Заполните таблицу «Объединение Руси»

Этапы объединения Основные центры Характеристика Основные события
Конец XIII - 80-е годы XIV вв.      
80 – е годыXIV в. – 1462 год      
1462-1533 гг.      

Заполните таблицу: «Реформы и контрреформы Ивана Грозного»

Сферы деятельности Реформы Контрреформы Результаты
Высшие органы власти      
Местное управление      
Военная сфера      
Экономическая сфера      
Культурная сфера      

Объясните, что изменилось в России после проведения реформ и контрреформ Ивана IV?

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

6. Установите соответствие между историческими деятелями и событиями, в которых они принимали участие:к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ДЕЯТЕЛИ СОБЫТИЯ

А) Борис Годунов 1) подавление восстания под предво-

Б) Аввакум дительством И. Болотникова

В) Кузьма Минин 2) учреждение патриаршества

Г) Василий Шуйский 3) освобождение Москвы от поляков

4) издание Соборного уложения

5) начало церковного раскола

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами

А Б В Г
       

Укажите причины Смуты и кризиса власти в начале XVII века

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются противоречивые точки зрения. Одной из таких спорных точек зрения является следующее положение – «Смутное время в России завершилось в 1613 году».

Приведите два аргумента, которыми можно подтвердить эту точку зрения, и два аргумента, которыми можно её опровергнуть.

Аргументы подтверждения:

1) ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------2) --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Аргументы в опровержение:

1) -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

2) -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Ниже приведены исторические деятели. Выберите одного из них и укажите: время жизни и правления, не менее двух направлений его деятельности с их характеристикой, результаты его деятельности по каждому из названных направлений.

1) Иван III; 2) Иван IV; 3) Борис Годунов; 4) Михаил Романов; 5) Алексей Михайлович ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Впишите в соответствующие колонки таблицы наиболее значимые события внешней политики Московского государства XIV–XVII веков

Западное направление Восточное направление Южное направление
     

Заполните таблицу «Основные этапы закрепощения крестьян»

Дата Документ Значение
     

12. Сущность церковной реформы патриарха Никона_________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13. Перечислите новые явления в экономике России XVII века_________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

14. Запишите определение понятий:

«Кормленщики» -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Юрьев день -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Заповедные лета -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Урочные лета ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Приказ -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Дъяк ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Земский собор ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Стоглав ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Опричнина ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Сословно-представительная монархия__________________________

_____________________________________________________________

Избранная Рада_______________________________________________

_____________________________________________________________

Смутное время_______________________________________________

_____________________________________________________________

Бунташный век______________________________________________

_____________________________________________________________

Старообрядцы_______________________________________________

_____________________________________________________________

ТЕМА 4. РОССИЯ В XVIII ВЕКЕ

Что такое модернизация?

_______________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В чем суть составляющих модернизацию элементов?

–индустриализация­_______________________________________________

__________________________________________________________________

– урбанизация – ____________________________________________________

__________________________________________________________________

– демократизация – ________________________________________________

__________________________________________________________________

– секуляризация – __________________________________________________

__________________________________________________________________

3. Каковы предпосылки петровских преобразований?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Заполните таблицу «Реформы Петра I»:

Название реформы Сущность
Военная реформа  
Реформа государственного аппарата  
Реформы местного управления  
Налоговая реформа  
Реформа церковного управления  
Реформы в области образования и культуры  

Перечислите мероприятия Петра I в области экономического развития.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В каких сферах жизни общества реформы Петра I оказались наиболее результативными? Почему?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Каковы итоги и цена петровских преобразований?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В чем состояла сущность политики просвещенного абсолютизма? В каких странах проводилась эта политика и почему?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Заполните таблицу «Внутренняя политика Екатерины II»:

Мероприятия, определяющие политику просвещенного абсолютизма Мероприятия, определяющие охранительные начала внутренней политики
 

Основные войны и расширение территории России в XVIII веке

Войны Территориальные приобретения
   
   
   
   
   

11. Дайте определение понятий:

протекционизм___________________________________________________

__________________________________________________________________

коллегия _________________________________________________________

__________________________________________________________________

Сенат_____________________________________________________________

__________________________________________________________________

Синод ____________________________________________________________

__________________________________________________________________

рекрут___________________________________________________________

__________________________________________________________________

подушная подать__________________________________________________

__________________________________________________________________

приписные крестьяне______________________________________________

__________________________________________________________________

просвещенный абсолютизм_________________________________________

__________________________________________________________________

12. Персоналии:

«Птенцы гнезда Петрова»___________________________________________

Меньшиков А.Д.___________________________________________________

Потемкин Г.А._____________________________________________________

Суворов А.В.______________________________________________________

Румянцев П.А._____________________________________________________

Пугачев Е.И.______________________________________________________

Радищев А.Н.______________________________________________________

ТЕМА 5. РОССИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА: ПОИСК НОВЫХ ФОРМ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

Наши рекомендации