛИ СОБЫТИЯ
А) Борис Годунов 1) подавление восстания под предво-
Б) Аввакум дительством И. Болотникова
В) Кузьма Минин 2) учреждение патриаршества
Г) Василий Шуйский 3) освобождение Москвы от поляков
4) издание Соборного уложения
5) начало церковного раскола
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами
А | Б | В | Г |
Укажите причины Смуты и кризиса власти в начале XVII века
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются противоречивые точки зрения. Одной из таких спорных точек зрения является следующее положение – «Смутное время в России завершилось в 1613 году».
Приведите два аргумента, которыми можно подтвердить эту точку зрения, и два аргумента, которыми можно её опровергнуть.
Аргументы подтверждения:
1) ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------2) --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Аргументы в опровержение:
1) -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
2) -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Ниже приведены исторические деятели. Выберите одного из них и укажите: время жизни и правления, не менее двух направлений его деятельности с их характеристикой, результаты его деятельности по каждому из названных направлений.
1) Иван III; 2) Иван IV; 3) Борис Годунов; 4) Михаил Романов; 5) Алексей Михайлович ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Впишите в соответствующие колонки таблицы наиболее значимые события внешней политики Московского государства XIV–XVII веков
Западное направление | Восточное направление | Южное направление |
Заполните таблицу «Основные этапы закрепощения крестьян»
Дата | Документ | Значение |
12. Сущность церковной реформы патриарха Никона_________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
13. Перечислите новые явления в экономике России XVII века_________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
14. Запишите определение понятий:
«Кормленщики» -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Юрьев день -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Заповедные лета -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Урочные лета ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Приказ -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Дъяк ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Земский собор ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Стоглав ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Опричнина ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Сословно-представительная монархия__________________________
_____________________________________________________________
Избранная Рада_______________________________________________
_____________________________________________________________
Смутное время_______________________________________________
_____________________________________________________________
Бунташный век______________________________________________
_____________________________________________________________
Старообрядцы_______________________________________________
_____________________________________________________________
ТЕМА 4. РОССИЯ В XVIII ВЕКЕ
Что такое модернизация?
_______________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В чем суть составляющих модернизацию элементов?
–индустриализация_______________________________________________
__________________________________________________________________
– урбанизация – ____________________________________________________
__________________________________________________________________
– демократизация – ________________________________________________
__________________________________________________________________
– секуляризация – __________________________________________________
__________________________________________________________________
3. Каковы предпосылки петровских преобразований?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Заполните таблицу «Реформы Петра I»:
Название реформы | Сущность |
Военная реформа | |
Реформа государственного аппарата | |
Реформы местного управления | |
Налоговая реформа | |
Реформа церковного управления | |
Реформы в области образования и культуры |
Перечислите мероприятия Петра I в области экономического развития.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В каких сферах жизни общества реформы Петра I оказались наиболее результативными? Почему?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Каковы итоги и цена петровских преобразований?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В чем состояла сущность политики просвещенного абсолютизма? В каких странах проводилась эта политика и почему?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Заполните таблицу «Внутренняя политика Екатерины II»:
Мероприятия, определяющие политику просвещенного абсолютизма | Мероприятия, определяющие охранительные начала внутренней политики |
Основные войны и расширение территории России в XVIII веке
Войны | Территориальные приобретения |
11. Дайте определение понятий:
протекционизм___________________________________________________
__________________________________________________________________
коллегия _________________________________________________________
__________________________________________________________________
Сенат_____________________________________________________________
__________________________________________________________________
Синод ____________________________________________________________
__________________________________________________________________
рекрут___________________________________________________________
__________________________________________________________________
подушная подать__________________________________________________
__________________________________________________________________
приписные крестьяне______________________________________________
__________________________________________________________________
просвещенный абсолютизм_________________________________________
__________________________________________________________________
12. Персоналии:
«Птенцы гнезда Петрова»___________________________________________
Меньшиков А.Д.___________________________________________________
Потемкин Г.А._____________________________________________________
Суворов А.В.______________________________________________________
Румянцев П.А._____________________________________________________
Пугачев Е.И.______________________________________________________
Радищев А.Н.______________________________________________________
ТЕМА 5. РОССИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА: ПОИСК НОВЫХ ФОРМ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА